Программа по выявлению и развитию технических способностей обучающихся
рабочая программа по теме

Мурыгина Марина Павловна

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям образовательных учреждений обратить внимание на обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx42 КБ
Файл test_benneta.docx920.23 КБ
Microsoft Office document icon test_amthauera.doc507 КБ
Файл blank.docx15.09 КБ
Файл rukovodstvo_test_amthauera.docx498.04 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное                      

образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию                                                                                            технических способностей обучающихся

Преподаватель: Мурыгина М.П.

                                                            2016 год 

Пояснительная записка

В условиях научно-технического процесса подготовка подрастающего поколения к высокопроизводительной творческой деятельности приобретает особенно важное значения. От степени развития технических способностей обучающихся в значительной мере зависит творческий потенциал нашего общества. Однако проблема заблаговременного распознания ростков технических способностей учащихся и поиска рациональных методических средств их развития на сегодняшний день разработана недостаточно.

Задача всестороннего и гармонического развития личности делает чрезвычайно необходимой глубокое исследование способностей людей к определенным видам деятельности.

Технические способности – это сочетание индивидуально-технических свойств, которые дают возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско-технологических знаний, умений и навыков, т. е. овладеть в совершенстве одной или несколькими техническими профессиями и добиться значительных успехов в них.

Центральным звеном в системе технических способностей, их главным компонентом является техническое мышление. Оно выполняет регулирующую, объединяющую функцию в отношении остальных компонентов.

Технические способности можно формировать и развивать, используя специальный эксперимент, с использованием серий опытов, направленных на диагностику и развитие некоторых компонентов технических способностей (точность глазомера, пространственное воображение, техническое мышление и др.).

Программа по выявлению  и развитию технических способностей обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Сроки  реализации: 2016-2018 гг.

Цель: теоретически проанализировать и изучить экспериментально технические способности обучающихся 1-4 курсов.

Этапы работы:

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению технических способностей обучающихся.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
  • Создание банка данных по способностям студентов.
  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

  • Диагностика склонностей студентов.
  • Создание банка творческих работ студентов.

3этап - формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель  программы: 

  • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
  • Проведение выставок технического творчества.
  • Поддержка руководителей проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
  • Анализ и корректировка программы.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.

Задачи:

  • Изучить методики диагностики технических
  • Провести диагностику обучающихся 1-4 курсов
  • Провести сравнительный анализ технических способностей обучающихся 1-4 курсов
  • Разработать задания по развитию технических способностей обучающихся 15-17 лет.

Главные компоненты технических способностей:

  • Склонность к технике и техническому творчеству
  • Техническое мышление
  • Пространственное воображение
  • Техническая наблюдательность
  • Ярко выраженная зрительная и моторная память
  • Точность глазомера
  • Ручная умелость (ловкость).

Основные направления реализации программы:

  • выявление обучающихся с техническим потенциалом;
  • разработка форм работы
  • внедрение в учебный процесс современных технологий
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д.
  • включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции, олимпиадах и конкурах професиональногомастерства.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

  • Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
  • Формирование высокой речевой культуры;
  • Утверждение здорового образа жизни студента;
  • Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых студентов.

 

 Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика: 

1.        Педагогическая диагностика

2.        Психологическая диагностика

3.        Специальная углубленная диагностика

4.        Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Диагностический инструментарий:

 

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

 3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4.Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

6. Развитие элементов критического мышления.

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

  • определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
  • аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
  • быстрота реакции и легкость ассоциирования;
  • нестандартность мышления;
  • творческие способности;
  • развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

  1. Факультативные занятия.
  2. Кружки по интересам.
  3. Конкурсы, соревнования, выставки.
  4. Интеллектуальные марафоны.
  5. Участие в олимпиадах.
  6. Проведение предметных дней или недель.
  7. Работа по индивидуальным планам.
  8. Занятия в профильных группах.
  9. Библиотечный урок.
  10. Практическая работа.        
  11. Экскурсия.
  12. Игра.
  13. Конференция.
  14. Проектная деятельность.
  15. Консультация.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

        Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Тестовые творческие задачи должны решаться на переделе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

  • Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

Ожидаемые результаты программы:

  • создание условий для сохранения и приумножения технического потенциала студентов;
  • повышение качества образования и воспитания студентов;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких студентов;
  • повышение уровня индивидуальных достижений студентов в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения студентами обще предметными и профессиональными
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов;
  • повышение  активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • повышение  эффективности самостоятельной работы.

Диагностика:

С целью изучения технических способностей используются тест Беннета и тест Квадратов.

