Круглый стол «Учимся жить в многоликом мире»
методическая разработка по теме
Круглый стол, посвященный проблеме экстремизма в молодежной среде. Мероприятие направлено на развитие основ антитеррористической культуры, формирование навыков противостояния идеям экстремизма. В ходе работы участники смогут не только обсудить негативные последствия социальной стигматизации, но и отработать в ходе упражнений негативные установки по отношению к идеологии терроризма и экстремизма; толерантного отношения к представителям различных религий, национальностей, стран и т.п. Материал содержит понятие "экстремистские действия" и ответственность за совершение подобных действий согласно УК РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.38 КБ |
![]() | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Учимся жить в многоликом мире»
Цель: развитие основ антитеррористической культуры, формирование навыков противостояния идеям экстремизма, ознакомление с основами антитеррористической идеологии.
Задачи:
- сформировать представления о терроризме как угрозе общественному благополучию;
- выработать негативные установки по отношению к идеологии терроризма и экстремизма, ознакомление с причинами роста экстремизма;
- сформировать неприятие терроризма как крайней формы проявления экстремистских настроений.
1.Мини-лекция Проблема экстремизма и терроризма в современной России
Слайд 2
«Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности»
Владимир Путин
Видио1
Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующим его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете.
Слайд 3
Наиболее уязвимой группой для развития подобной ненависти, так называемого экстремизма, является молодежь. На территории России насчитывается около 160 молодежных экстремистских организаций с хорошей иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами.
Что такое экстримизм?
Видио 2
Каковы же причины возникновения экстримизма?
Слайд4
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
1. Большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями
2. Нарастание социальной напряженности.
3. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей
4. Бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп.
Слайд 5
Психология ненависти как орудие террора и терроризма.
Обучение ненависти. Пропаганда ненависти имеет, как правило, три цели:
1) Отрицание положительной эмоциональной оценки враждебной группы
2) Разжигание страстей: злости и страха
3) Генерирование решений, основанных на ошибочных когнитивных выводах и порочном критическом мышлении
Сейчас в соц.сетях можно встретить великое множество материалов экстремистской направленности. Будьте бдительны! Экстремистские действия преследуются УК РФ. Незнание законов не освобождает от ответственности!
Видио 3
Промывание мозгов является необходимой стратегией формирования террористического поведения. Наряду с другими средствами, оно включает в себя создание типичных историй для промывания мозгов каждой культуральной общности.
Пиком подобной ненависти является геноцид.
Видио 4
Слайд 6
2.Формирование умения противостоять негативному влиянию
Упражнение «Голубоглазые и кареглазые»
Цель: выработать негативные установки по отношению к идеологии терроризма и экстремизма; демонстрация негативных последствий стигматизации
Описание: Согласно вводной инструкции, на Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете, ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз. Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу, интеллектуальный и духовный его потенциал сведен почти к нулю; обладатели голубых глаз — «цвет человечества», полная противоположность кареглазым. Это открытие позволило жителям той планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытием и срочно заняться переустройством своей жизни.
Группы расходятся и работают отдельного друг от друга.
Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила).
«Кареглазым», тем временем, состаляют список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке не должно быть интеллектуальных профессий, только «рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и т.д. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка. В случае если «кареглазые» выполнили задание раньше «голубоглазых», им могут быть предложены письменные задания, требующие механического выполнения однообразных действий (например, рисование и закрашивание геометрических фигур).
Готовый свод законов, составленных «голубоглазыми», зачитывается в общем кругу. Обсуждаются вопросы:
Какие чувства возникали в ходе упражнения?
Какие законы создали бы «кареглазые», если бы оказалось, что вторая делегация инопланетян неожиданно разоблачит «ненаучность» утверждений первой делегации (и окажется, что «кареглазые» - интеллектуалы, а «голубоглазые» — способны лишь к физической работе)? Почему?
Насколько справедливы предложенные своды законов?
Что случилось бы рано или поздно в стране, где жизнь организована согласно подобным дискриминирующим законам?
Резюме ведущего: Дискриминация одних людей другими ведет к непоправимым последствиям для их взаимоотношений. Люди, составляющие другие социальные группы – это, прежде всего, такие же люди, как мы.
Видио5
Игра «Гостиница»
Цель: формирование толерантного отношения к представителям различных религий, национальностей, стран и т.п.
Термин «толерантность» каждый понимает по-своему. Предлагаем вам выполнить упражнение, которое как нельзя лучше поможет объяснить, что же такое есть «толерантность».
Представьте, дальняя тётушка оставила вам в наследство дом у берега моря. Не просто дом, а маленькую гостиницу на восемь номеров. Разместите, с точки зрения толерантности, потенциальных клиентов. Обратите внимание, что клиентов 12, а номеров 8: следовательно, кому-то придется отказать.
После обсуждения,
В современных условиях, особенно в городе, жизнь людей чрезвычайно насыщена общением, как по основным каналам жизнедеятельности, так и по второстепенным.
3.«Как вести себя при угрозе и во время террористического акта»
Ознакомление с памяткой (раздаточный материал)
