Доклад "Инновационные формы и методы работы со студенческим коллективом"
материал на тему

Маргарита Анатольевна Андреевская

Доклад "Инновационные формы и методы работы со студенческим коллективом" представлен на цикле классных руководителей в ГАПОУ "Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_i_metody.docx71.58 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы работы со студенческим коллективом

Андреевская М.А преподаватель Байкальского медицинского колледжа

В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества выпускника как инициативность, инновационность дисциплинированность, организованность, ответственное отношение к работе, умение считаться с интересами окружающих, доброжелательность, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

      Поскольку многие выпускники школы, поступившие в профессиональные учебные заведения, не обладают сформированными в необходимой степени универсальными учебными умениями, решение этой проблемы выступает сегодня в качестве самостоятельной задачи учебных заведений СПО.

В условиях среднего профессионального образования инновационная воспитательная система являет собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность образовательного  и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствованием и изменением характера сложных связей между компонентами системы. Поэтому инновационная воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социально-педагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в макро и  микросоциуме).

Среди методов воспитания выделяют: методы формирования сознания (понятий, суждений, убеждений, оценок), методы формирования поведения, методы формирования чувств и отношений, методы контроля, самоконтроля и самооценки. Классификация методов по источникам передачи содержания: словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.), практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.), наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.). Так же выделяют группу методов, направленных на воспитание совместной коллективной жизни студентов: единые педагогические требования, традиции, перспективы, самоуправление. К группе методов индивидуального воздействия относят:  разъяснение,

убеждение,  требования, пример, поощрение, наказание.

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. Это достигается   через проведение традиционных ежегодных мероприятий, которых: торжественная линейка, посвященная Дню Знаний, спортивно-оздоровительное мероприятие «День здоровья», посвящение в студенты, День учителя, Сагаалган,  конкурс плакатов на тему «Здорового образа жизни», новогодний праздник, конкурсы, игры, КВН и др.

Воспитательную деятельность в своей группе осуществляю в соответствии с направлениями, отраженными в плане колледжа с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся своей группы, ихинтересов и увлечений. Анализируя взаимоотношения студентов своей группы на первом курсе между собой, отношение их к колледжу, учебе, я обнаружила следующие противоречия: нетерпимость обучающихся,  друг к другу, неумение трудиться на общее благо, эгоизм, дефицит общения, негативные отношения в группе, выливающиеся в агрессию, нервозность.

        В связи с этим выбор методов воспитания зависит от многих факторов - цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для  повышения результативности воспитательного процесса подросткового и юношеского возраста использую сочетание методов, с одной стороны - применяемых мною как, классным руководителем, а с другой - коллективом учащихся группы, отдельными личностями. Для этого

        - постоянно участвую  в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;

        - работаю  над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива, коммуникативных и общих компетенций у студентов;

        - стараюсь создать условия для максимального развития личности каждого студента;

        -  для повышения личностной значимости студентов приобщаю к участию в творческой деятельности колледжа;

        - способствую  формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности;

        - оказываю помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;

- организовываю индивидуальную работу со студентами, у которых возникают проблемы с адаптацией;

Учитывая, психологические особенности современной молодежи очень важно строить отношения со студентами посредством сотрудничества, партнерства, взаимопомощи с использованием методов убеждения и побуждения.  Провожу вечера знакомств, тематические классные часы, внеклассные мероприятия. Уделяю большое внимание формированию у студентов принципов здорового образа жизни, в связи с этим провожу беседы, лекции, классные часы по данному направлению.

Привлечение такой современной инновации как объект-объектная педагогика, предполагает наиболее полную реализацию образовательных целей при внеаудиторной работе с обучающимися, в том числе, нравственно-ценностной позиции посредством сотрудничества, партнерства, взаимодействия с использованием методов побуждения и мотивации к проявлению личностных качеств.

Задача  классного руководителя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности обучающимся, а по большему счету - предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.

Профессиональная педагогика, практика деятельности средних профессиональных учебных заведений показывает, что для педагогов качественная профессиональная подготовка выпускников и формирование их нравственных ценностей  предопределяет дальнейшую самореализацию обучающихся в будущих трудовых коллективах при осуществлении профессиональной деятельности.

