Статья "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ". Дистанционный межрегиональный Форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы».
статья по теме
Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. Основной задачей преподавателя является создание условий для того, чтобы данные компетенции были освоены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Андреевская М.А.,
ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»
Одним из важнейших требований к условиям реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования становиться подготовка качественного специалиста. Такой ориентир позволяет каждому преподавателю проводить организацию образовательного процесса с использованием технологий, методов, средств обучения и воспитания, направленных на формирование компетенций, в том числе, общих.
Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. Основной задачей преподавателя является создание условий для того, чтобы данные компетенции были освоены. Общие компетенции развиваются только в деятельности, организованной с использованием необходимых средств обучения и в режиме интерактивной образовательной среды, в которой преподаватель выступает одновременно как организатор процесса обучения, партнер по общению, консультант, воспитатель.
При формировании ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, имеющей особую значимость для профессионального становления будущего медицинского работника, его мотивированности в образовательной деятельности, необходимо использовать комплекс методов педагогической и воспитательной направленности. В частности, наличие или отсутствие интереса к будущей профессии у студентов можно наблюдать и оценивать на аудиторных теоретических и лабораторно-практических занятиях. Например, при изучении учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» для формирования ОК1 используются неимитационные методы обучения, включающие групповые консультации, конференции, выступление в роли преподавателя, участие в занятиях в форме «круглого стола» и с использованием метода «мозговой штурм».
Иногда студенты, не выражающие интереса к обучению на занятиях, очень хорошо проявляют себя во время учебной и производственной практики, на которых они охотно выполняют манипуляции, общаются с персоналом, пациентами и их родственниками, интересуются особенностями ухода при различных заболеваниях и состояниях, тем самым происходит погружение в тонкости и особенности профессии, ощущение себя как части медицинского сообщества. После завершения практики такие студенты получают положительные характеристики и отзывы от руководителей практик, а впоследствии при продолжении обучения начинают также активно работать на теоретических и лабораторно-практических занятиях.
Опытные преподаватели знают, что, несмотря на условие по формированию одной конкретной компетенции на мероприятии или учебном занятии, на практике одновременно можно проследить формирование нескольких (и не только общих), но и некоторых профессиональных компетенций. Так, при организации самостоятельной работы на практических занятиях широко используются игровые методы обучения (деловые и ролевые игры), выполняющие преимущественно производственно-направленную функцию. Игры способствуют формированию профессионально - значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников, необходимых при решении ситуационных жизненно - и профессионально - значимых проблем. При разборе и решении профессиональных ситуаций происходит групповое обсуждение правильных и неправильных действий всех участников. Задавая вопросы по теме, преподаватель мотивирует студентов актуализировать знания, полученные ранее на других дисциплинах, высказывать предположения, анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Активизация познавательной деятельности приводит к более прочному закреплению материал, делает процесс обучения менее утомительным и более интересным, создает благоприятные условия для формирования интереса к будущей профессии, формирует общие компетенции студента.
Озвучивание своего мнения помогает всем обучающимся не только определить собственную позицию, но и сформировать умение отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением окружающих, а также развивать навыки командной работы, совместного принятия решения, умения анализировать взаимодействие участников на межличностном уровне, т.е. формируются общие компетенции будущих средних медицинских работников.
При выполнении самостоятельной работы большая роль отводится умению студента работать с дополнительными источниками информации, в процессе работы с которыми появляется понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивого интереса к медицинским проблемам профессиональной направленности. Студент должен уметь выбрать и выделить из обилия специальной информации необходимый материал, хорошо его усвоить и запомнить, проанализировать факты и результаты, сделать выводы, доступно изложить полученную информацию и дать конкретные и четкие рекомендации.
Организация внеаудиторной работы по учебной дисциплине также создает условия для того, чтобы студенты поняли, что их последующая профессиональная деятельность будет связана с медициной. Активное участие в учебно-исследовательской работе сначала в форме написания эссе, реферативных сообщений, аналитических справок, а затем участие в научно-практических семинарах и конференциях является фоном, на котором происходит приобщение к проблемам здравоохранения, познание его структуры, направлений и специальностей, т.е. выявление предпочтительной области своей будущей профессиональной деятельности. Такой цели служат и различные профессиональные конкурсы, на которых в соревновательном виде происходит отработка и безупречная демонстрация практических манипуляций, необходимых медицинскому работнику любой специальности и при любом виде профессиональной деятельности.
Для формирования общих компетенций также используются различные приемы и методы воспитательной направленности, в том числе, тематические классные часы и внеклассные мероприятия по медицинским темам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. В процессе подготовки и проведения данных мероприятий интерес к профессии возрастает не только из-за непосредственного изучения информации, но и при общении с приглашенными медицинскими работниками, посредством примеривания на себя той или иной профессии в игровой форме.
Проанализировав различные подходы к проблеме формирования общих компетенций и формам организации учебного процесса в колледже, можно сделать вывод, что это серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны педагога. С позиции требований ФГОС СПО преподаватель должен понимать, что компетентный подход к обучению отражает такой вид организации образовательного процесса, который выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а его способность применять знания и умения сначала в учебно-познавательной деятельности, а в последующем и при решении профессионально - значимых проблем.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
2. ФГОС СПО специальности 060501 «Сестринское дело»;
3. Приказ Минобрнауки РФ № 589 от 12 ноября 2009;
4. pk14.ru;
5. natk.ru›images/fck;
6. Компетентностно-ориентированные технологии, портфолио.С.2. Журнал «СПО», №4, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.04. Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Фонд оценочных средств:- Паспорт фонда оценочных средств.- Задания для текущего контроля, критерии оценивания.- Учебно-методическое обеспечение промежуточной аттестации студентов....

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, Роль воспитательной работы куратора в формировании всесторонне развитой личности.
Статья содержит опыт реализации программ подготовки специалистов среднего медицинского звена через организацию воспитательной работы куратора студенческой группы....

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживан...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических (лабораторных) работ студентов по учебной дисциплине (профессионального модуля) ОП.02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА программы подготовки специалистов среднего звена 23.02.01 Организация и управление н
Изучить на практике определенные явления или законы, краткие теоретические знания о которых получены на лекциях закрепить на практике теоретические сведения о работе различныхэлектротехниче...