Исследование пространственного воображения с помощью квадратов предназначено для того, чтобы оценить уровень пространственного воображения, в частности – процесс ориентирования с образами, их трансформации и комбинирования.

В данном тесте испытуемый получает 45 изображений фигур. Задача испытуемого мысленно отсечь одной линией часть изображенной фигуры и приставить отсеченную часть оставшейся, чтобы получился квадрат.

На всю работу над тестом отводятся 30 минут.

Уровень пространственного воображения оценивается по количеству правильных ответов за это время. Пользуясь ключевыми ответами на задания теста Квадратов, можно оценить уровень пространственного воображения у подростков 15-17 лет.

Средние показатели уровня развития пространственного воображения:

0-21 - низкий уровень пространственного воображения

22-27 - ниже среднего

28-33 - средний

34-39 – выше среднего  

40 и выше - высокий

Исследование уровня развития технического мышления с помощью теста Беннета предназначено для оценки технического мышления человека, в частности – его умения, читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.

В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисунков с заданиями и вариантами возможных ответов на них. Задача испытуемого состоит в том, чтобы к каждому из рисунков найти правильное решение изображенной на нем задачи.

На всю работу над тестом отводятся 25 минут.

Далее под номерами от 1 до 70 даны соответствующие задания в виде рисунков и связанных с ними вопросов. Под каждым из вопросов, в свою очередь, даны три варианта возможных ответов на него, и только один из них является правильным.

За каждое правильное решение в течение 25 минут задания испытуемый получает по 1 баллу. Общая сумма набранных им баллов сравнивается с ключевыми ответами, и делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится его техническое мышление:

  •  очень высокий;
  • высокий;
  • средний;
  • низкий;
  • очень низкий.

Таблица 1 - Средние показатели уровня развития технического мышления у юношей и девушек

Группа

испытуемых

Уровень развития технического мышления

технические способности

очень

низкий

низкий

средний

высокий

очень

высокий

Юноши

менее 26

27-32

33-38

39-47

более 48

Девушки

менее 17

18-22

23-27

28-34

более 35

После выявления размера технического мышления и пространственного воображения целесообразно проводить занятия, направленные на развитие некоторых компонентов технических способностей (точность глазомера, пространственного воображения, комбинаторного мышления). Учащимся предлагается определенное число упражнений, тренировочных проб с целью развития этих качеств.

Задание для тренировки глазомера выполняется с помощью диагностической линейки.

Следующая серия предназначается для развития пространственного воображения.

Обучающимся предлагаются дощечки, в которых вырезаны отверстия различной формы. Обучающиеся должны из пластилина слепить фигурку, которая могла бы служить «пробкой» ко всем трем отверстиям и проходила бы сквозь них. Данная методика заимствована из работ Б. Ф. Ломова. Серия усложняющихся задач дает возможность судить о том, в какой мере обучающиеся может переносить принцип, выявленный при решении одной задачи, на решение другой.

Это позволяет также не только изучать особенности процесса комбинирования образов, но и обучать учащихся решению конструкторских задач. Наблюдение за лепкой фигуры из пластилина позволяет более полно следить за динамикой формирующегося образа. Кроме того, лепка помогает обучающимся практически проверять правильность решения (вставить вылепленную фигуру в отверстие).

Она снимает также необходимость в преобразовании объемного образа в плоский. В данном случае лепка представляет собой вариант предметно-манипулятивного конструирования.

Для развития пространственного воображения используется тест структуры интеллекта, разработанный Р. Амтхауэром (субтест №8).

Для развития комбинаторного мышления используются субтест №7 из теста структуры интеллекта и матричные задачи Равена.

Для развития технических способностей применяются также конструкторско-технические задачи. Особенно большими возможностями для подготовки к технической деятельности и для развития технических способностей располагают физика, черчение, производственная практика. Однако для этого необходимо, чтобы преподаватели при изучении любой темы умели находить и объяснять тесную связь теоретических знаний с практикой, производством.

Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Очень важно именно в этот период окончательно выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенк Г. Ю. Проврете свои способности. Задачи, головоломки, тесты. - СПб, 1998
  2. Калошина И. П. Проблемы формирования технического мышления. Издательство московского университета, 1974.
  3. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач). М. “Педагогика”, 1975.
  4. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М. “Педагогика”, 1991.
  5. Рапацевич Е. С. Формирование технических способностей у школьников. – Мн., Народная асвета, 1987.
  6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. – М., 1980.
  7. Бершадский, М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования / М.Е. Бершадский // Народное образование. – 2013. – № 1. - С. 155-161. http://bershadskiy.ru/load/instrumenty_kognitivnogo_monitoringa/test_struktury_intellekta_r_amtkhauehra/1-1-0-2
  8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
  9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб. : Питер, 2007. – 560 с.
  10. Материалы Psylab.info – энциклопедия психодиагностики /http://psylab.info / Категория: Методики.

