Главные вкладки

    Материал на тему:
    Формирование у детей пятого года жизни представлений о величине предметов

    Чуева Алена Игоревна

    Чуева Алена Игоревна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_let_velichina.doc568.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование у детей пятого года жизни представлений

     о величине предметов

    Исполнитель:Чуева Алёна Игоревна

    Содержание

    Введение……………………………………………………………

    3

    Глава I

    Теоретические основы формирования представлений о величине предметов в дошкольном возрасте.

    1.1 Состояние проблемы формирования представлений о величине предметов в психолого-педагогической литературе……………..

    5

    1.2 Методика формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста……………………………………

    10

    Глава II

    Педагогические условия формирования представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.

    2.1 Выявление уровня сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни………………………….

    19

    2.2 Организация опытной работы по формированию у детей пятого года жизни представлений о величине предметов……………..

    25

    2.3 Изучение динамики сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни……………………….

    35

    Заключение………………………………………………………..

    38

    Список литературы……………………………………….……...

    Приложение………………………………………………………..

    40

    42

                                    


    Введение

    Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Наша задача дать детям представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: в частности – к величине, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Именно, поэтому проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления, детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность.

    Педагогические исследования в области содержания и методов работы по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста уделяют внимание в основном обучению детей измерению. Усвоению величины посвящались немногие работы методического характера: Л.В.Глаголевой (20-30-е гг.)- разработала разнообразные методы при обучение сравнению величин., Е.И.Тихеевой (30-40 –е гг.) – уделяла внимание ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше-меньше, шире – уже, длиннее – короче и др., А.М.Леушиной (50 -60-е.гг) – разработала дидактическую систему формирования представлений о величине -, Л.С.Метлиной (90-е гг.) -. разработала задачи по формированию у детей представлений о величине.

    Проблеме формирования представлений о величине в среднем дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги. В.В.Данилова - считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети среднего дошкольного возраста учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру). Т.И.Ерофеева предлагает развивать представления о величине у детей среднего дошкольного возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных игра. В.П.Новикова – предлагает методику ознакомления детей среднего дошкольного возраста с величиной. З.А.Михайлова – игровую технологию для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине.

    Цель работы: дать теоретическое обоснование вопросам формирования представлений о величине предмета в дошкольном возрасте, провести и описать опытно-практическую работу.

    Объектом исследования является формирование представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.

    Предметом исследования является процесс формирования представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.

    На основе цели исследования мы поставили в своей работе следующие задачи:

    1. Дать характеристику теоретическим основам формирования представлений о величине предметов у дошкольников.
    2. Выявить уровень сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.
    3. Подобрать и провести серию упражнений, направленных на формирование представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.
    4. Определить эффективность опытной работы.

    Методы исследования:

    изучение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;

    педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

    количественная и качественная обработка полученных материалов;

    анализ и обобщение результатов.


    Глава I. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов в дошкольном возрасте

    1.1 Состояние проблемы формирования представлений  о величине предметов в психолого-педагогической

    литературе

    Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми дошкольного возраста размеров в литературе чаще всего используется термин «величина».

    Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности, на протяжении истории развития общества подвергалась ряду обобщений и конкретизаций. Величина - это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т.д. Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно - двигательным, тактильно - двигательным и т.д. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает,  тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе - тем кажется большим.

    Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость - основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества в том числе длину. Ширину, высоту, объем и многое другое. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов.

    Формирование - придание форм (внутренней и внешней структуры), полученным в обучении и воспитании, в том числе в процессе исследования результатам. В отличие от развития, происходящих в большей степени под влиянием внутренних импульсов, формирование выражает роль внешних воздействий, стимулирующих, конечно и внутренние силы развития и саморазвития.

    Представление - уровень познания, возникающий при отсутствии непосредственного контакта с изучаемым объектом, первоначальный уровень овладения знаниями, приближающийся к понятию. На этом уровне ребенок может излагать материал своими словами, аргументировать определенные выводы и правила.

    Еще выдающиеся педагоги прошлого - Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения. Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в работы по воспитанию и обучению.

    Методы формирования у детей понятия о величине нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребель и итальянского педагога М.Монтессори. В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с величинами, измерениям, составление рядов предметов по размеру, весу и т.д. М.Монтессори,  опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о величинах.

    Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер еще в 20-30-е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения.

    Е.И. Тихеева большое внимание уделяет ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и др.  Она высказывалась против систематического обучения дошкольников. В тоже время она возражала и против полной стихийности обучения.

    Л.В.Глаголева разработала разнообразные методы обучения сравнения величин. При этом большое значение имеет каждый из них: лабораторный метод (обработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий).  Она уделяла особое внимание игре, как методу обучения сравнению величин.

    Ф.Н. Блехер разработала, апробировала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. В качестве средств математического развития Ф.Н. Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных играх – занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми, по освоению величины ею разработаны карточки для закрепления знаний о величине,  времени и т.д.

