Доклад "Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа"
материал на тему

Доклад на заседание ЦМК о роли самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_samostoyatelnoy_uchebno-isledovatelskoy_deyatelnosti.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа

                                                                                             Седунова С.С. преподаватель

                                                                                             английского языка 

                                                                                             Байкальский медицинский колледж                           

Неуклонное развитие системы среднего профессионального образования связано с внедрением инновационных педагогических технологий, обеспечивающих эффективное личностно-профессиональное становление будущего специалиста через создание условий для самореализации и творчества, воспитание новой культуры отношений, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с социально-профессиональной ответственностью.

Самостоятельная учебная деятельность – нужная и плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. В процессе учебного поиска, исследования, анализа, осуществляемого самостоятельно, растет интеллектуальный потенциал человека, повышается его креативность, укрепляется воля, совершенствуется профессиональное мастерство, культура, формируются нравственные ценности.

Через самостоятельные действия студент-медик сможет приобрести прочные знания, умения, навыки, необходимые в предстоящей профессиональной работе.

Анализ педагогического опыта преподавателей медицинских колледжей показал, что самостоятельная работа применяется как средство и форма организации учебной деятельности, как средство активизации и интеллектуализации творческой деятельности студента, как синтез организационной формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, как ведущий вид деятельности обучающегося.

К самостоятельной аудиторной работе относятся посещение лекций, посещение семинаров, посещение коллоквиумов, выполнение лабораторных работ, выполнение практических работ, выполнение контрольных мероприятий, защита курсовых работ, защита курсовых проектов, посещение консультаций, сдача зачетов, экзаменов.

Виды заданий для учебного исследования сегодня многообразны и дополняются методами, обусловленными спецификой получаемой студентами специальности. В колледже используются следующие виды заданий:

- для овладения и углубления знаний: составление различных типов планов и тезисов по изученному тексту учебника или дополнительной литературе; составление графов логической структуры текста; конспектирование и выписка из текста; составление глоссариев; создание видеофильмов, мультимедийного обеспечения для презентаций;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом; составление плана и тезисов ответа; составление различных таблиц;

- для систематизации учебного материала: подготовка ответов на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, круглом столе; подготовка докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование;

- для формирования практических и профессиональных умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуативных и профессиональных задач по основам права, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, составление анкет и проведение анкетирования населения и пациентов больниц и поликлиник, проведение медико-социальных исследований и пр.

В целях формирования у студентов ценностного отношения к медицинской профессии практикуются некоторые виды самостоятельной внеаудиторной работы, как составление планов обучения пациентов уходу и самоуходу, решение фото - и видеозадач, заполнение карты сестринского наблюдения за пациентом, проектирование действий по оказанию медицинских услуг, моделирование комплексов упражнений спортивно-оздоровительного характера, рефлексивный анализ профессиональных умений, выполнение микроисследований во время практики и т.п.  

 Эффективность  учебно-исследовательской работы студентов обусловлена тем, как преподаватель ее планирует и контролирует. Определяя очередность выполнения того или иного вида задания, педагогу необходимо учитывать интеллектуальный уровень развития студента, его интересы, мотивацию получения специальности, жизненные перспективы и подбирать задание по принципу: от более легкого к более сложному. Существует восемь требований к организации самостоятельной работы:

  1. Самостоятельная работа организовывается во всех звеньях учебного процесса.
  2. Студенты должны находиться в активной позиции, т.е. непосредственно участвовать в процессе познания.
  3. Самостоятельная работа должна сопровождаться умственным напряжением студента.
  4. Самостоятельная работа должна быть целенаправленной.
  5. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения.
  6. Содержание самостоятельной работы должно соответствовать уровню развития науки, обеспечить достаточно полный и глубокий комплекс знаний студентов.
  7. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.
  8. Необходимо предусмотреть адекватную обратную связь и организовать систему контроля.

Чтобы преподаватели овладели методикой организации самостоятельной учебно-исследовательской работы, рекомендуется в колледже проводить тематические заседания методического совета. Итоги работы студентов постоянно обсуждаются, что позволяет своевременно ее корректировать и совершенствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного  специалиста...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ Использование кейс-технологии для подготовки медицинских лабора

Статья посвящена вопросам использования инновационных педагогических технологий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, а именно: использованию кейс-...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....