                                             



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи к тесту Беннета

1. Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?

question

  1. В направлении стрелки А.
  2. В направлении стрелки В.
  3. Не знаю.

2. Какая гусеница должна двигаться быстрее, чтобы трактор поворачивался в указанном стрелкой направлении?

question

  1. Гусеница А.
  2. Гусеница В.
  3. Не знаю.

3.  Если        верхнее  колесо  вращается в  направлении,указанном  стрелкой,  то в  каком направлении вращается нижнее колесо?

question

  1. В направлении А.
  2. В обоих направлениях.
  3. В направлении В.


4.В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стрелок?

question

  1. Вперед-назад по стрелкам А-В.
  2. В направлении стрелки А.
  3. В направлении стрелки В.

5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1 и 2, то в каком направлении будет двигаться диск?

question

  1. В направлении, указанном стрелкой А.
  2. В направлении стрелки В.
  3. В направлении стрелки С.

6. Нужны ли обе цепи, изображенные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?

question

  1. Достаточно цени А.
  2. Достаточно цепи В.
  3. Нужны обе цепи.

7. В речке, где вода течет в направлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними надает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее?

question

  1. Турбина А.
  2. Турбина В.
  3. Турбина С.

8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что и колесо X?

question

  1. Колесо А.
  2. Колесо В.
  3. Оба колеса.

9. Какая цепь нужна для поддержки груза?

question

1.Цепь А.

       2 Цель В.

       3.Цепь


10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом направлении не вращается ни одна из шестерен?

question

  1. Шестерня А.
  2. Шестерня В.
  3. Не вращается ни одна.

11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?

question

  1. Ось А вращается быстрее.
  2. Ось В вращается быстрее.

       3.Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.

12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X?

question

  1. В направлении стрелки А.
  2. В направлении стрелки В.

3.В том и другом направлениях

13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?

question

  1. Машина А.
  2. Машина Б.
  3. Машина В.

14. В каком направлении будет вращаться вертушка, приспособленная для полива, если в нее пустить воду под напором?

question

  1. В обе стороны.
  2. В направлении стрелки А.
  3. В направлении стрелки В.

15. Какая из рукояток будет держаться под напряжением пружины?

question

  1. Не будут держаться обе.
  2. Будет держаться рукоятка А.
  3. Будет держаться рукоятка В.


16. В каком направлении передвигали кровать в последний раз?

question

  1. В направлении стрелки А.
  2. В направлении стрелки В.
  3. Не знаю

17. Колесо и тормозная колодка изготовлены из одного и того же материала. Что быстрее износится: колесо или колодка?

question

  1. Колесо износится быстрее.
  2. Колодка износится быстрее.
  3. И колесо, и колодка наносятся одинаково.

18. Одинаковой ли плотности жидкостями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая (шары одинаковые)?

question

  1. Обе жидкости одинаковые по плотности.
  2. Жидкость А плотнее.
  3. Жидкость В плотнее.

19. В каком направлении будет вращаться вентилятор под напором воздуха?

question

  1. В направлении стрелки А.
  2. В направлении стрелки В.

 3.В том и другом направлениях.

20. В каком положении остановится диск после свободного движения по указанной линии?

question

  1. В каком угодно.
  2. В положении А.
  3. В положении В.

21. Какими ножницами легче резать лист железа?

question

  1. Ножницами А.
  2. Ножницами В.
  3. Ножницами С.


22. Какое колесо кресла-коляски вращается быстрее при движении коляски?

question

  1. Колесо А вращается быстрее.
  2. Оба колеса вращаются с одинаковой скоростью.
  3. Колесо В вращается быстрее.

23. Как будет изменяться форма запаянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать?

question

  1. Как показано на рисунке А.
  2. Как показано на рисунке В.
  3. Как показано на рисунке С.

24. Какая из шестерен вращается быстрее?

question

  1. Шестерня А.
  2. Шестерня В.
  3. Шестерня С.

25. С каким шариком столкнется шарик X, если его ударить о преграду в направлении, указанном сплошной стрелкой?

question

  1. С шариком А.
  2. С шариком В.
  3. С шариком С.

26. Допустим, что нарисованные колеса изготовлены из резины, В каком направлении нужно вращать ведущее колесо (левое), чтобы колесо Х вращалось в направлении, указанном пунктирной стрелкой?

question

  1. В направлении стрелки А.
  2. В направлении стрелки В.
  3. Направление не имеет значения.