    В 50-60 годы появляется научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М.Леушиной. Многие современные методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений созданы на основе дидактической системы, разработанной А.М.Леушиной и ее последователями.

    В 90-е годы 20 в. предматематическая подготовка детей в нашей стране традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам дошкольного образования. Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, общепринятой во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С.Метлина, ученица А.М.Леушиной. Книга «Занятия по математике в детском саду» (авторы А.М.Леушина, Л.С.Метлина) выдержала с 1977 года несколько изданий и долгие годы была единственным пособием для воспитателей, называемое «традиционным». В данном пособии также выделены задачи по формированию у детей представлений о величине. Итак, А.М.Леушина и ее последователи Т.А.Мусейибова, З.А. Михайлова, Т.Д.Рихтерман и др. являются основоположниками дошкольного математического образования.

    Проблеме формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги. В.В.Данилова считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети младшего дошкольного возраста учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.  Именно в этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее - короче, равные по длине). Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по раз-меру. Разница в размере демонстрационного и раздаточного материала не менее 10-15см. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.

    Т.И.Ерофеева предлагает занятия с детьми младшего возраста начинать с интересной игры или привлекательной для детей деятельности. Ни в коем случае не надо копировать школьный урок. Она предлагает развивать представления о величине у детей младшего дошкольного возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях.

    В.П.Новикова - предлагает методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной; З.А.Михайлова - игровую технологию для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине, выделяет способы познания свойств предметов (сравнение, составление сериационных рядов, классификация).

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать выводы:

    1. Дети дошкольного возраста нередко испытывают большие затруднения в различии разных видов протяженности и оценке размеров, так как, с одной стороны, не всегда точно используют слово, определяющее тот или иной вид протяженности, и, с другой стороны, не уделяют должного внимания развитию сенсорного восприятия размеров предметов. Т.к. познавание величины осуществляется на:

    - сенсорной основе;

    - опосредуется мышлением и речью.

    2. Дети младшего дошкольного возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Дети пятого года жизни уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.


    1.2  Методика формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста

    При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче). Основное требование к дидактическому материалу в этой группе - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

    Дети четвертого года жизни самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т.е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позволяющими дать точную характеристику различия предметов по одному из признаков. Поэтому, необходимо научить детей сравнивать предметы, отличающиеся только по одному признаку (или по длине, или по ширине, или по высоте), и пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине. Сравнению каждого вида размеров (длины, ширины, высоты) отводится 3-4 занятия.

    Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале детей учат при сравнении двух предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения.

    На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы контрастных размеров. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. Показ производится широким жестом, повторяется 2-3 раза, чтобы дети данный признак не соотнесли с какой-либо линией на предмете или с одним из краев предмета. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Подражая педагогу, дети производят соответствующие действия. Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности данного признака и требует его учета. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком. Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия.

    Большое значение придается обучению детей способом сравнения размеров: приложению или наложению (о которых им уже известно). Вначале детей учат пользоваться способом приложения, так как сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются. Воспитатель показывает, как правильно пользоваться данными способами. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и подравнивают их концы с одной стороны (лучше с левой); пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние их края. Если конец предмета выступает, можно сказать, что этот предмет длиннее. Если ни один конец не выступает, то предметы равные (одинаковые) по длине. При сравнении вещей по ширине совмещают (подравнивают) верхние или нижние их края; сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. Выделенный признак обозначается точным словом. «Какая ленточка длиннее (шире)? Какая ленточка короче (уже)?» - спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов длиннее - короче, шире - уже и др., обозначающих сравнительную величину предметов. Если ребенок вместо точных слов длиннее (короче), шире (уже) и др. употребляет слова больше, меньше, педагог его поправляет: «Правильно, больше по длине (по ширине), длиннее (шире)». Или: «Правильно, меньше по длине (по ширине), короче (уже)». Отношения «длиннее - короче», «шире - уже» всегда рассматриваются в связи друг с другом. Например: «Синий шарфик уже красного, а красный шарфик шире синего». Для упражнения детей в сравнении предметов по величине, можно давать такие задания:

    • из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;
    • детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;
    • нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
    • найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

    Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. В процессе этих упражнений у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний; обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов. Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т. п.

    Большое место в работе с младшими дошкольниками должно быть отведено игровым ситуациям, Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную - много, на короткую - одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие - узкие, высокие - низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная - короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

    Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

    В средней группе учат сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).

    Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца - эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

    Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий - практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.

    Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

    В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.).
    Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10-12 занятий. Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома, и т. д.

    Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.

    В старшей и подготовительной группах продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Теперь количество упорядочиваемых в ряд предметов увеличивается до 10, а разница их размеров еще более уменьшается (от 3 до 1 см). Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а затем по толщине). Другое усложнение заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие. Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами (если а>b и b>с, то а>с).

