Занятие по общеобразовательной дисциплине Право
методическая разработка по теме

Воронова Виктория Николаевна

 На занятии рассматривается тема ОУД "Право" для обучающихся 1 курса по теме "Экологическое право" Эта тематика важна не только в рамках образовательного процесса, но и формирует такие компетенции как экологическая культура личности,понимание сущности природных пределов современного социально-экономического развития и причины экологического кризиса,  способность ответственно относиться к природной среде на основе признания её универсальной ценности. Тема имеет профессиональную напрвленность для студентов по специальности  "Страховое дело"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx42.81 КБ
Файл karta_uroka.docx22.67 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Экологическое право».

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок с целью изучения нового материала в разделе основы конституционного права.

 Цели урока: Сформировать у студентов знания об экологическом праве. Ввести новые понятия: экологическое право, экологическая экспертиза.

Задачи

1. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.  Закрепить полученные ранее навыки, юридические термины.  

2. Развивать  умения работать с дополнительными источниками информации, использовать межпредметные связи для будущей профессиональной деятельности.

3. Формировать экологическое мировоззрение, воспитывать правовую культуру, уважение к закону , бережливость и дисциплинированность.

Ожидаемые результаты: Освоение данной темы позволит студентам овладеть  юридическими основами экологического права, применять полученные знания для изучения  смежных дисциплин, продолжения образования,  в сфере дальнейшей профессиональной ориентации,  позволит опираться на нормативно-правовые акты,  Конституцию РФ, федеральные законы,  КоАП РФ и УК РФ.  

Урок направлен на формирование следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Вступительное слово преподавателя. Здравствуйте  уважаемые студенты. Прошу занять места и подготовиться к занятию. Сегодня  мы перейдем к изучению новой темы «Экологическое право». Запишите тему в тетрадь и обратите  внимание на экран ( видеоматериал).

 Все, что мы увидели приятно нашему восприятию. И все это сделано без вмешательства      человека. Много тысяч лет природа существовала и без нас. Так может быть и в будущем. А вот сможем ли мы обойтись без нее? События последних десятилетий заставляют нас задуматься  о последствиях человеческой деятельности. Экологическое право призвано  защитить окружающую среду от пагубного воздействия людей. И в наши дни, несмотря на многочисленные исследования, показавшие тесную связь между мерами по охране окружающей среды и качеством жизни человека, состоянием его здоровья,  подавляющее большинства людей остается на уровне потребительского отношения к природе.

Главная задача экологического права  - способствовать решению проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Свою работу мы построим следующим образом слайд (4).

План занятия:

1.  Общая характеристика экологического права.

2.  Право человека на благоприятную окружающую среду.

3.  Способы защиты экологических прав.

4.  Экологические правонарушения.

Мы будем опираться с вами на следующие термины: экологическая экспертиза, экологическая норма, экологическое невежество и экологический нигилизм.  Слайд5

            Предмет экологического права  слайд 6. В науке экологического права развитие рассматриваемой отрасли принято делить на три периода: до1917г., советский период и современный.

Выступление  двух студентов с внеаудиторным заданием

Период древности.  В средневековой Руси охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. В "Русской правде" 1016 г., например, предусматривалась охрана общинной собственности, включавшей в себя, среди прочего, лесные массивы, и собственности князя, запрещала кражу дров, предусматривала штраф за порчу дупла, наполненного сотами с медом.
Соборное уложение 1649г. рассматривало ловлю рыбы в чужом пруду, бобров и выдр как кражу имущества и предусматривало наказание в первый раз - битье батогами, во второй - кнутом, в третий - отрезание уха. Широко применялась смертная казнь.
С XVII в., когда появилась потребность в регулировании не только добычи объектов животного мира, но и их сохранения, стали регламентироваться способы добычи и размеры добываемых видов. Также было введено ограничение права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными.
Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным.
       Советский период. В социалистической России право в области природопользования и охраны окружающей среды развивалось главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, ее недрам, водам, лесам, атмосферному воздуху, животному миру.

  • В начале 20-х гг. ХХ в. был принят ряд законов и директив Правительства, включая:

Земельный кодекс РСФСР 1922 г.;

Лесной кодекс РСФСР 1923 г.;

декрет СНК РСФСР "О недрах земли" 1920 г.;

постановление ЦИК И СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" 1924 г.;

декрет СНК РСФСР "Об охоте" 1920 г.;

декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" 1921 г.;

декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ"1919 г. и др.

 Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Только в 70-е гг. XX века применительно к водам и в 80-е гг. применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

  • Именно в этот период формируется основной массив природоресурсного законодательства (1970-1982 гг.), в который вошли:

Земельный кодекс РСФСР 1970 г.;

Водный кодекс РСФСР 1972 г.;

Кодекс РСФСР о недрах 1976 г.;

Лесной кодекс РСФСР 1978 г.;

Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" 1982 г.;

Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" 1982 г.

            Что представляет собой экологическое право как отрасль законодательства.

Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

-по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

-по рациональному использованию природных ресурсов;

-по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

-по обеспечению экологической безопасности.

При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Рациональное использование природных ресурсов - это, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей  природной среды.

В таком понимании экологическое право включает правовые нормы об использовании и охране земель, их недр, вод (включая океаны, моря, подземные воды, ледники), лесов и иных составляющих растительного царства, диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы в сухопутной и водной среде, атмосферы Земли и космического пространства со всеми ее природными компонентами.

            Источники экологического права слайд 7.

            Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

            Систему источников экологического права образуют:

Конституция Российской Федерации;

федеративные договоры;

международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

законы (конституционные и федеральные);

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

нормативные правовые акты министерств и ведомств;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные правовые акты;

правовой обычай.

Статьи конституции гарантируют гражданам благоприятную окружающую среду      

       Федеративные договоры  разграничивают  предметы ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; городами федералоьного значения  Москвы и Санкт-Петербурга о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

       Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права одновременно закрепляют примат норм международного права над национальными.

Законы РФ:

Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995г.;

Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

     Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;

Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.);

Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;

Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;

Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся: Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране Постановления и распоряжения Правительства РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

   Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ это соглашения о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).
Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. Пример: положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".  К  ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Локальные нормативные правовые акты. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.
Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.
Специальные локальные акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.
Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.

Предоставим слово юным юристам

Конституция РФ. Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).
С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Преподаватель:  на 8  слайде  мы видим нормы конституции, закрепляющие  экологические  права для граждан в сфере пользования  и владения  природоохранным компонентом.

Для актуализации ранее полученных знаний студентам предлагается ответить на вопросы:

1. Что такое норма права?

2. Объясните суть гипотезы, диспозиции и санкции. Почему все звенья тесно

с вязаны друг с другом.

3. Как вы думаете, в чем проблема современного законодательства?

Ответы студентов должны привести к  изучению системы органов  государственного управления. (Слайд 9).

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации. Специализированные органы управления охраной окружающей среды действуют на разных уровнях, оказывая оперативное воздействие на министерства, ведомства, предприятия и являясь, таким образом, межотраслевыми или надведомственными органами. Основными задачами Министерства являются:

комплексное управление в области охраны окружающей среды, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в данной области;

формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования и обеспечения экологической безопасности: организация единой государственной системы экологического мониторинга; организация и проведение государственной экологической экспертизы; организация и осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

обеспечение населения экологической информацией и др.

В систему специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды входят также Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный горный и промышленный надзор России, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ. Эти органы в соответствии с законодательством России решают вопросы в области охраны окружающей среды по согласованию или совместно с другими специально уполномоченными государственными природоохранительными органами. Органы государственного  контроля призваны основываться на нарушении экологической нормы.

Выступление эколога.

        Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. К нормативам качества окружающей среды относятся:            нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

           нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

           нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

           иные нормативы качества окружающей среды. В основе нормативов качества лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе); технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни);

научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентным органом (Госкомсанэпиднадзор России и Минприроды России). Утверждаются эти нормативы по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

                     Преподаватель: (слайд 10) Экологическая экспертиза направлена на установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы (ст. 1. Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Наряду с государственной законодательство предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Она может проводиться общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. В отличие от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой, общественная экспертиза проводится в инициативном порядке. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключением являются объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и/или иную охраняемую законом тайну (ст. 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Заключение общественной экологической экспертизы становится юридически обязательным после его утверждения соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза строится на следующих принципах: (слайд 11)

            обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности,  участия  общественных организаций , учёта общественного мнения

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

  (Слайд 12). Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного  экологического контроля. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

(Слайд13)В соответствии с российским экологическим законодательством должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения  и преступления.
     В Уголовном кодексе РФ 1997 г. экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26).В нем предусмотрена уголовная ответственность за:

нарушение правил экологической безопасности при производстве работ;

нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов;

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами;

загрязнение вод;

загрязнение атмосферы;

загрязнение моря;

нарушение законодательства о континентальном шельфе;

порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений;

нарушение правил охраны рыбных запасов;

незаконную охоту;

незаконную порубку деревьев и кустарников;

уничтожение или повреждение лесных массивов.