27. Если первая шестерня вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается верхняя шестерня?

question


  1. В направлении стрелки А.
  2. В направлении стрелки В.
  3. Не знаю.

28. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть?

question

  1. Фигуру А.
  2. Фигуру В.
  3. Фигуру С.

29. Какими кусочками льда можно быстрее охладить стакан воды?

question

  1. Куском на картинке А.
  2. Кусочками на картинке В.
  3. Куском на картинке С.

30. На какой картинке правильно изображено падение бомбы из самолета?

question


  1. На картинке А.
  2. На картинке В.
  3. На картинке С.

31. В какую сторону занесет эту машину, движущуюся по стрелке, на повороте?

question

  1. В любую сторону.
  2. В сторону А.
  3. В сторону В.

32. В емкости находится лед. Как изменится уровень воды по сравнению с уровнем льда после его таяния?

question

  1. Уровень повысится.
  2. Уровень понизится.
  3. Уровень не изменится.


33. Какой из камней, А или В, легче двигать?

question

  1. Камень А.
  2. Усилия должны быть одинаковыми.
  3. Камень В.

34. Какая из осей вращается медленнее?

question

  1. Ось А.
  2. Ось В.
  3. Ось С.

35. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче?

question

  1. Ящик А легче.
  2. Ящик В легче.
  3. Ящики одинакового веса.

36. Бруски А и В имеют одинаковые сечения и изготовлены из одного и того же материала. Какой из брусков может выдержать больший вес?

question

  1. Оба выдержат одинаковую нагрузку.
  2. Брусок А.
  3. Брусок В.

37. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить из резервуаров А и В, заполненных доверху?

question

  1. Как показано на рисунке А.
  2. Как показано на рисунке В.
  3. До высоты резервуаров.

38. Какой из этих цельнометаллических предметов охладится быстрее, если их вынести горячими на воздух?

question


  1. Предмет А.
  2. Предмет В.
  3. Предмет С.

39. В каком положении остановится деревянный диск со вставленным в него металлическим кружком, если диск катнуть?

question

  1. В положении А.
  2. В положении В.

       3.В любом положении

40. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева?

question

  1. В месте А.
  2. В месте В.

        3.В месте С.

41. На какой емкости правильно нанесены риски, обозначающие равные объемы?

question

1. На емкости А.

2. На емкости В.

3. На емкости С.

42. На каком из рисунков правильно изображена вода, выливающаяся из отверстий сосуда?

question

  1. На рисунке А.
  2. На рисунке В.
  3. На рисунке С.

43. В каком пакете мороженое растает быстрее?

question

  1. В пакете А.
  2. В пакете В.
  3. Одинаково.

44. Как будет двигаться подвешенный груз, если верхнее колесо вращается в направлении стрелки?

question


  1. Прерывисто вниз.
  2. Прерывисто вверх.
  3. Непрерывно вверх.

45. Какое из колес, изготовленных из одинакового материала, будет вращаться дольше, если их раскрутить до одинаковой скорости?

question

  1. Колесо А.
  2. Колесо В.
  3. Колесо С.

46. Каким способом легче везти камень по гладкой дороге?

question

  1. Способом А.
  2. Способом В.
  3. Способом С.

47. В каком направлении будет двигаться вода в системе шестерёнчатого насоса, если его шестерня вращается в направлении стрелок?

question

  1. В сторону А.
  2. В сторону В.
  3. В обе стороны.

48. При каком виде передачи подъем в гору на велосипед тяжелее?

question

  1. При передаче типа А.
  2. При передаче типа В.
  3. При передаче типа С.

49. На дне емкости находится песок. Поверх него — галька (камешки). Как изменится уровень насыпки в емкости, если гальку и песок перемешать?

question

  1. Уровень повысится.
  2. Уровень понизится.
  3. Уровень останется прежним.

  1. Зубчатая рейка Х двигается полметра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни?

question

1. На 0,16м.

2. На 0,25м.

3. На 0,5 м.

  1. Какая из шестерен, А или В, вращается медленнее, или они вращаются с одинаковой скоростью?

question

  1. Шестерня А вращается медленнее.
  2. Обе шестерни вращаются с одинаковой скоростью.
  3. Шестерня В вращается медленнее.

52. Какая из лошадок должна бежать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая?

question

  1. Лошадка А.
  2. Обе должны бежать с одинаковой скоростью.
  3. Лошадка В.

53. Из какого крана сильнее должна бить струя воды, если их открыть одновременно?


question

        1.Из крана А.

2.Из крана В.

3.Из обоих одинаково.