Терроризм сегодня – одна из главных угроз человеческой цивилизации. Международный терроризм за последние годы доказал свою крайнюю жестокость, готовность не останавливаться ни перед чем ради достижения своих целей. В результате совершения террористических актов страдают ни в чем не повинные люди, дети, женщины, старики. Для террориста человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Террористическая угроза – это каждодневная реальность, с которой нельзя смириться и к отражению которой надо быть всегда готовыми. Активная гражданская позиция каждого – необходимое условие успешного противостояния террористам. У всех нас общий враг, и бороться с ним мы все – государство, правоохранительные органы, специальные службы, общество – должны сообща.
Для этого каждый должен знать, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе и во время теракта, к чему следует быть готовым, что можно и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Это так же важно, как знать правила оказания первой медицинской помощи.
ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ:
• Сохраняйте спокойствие.
• Отойдите на безопасное расстояние.
• Незамедлительно позвоните по телефону 01, 02, сообщите о подозрительном предмете находящемуся поблизости официальному лицу – водителю, проводнику, стюардессе, сотруднику охраны и др.
• При эвакуации помогайте друг другу спокойно покинуть помещение или транспорт.
• Дождитесь прибытия сотрудников правоохранительных органов и укажите местонахождение подозрительного предмета.
НЕЛЬЗЯ:
• Трогать, вскрывать, перемещать подозрительный предмет.
• Пользоваться мобильной и иной радиосвязью в непосредственной близости от предмета.
• Допускать выкрики, хаотические перемещения, панику.
Они могут представлять ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ.
ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ:
• Постарайтесь успокоиться, помогите успокоиться окружающим.
• Знайте, Вас обязательно освободят.
• Выполняйте требования террористов.
• При контакте с преступниками ведите себя сдержанно, спокойно.
НЕЛЬЗЯ:
• Делать резкие, неожиданные движения, кричать, громко разговаривать, вызывающе себя вести.
• Перемещаться по помещению, открывать сумки, пользоваться мобильным телефоном.
• Смотреть в глаза террористам.
• Вести беседы на морально-этические темы.
• Реагировать на любое провокационное поведение, оскорбления, предпринимать самостоятельные действия по освобождению.
ЕСЛИ НАЧАЛАСЬ ОПЕРАЦИЯ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ:
• Ложитесь на пол, закройте голову руками, подожмите ноги, сгруппируйтесь.
• Четко выполняйте команды сотрудников спецслужб.
НЕЛЬЗЯ:
• Бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них – вас могут принять за преступников.
Кричать, жестикулировать, проявлять инициативу.8
Обсуждение полученной информации группой.
«Гостиница»
Задание
Разместите, с точки зрения толерантности, потенциальных клиентов. Обратите внимание, что клиентов 12, а номеров 8
Потенциальные клиенты:
1. Пенсионер из Киева.
2. Цыган-кузнец с семьёй.
3. Четыре девушки-волейболистки.
4. Женщина с ребёнком-инвалидом.
5. Свидетели Иеговы.
6. Молодая семья из Львова.
7. Мулла.
8. Два студента из Армавира.
9. Таджики-строители.
10.Бизнесмен из Питера.
11.Футбольные фанаты «карланы».
12.Грузинский винодел.
Вы заселили:
1.___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.___________________________________________________
4.___________________________________________________
5.___________________________________________________
6.___________________________________________________
7.___________________________________________________
8.___________________________________________________
«Голубоглазые»
Задание: составить свод законов нового общества (помните, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила)
«Кареглазые»
Задание: составьте список профессий, которые вы должны распределить между собой. В списке не должно быть интеллектуальных профессий, только рабочие («рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и т.д.) Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности» Владимир Путин
Психология ненависти как орудие террора и терроризма
Упражнение «Голубоглазые и кареглазые»
Упражнение «Гостиница»
Потенциальные клиенты: 1 . Пенсионер из Киева 2 . Цыган-кузнец с семьёй 3 . Четыре девушки-волейболистки 4 . Женщина с ребёнком-инвалидом 5 . Свидетели Иеговы 6 . Молодая семья из Львова 7 . Мулла 8 . Два студента из Армавира 9 . Таджики-строители 10.Бизнесмен из Питера 11.Футбольные фанаты « карланы » 12.Грузинский винодел
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди » Б.Шоу
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы проведения круглого стола "Современный урок" в профессиональном училище
Этот материал представляет собой обобщение по составлению плана урока и подготовке к уроку. Он предназначен для начинающих преподавателей, которые находятся в поиске своего урока и своего стиля препод...
сценарий круглого стола/беседы на тему "Моё личное пространство"
Беседа/круглый стол для учащихся 8-9 классов по специальному курсу по психологии.Дана, так сказать, основная структура беседы/круглого стола на тему личного простравнства, которая по ходу самого...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»
Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...

Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».
Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива!!!а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, ...

Программа «Учимся жить дружно»
Организация воспитательной работы направлена на развитие воспитывающей среды, как совокупности окружающих студентов социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействую...
Круглый стол «Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.
Цели и задачи:Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.Выделить основные социологи...

Буклет "Учимся жить в многоликом мире"
Буклет "Учимся жить в многоликом мире" разработан для педагогов и психологов СПО. В нем содержится информация с перечнем диагностического инструментария и другоя полезная информация. Молодеж...