(Слайд14). В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, но помещенные как в других разделах УК РФ (например, ст. 358 "Экоцид"), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде наряду с последствиями другого рода.
Кроме УК РФ, так называемого смежного и иного законодательства вопросы уголовной ответственности за экологические преступления регулируются также сохраняющими свое действие предписаниями УК РСФСР 1960 г. Это имеет место в тех случаях, когда лицо совершило экологическое преступление до 1 января 1997 г. при условии, что новый УК РФ сохранил либо усилил уголовную ответственность за эти деяния. Данное положение вытекает из действия уголовного закона во времени. За совершенные преступления предусматриваются следующие виды наказания:

лишение свободы максимально на срок до 20 лет (экоцид);

штраф (в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

(Слайд 15). Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа управления, общественной организации в интересах потерпевшего.

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются:

степень утраты трудоспособности потерпевшим;

необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;

затраты на уход за больным;

иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;

затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;

потери, связанные с моральными травмами;

невозможность иметь детей или риск иметь детей с врожденной патологией.

Давайте сравним несколько статей. Студенты работают над  статьями УК РФ: с

Ст.251. Загрязнение атмосферы. 

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, –

Наказываются штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 мес. (в редакции Федерального закона от 08.12.3003 № 162-ФЗ)

Ст. 260. Незаконная вырубка деревьев и кустарников. 

1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах..., а также... не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, –

Наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 мес., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от 6 мес. до 1 года, либо арестом на срок до 3 мес. (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Ст.261. Уничтожение или повреждение лесов. 

1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности –

Наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

 Преподаватель: Мы можем сделать следующий вывод, усиление ответственности за правонарушения и преступления являются  основой изменения российского законодательства.

Изучая экологическое право можем придти к выводу, что эта отрасль не существует  изолированно от других наук. С какими науками взаимодействует  экология?

Студенты отвечают на вопрос преподавателя, аргументируя свои взгляды.

Теперь давайте рассмотрим экологическое право в рамках вашей будущей профессии.  В страховании очень эффективно используются нормы экологии (слайд 16)

Выступление  двух студентов с опережающим заданием на тему страхования.

     C 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 225 от 27.07.2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

      С 1 января 2013 г. вступают в силу положения указанного ФЗ в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

      Согласно положениям ФЗ №225 владельцы опасных объектов обязаны за свой счет застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших на весь срок их эксплуатации. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по обязательному страхованию.

Кто должен страховаться?

организации, эксплуатирующие опасные объекты в рамках Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» .эксплуатирующая организация или собственник гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Перечень опасных объектов установлен законодательно, и в зависимости от типа объекта к нему применяются те или иные страховые тарифы. Страховые тарифы устанавливаются Правительством РФ и являются едиными для всех страховых компаний.

Новые требования законодательства

  • увеличение размера выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью до 2 млн руб. на каждого потерпевшего
  • осуществление выплат в счет возмещения вреда, причиненного имуществу физических и юридических лиц
  • осуществление выплат потерпевшим в связи с нарушением условий жизнедеятельности
  • увеличение ответственности страховых компаний до диапазона 10 млн - 6,5 млрд руб.
  • к потерпевшим относятся не только третьи лица, но и сотрудники предприятия
  • отнесение затрат на страхование опасных объектов на себестоимость.
  • Чем грозит отсутствие договора страхования?
  • выдачей предписания надзорного органа о приостановке эксплуатации опасного объекта
  • наложением административного штрафа:
  • от 15 000 до 20 000 руб. для должностных лиц
  • от 300 000 до 500 000 руб. для юридических лиц

Преимущества страхования опасных объектов в ВСК

  • софинансирование экспертизы промышленной безопасности опасных объектов предприятия
  • оформление и доставка страхового полиса в течение 1 дня
  • возможность рассрочки оплаты договора страхования
  • персональный менеджер по подготовке документов на страхование и урегулированию убытков
  • прием документов по страховому случаю в более чем 800 филиалах и отделениях ВСК по всей стране

А также:

Возможность дополнительной страховой защиты от рисков, которые не покрываются в рамках обязательного страхования:

  • на случай аварии вследствие террористического акта
  • затрат, направленных на ликвидацию последствий аварии
  • в результате внезапного загрязнения окружающей среды

Домашнее задание (слайд17).

Подготовьте список  экологически опасных объектов города Москвы.

 Нормирование качества окружающей природной среды (стандарты).

Индивидуальные задания:

Возмещение вреда здоровью граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды.

            Правовой режим национальных парков России

Вопросы для закрепление нового материала. (слайд 18)

  • Что такое экологическое право?
  • 2. Что такое  экологическая норма?
  • 3. Что такое экологическая экспертиза?
  • 4. Что такое экологический нигилизм и как он  связан с правовой культурой?
  • 5. Что такое экологическое невежество в правовом сознании граждан?