    «Мерка», равная «лишнему кусочку», используется для определения различий между соседними элементами ряда. Таким образом, устанавливается постоянство равенства различий как существенного свойства упорядоченного ряда. Можно дать задания: достроить ряд (построить его от промежуточного элемента, нарисовать ряд до и после его упорядочивания), найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду (вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы, преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот), найти соответствие между несколькими рядами (составить ряд из парных элементов) и т. д. С этой целью проводятся игры: «Что изменилось?», «Угадайте, которого не хватает», «Угадайте, где пропущено», «Который лишний?», «Найди свое место». Одним из элементов их усложнения может быть введение правила, требующего выполнения сериации только зрительным путем, без практических проб.

    Старшие, дошкольники выполняют и более сложные задания на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др. Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера.

    Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности.

    «Кто первый?» - «Мишки (или матрешки) забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий?».

    «Чья коробочка?» - «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?».

    «Угадайте, кто выше (ниже) ростом» - «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самого низкого роста? А самого высокого?».

    При проведении игр наглядность применяется для утверждения в правильности ответа. Задания на сериацию связываются с закреплением навыков порядкового счета.

    Новой задачей для воспитателя старшей группы является задача уточнения представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, толщине, высоте при правильном отражении этого в речи («Стало длиннее», «Это больше» и т. д.).

    Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач, так или иначе, изменяет величину предметов. Ребенок практикуется в этом постоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т. д. Складывающийся таким образом опыт изменения величины предметов вряд ли достаточен. Необходимы специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия - в процессе работы, с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков, сделать лесенку или заготовки определенных размеров для ремонта книг, коробок, плетения ковриков, елочных бус и т. п.

    Такие упражнения позволяют ребенку понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).

    Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.

     Проанализировав методическую литературу можно сделать выводы:

    1. Начиная со второй младшей группы необходимо активно формировать у детей представление о свойствах предметов ближайшего окружения; с ними организовывать разнообразные игры-упражнения на группировку предметов, объединять предметы в группы и характеризовать конкретные признаки предметов этих групп, а также знакомить детей с приемами предметов контрастных размеров по длине, ширине, высоте. Данные задачи реализуются в непосредственно организуемой деятельности, и носит наглядно-действенный характер. Дети усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом. Предлагается проводить занятия в игровой форме, используя сюрпризный момент.

    2. Основной задачей воспитателей при систематическом обучении является: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов у ребенка; развитие вариативного и образного мышления, творческих способностей; формирование приемов умственных действий; развитие любознательности, самостоятельности, инициативности; развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

     Понятие величины является одним из самых главных в развитии математических представлений детей дошкольного возраста. От того, насколько прочно и последовательно отложатся у них эти представления, зависит их дальнейший успех в познании законов математики и жизни.

     


    Глава II. Педагогические условия формирования представлений о величине предметов у детей пятого года жизни

    2.1 Выявление уровня сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни

      Опытная работа проводилась в 2014/2015 учебном году в дошкольном учреждении ГБОУ школа №883 города Москвы. В опытной работе участвовало 10 детей пятого года жизни. Опытная работа проводилась  с ноября по апрель месяц.

    Нам было важно выявить наличие  у детей умения:

    • различать и называть длину, высоту, ширину;
    • сравнивать предметы по длине, высоте, ширине;
    • сравнивать предметы по величине путём наложения или приложения;
    • обследовать предметы, проводя пальцем по указанной  протяженности;
    • отражать результат сравнения в речи: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, одинаковые (равные) по величине;
    • сравнивать предметы по двум признакам величины;
    • устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной длины, ширины, высоты;
    • располагать предметы в определённой последовательности -  в порядке убывания или нарастания величины.

    Задачи констатирующего этапа опытной работы:

    1. выявить уровень сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни;
    2. определить критерии оценки результатов выполнения заданий детьми пятого года жизни.

    Критерии оценки:

    -  выполнил задание самостоятельно

    -  выполнил задание с помощью педагога

     -  не выполнил задание

    Определяя содержание  констатирующих опытов, мы руководствовались программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает  детское образовательной учреждение и выделили знания детей о величине предметов на пятом году жизни.

    Для выявления уровня представлений о величине предметов у детей пятого года жизни были разработаны специальные задания.

    Задание 1

    Цель: выявить умение определять длину полоски, сравнивать их попарно.

    Материал: пять полосок разной длины, но одинаковые по ширине.

    Содержание: перед детьми лежат пять полосок разной длины одинакового цвета. Воспитатель задает вопросы:

    1. покажи  длину любой полоски;
    2. покажи самую короткую полоску;
    3. покажи  самую длинную полоску;
    4. почему ты так считаешь.

    Задание 2

    Цель: выявить умение сравнивать пять предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:  низкий, высокий, ещё выше, самый высокий.

    Материал: у каждого ребёнка по пять  матрешек разной высоты.

    Содержание: перед детьми лежат матрешки разной высоты.

