Главные вкладки

    Статья на тему:
    23.10.2018 Доклад на тему: "Компетентная модель мастера производственного обучения"

    Федотова Светлана Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    « КОМПЕТЕНТНАЯ  МОДЕЛЬ МАСТЕРА

    ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

    Подготовила преподаватель спецдисциплин

     ГБУ ПО РМ «РЖПТ имени А.П. Байкузова»

    Федотова С.Н.

    Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем – поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал, исходя из этого перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движении WorldSkills Russia, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

    Работодателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность. Компетентность, которая рассматривается как своего рода «совокупность» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются и квалификация и социальное поведение и способность работать в группе, инициативность и многое другое. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

    Существует большое количество определений компетентности и компетенции  все они являются точными правильными, но я все таки озвучу одно, на мой взгляд, самое точное:

    Компетентность  наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области,

    Компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

    Профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; объем навыков необходимых для выполнения поставленной задачи; комбинация личностных качеств и свойства; единство теоретической и практической готовности к труду.

    По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

    Работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение осуществлять деятельность на рабочем месте в соответствии с профессиональным стандартом. Образовательный стандарт определяет «компетентность» специалиста в целом, в процессе профессиональной подготовки . Таким образом, компетенция – это компетентность в действии.

    Деятельность мастера производственного обучения имеет определенные особенности, которые проявляются в двойном предмете труда: он выступает в роли мастера - педагога и одновременно в роли мастера. Кроме того, в современном образовательном учреждении мастер выступает также как организатор учебно-производственной деятельности своих воспитанников, следовательно компетенстная модель мастера производственного обучения во многом зависит от многих факторов, но особо следует выделить следующие:

    -мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности:

    -это потребность в самоутверждении, в изучении запросов студентов, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

    - наличия психолого-педагогических знаний,

     -владения методикой обучения,

    - умелого использования эффективных технологий на уроках производственного обучения,

    - искусство передачи и трансформации опыта,

    Мой опыт работы преподавателем спецдисциплин подтверждает, что в нынешней системе профессионального образования, пожалуй, самое сложное – это изучение спецдисциплин и самое главное способность применить знания полученные на занятиях  теоретического обучения на практике. Моя задача – подготовить  специалиста в области работы железнодорожного транспорта, с определенным багажом теоретический знаний, а задача мастера производственного обучения  проработать практическую направленность той информации, которую студенты получают при изучении спецдисциплин,  ведь любой работник транспорта в какой-то момент может оказаться в такой ситуации,  когда от грамотных и своевременных действий может зависеть жизнь тысяч людей, поэтому все вышеизложенные факторы  являются одними из значимых факторов в компетенстной модели мастера производственного обучения.

     Нельзя сказать что компетенстная модель мастера это законченная, сформулированная  модель которая имеет определенный набор компетенций, факторов, методов работы, нет,  это модель наставника который постоянно учится развивается совершенствуется повышая тем самым свой  профессионализм и создавая свою, индивидуальную компетенстную модель. Такую модель очень легко представить в виде дерева, которое имеет ствол (основу) и много- много ветвей (это как раз индивидуальные факторы, методы определяющие индивидуальность каждой модели). Но на основе мне бы хотелось остановиться подробнее:

    1. Профессионально-педагогическая компетентность  мастера производственного обучения - это владение определённым набором наиболее важных для его профессиональной деятельности компетенций, совокупность знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности, позволяющих успешно решать проблемы, в том числе педагогические, в области учебно-производственной деятельности. Под учебно-производственной деятельностью в данном случае понимается деятельность, в процессе которой студенты под руководством мастера, приобретаются необходимые профессиональные знания, умения и навыки, формируются социально-значимые качества личности (предприимчивость, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, быстрота принятия решений в нестандарной ситуации)

    2. Постоянная работа над совершенствованием организационно-методического

    обеспечения

    Основными формами самостоятельной методической работы мастера производственного обучения является:

    1.  Самообразование по расширению и углублению педагогических знаний и повышению деловой квалификации

    2. Изучение содержания учебных планов и программ по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам, профессиональным модулям

    3.  Разработка рабочей учебно-программной документации и планов учебных занятий

    4. Планирование и подготовку к проведению внеклассных учебно-воспитательной работы со студентами

    5. Изучение и творческое использование на уроках современных (инновационных) педагогических технологий

    6.  Работа по улучшению образования, оснащенности и оформления учебного кабинета

    При создании компетенстной  модели мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда. Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с учащимися, так как именно этот фактор дает возможность   углубленно изучить  предмет, иметь возможность самостоятельно искать дополнительной информации, развивать свои творческие способности, повышать  качество знаний.

    Надо отметить, что применение всех компенейций в совокупности – задача непростая. Первоначально каждый педагог считает, что он именно такой. Но исследования показывают, что ряд инженерно-педагогических работников не обладает навыками профессиональной компетентности, не умеет соотносить получаемую информацию с педагогическими ситуациями и задачами учебного процесса, испытывают трудности при предварительном проектировании своей деятельности. Нередко, имея достаточно развитое практическое мышление, основанное на жизненном и профессиональном опыте, преподаватели и мастера производственного обучения в профессиональной деятельности руководствуются житейскими понятиями, «здравым смыслом», и, как правило, в новых ситуациях они неизбежно сталкиваются с такими проблемами, для решения которых старые методы неприемлемы.

    Успешность применения  опыта зависит от качества работы педагогов учебных заведений, их профессионально-педагогической компетентности, терпения, потребности в непрерывном образовании и повышении своего профессионального уровня.

    Только компетентный мастер производственного обучения, выходя за рамки узкопрофессиональной деятельности и ориентируясь на потребности учащихся, создает дополнительные возможности для индивидуализации воспитания, оптимизации учебно-воспитательного процесса, эффективного педагогического воздействия.

    О полной качественной и результативной (либо нерезультативной) работе мастера производственного обучения можно сказать или сделать вывод после трех, пяти и более лет, когда у выпускников сформируется достаточный жизненный и трудовой опыт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.

    Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал....

    ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

    Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

    Доклад "Совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения по постановке целей и выбору методов и форм обучения"

    Опыт совместной работы преподавателя и мастера производственного обучения по постановке целей и выбору методов и форм обучения на интегрированном уроке...

    ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

    Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

    Доклад "Подготовка мастера производственного обучения к занятиям"

    Подготовка мастера к новому учебному году влияет на организацию производственного обучения в течение всего учебного года. Поэтому она должна быть тщательно продуманной, своевременной....

    Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

    В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....