Работа в микро группах   ( 3-4 человека работаю 7-10минут под музыку) на листе формата  А -3, используя полученные знания,  отразите в виде рисунка,  плаката суть экологического права: нарушение нормы, статьи нормативно-правовых актов, ответственность за содеянное правонарушение или преступление (слайд 19)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Ф.И.О. учителя: __Воронова  Виктория  Николаевна.

 1 курс: группа Страховое дело.

 Дата:  06.02.2015 .

Предмет: Право

 № урока по расписанию: 30

Тема урока:  «Экологическое право».

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок с целью изучения нового материала в разделе основы конституционного права.

 Цели урока: Сформировать у студентов знания об экологическом праве. Ввести новые понятия: экологическое право, экологическая экспертиза.

Задачи

1. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.  Закрепить полученные ранее навыки, юридические термины.  

2. Развивать  умения работать с дополнительными источниками информации, использовать межпредметные связи для будущей профессиональной деятельности.

3. Формировать экологическое мировоззрение, воспитывать правовую культуру, уважение к закону, бережливость и дисциплинированность.

Ожидаемые результаты: Освоение данной темы позволит студентам овладеть  юридическими основами экологического права, применять полученные знания для изучения  смежных дисциплин, продолжения образования,  в сфере дальнейшей профессиональной ориентации,  позволит опираться на нормативно-правовые акты,  Конституцию РФ, федеральные законы,  КоАП РФ и УК РФ.  

Урок направлен на формирование следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Характеристика этапов урока

№ по п|п

Этапы урока

Время

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный

Слайд  1. 

2 мин.

Проверка присутствующих на занятии.

Ознакомление с целью урока.

- приветствие обучающихся; -проверка готовности к занятию

- сообщение темы урока;

- сообщение цели с и способа действия.

- приветствие  преподавателя, подготовка  к занятию;

- - включение в работу;

2

Актуализация темы

 Слайд 2

Видеоролик  

Слайд 3,

5 мин.

Обозначить  мировой уровень данной проблемы.

Привлечь внимание к международным достижениям в области информационной безопасности.

- наблюдение за аудиторией.

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;

- смотрят видеоролик;

- слушают преподавателя;

- приводят примеры;

-формулируют свои выводы;

 

3

Этап подготовки учащихся к закреплению и углублению  пройденного материала

Слайд 4- 12

30 мин

Сообщение темы  и основ нового материала

-подведение студентов  к углубленному изучению проблематики;

-делают  необходимые записи в тетради;

- анализируют и делают выводы.

4

Проверка домашнего задания

10 мин

Познакомиться с историей развития экологического права.

- проверяет  самостоятельную работу студентов;

-  слушает,  и оценивать подготовку ;

 - задает вопросы группе  по  новой  информации.

- выступление студентов с опережающим заданием перед аудиторией;

-конспектирование важной информации в тетради;

- ответы студентов на вопросы преподавателя.

5

Введение в тему

Слайды  12-20

30 мин

Изучить киберпреступления:

-субъектно-объектные отношения;

-наличие вины и преступления;

- практические задания

-объясняет  предмет  

 права  и схему источников экологического права

-составляет схему норм конституционного права;

-организует совместную деятельность;

-наблюдает за работой  студентов.

-слушают объяснение преподавателя;      - делают записи в тетради о предмете экологического права, записывают схему источников;

- по необходимости задают вопросы.

6

 Работа с нормативными актами

5 мин

Уметь работать с юридической  литературой

-проверяет самостоятельную работу студента над статьями Конституции РФ.

-  слушают сообщение  студента

-  отвечают на вопросы преподавателя;

-записывают в тетради ссылки на статьи.  

7

Углубление темы

Слайды  9-12

15 мин

Изучение структуры контроля в экологическом праве (слайд 9):

 -система органов управления (слайд 10);

- экспертиза и ее принципы (слайд 11)

-преподаватель задает вопрос о диспозиции,  гипотезе, санкции;

-разъясняет государственное  управление;

- объясняет суть экологической экспертизы;

-рассказывает о принципах экологической экспертизы.

-виды экологического контроля

- слушают объяснение преподавателя;

- записывают информацию в тетрадь;

- приводят примеры из жизни;

формулируют полученные знания и делают выводы по новой теме.

