Спортивные соревнования - как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой (на примере мини-футбола)
статья на тему

Ганьшин Иван Юрьевич

Статья.Внеклассная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vneklassnaya_rabota_po_futbolu.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой

(на примере мини-футбола)

1. Популярность мини-футбола (футзала) в значительной мере объясняется его простотой и дешевизной. Для проведения мини-футбольных игр не требуется наличия большого футбольного поля площадью в несколько тысяч квадратных метров и команды, включающей в свой состав несколько десятков человек. Достаточно площадки размером хотя бы 24х12 м и двух команд, состоящих их 5-ти игроков. И игра начинается! По сути, мини-футбол – это стандартизированный в рамках единых правил вариант всеми хорошо известного дворового футбола нашего детства, не требующий серьёзных финансовых вложений, длительной и сложной организационной подготовки. Зальный футбол позволяет приобщиться к этой игре № 1 всего мира жителям таких районов, где в силу климатических условий полноценное развитие «большого» футбола затруднено или вовсе невозможно. Особенности физических нагрузок игроков в мини-футболе позволяют успешно играть в этот вид футбола людям среднего и старшего возрастов, девушкам и женщинам. Наконец, мини-футбол очень динамичен, значительно опережая в этом компоненте своего старшего собрата. «Плотность» технико-тактических действий в зальном футболе значительно выше, чем футболе «большом». Это делает игру чрезвычайно выигрышной в зрелищном отношении, особенно при непосредственном «живом» восприятии на трибунах.

       Мини-футбол может стать мощным эффективным средством физического воспитания и образования молодого поколения России в силу влияния комплекса факторов:

  • высокой популярности футбола как такового в нашей стране;
  • наличия практически в каждой школе России минимально приемлемой материальной базы для занятий мини-футболом;
  • высокой педагогической эффективности командных спортивных игр в деле морально-нравственного и физического воспитания подрастающего поколения.

2. Важнейшим моментом физкультурно-спортивной работы, если не сказать – краеугольным камнем, является наличие хорошо продуманной системы соревнований, в ходе которых юные спортсмены реализуют свой физический, интеллектуальный и нравственный потенциал, накопленный в процессе тренировок.  Соревнования помогают воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, силу воли к победе, развивать навыки работы в команде и для команды. Высокий эмоциональный накал соревновательных игр позволяет выявлять психологические свойства личности юных футболистов. Систематическое участие в соревнованиях повышает заинтересованность в учебно-тренировочных занятиях, способствует расширению контингента регулярно занимающихся спортом, в частности, мини-футболом. Без регулярного участия в соревнованиях невозможно полностью раскрыть потенциал своей личности как в аспекте физической подготовки, так и в социальном аспекте.

Для командных спортивных игр, в отличие от других видов физического воспитания, характерны следующие основные особенности.

  • Непрерывность и внезапность  ситуационных изменений в ходе игры. Действия игроков на площадке происходят в условиях непрерывных изменений, вызванных противоборством соперничающих команд и взаимопомощью игроков одной команды. Это требует от каждого игрока комплексного проявления таких качеств, как:

- быстрота оперативно-тактического мышления,

- координация движений,

- быстрота двигательных действий,

- точность (меткость),

- выносливость,

- инициативность,

- смелость,

- антиципация (предвидение) и т.д.