Формы и методы духовно-нравственного воспитания студентов

Методы воспитания - это способы взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития, пути воздействия, посредством которых достигаются воспитательные цели, реализуется содержание деятельности, обеспечивается условие мировоззренческих и этических знаний, привлечение каждого воспитанника к активной работе, определяется организация поведения, соответствующего требованиям общества.

Методы воспитания: понятие и классификация Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Слайд 4

Классификация методов по источникам передачи содержания Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практические методы (упражнения, тренировка, самоуправление и др.) Наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)

Слайд 5

Другая классификация методов: 1. методы формирования сознания; 2. методы формирования поведения; 3. методы формирования чувств и отношений; 4. методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Слайд 6

Методы формирования сознания Предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Они обращены к сознанию личности, К интеллектуальной, потребностно- мотивационной, эмоционально- словестной сферам личности. Основной инструмент – слово, сообщение, информация, её обсуждение.

Слайд 7

Методы организации деятельности и формирования поведения Это практические методы. Они используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно ориентированной деятельности воспитуемых.

Слайд 8

Педагогическое требование- предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и его группах. Требование выражается: как совокупность правил общественного поведения; как конкретное указание о выполнении какого – либо действия; как просьба, совет.

Слайд 9

Формы требований Прямые (имеют вид, приказания, указания, инструкции, отмечаются решительным тоном, особенно на начальном этапе). Косвенные (предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников).

Слайд 10

Требования заключены в правилах поведения учащегося, уставе школы, распорядке, режиме дня образовательного учреждения. В наличии требований нет никакого насилия, авторитаризма. Все подчиняются требованиям.

Слайд 11

Общественное мнение- выражение группового требования. Используются в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядов на жизнь всех членов группы.

Слайд 12

Методы формирования чувств и отношений Стимулируют познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Слайд 13

Методы контроля, самоконтроля и самооценки Они направлены на анализ и оценку результатов воспитания. Основная функция - оценка степени достижения целей воспитания, т. е. его эффективности и оценка профессионализма учителя. Их относят к методам самовоспитания.

Слайд 14

Методы самовоспитания и самообразования Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Слайд 15

Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.

Слайд 16

Основные методы самовоспитания Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

Слайд 17

Методы влияния Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

Слайд 18

Основные способы влияния убеждение; внушение; заражение; подражание.

Слайд 19

Убеждение Включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.

Слайд 20

Внушение Как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение, носящее эмоционально- волевой характер, основывается на доверии.

Слайд 21

Заражение Чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, оно основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций.

Слайд 22

Подражание Это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. С возрастом роль подражания снижается. Меняется и содержание подражания, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

Слайд 23

Формы воспитания Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

Слайд 24

Средства воспитания Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт) Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства) Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа) Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)

Слайд 25

Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают: сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения; показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя; пережить счастливые минуты единения; дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.

Слайд 26

Внеурочная деятельность 1. Познавательная 2. Ценностно- ориентационная 3. Общественная 4. Эстетическая 5. Досуговая

Слайд 27

Познавательная деятельность Служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей. Формы: экскурсии, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, конференции, аукционы знаний.

Слайд 28

Ценностно-ориентационная деятельность Скорее психологическое формирование отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм жизни людей. Формы: беседы по социальной- нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии.

Слайд 29

Общественная деятельность Предполагает участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых акциях. Формы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, вечера, праздники.

Слайд 30

Эстетическая деятельность Развивает художественные вкусы, интересы, культуру и способности. Формы: инсцеровки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, музеи, посещение театра и др.

Слайд 31

Досуговая деятельность Содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, а учитель- взрослый, но не сторонний наблюдатель. Формы: игры, праздники, дни рождения, соревнования, прогулки, походы.

Выбор методов воспитания предполагает: 1) применение в единстве методов формирования сознания (понятий, суждений, убеждений, оценок), организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение и пр.), стимулирование деятельности и поведения школьников (соревнование, поощрение, наказание); 2) их координацию ввиду воспитания — классным руководителем, активом группы, коллективом учащихся; 3) переход методов воспитания в методы самовоспитания (убеждения — в самоубеждения, упражнения — в самоупражнения и др.).