    Задания и вопросы:

    1. расставь матрешки в ряд начиная с самой высокой  до самой низкой или от самой низкой до самой высокой;
    2. покажи высоту любой матрешки;
    3. покажи  самую высокую матрешку;
    4. покажи самую низкую матрешку;

    Задание 3

    Цель: выявить умение сравнивать пять полосок по ширине, раскладывая их в возрастающей последовательности от самой широкой до самой узкой, обозначать результаты словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

    Материал: пять полосок разного цвета, одинаковой длины и разной ширины.

    Содержание: перед детьми лежат полоски разного цвета,  одинаковой длины и разной ширины.

    Вопросы:

    1. разложи полоски в ряд, начиная с самой узкой полоски до самой широкой  полоски;
    2. покажи ширину любой полоски;
    3. покажи  самую широкую полоску;
    4. покажи   самую узкую полоску.

    Задание 4

    Цель: выявить умения сравнивать предметы приемом приложения.

    Материал: коробки для карандашей, (большая и маленькая), карандаши (длинные 18 см и короткие 15 см). Сравнивать карандаши по длине надо методом приложения, прикладывая их друг к другу.

    Задания и вопросы:

    1. разложи карандаши в коробки так, чтобы в большой коробке лежали только длинные карандаши, а в маленькой коробке - короткие;
    2. как определить что одни карандаши длиннее или короче других.

    Констатирующий этап опытной работы проводился со всеми детьми по единой методике. Задания предъявлялись каждому ребёнку индивидуально.

    Результаты констатирующих опытов  представлены в приложении (таблица №1).

    Анализ позволил установить, что легче всего дети выделяют в предмете длину. Так как чаще всего дети характеризуют предметы по какой-либо одной протяженности, наиболее ярко выраженной, чем другие, а поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то и выделение длины легче всего осваивается ребенком. Значительно большее число ошибок дети делают при показе ширины, высоты. Не отражают в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине, шире, уже, одинаковые (равные)по ширине, выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте. 

    С заданием № 1, в котором было предложено определить длину полоски, справилось шесть детей, трое детей справились с заданием с помощью педагога, один ребенок не справился с заданием, так как не мог на глаз определить самую короткую или длинную полоску, не мог показать длину полоски, путал длину с высотой. Не обозначают длину предмета словом длинный - короткий, длиннее - короче, ещё длиннее - еще короче, самый длинный - самый короткий. У тех детей, которые справились с заданием с помощью воспитателя, затруднения вызвал вопрос «d – почему ты так считаешь?», дети волновались, были не уверенны в своих ответах, действовали наугад.

    С заданием № 2, на выявление умения сравнивать пять предметов по высоте и раскладывать предметы в убывающей и возрастающей последовательности справилось четверо детей. Трое детей справились с заданием с помощью педагога, а еще трое не справились с заданием. Это связано с тем, что детям сложно выделять в предмете высоту, у них не сформировано понятие относительности величины. Те, кто не справился с заданием, не смогли разложить матрешки в ряд начиная с самой высокой или низкой до самой низкой или высокой, а так же показать высоту предмета. Не пользовались правилом всегда выбирать самый низкий или самый высокий предмет. Не обозначают в речи высокий - низкий, выше - ниже, ещё выше - еще ниже, самый высокий - самый низкий.

    Самым сложным оказалось для детей задание № 3, направленным на умение определять ширину предмета. Один ребенок справился с заданием самостоятельно. Пять детей справились с заданием с помощью педагога,  четверо детей не справились с заданием. Это связано с тем, что у детей слабо развит приём обследования; как показ ширины разведенными  пальцами рук, испытывают трудности при сравнении ширины предметов, не называют словом узкий, широкий, шире, ещё шире, самый широкий. Пытались разложить полоски по высоте или по длине, но не по ширине.

    С заданием №4, на умения сравнивать предметы приемом приложения, справилось шесть детей самостоятельно, двое детей с помощью педагога, двое детей не справились. Детям было сложно дать ответ на вопрос: почему ты считаешь, что один карандаш выше другого. Не умеют прикладывать предметы друг к другу и делать выводы.

    Анализируя результаты констатирующего опыта, мы пришли к выводу, что дети проявляют интерес к заданиям, направленным на выявление умения сравнивать величину предметов, однако у многих возникли трудности при выполнении заданий связанных с умением сравнивать высоту и ширину предметов.

    Это является показателем недостаточно сформированных  у детей пятого года жизни представлений о длине, ширине, высоте предметов. Дети часто забывают, что раскладывая предметы в ряд по порядку нужно действовать по правилу, каждый раз выбирать самый короткий (длинный) предмет. В этом возрасте они путают, не понимают, почему величина предметов носит относительный характер - длинный, относительно какого-то предмета и тот же предмет уже становится коротким, если его сравнивать с третьим предметом. Затрудняются выравнивать предметы по горизонтальной или вертикальной ориентировочной полоске, когда работают самостоятельно с раздаточным материалом. Величину предметов характеризуют словами большой или маленький, не пользуются словами, позволяющими дать точную характеристику различия предметов по одному из признаков.