  • Большая самостоятельность соревновательной деятельности. На протяжении всей игры каждый её участник должен самостоятельно не только определять, какие действия ему необходимо выполнить, но и принимать решения о способах этих действий с учётом изменяющейся игровой обстановки.
  • Высокая эмоциональная напряженность соревновательной деятельности. Условия  постоянного игрового противоборства, особенно наличие физического контакта между соперниками приводит само собой к повышенному эмоциональному фону, характеризующему обстановку на площадке во время соревнований. Как известно, повышенная эмоциональность является одной из важнейших причин снижения эффективности соревновательной деятельности, приводящих порой к неожиданным нелепым техническим и тактическим ошибкам, роковым образом  влияющим на конечный результат игры. В ходе игры очень важно уметь сохранять высокий уровень игровой концентрации. Это означает умение направлять эмоции игроков своей команды на повышение точности двигательных действий как в условиях успешно складывающейся игровой обстановки, так и в условиях неудачного развития событий, требующего значительных волевых и физических усилий для создания предпосылок для перелома игровой ситуации в свою пользу.
  • Разносторонний характер воздействия на организм занимающихся. Постоянно изменяющееся по интенсивности и длительности двигательная соревновательная деятельность оказывает глубокое комплексное воздействие на организм игроков, способствуя развитию и совершенствованию у них  разносторонних проявлений основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), формированию различных двигательных навыков.
  • Коллективность действий. Различие игровых функций членов команды требует от них умения постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели в игре и подчинять свои умения и эмоции требованиям игровой дисциплины. Хорошо известна старая спортивная пословица: «Порядок бьёт класс», подчёркивающая  приоритет игровой дисциплины и наигранных тактических командных ходов перед индивидуальным исполнительским мастерством. Эта особенность командных спортивных игр имеет особое значение для формирования социальных навыков поведения, умения работать в команде и на команду, подчинять свои действия интересам решения общекомандной задачи.
  • Соревновательный характер игровой деятельности. Стремление превзойти соперников в быстроте и точности игровых действий, решить локальные и глобальные тактические задачи игры, не позволив сделать то же самое сопернику, приучают играющих мобилизовать свои возможности для эффективных соревновательных действий с максимальным напряжением физических и моральных сил, не снижая игровой концентрации и преодолевая сопротивление борющегося соперника.

3. Мини-футбол (футзал) в силу своей высокой эмоциональности, увлекательности, является эффективным средством воздействия на двигательные и психические функции человека, совершенствуя различные физические и психические качества. При этом не следует забывать, что сам по себе мини-футбол, как и другие командные спортивные игры, не позволяет достигнуть высокого уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости. В годичном учебно-тренировочном цикле следует включать средства из арсенала таких видов спорта как гимнастика, лёгкая атлетика, акробатика и других.

       Исследованиями установлено, что простые и естественные движения, такие как стояние, ходьба, бег, относятся к безусловным рефлексам и управляются нервными центрами спинного мозга. Чем сложнее движение, тем выше передаются функции управления. Наиболее сложные движения организуются и управляются из центров, расположенных в коре головного мозга. Установлено, что каждой части опорно-двигательного аппарата соответствует строго определённый участок коры. Самым обширным оказался участок, «отвечающий» за кисти рук, а самым незначительным – за движения ног. Поэтому, в частности, освоение технических приёмов футбола – более длительный и сложный процесс, нежели техническая подготовка в баскетболе, гандболе и волейболе. Заставляя занимающихся делать движения ногами с мячом (не свойственные, в общем-то, человеку),  мы способствуем в наибольшей степени развитию их двигательных возможностей, поскольку количество двигательных центров коры, вовлекаемых в эту деятельность,  и их активность максимальны.

       Одной из главнейших задач современной общеобразовательной школы – воспитывать здоровое молодое поколение, гармонично сочетающее в себе интеллектуальные, духовные и физические потенции. В настоящее время здоровье подрастающего поколения, как физическое, так и духовное, вызывает особую тревогу. Число совершенно здоровых детей в начальной школе не превышает 20%. Сама по себе эта цифра катастрофична. Но к  моменту окончания старшей школы эта цифра падает за отметку 10%! Среди школьников 10-11 классов до 35% юношей и девушек имеют одно-два хронических заболевания! С катастрофической быстротой молодеет и пристрастие к вредным и губящим молодой растущий организм привычкам: курению, наркотикам, алкоголю. Если в странах ЕС и в США отмечается устойчивая тенденция сокращения числа курящих и употребляющих алкогольные напитки (в том числе и пиво) молодых людей, а среди детей и молодёжи школьного возраста их количество стремится к нулю, то в нашей стране устойчива противоположная тенденция. По количеству курящих детей и подростков Россия занимает первое место в мире (данные ВОЗ за 2014 г.). Это приводит к необратимым процессам деградации личности.