Выбор методов воспитания зависит от многих факторов - цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Как показал мой опыт для  повышения результативности воспитательного процесса подросткового и юношеского возраста характерно сочетание методов, применяемых, с одной стороны, педагогом, классным руководителем, а с другой - коллективом учащихся, отдельными личностями.

Деятельность воспитуемых в процессе опытной работы организуется в двух направлениях: коллективном и личностном. В соответствии с этим методы воспитания нами, как показано в исследовании Л.И. Аманбаевой, подразделены на две основные функциональные группы: группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей: 1) единые педагогические требования; 2) методы и формы самоуправления; 3) традиции; 4) игра; 5) перспектива; группа методов индивидуального воздействия: 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

При осуществлении опытно-экспериментальной работы нами были применены разнообразные средства, формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Опытно-экспериментальная работа проводилась в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства».

Духовно-нравственное воспитание студентов было направлено на воссоздание и передачу духовного наследия, ценностей, новых идей, эмпирического опыта, диалогическую форму взаимодействий и общений студента - учебного заведения - общественных объединений.

В своей работе мы использовали: 1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования). 2. Методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации). 3. Методы личностной самодеятельности: самоорганизацию как самоанализ и самосознание, самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование). 4. Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности воспитанника в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Заключение


Анализируя взаимоотношения обучающихся между собой, отношение их к колледжу, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

• нетерпимость обучающихся друг к другу,

• неумение трудиться на общее благо,

• эгоизм, дефицит общения,

• негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность. Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:

• организовать жизнь обучающихся, проживающих в общежитии так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого обучающегося,

• создать условия, где могут проявляться новые качества в личности обучающегося. Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

• добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни обучающихся.

• воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.

• Создавать условия для самовыражения каждого обучающегося.

Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности обучающимся, а по большему счету - предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.

Инновационные формы и методы работы со студенческим коллективом.

В условиях среднего профессионального образования инновационная воспитательная система являет собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствованием и изменением характера сложных связей между компонентами системы.

Поэтому инновационная воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социальнопедагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в макрои микросоциуме).

Инновационная воспитательная система колледжа социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием студентов, но и относительно целей самого студента, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности, где системообразующим компонентом является учебно-производственная фирма в рамках среднего профессионального образования.Изучение теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности позволил выделить в модели инновационной воспитательной системы основные функциональные составляющие: отделы, лаборатории, производственные зоны, где каждый компонент имеет мотивы деятельности, цели, программы, информационную основу подсистемы развития деятельностно-важных качеств будущего специалиста[1, с. 31]. Инновационная воспитательная система колледжа имеет сложную структуру. Ее компонентами являются цели, выраженные в теоретической модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию;субъектдеятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
  • С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
  • Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
  • Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
  • Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.
  • желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

Проанализировав данную ситуацию, выявила следующие проблемы учебной деятельности учащихся:

- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шапка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)

- неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;

- низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;

- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);

- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

Прежде всего, познавательный интерес порождает воображение учащихся, способствует развитию таких процессов как восприятие, память, мышление, внимание. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.

Техника чтения как метод организации работы со «слабо» успевающими воспитанниками по русскому языку

Чтение вслух – вообще важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребёнка, обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударения; развивает речевые данные, учит культуре речи.

Как показывает практика, у воспитанников, имеющих проблемы с техникой чтения, снижена успеваемость по всем предметам, трудно даются устные предметы, так как, выполняя домашние задания, необходимо понять содержание обширных параграфов, подготовить ответы на вопросы. Так, при решении задач по математике, физике детям проблемно «увидеть и понять» каждое слово, найти необходимую информацию в формулировке задачи.

Что же делается в лицее учителями для привлечения воспитанников к чтению?

Ежегодно в соответствии с планом внутришкольного контроля в начале и конце учебного года организовывается тематический контроль техники чтения воспитанников 5 -7 классов по русскому языку с целью выявления уровня сформированности умений и навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения на русском языке.