    Мы полагаем, что если подобрать и провести серию упражнений с постепенно усложняющимися заданиями, то дети смогут выделять длину, ширину, высоту предметов, и раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы попарно, рассказывать в каком порядке они расположены.


    2.2  Организация опытной работы по формированию у детей пятого года жизни представлений

     о величине предметов

    Задача формирующего этапа опытной работы заключалась в том, что бы подобрать и провести серию упражнений, направленных на формирование представлений о величине предметов  у детей пятого года жизни.

    Для решения поставленной задачи мы определили следующие направления работы:

    • учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (высокий – низкий, длинный - короткий,  широкий  - узкий);
    • учить пользовать приемам наложения, приложения предметов друг к другу;
    • учить сравнивать до пяти  предметов разной длины, ширины, высоты,  раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
    • учить сравнивать по величине рядом стоящие предметы попарно;
    • учить рассказывать в каком порядке расположены предметы.

    В процессе формирующего этапа опытной работы использовались наглядные, словесные и практические методы обучения.  Ведущими являлись практические методы обучения.

    В обучение детей использовались упражнения, предложенные в методических пособиях: В.П. Новиковой,  И.А. Помораевой,  В.А. Позиной.

    Работа строилась с учётом возрастных  особенностей.

    Форма организации воспитательной работы с детьми - индивидуальная и подгрупповая позволила оказать ребёнку помощь в освоении поставленных задач.


    Задание 1

    Цель: учить сравнивать четыре предмета по длине и раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания длины, обозначать соотношения по длине словами  самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, еще длиннее, еще короче сравнивать рядом стоящие предметы по длине.

    Материал: четыре ленточки разной длины (20, 25, 30, 35 см),  и разного цвета, но одинаковой ширины, лист бумаги с вертикальной полоской.

    Вопросы:  

    1. какого цвета ленточки?
    2. что можно сказать об их размере?
    3. разложи ленточки в ряд по порядку от самой короткой до самой  длинной,  каждый раз выбирая из оставшихся ленточек  самую короткую.
    4. как убедиться, что красная ленточка короче синей ленточки?
    5. как убедиться, что синяя ленточка короче жёлтой ленточки?
    6. сравни полоски с той, которая стоит впереди и сзади.
    7. расскажи, как расположены полоски?

    Задание 2

    Цель: закрепить умения устанавливать соотношения между пятью предметами по длине раскладывать их в порядке убывания, обозначать соотношения по длине словами самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий, сравнить рядом стоящие предметы по длине.

    Материал: пять полосок  разной длины, одинаковой ширины, лист бумаги с вертикальной полоской.

    Вопросы:

    1. что можно сказать о размере полосок?
    2. разложи полоски в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой;
    3. сравни полоски с той, которая стоит впереди и сзади;
    4. какая полоска короче первой полоски, но длиннее третьей полоски.
    5. расскажи, как расположены полоски от самой длинной до самой короткой.

    Задание 3

    Цель: учить устанавливать соотношения между предметами по ширине и раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания ширины, ориентируясь на образец; обозначать соотношения по ширине словами  узкий – уже - еще уже, широкий – шире – еще шире.

    Материал: у каждого ребёнка четыре ленточки разной ширины (10, 20, 30, 40 см.), но одинаковой длины и разного цвета, лист бумаги с горизонтальной полосой.

    Содержание: перед детьми четыре ленточки разной ширины одинаковой длины.

    Вопросы:

    1. какого цвета ленточки?
    2. что можно сказать об их размере?
    3. покажи  ширину любой ленточки;
    4. расположи ленточки по образцу, от самой узкой до самой широкой;

    Задание 4

    Цель: закреплять умения устанавливать соотношения между пятью предметами по ширине, раскладывать  предметы в ряд в порядке убывания ширины; закрепить умение пользоваться приёмом приложения для сравнения ширины предметов;  приучать детей употреблять следующие слова и выражения:  самая широкая, узкая, шире, уже, ещё уже, ещё шире.

    Материал: пять полосок одинаковой длины (20 см), разного цвета,  постепенно уменьшающиеся по ширине от 15 до 3 см, лист бумаги с горизонтальной полоской.

    Содержание: показываем детям способы установления соотношений между пятью предметами по ширине.

    Вопросы:

    1. какого цвета полоски?
    2. что можно сказать об их размере?
    3. разложи полоски в ряд от самой широкой до самой узкой.
    4. сравни полоски с той, которая стоит впереди и с той, которая сзади.
    5. расскажи, как расположены полоски?

    Задание 5

    Цель: учить устанавливать соотношения между пятью предметами по высоте, расставлять предметы в ряд, в порядке возрастания сравнивая предметы попарно, пользоваться словами самый высокий, низкий, выше, ниже, употреблять слова высота.

