Главные вкладки

    Формирование учебно-методического комплекса по профессиям и специальности в ГБПОУ СПЦ № 5
    учебно-методический материал на тему

    Джуманова Ольга Анатольевна

    Комплект учебно-методической документации и средств по дисциплине или профессиональному модулю включает в себя:

    1.        Задания для оценки освоения учебной дисциплины, если это общепрофессиональный цикл (вопросы к экзамену или дифференцированный зачет) (Слайд 4) либо задание для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля. (Слайд 5)

    2.        Задания для оценки освоения МДК (вопросы к экзамену или дифференцированный зачет) по профессиональному модулю.

    3.        Перечень тем лабораторных и контрольных работ, практических занятий в соответствии с рабочей программой. (Слайд 6)

    4.        Комплект лабораторных и контрольных работ, практических занятий с инструкциями. (Слайд 7)

    5.        Если это комплексно – методическое обеспечение профессионального модуля: перечень учебно – производственных работ и комплект планов – конспектов по учебной практике. (Слайд 8)

    6.        Система контроля знаний. (Слайд 9)

    Стандартом СПО регламентированы государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они изложены в понятиях «иметь преставление, понимать», «знать», «уметь», «владеть навыками» и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx25.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование учебно-методического комплекса по профессиям и специальности в ГБПОУ СПЦ № 5

    Характерными чертами реформирования и модернизации образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения (Слайд 1). Целью информатизации является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. Именно на достижение этих целей нами ведется разработка комплексно – методического обеспечения (КМО) по профессиям (а конкретно по дисциплинам общеобразовательного, общепрофессионального циклов и профессиональным модулям). Основные материалы и документы, обеспечивающие содержание учебного плана находятся в единой комплектации. 

    Цели и задачи комплексно – методического обеспечения учебного процесса.

    (Слайд 2) Цель КМО - обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

    Задачами КМО, его элементов (или составляющих) являются:

    – создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;

    – оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;

    – активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности обучающихся через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;

    – обеспечение единства требований, как к педагогам, так и обучающимся;

    – организация и регулирование методической работы преподавателей, мастеров производственного обучения;

    – совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;

    – обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий, учебной и внеаудиторной деятельности;

    – оказание методической помощи: обучающимся в учебной, учебно-исследовательской и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы;

    – обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

    Требования к содержанию КМО

    Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что КМО дисциплины, раздела, темы, профессионального модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:

    – отражать содержание подготовки по дисциплине или разделу модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

    – содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий обучающемуся достигать требуемого уровня усвоения;

    – представлять обучающемуся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;

    – максимально включать объективные методы контроля качества образования.

    Планирование комплексного методического обеспечения

    При создании КМО следует учитывать вышеперечисленные критерии, соответствовать требованиям, установленными государственными образовательными учреждениями (Приложение 2). Планирование оптимального набора документации и средств обучения по учебным дисциплинам и профессиональным модулям наиболее целесообразно осуществлять путем разработки перечней (паспортов) комплексного методического обеспечения. Паспорт представляет собой документ, в котором зафиксированы учебно-методическая документация, учебная и методическая литература, а также оптимальный набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов применительно к каждой теме учебной программы.

    Паспорт комплексного методического обеспечения разрабатывается  преподавателями (группой преподавателей), ведущими соответствующие учебные дисциплины, или мастерами производственного обучения (группой мастеров).

    (Слайд 3) Исходными документами для разработки комплекса методического обеспечения профессии являются учебный план и рабочая программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения (Приложение 1).

    Комплект учебно-методической документации и средств по дисциплине или профессиональному модулю включает в себя:

    1. Задания для оценки освоения учебной дисциплины, если это общепрофессиональный цикл (вопросы к экзамену или дифференцированный зачет) (Слайд 4) либо задание для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля. (Слайд 5)
    2. Задания для оценки освоения МДК (вопросы к экзамену или дифференцированный зачет) по профессиональному модулю.
    3. Перечень тем лабораторных и контрольных работ, практических занятий в соответствии с рабочей программой. (Слайд 6)
    4. Комплект лабораторных и контрольных работ, практических занятий с инструкциями. (Слайд 7)
    5. Если это комплексно – методическое обеспечение профессионального модуля: перечень учебно – производственных работ и комплект планов – конспектов по учебной практике. (Слайд 8)
    6. Система контроля знаний. (Слайд 9)

    Стандартом СПО регламентированы государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они изложены в понятиях «иметь преставление, понимать», «знать», «уметь», «владеть навыками».

    Данные уровни являются основой для системы контроля за ходом и качеством усвоения обучающимися учебного материала.

    В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый.

    Средства контроля бывают на бумажном носителе (контрольные вопросы, работы, тесты, кроссворды, зачетные задачи, схемы, чертежи, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.) и технические средства контроля (особо следует выделить компьютерные контролирующие программы).

    Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения, следует обратить внимание на:

    – разнообразие форм, методов и приемов контроля;

    – вариативность контрольных заданий, как для аудиторных заданий, так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности студентов), учебно-методическое обеспечение контроля, акцентируя внимание на необходимости и целесообразности использования конкретных наглядных (иллюстративных) материалов, в том числе изготовленных студентами;

    – критерии оценки для всех видов самостоятельных работ.

    В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средств обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.

    1. Перечень тем и заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, согласно рабочей программе. (Слайд 10)
    2. Материал для внеаудиторной самостоятельной работы. (Слайд 11)

    В 2012 – 2013 учебном году анализ материалов внеаудиторной самостоятельной работы и анализ результатов различных видов самостоятельных работ обучающихся позволил сделать выводы: Формы, методы и приемы организации внеаудиторной самостоятельной работы весьма однообразны. Поэтому целесообразно в соответствующем разделе КМО приводить систематизированный перечень заданий с учетом специфики профессий.

    Создавая учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу обучающихся, целесообразно учитывать:

    – предельный объем домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение;

    – типичные ошибки при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их усвоению;

    – вариативность практических работ (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, построение различных графических и табличных работ и т.д.); инструкции: по изучению наиболее «трудных» тем (вопросов); по подготовке к контрольным работам, защитам, зачетам и экзаменам; по оформлению итогов самостоятельной работы; по оценке и самооценке итоговых работ.

    Новые государственные стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу до 50% учебного времени, вместе с тем существует проблема обеспечения обучающихся необходимой учебной литературой. Поэтому требованием времени и перспективным путем решения данной проблемы является разработка учебно-методического комплекса для обучающихся, в состав которого должны входить:

    – курс лекций теоретического материала;

    – комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ;

    – комплект методических рекомендаций по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины;

    – сборник задач, упражнений, проблемных ситуаций, тренингов, семинарских занятий.

    1. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы. (Слайд 12)

    Оценка качества КМО (Слайд 13)

    При оценке качества КМО нужно рассматривать два фактора. Первый – это степень адекватности отображения области профессиональной деятельности или предметной области – в КМО учебной дисциплины. Второй – успешность решения поставленных задач обучения. По второму аспекту можно выделить несколько формальных признаков, определяющих эффективность применения методических материалов: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическую направленность, диагностируемость и др. Качество КМО и эффективность их применения зависят от ряда факторов:

    – уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом;

    – уровня обученности и обучаемости ребят;

    – организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса. (Слайд 14)

    Заключение

    В связи с этим преподаватель или мастер должен усовершенствоваться, обновлять свои знания, разрабатывать более новые учебные программы. Педагог, концентрируясь на тех сведениях, которые потребуются обучающимся в реальной жизни, и, используя методически правильные приемы обучения, должен найти правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.

    КМО поможет педагогу правильно построить свою педагогическую деятельность и эффективно организовать процесс обучения. Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса (Слайд 15).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплекс по учебной дисциплине " Основы экономики" по профессии "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

    Данный УМК адресован студентам  очной  формы обучения по специальности  ПГС   «Основы экономики».Вся программа курса разбита на разделы: «Общие основы экономического развития»...

    Учебно-методические комплекты для обучающихся профессии: "Мастер сухого строительства"

    Учебно- методические комплекты по учебным дисциплинам: "Основы строительного производства", "Охрана труда"; по ПМ.05 " Выполнение малярных работ", ПМ.06 "Выполнение отделочных работ с применением техн...

    Учебно-методический комплект для обучающихся профессии: "Мастер жилищно- коммунального хозяйства"

    Программа ПМ 01ВЫполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно- коммунального хозяйств...

    Формирование учебно – методического комплекса по профессиям и специальностям (презентация)

    Задачами КМО, его элементов (или составляющих)– создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов;– активизация деятельности как о...

    Учебно-методическое пособие по физике для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» «Самостоятельная подготовка к контрольной работе по теме «Кинематика»»

    Пособие содержит примерный вариант контрольной работы, перечень проверяемых знаний и умений по каждому заданию, краткую теорию к каждому заданию, пример с решением к каждому типу заданий, тренировочны...

    Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

    Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...

    Учебно - методический комплекс по ПМ.04 Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" для специальности 34.02.01. Сестринское дело

    УМК  является обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса. Он содержит в себе примерную рабочую пограмму, действующую рабочую программу, контрольно - оценочные средства, календарно - тем...


     

    Комментарии

    Пожарицкая Наталья Викторовна

    Данный методический материал структурирован, последователен, логичен. Мною будет использован в педагогической деятельности. Спасибо.

    Джуманова Ольга Анатольевна

    Спасибо! Рада поделиться опытом.

    Комлева Татьяна Владимировна

    Очень полезная информация. Структуру УМК можно использовать как шаблон в работе любого педагога.