Учителя русского языка и литературы взяли под контроль воспитанников, имеющих проблемы с техникой чтения, и систематически проводят с ними индивидуальную работу на дополнительных занятиях после уроков, подготовили рекомендации по улучшению техники чтения для воспитателей с целью организации их последующей работы с воспитанниками.

Воспитатели 5-7 классов организовали работу в соответствии с рекомендациями учителей-предметников по улучшению техники чтения, используя приемы жужжащего чтения, чтения вслух хором, в конце каждого месяца производят замеры техники чтения, результаты фиксируют в дневниках читателя. Взяли под контроль посещение воспитанниками лицейской библиотеки.

Классные руководители 5-7 классов довели результаты контроля с рекомендациями по развитию техники чтения до сведения родителей, особое внимание, уделив воспитанникам, не выполнившим нормы техники чтения.

Учителя русского языка и литературы систематически проводят индивидуальную работу с отстающими учениками, особое внимание, уделяя чтению книг воспитанниками.

Чтобы приобщить учащихся к активному чтению, учителями используются такие формы работы, как: реклама новых книг, библиотечные уроки, мероприятия в игровой форме, комментированное чтение, чтение вслух.

Организация работы со слабоуспевающими воспитанниками по английскому языку

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Иностранный язык - это предмет, для изучения которого требуется, в первую очередь, хорошо развитая память и хорошо развитая волевая сфера. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания, в первую очередь, слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.

Основные формы работы, которые служат для стимулирования познавательной активности учащихся и формирования мотивации учения предусмотрены в УМК “ENGLISH 5-11” под редакцией В.П. Кузовлева, по которому мы, учителя английского языка и работаем. Этот УМК содержит избыточный материал, который дает учащимся возможность выбора лексических единиц и грамматических явлений в зависимости от их интересов, способностей и уровня обученности (что немаловажно для слабоуспевающих воспитанников). Вот те формы работ, проводимые нами по английскому языку:

- дидактические игры и упражнения на уроках;

- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

- внеклассные мероприятия;

- творческие работы (проекты);

- проведение олимпиад, различных конкурсов, соревнований;

- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

- интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).

В настоящее время в нашей республике происходят серьезные изменения всей системы образования. Безусловно, что одним из факторов обусловивших процессы реорганизации вузовской (в частности) модели образования являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты нашей жизни, и информатизации образовательного процесса, связанных с современными компьютерными технологиями. Появление более прогрессивных концепций, знакомство с передовым опытом стран, лидирующих на рынке образовательных услуг (прежде всего США и Великобритания), и разработка на этой базе национальной, казахстанской модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста – выпускника ВУЗа, вопроса эффективности полученных знаний специалиста, и последнее - это умение приспособления в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях своей професиональной квалификации к новым требованиям и условиям времени.

К.Алимгазинов, к.и.н., доцент 

     Безусловно, что формирование будущего специалиста происходит в вузовских аудиториях, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется методиках обучения, от степени эффективности которых и зависит уровень квалификации будущего выпускника. 

Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, результативность этого диалога зависит правильного решения преподавателем задач:

1. постановки учебной цели, и вытекающей из этого мотивации для студента

2. осуществление передачи материала определенного содержания (лекции) и его интерпретация для студентов (семинары). При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала.

3. контроля знаний.

     Данная модель обучения носит директивный характер. При директивной модели результат обучения расценивается как передача суммы знаний за счет рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит одностороний диалог, где активной, инициируемой поток информации, стороной выступает преподаватель. Воспроизведение полученной информации при этом механическое: активности студента, его заинтересованности в процессе обучения проследить достаточно затруднительно.

     На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, скажем больше – выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке. Иначе, в нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения.

     Интерактивная модель ориентирована на необходимость достижения понимания передаваемой информации. Причем сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. 

     Заметим, что обе рассматриваемые модели обучения имеют свои как положительные, так и отрицательные моменты. 

     Так, основные критерии директивной модели обучения: точность, бесспорность, достоверность излагаемого (это предполагает большое количество лекций); итоговый контроль, предположительно наличие самостоятельной работы во внеурочное время, письменных работ не предусматривается; основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

     Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти две модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Казахстанская система высшего образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями казахстанских вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина РК, и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в ВУЗе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. И поэтому, от того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования в республике, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения. 

