Главные вкладки

    Классификация активных методов обучения
    статья на тему

    Карпенко Оксана Анатольевна

    В статье представлена классификация активных методов обучения применительно к среднему профессиональному образованию. Автор использует абсолютное большинство указанных методов в процессе преподавания экономических лисциплин по специальностям и профессиям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassif._akt.met_.-nsportal.docx199.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классификация активных методов обучения

    Карпенко О.А., преподаватель

    Общеизвестно, что методы обучения разделены и упорядочены по нескольким основаниям. Например, в зависимости от организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    - по источникам изложения учебного материала (познания) они делятся на словесные, вербальные, наглядные, практические;

    - по типам обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-развивающий и другие;

    - по уровню проблемности: монологический, диалогический, программированный, показательный, алгоритмический и другие;

    - по логике изложения: индуктивные и дедуктивные;

    - по уровню познавательной самостоятельности: продуктивные, репродуктивные и т.д.

    Применяются еще и методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности и методы стимулирования этой деятельности. Методы обучения, основанные на степени осознанности восприятия учебного материала условно разделяются на пассивные, активные и интерактивные. При этом, как видно из рис. 1, активные и интерактивные методы (довольно часто отождествляемые) существенно отличаются тем, что активные методы заключаются в демократическом взаимодействии учителя и учеников, а интерактивные ориентированы на взаимодействие еще и учеников между собой.

    Основные признаки активных методов позволяют предположить, что они довольно разнообразны и достаточно многочисленны. Следовательно, имеется возможность их упорядочения и подчинения отдельных элементов друг другу.

    Прежде всего, методы активного обучения, как и все другие можно классифицировать на индивидуальные и групповые [7].

         Активное обучение                                 Интерактивное обучение

    Рис. 1 – Схема взаимодействия основных участников учебного процесса  при применении активного и интерактивного обучения

    По вопросам классификации АМО в зависимости от конкретных форм существует несколько мнений. Так, изучая различные информационные источники, встретились такие формы, как: дискуссия, конференция, ролевые, имитационные и деловые игры, блиц-игры и мини-игры, анализ производственных ситуаций, работа с обучающей программой, решение производственных задач, мозговая атака, погружение, стажировка, опережающее обучение, микрооткрытие, круглый стол, синектика, упражнения по инструкции, выездные занятия, программированное обучение, самостоятельная работа с книгой, олимпиада, работа с документацией, проблемный метод, беседа, тренинг, поисковая лабораторная работа, игровое проектирование, индивидуальные задания в процессе практики, практические работы, курсовое проектирование, выпускная квалификационная (дипломная) работа, разбор корреспонденции, решение ситуационных задач, кейсы, мастак-технология, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, «пустая» лекция, игровые процедуры и приемы, имитационные модели, семинар, мозговая эстафета, конкурс и другие [2-6,8-10,12-16].

    По мнению Мухиной Т.Г. [1] методы можно классифицировать по принципу доминирования как проблемные, развивающие программированные, дистанционные, модульные, объяснительно-иллюстративные.

    Наиболее стройную классификацию в зависимости от направленности (на формирование знаний и овладение умениями, приобретение навыков) на наш взгляд предложил Сластенин В.А. [11], представленную на рис. 2. Соответственно форма (вид) занятия также классифицируется как имитационная и не имитационная.

    Рис. 2 – Классификация активных методов обучения

    На неимитационных занятиях модель не предусматривается.

    Имитационные методы применительно к профессиональному образованию направлены на умения и навыки в связи с профессиональной деятельностью, большинство из них предполагают моделирование ситуаций или самой деятельности по профессии, специальности. Эти методы делятся на игровые и неигровые. Методы, при которых студенты играют определенные роли, называются игровыми. Данная классификация зависит от правил, критериев эффективности занятия, выполняемых студентами ролей, принимаемых студентами условий и взаимоотношениями, характером взаимодействия между участниками процесса.

    Особо следует остановиться на возможной классификации активных методов практического обучения:

    - решение производственно-технических задач:

    • поиск данных в справочниках;
    • чтение таблиц и диаграмм;
    • определение параметров и режимов;
    • разработка программ;
    • разработка технологической схемы;
    • расчет режимов наладки, обработки и т.п.;

    - выполнение заданий творческого характера:

    • выбор рационального процесса, приема, режима, способа;
    • конструирование;
    • разработка рационализаторских предложений;
    • обоснование мероприятий по повышению эффективности и другие;

    - разработка технологии выполнения учебно-производственных или практических работ;

    - планирование деятельности:

    • разбор технологических карт;
    • описания процессов (устные, письменные);
    • разработка технологии простых работ (типичных) или элементов комплексных работ;
    • наличия материалов, оборудования, средств;

    - упражнения на принятие решений (производственные ситуации).

    Несмотря на объективное отличие активного и интерактивного обучения, считаю, что интерактивные методы также стоит рассмотреть в ключе активных. Они входят структурно в активные, соответствуя всем признакам АМО. Поэтому попробую классифицировать и эту часть АМО. Полагаю, что интерактивные методы также могут быть имитационными и неимитационными методами. Если рассматривать конкретные формы проведения активных занятий, их перечень может иметь следующий вид: тренинги, работа в малых группах, творческие задания, проекты, интерактивная лекция, мозаика, станция, различные игры, экскурсии, интервью, суды, соревнования и конкурсы, дискуссии и другие.

    Абсолютное большинство указанных методов использую в своей преподавательской деятельности экономического профиля. Применение активных методов обучения в настоящее время является не чем иным, как перенос профессионального обучения с дороги алгоритмов и готовых решений на рельсы проблемного и исследовательского процесса.

    Список использованных источников и литературы

    1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013
    2. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 1986
    3. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. – М.: Сфера, 2005
    4. Винограденко Е.А. Активные формы и методы обучения, как средство профессионального становления. – Белгород, 2011
    5. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учебное пособие. – Новосибирск, 2011
    6. Генике Е.А. Активные методы обучения. Новый подход. – М.: Национальный книжный центр, 2015
    7. Губина С.Т. Активное социально-психологическое обучение: применение дискуссионных, игровых и тренинговых методов: учебное пособие. – Глазов: Глазовский педагогический институт, 2010
    8. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения. - http: www.uchportal.ru
    9. Зинина О.В., Шапорова З.В., Булгаков Ю.В. Сущность и классификация активных методов обучения. Деловые игры. Мастак-технология. - http: www.kgau.ru
    10. Метод групповой дискуссии. - http: www.summercamp.ru
    11. Педагогика профессионального образования : учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «академия», 2008
    12. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 3
    13. Смолкин А.М. Методы активного обучения – М., 1991
    14. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза / под ред. Н.Э Касаткиной. – Кемерово, 2011
    15. Хрестоматия игровых приемов обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – Спб., 2013
    16. Шилов П. Игра и игровые методы в обучении и образовании. - http: www.winpsychology.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Активные методы обучения"

    1.                Активные методы обучения   2....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

    Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

    Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

    Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

    Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

    В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

    РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

    Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

    Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

    Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....