54. В каком случае легче поднять одинаковый по весу груз?

question

  1. В случае А.
  2. В случае В.
  3. В обоих случаях одинаково.

55. Эти тела сделаны из одного и того же материала. Какое из них имеет меньший вес?

question

  1. Тело А.
  2. Тело В.
  3. Оба тела одинаковы по весу.

56. В какой точке шарик двигается быстрее?

question

  1. В обоих точках, А и В, скорость одинаковая.
  2. В точке А скорость больше.
  3. В точке В скорость больше.

57. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте?

question

  1. Рельс А.
  2. Рельс В.
  3. Оба рельса должны быть одинаковыми по высоте.

58. Как распределяется вес между крюками А и В?

question

  1. Сила тяжести на обоих крюках одинаковая.
  2. На крюке А сила тяжести больше
  3. На крюке В сила тяжести больше.

59 Клапаны какого насоса находятся в правильном положении?

question

  1. Насоса А.
  2. Насоса В.
  3. Насоса С.

60.Какая из осей вращается медленнее?

question

        1 Ось А.

  1. Ось В.
  2. Ось С.

61.Материал и сечения тросов А и В одинаковые. Какой из них выдержит большую нагрузку?

question

  1. Трос А.
  2. Трос В.
  3. Оба троса выдержат одинаковую нагрузку.


62. Какой из тракторов должен отъехать дальше для того, чтобы лодки остановились у берега?

question

  1. Трактор А.
  2. Трактор В.
  3. Оба трактора должны отъехать на одинаковое расстояние.

63. У какой из калиток трос поддержки закреплен лучше?

question

  1. У обоих калиток закреплен одинаково хорошо.
  2. У калитки А закреплен лучше.
  3. У калитки В закреплен лучше.

64. Какой талью легче поднять груз?

question


  1. Талью А.
  2. Талью В.
  3. Обеими талями одинаково.

65. На оси Х находится ведущее колесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее?

question

  1. Конус А.
  2. Оба конуса будут вращаться одинаково.
  3. Конус В.

66. Если маленькое колесо будет вращаться в направлении, указанном стрелкой, то как будет вращаться большое колесо?

question

  1. В направлении стрелки А.
  2. В обе стороны.
  3. В направлении стрелки В.

67. Какой из тросов удерживает столб надежнее?

question

  1. Трос А.
  2. Трос В.
  3. Трос С.

68. Какой из лебедок труднее поднимать груз?

question

  1. Лебедкой А.
  2. Обеими лебедками одинаково.
  3. Лебедкой В.


69. Если необходимо поддержать стальным тросом построенный через реку мост, то как целесообразнее закрепить трос?

question

  1. Как показано на рис. А.
  2. Как показано на рис. В.
  3. Как показано на рис. С.

70. Какая из цепей менее напряжена?

question

  1. Цепь А.
  2. Цепь В.
  3. Обе цепи напряжены одинаково.


Ключ к тесту Беннета

Таблица 2 Правильные ответы на тестовые задания

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

2

25

2

48

1

2

2

26

2

49

2

3

1

27

1

50

3

4

3

28

3

51

2

5

2

29

2

52

1

6

2

30

1

53

2

7

3

31

3

54

1

8

3

32

2

55

1

9

2

33

1

56

2

10

3

34

3

57

1

11

2

35

1

58

1

12

2

36

3

59

2

13

2

37

2

60

1

14

3

38

3

61

2

15

2

39

1

62

1

16

2

40

2

63

3

17

2

41

1

64

2

18

3

42

2

65

1

19

2

43

2

66

2

20

3

44

1

67

3

21

2

45

3

68

1

22

1

46

1

69

2

23

3

47

1

70

1

24

3

Примечание. Каждое правильно решенное задание оценивается в 1 балл.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи к теста Амтхауэра

Общее время обследования (без подготовительных процедур) – 16 мин.

Инструкция к тесту Амтхауэра

Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.

Субтест 7 - пространственное воображение

Задачи 117 – 136

 Описание заданий раздела 7 и образцы решений.

В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), 6), в), г), д).

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera1.jpg

Решение.

Соединив части фигур 01, получим фигуру «а», поэтому в ваших листах ответов в разделе 7 в строке 01 зачеркнута «а», то есть 1.а. При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно, из 03 получаем «б», из 04 — «г».

Правильная запись ответа: 1.а

Не рекомендуется делать какие-либо пометки на изображениях фигур.

Стимульный материал. 

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera2.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera3.jpg

Ключ к субтесту 7:

117б, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123 д, 124а, 125а, 126Б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131в, 132а, 133г, 134г, 135б, 136в.