     Таким образом, реорганизация системы высшего образования в республике предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу – чем больше, тем лучше).

     И этот парадигмальный сдвиг в системе вузовского образования в республике, подразумевающий внедрение современных педагогических технологий, уже имеет место. Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам.

     Рассмотрим основные аспекты возможного применения современных методик обучения в вузе. В рамках нашего изложения рассмотрим интерактивные методы обучения, которые включают:

1. метод проблемного изложения

2. презентации

3. дискуссии

4. кейс-стадии

5. работу в группах

6. метод мозгового штурма

7. метод критического мышления

8. викторины

9. мини-исследования

10. деловые игры

11. ролевые игры

12. метод Insert – метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 10-минутное ассоциативное эссе

13. метод блиц-опроса

14. метод анкетирования или прием «Бинго» и др.

     Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Противоречия научного познания раскрываются посредством постановки проблемы. Учебная проблема и проблемная ситуация являются основными структурными компонентами проблемного обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед студентами проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность такого метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами. Главный успех данного метода в том, что преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение.

     Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод УКС стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. 

     В целом метод УКС, как уверяют западные наши коллеги – преподаватели ВУЗов, позволяет:

1. принимать верные решения в условиях неопределенности

2. разрабатывать алгоритм принятия решения

3. овладеть навыками исследования ситуации

4. разрабатывать план действий

5. применять полученные теоретические знания на практике

6. учитывать точки зрения других специалистов.

     Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

      Разработана общая технология работы при использовании метода УКС.

1. До начала занятий преподаватель:

- подбирает кейс

- определяет основные и вспомогательные материалы

- разрабатывает сценарии

Обязанности студента – получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.

2. Во время занятий преподаватель:

- организует предварительное обсуждение кейса

- делит группу на подгруппы

- руководит обсуждением кейса

Студент: 

- задает вопросы

- предлагает варианты решений

- принимает решение

- составляет письменный отчет о работе


     Остановимся на собственном опыте использования аналогичных приемов обучения по курсу «История Казахстана». История Казахстана, говоря более шире, история - гуманитарный предмет. Специфика истории как учебного курса заключается в искусстве Слова. Еще древние греки считали историю искусством, которому покровительствует особая муза - Клио. Цель истории как учебного курса - решение наряду с познавательными задачами, формирование у студентов научного понимания истории как поступательного процесса, раскрытие содержания принципов историзма, без которых, впрочем, невозможно понять ход истории. Задача преподавателя в этом контексте – решить дилемму между необходимостью получения определенного минимума знаний, с одной стороны, развитием и обучением студента – с другой. 

     Современные реалии вносят определенные коррективы в понимание форм и методик преподавания истории в вузе. Особенную роль в приемах и средствах преподавания в казахстанских вузах занимают современные технологии - компьютер и Интернет. В этой связи возникают новые видения путей успешного формирования знаний и умений у современной обучающейся молодежи - казахстанских студентов. Одним из самых заметных проявлений влияния компьютерных и Интернет-технологий стало использование в процессе обучения интерактивных методов. Новое понятие в методике обучения, тесно сопряженное с современными техническими средствами, логично подводит под мысли о том, что использование всевозможных технических средств, в частности современных персональных компьютеров в процессе обучения это и есть интерактивные методы преподавания. А поскольку компьютер и интернет так прочно вошли в нашу жизнь, что без них уже не мыслим своего существования в современном мире, то вполне понятна логичность рассуждения о том, что только эти методы являются панацеей в решении вопроса о выборе методик обучения и только на них должны быть основаны пути и средства преподавания. Следовательно, остальные методики в образовательном процессе не выдерживают какой-либо критики. 

     Позволим себе не согласиться с подобной трактовкой и отношением к интерактивным методам в образовательном процессе. На наш взгляд, при определении правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не на степень технической обеспеченности приемов обучения, что безусловно важно, а на конечную результативность методов преподавания. И исходя из этих позиций говорить как о степени востребованности каждых из методов, так и о содержании современных методик казахстанского вузовского образования. 