    Материал: пять матрешек последовательно увеличивающиеся по высоте на 2 см.

    Вопросы:

    1. что можно сказать о размере матрешек?
    2. расставь матрешки в ряд по порядку от самой низкой до самой высокой;
    3. расскажи, как расположены матрешки?
    4. Что можно сказать о четвертой матрешке?
    5. Что можно сказать о третьей матрешке?
    6. Что можно сказать о второй матрешке?

    Задание 6

    Цель: закреплять умение расставлять предметы в ряд по порядку, учить ребенка использовать промежуточное средство - мерку при определении высоты предметов.

    Материал: набор из пяти полосок, длина которых планомерно изменяется, пять пирамидок, высота которых также уменьшается.

    Содержание: Дед Мороз пришел на праздник и принес им в подарок игрушки - пирамидки. Они все разные по величине: самая низкая пирамидка - для самых маленьких, а самая высокая - для самых старших.

    Вопросы: 

    1. найди вот такую пирамидку (показывается одна из полосок);
    2. покажи самую высокую пирамидку;
    3. покажи самую низкую пирамидку;
    4. расставить пирамидки в ряд по порядку от самой высокой до самой низкой;
    5. проверь себя, прикладывая полоски-мерки.

                   

    Благодаря таким заданиям, как 5 и 6, ребенок начинает понимать, что величина предмета носит относительный характер.

    В дальнейшем кроме упражнений, которые мы поводили с детьми, были предложены дидактические игры для закрепления полученных знаний на занятиях, постоянно проводилась работа в режимных процессах, в непосредственной образовательной деятельности, на занятиях по художественному творчеству, так же проводилась индивидуальная работа.

    Задание 7

    Дидактическое упражнение

    «Сделай лесенку»

    Цель: упражнять детей в сравнении полосок по длине, учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее - короче.

    Содержание: дети сидят за столом по два человека. Перед ними по пять разноцветных брусочков разной длины, но одинаковой ширины.

    Предлагаем построить лесенку: вниз положить самый длинный брусок, на него брусочек  короче и т.д.

    Вопросы:

    1. какого цвета ступеньки?
    2. какая ступенька самая короткая, (длинная)?
    3. зайчик и мишки идут по лесенке. Поставьте их.
    4. на какой ступеньке зайчик (мишка)?
    5. кто из них стоит выше (кто ниже)?      

    Задание 8

    Дидактическое упражнение

    «Скажи наоборот»

    Цель: закреплять в речи слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь, расширять словарный запас, развивать мышление.

    Содержание: дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает детям мяч и говорит:

    ручеёк узкий, а река… (широкая);

    дом низкий, а башня… (высокая);

    гольфы длинные, а носки… (короткие);

    шкаф высокий, а  стол… (низкий);

    берёза высокая, а  куст … (низкий);

    ворота широкие, а дверь… (узкая) .

    Задание 9

    Дидактическое упражнение

    "Кто скорее свернет ленту"

    Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, закреплять навыки обозначать предметы словами (длинный - короткий).

    Содержание: воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты: короткая, длинная. Обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

    Детям предлагалось закреплять понятия величины (длины, ширины, высоты) на занятиях по рисованию.

    Задание 10

    «Рисуем дорожки»

    Цель: закреплять знания детей о соотношении предметов по длине обозначать соотношения по длине словами: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче.

    Содержание:  поросёнку нужно убежать от волка.

    Задания: нарисуйте длинную и короткую дорожки. По какой дорожке поросёнок убежит от волка быстрее? Почему?

    Задание 11

    «Река и ручеек»

    Цель: упражнять устанавливать соотношения предметов по ширине обозначать соотношения по ширине словами: широкий, узкий.

    Содержание: где может плавать корабль?

    Задания: детям предлагается нарисовать широкую реку и узкий ручеек. А потом дорисовать листочек и корабль. Где будет плавать корабль, а где листочек? Почему корабль не может плыть по ручейку?

    Задание 12

    Индивидуальная работа:

    Воспитатель вместе с детьми  во время одевания на прогулку рассматривает и сравнивает длину шарфов у детей. У Влада шарф  длиннее, чем у Саши, а у Саши шарф короче, чем у Влада. У Лизы ботинки ниже, чем валенки у Сони, а у Сони валенки выше, чем ботинки у Лизы.

    Задание 13

    Два ребёнка Артем и Саша встают друг за другом, а остальные определяют, кто из них выше. Артем выше Саши, Саша ниже Артема. Артем высокого роста, а Саша низкого роста.

    Задание 14

    Цель: учить детей устанавливать соотношения предметов по высоте, обозначать соотношения по высоте словами высокий - выше, низкий - ниже.

    Содержание: на прогулке предлагали детям сравнить высокие и низкие деревья и кустарники, дома, уточнять их названия. Рассматривали,  как расположены ветки, какой они длины, толщины, какие ветки наверху и какие внизу.

