Статья "Формирование общих компетенций у студентов медицинского колледжа"
статья по теме

Маргарита Анатольевна Андреевская

Развитие общих компетенций является совокупностью социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление профессиональной деятельности на определенном квалификационном уровне. Поскольку ОК представляют собой обобщенные способы деятельности, овладение ими является долговременным и сложным процессом и обеспечивается в той или иной мере всеми элементами ОПОП. Особенностью общих компетенций, важной при отборе способов их развития, является то, что результат проявляется только в процессе предстоящей профессиональной деятельности, поэтому приобретение ОК зависит от активности обучающихся, непосредственного участия в их совершенствовании.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obshchih_kompetentsiy.docx24.07 КБ
PDF icon inov_podhody.pdf172.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общих компетенций

у студентов медицинского колледжа

Смирнова Т.П., , Андреевская М.А., , Горина Т.И., преподаватели

ГАОУ СПО «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

Единицей требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ОПОП, ФГОС СПО) становятся общие и профессиональные компетенции (ОК, ПК), которыми должен обладать каждый обучающийся. Развитие общих компетенций является совокупностью социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление профессиональной деятельности на определенном квалификационном уровне. Поскольку ОК представляют собой обобщенные способы деятельности, овладение ими является долговременным и сложным процессом и обеспечивается в той или иной мере всеми элементами ОПОП.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Особенностью общих компетенций, важной при отборе способов их развития, является то, что результат проявляется только в процессе предстоящей профессиональной деятельности, поэтому приобретение ОК зависит от активности обучающихся, непосредственного участия в их совершенствовании.

В образовательном процессе ОК могут быть приобретены обучающимися при соответствующих условиях сочетания и интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности на занятиях по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК), в условиях творческой образовательной среды. Основные компоненты данной среды должны включать учебно-методическое сопровождение, оборудованные учебные кабинеты, разнообразные источники информации и информационно-компьютерное обеспечение. На эффективность формирования общих компетенций существенное влияние оказывает личность преподавателя, его индивидуальный стиль, педагогический опыт, умение строить отношения с обучающимися. Общие компетенции развиваются только в деятельности с использованием необходимых средств обучения и в определенных условиях, когда преподаватель выступает как организатор процесса обучения, партнер по общению, консультант, воспитатель.

Основной из форм активизации и вовлечения обучающихся в учебный процесс на теоретических занятиях по-прежнему остается лекция, которая позволяет актуализировать наиболее важные вопросы темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных форм лекционных занятий (лекция-беседа, лекция-«мозговой штурм», лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных форм организации учебной деятельности (групповых консультаций, конференций, «круглый стол», дискуссия), с внеаудиторной самостоятельной работой над теоретическим материалом (подготовка сообщений, рефератов, иллюстративного материала), а также в процессе контроля и оценки уровня усвоения материала (тестирование, анкетирование, различные формы устного опроса) повышает качество освоения учебного материала, способствует формированию компетенций. Так, например, развитие ОК 1 – «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к  ней устойчивый интерес» происходит в результате формированию условий по мотивации обучающихся к изучению темы в контексте активизации постоянного интереса обучающегося к осваиваемой профессии.

Учитывая ФГОС СПО к условиям реализации ОПОП , занятия проводятся в соответствии с принципами деятельностно-компетентностного подхода, который предполагает значительную долю практикоориентированности, использования различных видов и форм самостоятельной работы студентов, выполнения заданий разного уровня сложности, компетентностной ориентированности заданий. Данные задания должны бытьвведены во все структурные единицы ОПОП в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины или МДК. При этом, их бóльшая часть должна быть предпочтительно  организована в формате самостоятельной работы обучающихся (как внеаудиторной, так и аудиторной), подразумевающей обсуждение результатов работы с преподавателем.

Особое место в процессе развития ОК занимают учебные дисциплиныобщегуманитарного и социально-экономического цикла, в которых не менее 85% учебного времени отводится на выполнение обучающимися компетентностно-ориентированных заданий.

Важным аспектом в области оптимизации занятий, направленных на развитие ОК является такая форма организации образовательного процесса как проектная деятельность, которая способствует кроме освоения материала учебной дисциплины или МДК, развитию ОК 1-9. В проектной деятельности по техническому заданию или выявленной проблеме обучающиеся развивают общие или профессиональные компетенции, активизируют самостоятельное мышление, творческие способности, формируют умения по работе с текстом, анализу информации, обобщению и выводам, развивают навыки работы с компьютером.

Во внеаудиторной работе для развития ОК используется потенциал воспитательной деятельности медицинского колледжа, которая может выполнять функции самоорганизации обучающихся во взаимодействии с социумом в контексте будущей профессиональной деятельности, в частности в рамках распространения среди населения принципов здорового образа жизни.