     Придерживаясь этих положений попробуем дать определение интерактивным методам обучения (значение слов «активный» и «метод» см.: С.И.Ожегов. Словарь русского языка. - М.,Русский Язык,1988. - С.21, С.282.). Интерактивные методы обучения - такие приемы, пути и средства преподавания, которые нацелены на деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный процесс студента. Исходя из данного определения попытаемся охватить спектр тех методов обучения, которые можно включить в состав этого определения. Итак, на занятиях по гуманитарным дисциплинам возможно применение: 

1. Приемы конкретизации и фактологии - ориентированы на необходимость студента выделения главной идеи или мысли в потоке фактов и событий. Их возможно использовать в процессе устного изложения материала - лекций. К ним можно отнести: а) картинный сюжетный рассказ, куда входят яркие эпизоды из истории; б) персонификация исторических процессов в судьбе отдельной исторической личности; в) драматизация событий - факты и исторические даты излагаются как введение в изложение занимательных подробностей

2. Исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших (15-20 человек) группах - на семинарских (практических) занятиях. Сюда можно причислить: а) работу студентов с наглядными пособиями по курсу Истории Казахстана - карты, схемы, таблицы. К этим приемам можно причислить и всевозможные экскурсии по историческим музеям как работу с наглядным источниковым материалом по курсу; б) работу студентов над историческими документами и материалами; в) использование технических средств обучения - персональный компьютер и т.п. как совмещение различных методик в ходе одного занятия. 

3. Приемы деловых или ролевых игр - ориентированнные на поэтапное, функциональное участие каждого из студентов в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества студентов и ориентированы на применение на практических занятиях по курсу Истории Казахстана. К этой категории методов следует относить: а) использование всевозможных раздаточных материалов - чайндаты по истории Казахстана, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения, направленные на самостоятельное последующее использование студентом в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы студентов на несколько частей и исполнении каждым из студентов (или группы студентов) определенных функций, связанных с выполнением учебного задания. 

     Безусловно, разнообразие методов и средств обучения как попытки отхода от единого шаблона в образовательном процессе, имеет при всех положительных его проявлениях и отрицательный момент: «калейдоскопичность» формы проведения занятий может стать причиной того, что студент в своих попытках быть вовлеченным в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным понять суть проблемы, которую необходимо раскрыть в процессе занятия.Признаемся, что сами оказались плену так называемых «интерактивных» методов, когда наши попытки разнообразия семинарских занятий, с одной стороны, действительно приводили к деятельностному участию студента в ходе урока, а с другой стороны - акцентируя свое внимание на выполнении разнообразных функций и ролей студент невольно терял ведущую идею занятия, оказывался «за бортом» разбираемой проблемы.

     Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в вузе. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных, «модных» методик в образовательном процессе. Поэтому нововведения в методике обучения в университете, где происходит формирование Гражданина суверенного Казахстана, и уже тем самым каждый вуз несет ответственность за моральный и ценностный облик будущего поколения нашего молодого государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными казахстанскими педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов».