    Берёза высокая - куст низкий;

    берёза выше куста, а куст ниже берёзы;

    дом высокий, а детский сад низкий;

    дом выше детского сада, а детский сад ниже дома.

    Подобранные упражнения, различные по сложности формируют у детей представления о величине предметов. Различные по сложности задания расположены с учётом изменения работоспособности детей.

     Вначале детям предлагались задания средней степени сложности устанавливать соотношения между тремя предметами. Войдя в работу,  дети переходили к наиболее сложным упражнениям расставлять предметы в ряд в порядке убывания и возрастания. В завершающих заданиях дети учились выделять величину предметов, сравнивать предметы попарно, рассказывать о расположение предметов. Успех достигался преимущественно практическими упражнениями, так как неправильные действия детей исправлялись немедленно, иначе ошибки могли закрепиться, что существенно осложнило бы представление  о формирование величины предметов. Словесные рекомендации были чёткими, предельно ясно сформулированными.

    При выделении и сравнении величины подбирали разноцветные предметы. Предоставлялась возможность действовать с раздаточным материалом. Дети принимали активное участие в играх, и в индивидуальной работе, а так же на прогулке.

    Дети с интересом выполняли упражнения. Особый интерес они проявляли к  упражнениям (№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14). Им доставляло удовольствие выделять признаки величины: длины, ширины, высоты, пользоваться способом наложения и приложения предметов друг к другу.  

    На первых занятиях детям было сложно выбирать предмет из оставшихся предметов, самый короткий, узкий, низкий  или самый длинный, широкий, высокий предмет. Проводя систематические занятия, мы меняли параметры длины, ширины, высоты. Положительный эффект дал приём обследования при показе длины, ширины, высоты, сравнение признаков величины путём приложения и наложения.

    Дети с удовольствием располагали предметы в порядке убывания и возрастания.  

    У четырех детей были затруднения в задании на определение ширины предмета, путали с длиной, во время раскладывания полосок в ряд по порядку забывали действовать по правилу каждый раз выбирать самый короткий, длинный, узкий, широкий предмет. Так же дети затруднялись выравнивать предметы по вертикальной и горизонтальной полоске.

    В результате спланированной и проведенной работы у детей сформировались представления:

    - о величине предметов (длине, ширине, высоте);

    - выработалась способность сопровождать словом свои ответы;

    - стали понимать, что величина предмета носит относительный характер.


    2.3 Изучение динамики сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни

     Задача контрольного этапа опытной работы - определить эффективность опытной работы.

    Чтобы выявить динамику развития представлений о величине предметов у детей пятого года жизни, прошедших обучение, им была предложена серия контрольных заданий. Для решения задач контрольного этапа  опытной работы были использованы задания констатирующего этапа работы с целью сравнения результатов выполнения.

    Контрольный этап проводился со всеми детьми по единой методике. Задания предлагались каждому ребёнку индивидуально.

    Результаты выполнения контрольных заданий представлены в приложении (таблица № 2).

    Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

    с заданием №1, в котором было предложено определить длину полоски справились все дети;

    с заданием №2, на выявление умения раскладывать предметы в убывающей последовательности справились 7 детей. Три  ребёнка справились с заданием с помощью педагога, которое  заключалась  в частичном показе  выполнения упражнения на образце;

    задание №3 выполнили четыре ребёнка,  четыре ребёнка справился с заданием с помощью педагога,  два ребёнка не справились с заданием. Это связано с тем, что  нет осмысленного употребления детьми слов (широкий, шире, ещё шире, самый широкий). Забывали действовать по правилу каждый раз выбирать самую короткую - длинную, узкую - широкую полоски, продолжали путать длину и ширину, затруднялись выравнивать предметы, ориентируясь на горизонтальную и вертикальную полоску;

    задание №4, где необходимо предметы разложить и сравнивать их приемом приложения, справились все дети.

    Следует отметить, что за время обучения интерес детей к выполнению заданий, связанных с величиной предметов, не уменьшился. Дети ещё более увлечено и свободно выполняли предложенные им задания.

    Анализ результата контрольных опытов позволил констатировать, что сложностей при выполнении подобных упражнений дети не испытывали. Большинство детей выполнили все задания правильно, самостоятельно, с подсказкой взрослого.

    При качественном анализе мы отмечали, что в процессе выполнения упражнений у детей появляется способность слушать словесные инструкции педагога и действовать в соответствии с ними; показывать пальчиком длину, высоту, ширину предмета, раскладывать предметы в возрастающей и убывающей последовательности.

    Анализ результатов контрольного этапа работы показал, что в определении величины предметов у детей произошли значительные качественные изменения.

    Подводя итоги выполнения детьми контрольных заданий, можно сделать следующие выводы:

    - подобранная и проведённая серия упражнений способствовала успешному формированию представлений о величине предметов у детей пятого года жизни;

    - дети стали лучше сравнивать и определять предметы по длине, высоте, ширине, раскладывать предметы в возрастающей и убывающей последовательности, что очень важно при подготовке детей пятого года жизни для дальнейшего закрепления в старшей группе;

    - научились сравнивать полоски попарно, и на этой основе научились понимать, что величина предметов носит относительный характер;

    - необходимо проводить дальнейшую работу с детьми в этом направлении, чтобы навыки сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, раскладывать предметы в возрастающей и убывающей последовательности  совершенствовались.