Одной из имитационных форм организации образовательной деятельности в медицинском колледже является деловая игра, способствующая эффективному и продуктивному обучению, активному поиску решений реальных профессионально значимых проблем. Деловые и ролевые игры используются для развития творческого мышления, способности оценивать происходящие события, для формирования у студентов умений решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности. Задания игрового характера поддерживают интерес обучающихся к изучаемой дисциплине, активизируют студентов, снимают утомляемость, выполняют развивающую функцию, способствуют формированию ОК 1-7.

Для активизации учебного процесса и развития ОК 6 «Работа в команде»широко используем игровые методы обучения, имеющие преимущественно профессионально направленную функцию, в которой обучающийся может выступить и в роли пациента, и в роли медицинского работника. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности и способствующие формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников.

Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных профессионально направленных задач, которые носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего медицинского работника, ведут к развитию профессионального мышления и развитию таких общих компетенций как ОК 3. «Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения  в нестандартных ситуациях», ОК 4. «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Включение в практическое обучение соревновательных элементов, конкурсы практических навыков способствует тому, что студенты стараются проявить себя с привлечением знаний и умений профессионального характера, профессиональных приемов и способов действий, отражающих их ответственность за качество своей работы, за результат работы всей команды.

Широко применяем на занятиях задания тестового характера: тесты на подстановку, тесты на выбор правильного ответа из четырех предложенных, тесты на соотношения и другие. Тестовые задания способствуют развитию познавательной активности студентов, расширяют кругозор, способствуют развитию внимания и умения делать обобщения и выводы и формированию ОК 1-9.

Реализация модульно-компетентностного подхода осуществляется путем применения современных информационно-компьютерных образовательных технологий, используемых на занятиях чаще комплексно, в том числе, для создания презентаций с использованием программы РowerPoint, для демонстрации заданий для закрепления или контроля знаний, что позволяет быстро и достаточно эффективно организовать само- или взаимопроверку. В результате повышается восприятие материала и создаются условия для формирования предусмотренных стандартом общих компетенций (ОК 2-9).

На завершающем этапе изучения учебной дисциплины или МДК, который предполагает выступление с результатами проектной деятельности или курсовой работы с целью контроля и оценки уровня сформированности соответствующих ОК и ПК (ОК 2, 3, 6, 7).

Развитие  общих компетенций во многом осуществляется во время производственной практики (по профилю специальности или преддипломной), т.к. обучающийся оказывается не в модельной, а в реальной ситуации, которая создает условия для использования в своей деятельности различных общих компетенций, ситуативно выбирать освоенные универсальные способы профессиональной деятельности. Во время производственной практики обучающийся

  • получает опыт завершенной деятельности в рамках участия в трудовых отношениях в реальной ситуации;
  • получает опыт завершенного действия по выполнению конкретных профессиональных функций;
  • выстраивает собственные ресурсы (знания, умения, навыки, освоенные способы деятельности) в соответствии с поставленными задачами, которые имеют производственный характер.

Благодаря более тесному взаимодействию медицинского колледжа и медицинских организаций усиливается обратная связь, трансформируется опыт практического здравоохранения, растет своевременная информированность об изменениях в видах профессиональной деятельности среднего медицинского работника, осуществляется коррекция в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Таким образом, развитие общих компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием, а только при выполнении совокупности условий в процессе образовательной деятельности по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу, в процессе осуществления самостоятельной внеаудиторной работы и системной воспитательной деятельности, то есть образовательной средой в целом.

В результате такого взаимодействия развиваются личностные способности, появляются возможности своевременной коррекции и совершенствования их применительно к будущей профессиональной деятельности. Совокупность выбранных форм и методов обучения, контроля и оценки позволяют преподавателю однозначно диагностировать их сформированность у будущих выпускников медицинского колледжа, что позволяет им стать конкурентно способными на современном рынке труда в сфере здравоохранения.

Список использованной литературы

  1. Демьяненко Р.Б. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №3.
  2. Ткачева К.О. Современные образовательные технологии как средство формирования компетенций будущих специалистов. Обобщение опыта // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №5.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Общие компетенции как объект планирования и оценивания –http://ru.znatock.com/docs/index-63098.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ Использование кейс-технологии для подготовки медицинских лабора

Статья посвящена вопросам использования инновационных педагогических технологий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, а именно: использованию кейс-...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...

Методические разработки для проведения учебных практик по МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг для студентов медицинского колледжа сестринское дело в дистанционном формате

Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни человека, профессиональное образование не стало исключением. Пришлось подстраиваться под эти изменения и разработать вот такие контрольно-оценочные средст...