КазИТУАлматы

- See more at: http://kazetu.kz/news/show/id/48.html#sthash.5VDLBaY8.dpuf

В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест. Многие авторы отмечают, что все лидеры превосходят других членов группы пр крайней мере в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности.
Кратко можно сказать, что руководство — это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, а лидерство — процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы.
Руководителю любого коллектива необходимо всегда помнить, что авторитет — категория морально-психологическая, и он не всегда совпадает с административной властью. Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всего коллектива. Такому человеку не нужно каждый раз доказывать свою правоту.
Межличностные и деловые отношения в студенческой среде настолько значительны, что в каждой деятельности (учеба, общественная работа, спорт и т. д.) выдвигается свой лидер. Данные исследований показывают, что студенческие лидеры в учебной деятельности часто не могут, например, занять столь же высокое положение в ССО. Поэтому в студенческой группе возможно довольно значительное число лидеров самых различных «специальностей»: лидеры-организаторы, сплачивающие группу для оптимального решения общей задачи; лидеры-«генераторы» эмоционального настроя группы, члены группы, существенно влияющие на групповое настроение; лидеры-«эрудиты» — студенты, обладающие наибольшим объемом знаний, и т. д.
Психологический статус студента в группе связан с его учебной активностью, которая представляет собой интегральную характеристику, включающую активность студентов на семинарах, мотивы и эффективность его деятельности, отношение к учебе и др.
Существует корреляционная связь между величиной психологического статуса студента и его отношением к общественной работе, а также ролью, которую студент выполняет в массово-политических мероприятиях. Студенты, имеющие высокий психологический статус, чаще всего выступают в роли «организаторов» в этих мероприятиях. Они пользуются большим авторитетом в научно-иследовательской и общественно-политической деятельности, чем студенты с низким психологическим статусом. Как правило, студенты с высокой успеваемостью занимают ведущее положение в системе межличностных отношений в группе. Но даже отличники попадают в число «отверженных», если они противостоят всему коллективу.
Отмечено также, что наблюдается несовпадение формальных и неформальных лидеров в группе. Лишь у 5-ти старост (из 18) высокий психологический статус.
Имеет свои особенности и общение студентов, которое ориентировано на все социальные группы общества. Наиболее интенсивно связи и контакты с группами устанавливаются на четвертом и пятом курсах. Здесь объем общения, например, с учеными увеличивается вдвое. На старших курсах возрастает объем общения и с другими социальными группами (рабочими, служащими и т. д.), что обусловлено началом трудовой деятельности (производственная практика).
В результате ответов на вопрос «В окружающих меня людях я прежде всего замечаю...» студенты с отрицательной установкой на окружающих отмечали обычно их равнодушие, занятость своими интересами, безразличие к другим, холодность в отношениях, ограниченность интересов, эгоизм, неискренность. Положительно настроенных студентов привлекает доброта, простота, справедливость, искренность, ум и доброжелательность к людям. Нередко встречаются студенты, у которых повышен интерес к самым различным свойствам личности. Разумеется, легче найти общий язык, общаться с теми, у кого преобладает установка на положительное в человеке.
Таким образом, межличностные психологические отношения и общение являются одной из сторон деятельности коллектива, оказывающей исключительно большое влияние на поведение студентов.
В процессе деятельности возникают и другие социально-психологические явления, которые также оказывают существенное влияние на поведение студенческой молодежи: подражание, самоутверждение, общественное мнение, коллективные настроения, традиции и т. д.
Склонность к подражанию — ярко выраженное свойство, проявляющееся в направленности личности на образец и его воспроизведение, имеющее тенденцию к распространению. Очень часто оно захватывает широкие массы людей.
В ряде исследований показано, что сила воздействия на студентов лучших преподавателей вуза не ниже, а значительно выше силы воздействия учителя средней школы на учащихся. Это объясняется качественным скачком в развитии критичности ума у студентов и широтой их интересов. Готовность студентов подражать своим воспитателям в большой мере зависит от того, какие интересы и цели студенческого коллектива являются ведущими, какие взгляды и убеждения студенты разделяют, каково содержание коллективного мнения, каков авторитет воспитателя и его престиж среди студентов разных курсов. И это понятно, так как преподаватель, как правило,— идейно убежденный, эрудированный знаток предмета, умудренный жизненным опытом, что импонирует молодым людям. А среди самих студентов, например на первом курсе, особенно в начале его, высоким престижем пользуются студенты, знающие особенности трудовой деятельности, имеющие жизненный и трудовой опыт. На втором курсе студенчеству импонирует эрудиция, кругозор, способности, занятие спортом. На старших курсах важным показателем является общественная деятельность студента.
Самоутверждение личности — это ее действительное стремление занять и удержать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание, доверие, поддержку других членов коллектива.
Исследования Я. Л. Коломинского показывают, что студенты, которые объективно находятся в неудовлетворенном положении в группе, переоценивают свое положение. По-видимому, здесь имеет место компенсаторская реакция, которая представляет собой своеобразное вытеснение мысли о неудовлетворенном положении, способной вызвать внутренний конфликт, поскольку она сталкивается с высоким уровнем притязаний в этой области.