       Описанные выше главные особенности мини-футбола: единство физического и психологического воздействия, разнообразие двигательной активности в соревновательной деятельности, высокая эмоциональность, воздействие на коммуникативные способности занимающихся, в первую очередь требующие формирования социальных навыков работы в команде, умения подчинять личные желания командным требованиям в достижении общей для всех цели игры, делают этот вид спорта необычайно востребованным в системе внеклассной спортивной работы и дополнительного образования в области физической культуры и спорта именно сейчас, когда требуется переломить негативную тенденцию духовного оскудения и физической деградации подрастающего поколения.

       Составной частью  этой системы внеклассной спортивной работы и дополнительного образования в области физической культуры и спорта (не следует путать с многолетней спортивной подготовкой спортивного резерва!)  являются соревнования, которые с помощью педагогического коллектива, самих школьников, родителей, спонсоров и меценатов должны быть хорошо организованы. Что следует понимать под хорошей организацией соревнований?

В первую очередь это значит следующее.

  1. Соревнования должны проходить в спортсооружениях, соответствующих нормативным требованиям международной и всероссийской федерации по проведению соревнований с учётом возраста участников.

     2) Регламент соревнований должен быть тщательно продуман таким образом, чтобы обеспечить всем командам-участникам достаточную игровую нагрузку при максимальной пропускной способности спортивного зала.

  1. К судейству соревнований должны привлекаться арбитры достаточно высокой квалификации, имеющие опыт проведения соревнований по мини-футболу. Молодые арбитры должны привлекаться к обслуживанию матчей только после предварительного прохождения курсов типа «Школы молодого арбитра», обычно создаваемых территориальными судейскими коллегиями. При этом за действиями молодых арбитров, впервые обслуживающих официальные матчи должен быть установлен самый тщательный контроль со стороны главного судьи и секретаря соревнований, а также со стороны опытных арбитров с целью оказания необходимой методической помощи и моральной поддержки. Следует помнить, что качественное судейство – залог успешного проведения соревнований любого уровня: от чемпионатов мира до первенства 3-го «А» класса школы в каком-нибудь селе Грибки. Оно либо помогает сохранить радостные, положительные эмоции участников, дающие им в дальнейшем стимул к регулярным тренировкам, либо оставляет мутный осадок в душе от того, что победитель в действительности определяется не в спортивной борьбе на площадке, а в результате каких-то судейских сговоров и т.п. махинаций за спинами участников соревнований.
  2. Соревнования должны иметь максимальную информационную поддержку, чтобы любой участник и зритель (а в детских соревнованиях это главным образом родители спортсменов) в любой момент имел чёткое представление о главных спортивных событиях, происходящих на соревнованиях.  Обязательный информационный минимум: протоколы игр, турнирные таблицы, расписания матчей текущего и последующего игровых дней. Весьма желательна радиофикация спортивных сооружений, где проводятся соревнования школьников. Регламенты соревнований всех зальных спортивных игр предусматривают наличие в судейской коллегии судьи-информатора, сообщающего участникам (в первую очередь!) и зрителям необходимую информацию в ходе каждого матча. Это не только составы играющих команд и фамилии игроков, забивающих мячи. Хотя следует отметить, что уже и это, может быть, в наибольшей степени способствует восприятию соревнований как значимого в спортивном отношении, «взрослого» события, повышая его эмоциональный фон и социальный статус. Но, кроме этого, существует и довольно большое число специальных моментов в правилах и регламентах соревнований по спортивным играм, требующих радиотрансляции информации специальным арбитром по ходу каждого матча.
  3. Фонд наградной атрибутики должен быть таким ёмким, чтобы при награждении участников не была забыта ни одна команда-участница. Минимально каждая команда-участник соревнований должна быть отмечена памятным призом и дипломом. Конечно, идеальна ситуация, когда каждый спортсмен в отдельности награждается каким-нибудь памятным сувениром данного соревнования, хотя бы шевроном, значком или наклейкой (стикером). Здесь важно дать почувствовать юным спортсменам и их родителям значимость самого факта участия в соревнованиях, подчеркнуть таким образом рост социального статуса тех, кто участвует в этих соревнованиях. Именно поэтому, формируя фонд наградной атрибутики, важно не ограничиться только двумя-тремя лучшими командами. Отмечая в первую очередь победителей и призёров, следует всегда помнить, что победителей в любом турнире – меньшинство. Но стремиться к победе должны все участники. Готовить себя, готовиться вместе со своей командой к покорению победной вершины должны все и всегда – только так победа будет достигнута рано или поздно! Поэтому каждая команда, каждый юный спортсмен на соревновании должен почувствовать, что организаторы помнят именно о нём, верят именно в него и рады тому, что именно он участвует в данных соревнованиях. Если нет возможностей наградить каждого участника, следует продумать распределение финансовых средств на приобретение призов таким образом, чтобы командные призы за участие в соревнованиях были бы достаточно хороши и привлекательны внешне. Безусловно, каждый приз, кубок, медаль должны иметь гравировку с указанием названия турнира и даты его проведения.