8

Этап усвоения новых знаний

Слайд 13-14

10 мин

Формирование умений и навыков в применении полученных знаний

-вычленение в изучаемом материале наиболее существенных моментов и фиксация на них внимания;

- сравнительный анализ терминов «преступление» и «правонарушение»

- записывают виды ответственности;

-на основе выступления студентов с аналитической справкой делают выводы о зыбкости границ между преступлением и  правонарушением в законодательстве

9

Этап профессиональной ориентации

10 мин

Ориентация студентов на будущую профессиональную деятельность

- привлечение внимания к  проблеме законодательства;

-развитие правовой культуры среди обучающихся;

-государственная политика по привлечению волонтерского движения

- слушают сообщения;

-задают вопросы;

- активизируют процесс осмысления

10

Подведение итогов урока

Слайд 16

4 мин

Информация о домашнем задании.

Подведение итогов работы

-объяснение домашнего задания, приемов и последовательности ее выполнения;

-выставление оценок

- задают вопросы;

-делают записи в тетради;

- обсуждают итоги работы группы

11

Закрепление  нового материала

10 мин

Применение полученных знаний в практическом задании. Работа в микро группе

-разъяснение задания;

-организация групповой работы;

-индивидуальная помощь студентам

-обсуждение проекта;

-выполнение задания;

- защита проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: «Экологическое право»

Слайд 3

Загрязнение окружающей среды

Слайд 4

План урока: 1 . Общая характеристика экологического права. 2. Право человека на благоприятную окружающую среду. 3. Способы защиты экологических прав. 4. Экологические правонарушения.

Слайд 5

Термины Экологическое невежество и правовая культура Экологический нигилизм и правосознание Экспертиза Экологическая норма

Слайд 6

Предмет экологического права: Отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана окружающий среды. Обеспечение экологической безопасности.

Слайд 7

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного право Нормативно – правовые акты органов местного самоуправление Локально нормативно – правовые акты Правовой обычай И сточники экологического право Конституция Российской Федерации Федеративные договоры Нормативно-правовые акты министерств и ведомств Указы и распоряжения Президента РФ Постановления и распоряжения Правительства РФ Конституции, законы, иные нормативно-правовые акты субъектов РФ Законы (конституционные и федеративные)

Слайд 8

НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ УСТАНАВЛИВАЮТ: Экологические права и обязанности граждан РФ ( ст. ст. 42,58) Право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. ст. 9, 36) Компетенцию государственных органов в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (ст. ст. 71, 72 144)

Слайд 9

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Органы общей компетенции (ведают всеми вопросами, включая экологические, в пределах страны или определённой территории ) Органы специальной компетенции (специально уполномочены осуществлять функции управления природопользованием и охраной окружающей природной среды)

Слайд 10

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Государственная (организуется и проводится уполномоченными государственными органами на уровне РФ и её субъектов ) Общественная (организуется и проводиться по желанию граждан и общественных организаций, а так же органов местного самоуправления общественными организациями)

Слайд 11

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе») Презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности Обязательность проведения экологической экспертизы до реализации объекта Комплектность оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду Обязательность учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы Достоверность и полнота информации Независимость экспертов Научная способность, объективность и законность экспертных заключений Гласность, учёт общественного мнения, участие общественных организаций Ответственность участников экологической экспертизы за её проведение и качество

Слайд 12

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Государственный экологичес кий контроль Муниципальный экологичес кий контроль Производственный экологичес кий контроль Общественный экологичес кий контроль.

Слайд 13

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Уголовная Административная Гражданско-правовая (материальная) Дисциплинарная

Слайд 14

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Экологические преступления (уголовные правонарушения) Экологические проступки Административные правонарушения Гражданские правонарушения Дисциплинарные правонарушения

Слайд 15

Экологические преступления Общие Специальные направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249 УК РФ): нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологических опасных веществ и отходов и др. посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262 УК РФ): загрязнение вод, атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников,

Слайд 16

Страхование в экологическом праве

Слайд 17

Вопросы для закрепления Подготовьте список экологически опасных объектов города Москвы. Нормирование качества окружающей природной среды (стандарты). Индивидуальные задания: Возмещение вреда здоровью граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды. Правовой режим национальных парков России.

Слайд 18

Ответьте на вопросы 1. Что такое экологическое право? 2. Что такое экологическая норма? 3. Что такое экологическая экспертиза? 4. Что такое экологический нигилизм и как он связан с правовой культурой? 5. Что такое экологическое невежество в правовом сознании граждан?

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Право".

Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего професионального образования социально - экономического профиля. В работе содержатся тем...

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Право» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа общеобразовательной учебной дисциплины  «Право» предназначена для изучения права  в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднег...

технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения

технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения...

технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения

технологическая карта занятия по учебной дисциплине Правила и безопасность дорожного движения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий  составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий  составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...

Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность 23.02.07 Тех

На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...