Доклад "Пути формирования общих компетенций студентов"
материал на тему

Маргарита Анатольевна Андреевская

Доклад на ЦМК  Пути формирования общих компетенций студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_puti_formirovaniya_ok.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования общих компетенций студентов.

Одним из важнейших требований государственных стандартов третьегопоколения среднего профессионального образования становиться подготовка качественного специалиста, что задает ориентир каждому преподавателю на компетентностно-ориентированное обучение и делает необходимым отбор технологий, методов, средств направленных на формирование компетенций.

Говоря о компетентностном  подходе, используют два основных термина:  «компетенция» и «компетентность». Компетенции – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Компетентность - это уровень практической реализации компетенции.Общие компетенции представлены в виде инвариантной части требований к качеству подготовки выпускников, несут в себе личностный и поведенческие аспекты и имеют следующие направления:

- духовное и нравственное развитие личности выпускника;

- формирование активных гражданских, профессиональных и жизненных позиций;

- формирование коммуникативной и информационной культуры.

Работа над формированием общих компетенций осуществляется  при изучении дисциплин или  междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. Поэтому основной задачей преподавателя является создание условий, а именно: подбор таких видов и форм учебной деятельности, которые обеспечат необходимый уровень сформированности. Общие компетенции развиваются только в деятельности с использованием необходимых средств обучения и в определенных условиях, когда преподаватель выступает как организатор процесса обучения, партнер по общению, консультант, воспитатель.

Например при изучении дисциплины «Гигиена и экология человека», для  формирования  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, использую  не имитационные методы обучения, включающие групповые  консультации, конференции, выступление в роли преподавателя, «круглый стол», представление результатов анкетирования, докладов.Наличие или отсутствие интереса к будущей профессии у студентов можно наблюдать на  аудиторных занятиях, а также при прохождении производственной и учебной практик. Иногда студенты, не проявляющие интереса к обучению на занятиях, очень хорошо проявляют  себя во время производственной практики, охотно работают, получают положительные отзывы от руководителей практик и впоследствии начинают также активно работать на теоретических и практических занятиях.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.На наличие у студента данной компетенции  указывает, прежде всего, способность обучающихся организовать самостоятельную работу в учебное и во внеаудиторное время. Например: отношение к выполнению домашнего задания.

При организации самостоятельной работы на практических занятияхшироко использую  игровые методы обучения, которые выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников, необходимых при решении псевдореальных жизненно и профессионально значимых проблем. При разборе ситуаций и  решении профессиональных проблем происходит групповое обсуждение, которое помогает всем обучающимся не только определить свою позицию, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением окружающих, но и развивать навыки командной работы, совместного принятия решения, умения анализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

У студентов на  занятиях дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности», при формировании ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, формируютсятакие качеств какответственность,  целеустремленность,  самостоятельность, умение быстро принимать   решение. Для этого  использую  решение проблемных задач и ситуаций, которые способствуетвовлечению студентов в активную беседу. Задавая вопросы по теме, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее на других дисциплинах, высказывать предположения, анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизируя познавательную деятельность, что приводит к более прочному закреплению материала и делает процесс обучение менее утомительным и более интересным, создает благоприятные условия для формирования рефлексии.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Эти ОК  формируются и оцениваются в процессе посещения спортивных секций, участия в соревнованиях, а так же при  подготовки сообщений, рефератов,докладов, презентаций, курсовых работ, санитарно-просветительной работы направленных на формирование здорового образа жизни, занятий  физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.Эта компетенция формируетсяпри подготовке сообщенийи докладов, где активноиспользуются  интернет-ресурсы,  а предоставление результатов  - в виде мультимедийныхпрезентаций, видеороликов, с  использованием   программных продуктов. Так же формирование ОК 5 происходит, при распространении учебного материала электронной почтой, участии  в электронном тестировании в режиме on-lain, что, позволяют обучающимся углубить знания, повысить результативность обучения и более рационально использовать  учебного времени.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

При формировании ОК6 и ОК7,  особое значениеприобретает внеаудиторная воспитательная  работа  в группе, которая включает общеколледжные мероприятия, кружковую работу,спортивные секции и соревнования, классные часы, где студенты осваивают  умение  общаться между собой, с преподавателями, с пациентами и их родственниками, при взаимодействии с медперсоналом на учебной и производственной практиках

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий
в профессиональной деятельности

Важное место в формировании  ОК 8, ОК9 занимает внеаудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Студентам разъясняется важность выполнения самостоятельной работы для повышения их уровня теоретических и практических знаний и умений, улучшение итоговой оценки по дисциплине. Подбирается перечень тем для сообщений, конспектов, курсовых работ,  различных заданий с учетом индивидуальных особенностей и способностей. При выполнении самостоятельной работы большая роль отводится умению студента работать с дополнительными источниками информации. Студент должен уметь выбрать и выделить из обилия информации главный материал, хорошо усвоить и запомнить грамотно и доступно изложить полученную информацию, проанализировать факты и результаты, сделать выводы и дать конкретные и четкие рекомендации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Для формирования этих компетенций, провожу вечера знакомств, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, всегда стараюсь строить отношения со студентами посредством сотрудничества, партнерства, взаимопомощи с использованием методов убеждения и побуждения.  Уделяю большое внимание формированию у студентов уважения к культурным традициям народа, вопросам патриотического воспитания, принципов здорового образа жизни, в связи с этим провожу беседы, лекции, классные часы по данному направлению.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Формирование этой компетенции происходит на практических занятиях приорганизация рабочего места, выбора и подготовки к работе приборов, соблюдение правил личной и инфекционной безопасности пациента и медработника на соответствие требованиям алгоритмов манипуляций.

Работа со студентами с первого курса осуществляется в тесном контакте с психологом, воспитателями общежития и родителями. Привлекаю студентов к активному участию в общественной жизни колледжа во всех ее проявлениях, в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, субботниках проводимых по благоустройству колледжа и т.д.

Проанализировав различные подходы к проблеме формирования ОКобучающихся колледжа, можно сделать вывод, что это серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников воспитательно - образовательного процесса. Решить ее становиться  возможным только при совместном взаимодействии администрации, преподавателей, классных руководителей, методиста, психолога, воспитателей  и систематическом анализе всех возникших при этом затруднений.

Литература: 1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

2. ФГОС СПО специальности 060501 «Сестринское дело» 

3. Приказ Минобрнауки РФ № 589 от 12 ноября 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Формирование общих компетенций студентов на уроках физики через проектную деятельность

В статье аргументируется необходимость использования проектно-исследовательской деятельности студентов для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, приведен алгоритм деятельнос...

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.

23.01.2020 г.      Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума.  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...