       Можно сказать, здесь указан минимальный набор требований к организации и проведению отдельно взятого школьного соревнования по спортивным играм. Однако, подлинный  воспитательный эффект (во всех смыслах – физическом и духовном) соревнований достигается, как известно, только если эти соревнования представляют собой логически выстроенную и педагогически обоснованную систему, являющуюся целью всей физкультурно-спортивной работы школьного спортивного коллектива в течение учебного года и более. Только в таком случае появляется возможность связать единой смысловой нитью учебную деятельность школьников на уроках физической культуры, которая сама по себе не даёт сколько-нибудь реального развивающего эффекта (в силу малого объёма занятий и слишком большого разнообразия образовательных задач, требуемых решения в этом объёме учебных часов) и внеклассную физкультурно-спортивную работу со школьниками. Участие в соревнованиях, проходящих в течение учебного года и на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе – вот подлинная цель и смысл школьной физкультуры, стремление к которой позволяет решить главные воспитательные задачи, изложенные в предыдущем разделе этой главы. Это также позволяет поднять спортивную работу, школьный спорт России на уровень, который сможет не только реально обеспечить воспитание здоровой нации, но и стать действительной массовой базой профессионального спорта, спорта высших достижений, олимпийских чемпионов, победами которых гордится любая страна современного мира.

       В условиях постоянной подготовки к борьбе за победу в очередном соревновании педагог - учитель физкультуры или тренер-преподаватель может эффективно решать задачи формирования у  подрастающего поколения активной жизненной позиции, постоянного стремления к самосовершенствованию и формирования навыков здорового образа жизни. Создание системы «уроки физкультуры + спорт» позволит также добиться и реальных положительных сдвигов в физической подготовленности наших школьников и позволит существенно увеличить количество систематически занимающихся физическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, баскетбол, гимнастика)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности ( подвижные игры, легкая атлетика, спорт. игры)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...

ПМ 02. ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Инструкция по технике безопасности при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности( легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры,спорт. игры)...

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Создание условий для приобщения детей-инвалидов  и обучающихся  с ОВЗ к спорту, возможности их общения  и как следствие реабилитации  и социальной адаптации....

Травматизм на занятиях физической культуры на примере вида спорта:лёгкая атлетика.

В спортивном мире много проблем, и одна из них - это травматизм. Движения спортсмена как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья. Высоки...