Совпадение с ключом - 1 балл.

Несовпадение с ключом - 0 баллов.

Субтест 8 - пространственное обобщение

Задачи 137 — 156

Описание заданий раздела 8 и образцы решений

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести - граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача — определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera4.jpg

Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) — кубу «б», (04) — «в», (05) — «г». Правильная запись ответа: 1.а.

Стимульный материал.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera6.jpg

Ключ к субтесту 8:

137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.

Совпадение с ключом - 1 балл. Несовпадение с ключом - 0 баллов.

Интерпретация результатов тестирования

Матрица для создания профиля интеллекта

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\hello_html_m2a29215f.png

высокий (IQ>115), средний (85



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                           

Бланк

 Фамилия_________________________________ ________________________________  

 Имя ______________________________________________________________________

               

Группа___________________________________ _____________________________  

Возраст__________________________________   _________  

 Дата____________________________________ _____

___________

Раздел 7

Раздел 8

01

а

б

в

г

д

01

а

б

в

г

д

02

а

б

в

г

д

02

а

б

в

г

д

03

а

б

в

г

д

03

а

б

в

г

д

04

а

б

в

г

д

04

а

б

в

г

д

05

а

б

в

г

д

77

117

а

б

в

г

д

137

а

б

в

г

д

78

118

а

б

в

г

д

138

а

б

в

г

д

79

119

а

б

в

г

д

139

а

б

в

г

д

80

120

а

б

в

г

д

140

а

б

в

г

д

81

121

а

б

в

г

д

141

а

б

в

г

д

82

122

а

б

в

г

д

142

а

б

в

г

д

83

123

а

б

в

г

д

143

а

б

в

г

д

84

124

а

б

в

г

д

144

а

б

в

г

д

85

125

а

б

в

г

д

145

а

б

в

г

д

86

126

а

б

в

г

д

146

а

б

в

г

д

87

127

а

б

в

г

д

147

а

б

в

г

д

88

128

а

б

в

г

д

148

а

б

в

г

д

89

129

а

б

в

г

д

149

а

б

в

г

д

90

130

а

б

в

г

д

150

а

б

в

г

д

91

131

а

б

в

г

д

151

а

б

в

г

д

92

132

а

б

в

г

д

152

а

б

в

г

д

93

133

а

б

в

г

д

153

а

б

в

г

д

94

134

а

б

в

г

д

154

а

б

в

г

д

95

135

а

б

в

г

д

155

а

б

в

г

д

96

136

а

б

в

г

д

156

а

б

в

г

д

        Подпись _____________________________________________



Предварительный просмотр:

Руководство

к использованию теста Амтхауэра

Мурыгина Марина Павловна

 преподаватель

СГОБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Смоленская область, г. Рославль

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра был создан в 1953г. Он предназначен для исследования структуры интеллекта личности. Тест интеллекта и одновременно тест профориентации TSI (IST) может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени.

Тест Амтхауэра имеет 3 основных модификации.
Первый вариант перевода и адаптации выполнен в 1970г. в Тартуском государственном университете под руководством эстонских психологов Коэметса и Лийметса. Это наиболее распространенная модификация.
Вторая версия выполнена в Братиславе в национальном предприятии «Психодиагностика» под руководством Черны. Включала 2 параллельные формы. Разница между этими модификациями была в 4 субтесте (видоизменилось задание).
Третий русский вариант разработан Ярославским государственным университетом. Имеет 1 форму. Наименее распространен.

При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:
- комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4),
- комплекс математических субтестов (5, 6),
- комплекс конструктивных субтестов (7, 8),
- комплексы теоретических (2, 4)

-  практических планов способностей (1,3).

На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. На 9-ый субтест дается два отрезка времени: первый отрезок для запоминания, а второй для воспроизведения.

AIST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

I. Логический отбор (ЛО) – исследование индуктивного мышления, чувства языка. Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий – 20. Время выполнения – 6 мин.

II. Определение общих черт (ОЧ) – исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно – лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий – 20, время их выполнения – 6 мин.

III. Аналогии (Ан) – анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий – 20, время выполнения – 7 мин.

IV. Классификация (Об) – оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий – 16, время выполнения – 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

V. Задания на счет (Сч) – оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения – 10 мин.

VI. Ряды чисел (РЧ) – анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения – 10 мин.

VII. Выбор фигур (ВФ) – исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры на плоскости. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий – 20. Время выполнения – 7 мин.

VIII. Задание с кубиками (К) – исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII субтестом, но фигуры имеют пространственное изображение. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Количество заданий – 20. Время выполнения – 9 мин.

IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в кратковременной памяти (КП). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр.Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы – 3 мин.). Время выполнения 20 заданий – 6 мин.

Всего в AIST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур) – 90 мин.

Инструкция к тесту Амтхауэра

Различные профессии требуют различных способностей. Настоящая методика определяет некоторые из них: речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и другие.

Методика состоит из 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, составлено из нескольких задач, равных по трудности. Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.

Субтест 7 - пространственное воображение

Задачи 117 – 136

 Описание заданий раздела 7 и образцы решений.

В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), 6), в), г), д).

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera1.jpg

Решение.

Соединив части фигур 01, получим фигуру «а», поэтому в ваших листах ответов в разделе 7 в строке 01 зачеркнута «а», то есть 1.а. При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно, из 03 получаем «б», из 04 — «г».

Правильная запись ответа: 1.а

Не рекомендуется делать какие-либо пометки на изображениях фигур.

Стимульный материал. 

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera2.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera3.jpg

Ключ к субтесту 7:

117б, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123 д, 124а, 125а, 126Б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131в, 132а, 133г, 134г, 135б, 136в.

Совпадение с ключом - 1 балл.

Несовпадение с ключом - 0 баллов.

Интерпретация результативности по субтесту 7

  • Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение):

Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями и не предусматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, в основе которого необходимо наличие хорошего понятийного аппарата требуется развернутая система умозаключения. Решение образных задач требует особого вида логики, - при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.

Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ПВ осуществляется на основе анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер).

Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к активному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае, происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.

Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование их на основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

Субтест 8 - пространственное обобщение

Задачи 137 — 156

Описание заданий раздела 8 и образцы решений

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести - граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача — определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera4.jpg

Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) — кубу «б», (04) — «в», (05) — «г». Правильная запись ответа: 1.а.

Стимульный материал.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\Test-struktury-intellekta-R.-Amthauera6.jpg

Ключ к субтесту 8:

137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.

Совпадение с ключом - 1 балл. Несовпадение с ключом - 0 баллов.

Интерпретация результативности по субтесту

  Субтест  8 «ПО» (пространственное обобщение):

  • Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Данный субтест, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. В то же время выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и при решении задач предыдущего субтеста 7, исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако эти изменения касаются, в основном, пространственного положения и не затраги-вают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С.Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразования.

Таким образом, субтест ПО предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ПВ сочетается с низким показателем по субтесту ПО. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПО - трехмерного. Как отмечает И.С.Якиманская, оперирования трехмерными изображениями появляются у человека онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПО позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Интерпретация результатов тестирования

Тест Амтхауэра является надежным средством диагностики структуры интеллекта и выявления уровней различных сторон его развития. Необходимость его применения в настоящее время становится актуальной в связи с профориентацией школьников.

Отдельные субтесты объединяются в следующие группы:

  • вербальные субтесты (ЛО, ОЧ, Ан, Об, Пм), диагностирующие комплекс вербальных способностей, необходимых для успешного оперирования информацией, представленной в словесной форме;
  • математические субтесты (Сч и РЧ), определяющие комплекс способностей, связанных с количественным моделированием явлений, основанном на оперировании математическими символами и числами;
  • пространственные субтесты (ВФ и К), определяющие уровень развития наглядно-образного мышления, практических и теоретических конструктивных способностей, пространственного воображения.

Групповые оценки трёх перечисленных сторон интеллекта позволяют определить слабые и сильные стороны интеллекта ученика. При интерпретации результатов важны не столько точные числовые данные, сколько их принадлежность к одной из трёх возможных областей.

Статистической нормой являются результаты, лежащие в области значений от 85 до 115 единиц стандартной шкалы IQ. Эта область на рисунке «Профиль интеллекта» выделена горизонтальной синей полосой с надписью «Норма теста». Это означает, что данный испытуемый выполнил задания теста так же, как и большинство его сверстников. Если результаты превышают 115 единиц IQ, то ученик обладает более высокими способностями, которые выражены тем более сильно, чем выше значение IQ. При значении IQ меньше 85 способности ученика оказываются ниже средних, что существенно влияет на успешность обучения.

Каждая из трёх групп субтестов позволяет комплексно оценить соответствующую группу способностей.

Матрица для создания профиля интеллекта

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Новая папка\Новая папка (4)\Новая папка\hello_html_m2a29215f.png

Например, высокому уровню развития вербального интеллекта могут отвечать три разных уровня математического интеллекта, каждому из которых, в свою очередь, можно поставить в соответствие по три уровня пространственного интеллекта.