    Таким образом, наша опытная работа подтвердила эффективность использованной методики при обучении дошкольников формированию сравнения предметов по величине.


    Заключение

    Проведённая опытная работа позволила сделать следующие выводы:

    1. Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о величине предметов у детей пятого года жизни и проанализировав методику её формирования, можно сделать вывод, что под величиной предметов понимают:

    1. пространственный признак предмета;
    2. изменчивость предмета, один и тот же предмет может быть разного размера;
    3. относительность величины длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;
    4. сопоставление предметов способом наложения, приложения;
    5. сравнение величины предметов по длине, высоте, ширине.

    Данные положения позволяют сделать вывод о возможности формирования представлений о величине предметов  у детей пятого года жизни, используя различные упражнения, и дают основание продолжить дальнейший поиск их эффективности.

    2. Материалы констатирующего этапа опытной работы выявили у детей пятого года жизни недостаточно высокий уровень сформированности представлений о величине предметов. Это связано с тем, что у детей  слабо развит приём обследования; как показ ширины разведенными  пальцами рук, испытывают трудности при сравнении предметов, не называют словом узкий, широкий, шире, ещё шире, самый широки, и т.д. не понимают, что величина предметов носит относительный характер.

    3. В результате проведения формирующего этапа дети пятого года жизни научились приёмом обследования при  показе длины, высоты,  указывать протяженность, разведенными пальцами и руками, сравнивать признак величины путём приложения и наложения, располагать предметы в ряд в порядке убывания и возрастания, сравнивать предметы попарно. У детей выработалась способность определять величину предметов и обозначать словом  разные параметры величины, а также понимать, что величина предметов носит относительный характер.

    4. Контрольный этап опытной работы показал, что подобранная и проведенная серия упражнений, направленная на формирование представлений о величине предметов у детей пятого года жизни сформировали представления о величине предметов, способность слушать и слышать словесные инструкции педагога и действовать в соответствии с ними; определять величину предмета (длину, высоту, ширину), раскладывать предметы в возрастающей и убывающей последовательности, научились сравнивать полоски попарно, и на этой основе научились понимать, что величина предметов носит относительный характер и осмысленно употреблять эти понятия в своей речи.


    Список литературы:

    1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. -  479 с.
    2. Белошистова А.В. Формирование и  развитие математических способностей дошкольников. - М., « ВЛАДОС», 2003. – 400 с.
    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985. - 176 с.
    4. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» - М., «Мозаика-Синтез», 2012. – 183 с.
    5. Венгер Л.А. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // сб. Формирование восприятия у дошкольников. // Под ред. А.В. Запорожец, Л.А. Венгер. - М., 1973. – 301 с.
    6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 2003. – 158 с.
    7. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников  Книга для воспитателей детского сада. - М., 2007. – 175 с.
    8. Куликова Т.А., Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998. – 205 с.
    9. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., «Просвещение»1974. – 368 с.
    10. Метлина Л.С.  Математика в детском саду. - М., 1977. – 270 с.
    11. Монтессори М.- Упражнения с Монтессори-материалом (Дом Марии Монтессори) - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1998. – 168 с.
    12. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М., «Мозаика-Синтез», 2005. – 86 с.
    13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 2003. – 120 с.
    14. Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М., «Мозаика Синтез» 2012. - 59с.
    15. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1988. – 300 с.
    16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - 2-е изд., - М.: «Просвещение», 1980. - 64 с.
    17. Хрестоматия. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008 г. 384 с.
    18. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики. -  М., Наука 1999. – 160 с.
    19. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - Москва - Воронеж  2005. – 392 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нервно-психическое развитие детей второго года жизни

    Второй год жизни - это особый период в раннем детстве. По выражению И.М.Сеченова, «ребенок перестает быть привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним м...

    Вскармливание детей первого года жизни

    Правила вскарлмивания детей до года, практический блок в котором есть вопросы по расчету количества питния и составлению меня детям до года,контролирующий блок с тестами....

    Родительский ликбез:"Роль родителей в формировании у детей установок на здоровый образ жизни"

    Данное мероприятие было реализованно на базе МБОУ СОШ №3 с целью оказания помощи родителям в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. А главное акцентировать внимание родителей на проблему ...

    ВКР: Игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах у детей шестого года жизни

    В  ВКР  по теме: "Игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах у детей шестого года жизни"  студентка четвёртог...

    ВКР: Сказка как средство формирования связной речи у детей шестого года жизни

    В ВКР по теме: "Сказка как средство формирования связной речи у детей шестого года жизни" студентка Новак Вера Александровна, изучив теоретические исследования по ...

    Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

    Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...