Члены группы, которые находятся в благоприятном положении, имеют тенденцию недооценивать свое положение в группе. Самоутверждение личности — активный процесс осознания человеком своего равноправного места среди других людей, оценки удельного веса своих общественно полезных качеств и преимуществ других, сравнение и сопоставление себя с другими людьми с тем, чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности проявить себя, играть в деятельности коллектива значимую роль путем, например, участия в спортивной жизни коллектива, в художественной самодеятельности, в оказании учебной помощиотстающим и т. д.
Стремление к самоутверждению в коллективе порой приводит к образованию мелких неофициальных групп. Работа с ними — задача не только студенческого руководства коллективом, но и всех преподавателей.
Общественное мнение — один из элементов общественной психологии коллектива. Оно воздействует на личность, группу, коллектив, влияет на формирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Возрастание роли убеждения означает и повышение роли общественного мнения в воспитании советских людей. Желательно, чтобы общественное мнение было идейно выдержанным, коммунистически направленным, передовым. Если в нем будут выражаться отсталые взгляды, узко личные групповые потребности, оно не сыграет положительной роли.
Общественное мнение коллектива включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты, различные суждения и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы вопросам, явлениям. Оно может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т. д. Мнения в коллективе возникают в процессе обсуждения целей и задач деятельности, общественных событий и т. д.
На формирование мнения влияет идеология, мораль. Общественное мнение — это не только проявление психологии, но и идеологии людей. Чем больше в общественном мнении выражаются идейно-политические, научные знания и положения, тем выше оно по своему уровню, и наоборот.
Коллективное мнение может оказать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.
На практике нередко случается, когда на студенческом собрании вдруг обнаруживаются два мнения: официальное, внешнее, и внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, хотя и глубоко скрытое в межличностных отношениях.
Личность и коллектив образуют единство. Создание здорового общественного мнения в студенческом коллективе особенно важно, поскольку у молодежи студенческого возраста наряду с ярко выраженной потребностью в дружбе, в товариществе, в обмене опытом, знаниями существует стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет. Главным носителем передового общественного мнения в коллективе должны являться препедаватели и партийно-комсомольский актив.
Коллективное настроение — это совместное переживание, длительное эмоциональное состояние, влияющее на проявление личности, качество общей и индивидуальной работы. В коллективных настроениях на первый план выступает эмоциональная реакция на окружающие события, в то время как в общественном мнении главным является глубина осознания пользы и необходимости коллективных дел, внутриколлективных отношений.
Коллективные настроения — самые повседневные явления общественной жизни студентов. От настроения людей зависит их поведение, результат воспитательных воздействий. Настроение одного человека передается другим. Вот почему известный советский педагог В. Сухомлинский говорил о том, что педагогу нельзя рассказывать в коллективе о своем личном горе, поскольку это отрицательно сказывается на настроении всего коллектива. В свою очередь, и настроение коллектива, группы способно захватить и увлечь человека.
Настроение зависит от мировоззрения, характера, темперамента, опыта человека, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настроения людей могут быть разными. В то же время общность условий, деятельности, задач и качеств студентов содействуют формированию коллективного настроения.
Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных коллективах. Традиции могут быть элементом психологии всего народа, нации, класса или социальной прослойки, условной (профессиональной, возрастной) и конкретной группы людей. В студенческом коллективе — это правила, нормы поведения, передающиеся от одних студентов к другим.
Специфика традиций вузовского коллектива связана с постоянной его динамикой, обновлением и взаимодействием коллектива преподавателей, сотрудников и коллектива студентов, и вместе с тем она придает ему своеобразие и неповторимость. У каждого вуза — своя родословная, свои образцы для следования, для вновь приходящих в его стены и т. д.
Наряду с общими традициями вуза внутри каждого студенческого коллектива зарождается, крепнет и бытует немало своих традиций, имеющих большое значение для его сплочения. По меткому выражению А. С. Макаренко, традиции являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое. Традиций в студенческом коллективе может быть много. Они порождают определенный настрой, тон и стиль коллектива. Поэтому положительные традиции следует всемерно развивать, сохранять преемственность для накопления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.

  Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ

Статья на тему:ТЕМА«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕ­ВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ»...

Формы и методы работы мастера п/о с родителями

Важным направлением многогранной деятельности куратора является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности куратора к этой работе.Куратору необходимо знат...

Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом

Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"...