В результате получаются девять различных сочетаний, соответствующих высокому уровню вербального интеллекта. Аналогичным образом конструируются ещё по девять сочетаний для среднего и низкого уровня вербального интеллекта.

В результате получаются профили интеллекта с разным сочетанием способностей. Например, ученик может обладать высоким уровнем развития вербального интеллекта, но низким уровнем математических и пространственных способностей. Это типичный гуманитарий, живущий в мире слов.

При высоком уровне пространственного интеллекта и низких показателях вербальных и математических способностей ученик ориентирован на мир природы и может быть успешен при овладении естественными науками, где не изучаются сложные математические модели явлений.

Для точной интерпретации результатов теста необходимо учитывать ещё одно очень важное обстоятельство, связанное с выделением двух групп способностей  теоретических и практических.

Практический пространственный интеллект выявляет седьмой субтест «Выбор фигур». Он проверяет наличие способности к мысленному вращению фигур на плоскости и их комбинированию с целью получения 

заданного результата. Эта способность необходима в любой практической деятельности, связанной с манипулированием реальными предметами, поэтому учащиеся, набравшие высокие баллы по этому субтесту, обладают хорошей координацией и глазомером, их движения точны и ловки, они легко читают чертежи, быстро научаются чертить и делать хорошие технические эскизы, быстро овладевают практическими умениями (шить, готовить, строгать, пилить и т. д.). Они наблюдательны и являются хорошими экспериментаторами.

Для диагностики теоретического пространственного мышления предназначен восьмой субтест «Задание с кубиками», с помощью которого проверяется способность осуществлять мысленное вращение образа объемного предмета с сохранением его целостности. Эта специфическая способность необходима для отображения в сознании глубинных, предельно абстрактных свойств окружающего мира, которые не даны непосредственно в ощущениях. Ученики, обладающие этой способностью, могут мыслить концептуально и применять гипотетико-дедуктивный метод для изучения природы на основе построения абстрактных логико-математических моделей.

Кроме этого, каждому из этих подвидов нужно сопоставить три уровня: высокий (IQ>115), средний (85

Использовать данные теста Амтхауэра можно в двух направлениях.

Во-первых, они необходимы для определения причин учебных затруднений и разработки коррекционных программ обучения.

 Во-вторых, на основе результатов выполнения теста можно определить те области деятельности, в которых ученик может оказаться успешным.

В условиях современного образования он, разумеется, сможет получить диплом какого-либо университета, поступив на платное отделение, но это будет только диплом как свидетельство возможности получить высшее образование. Такому ученику лучше рекомендовать поступить в профессионально-технический лицей или колледж, выбрав направление в соответствии с преимущественным развитием одного из видов интеллекта. При преобладании вербального интеллекта лучше ориентироваться на социальные профессии, пространственного  технические. Практические математические способности нужны при работе в сфере экономики.

Ученики с высокими результатами выполнения субтестов 7 и 8 обладают практической смекалкой, они с удовольствием выполняют ту часть лабораторных и практических работ, которая связана с действиями с приборами. Эти учащиеся любят мастерить, хорошо владеют различными инструментами, им можно поручать небольшой ремонт мебели и оборудования кабинетов. Как правило, они способны быстро и точно зарисовать вид демонстрационных установок, легко и точно осуществить мысленное вращение фигур, способны нарисовать вид тел в сечениях, поэтому хорошо осваивают черчение. Однако если результаты выполнения вербальных тестов у них же являются низкими, то они испытывают значительные трудности при усвоении и понимании информации в вербальной форме. Возможности в усвоении гуманитарных наук и теоретической части естественнонаучных дисциплин сильно ограничены, поэтому, как правило, успехи таких учащихся при изучении данных предметов весьма посредственны.

Если же ученик показывает высокие результаты по всем трем группам субтестов (вербальным, пространственным и математическим), то можно говорить о его одаренности и наличии предпосылок к успешному обучению. По отношению к такому ученику нужно заботиться только о поддержании нужного уровня мотивации и создании благоприятного психологического климата.

Литературные источники

  1. Бершадский, М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования / М.Е. Бершадский // Народное образование. – 2013. – № 1. - С. 155-161.

http://bershadskiy.ru/load/instrumenty_kognitivnogo_monitoringa/test_struktury_intellekta_r_amtkhauehra/1-1-0-2

  1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
  2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб. : Питер, 2007. – 560 с.
  3. Материалы Psylab.info – энциклопедия психодиагностики /http://psylab.info / Категория: Методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Цель  программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:Определить социально-психологические факторы, вл...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»

Программа  «Выявление и развитие  творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей студентов

Программа по выявлению и развитию творческих способностей студентов...

Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, ...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способност...