Главные вкладки

    Материал по теме:
    Итоговая аттестационная работа. Влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины “Анатомия и физиология человека” в системе СПО.

    Капустина Наталья Григорьевна

    Актуальность темы. Информатизация образовательного пространства, использование интерактивных технологий и Интернета потеснили традиционные формы, средства и методы обучения. Необходимо осознавать важность    этого процесса и   рассмотрение активизации познавательного интереса к дисциплине анатомия и физиология человека средствами интерактивных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iar_kurs_metod_prepod_anatomii_i_fiz_chel.docx170.2 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       

    ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

    ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Кяхтинский филиал ГАПОУ «ББМКМЗРБ»

    ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

    Влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины

    “Анатомия и физиология человека” в системе СПО.

    реферат по курсу повышения квалификации 

    «Методика преподавания учебной дисциплины

    “Анатомия и физиология человека” в СПО» 

                           

           Выполнил:

    Капустина Наталья Григорьевна,

    Преподаватель

     Анатомии и физиологии человека

    КФ ГАПОУ «ББМКМЗРБ»

    Форма обучения – дистанционная

    Научный руководитель:

     Боровец  Елена Николаевна,

                                                                                              К.б.н, доцент кафедры

    Анатомии, физиологии и

     безопасности жизнедеятельности

    ИЕСЭН ФГБОУ ВО

     «Новосибирскийгосударственный

    педагогический университет»

    Новосибирск 2018 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………    3  

    ГЛАВА 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ……………   6

    1.1. Понятие об интерактивном обучении и интерактивных технологиях…………………………………………………………….  6
    ГЛАВА 2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СИСТЕМЕ СПО  ……   10

        2.1 Влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины  “Анатомия и физиология человека”  ………………………………………………… 10

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………  14

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ……………….     16

    ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………… 17  


     «Любая деятельность может быть

    либо технологией, либо искусством.

    Искусство основано на интуиции,

    технология – на науке.

     С искусства все начинается,

    технологией заканчивается,

     чтобы затем все началось сначала»

    Владимир Павлович Беспалько,

    доктор педагогических наук, профессор.

    ВВЕДЕНИЕ

        Новая экономическая формация – информационное общество, изменила весь уклад жизни. Небывалый скачок информации и знаний, стремительный рост информационно-коммуникационных технологий привели к  информатизации всех сфер  жизнедеятельности человека, оказали влияние на глубокие структурные изменениям в сфере занятости, системе подготовки кадров, в образовательной политике и т.п.

        Наметился явный уклон в сторону увеличения информационных услуг в связи с обострением   противоречий между стремительными темпами роста знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Это определило основные тенденции дальнейшего развития сферы образования,  соответствующего условиям и идеологии информационной цивилизации и информатизации общества.

           Сфера образования интенсивно стала искать пути для разрешения противоречий, преодоления отставания образования от требований развития  общества. В контексте новых образовательных парадигм, призванных решить проблемы адекватности образовательной системы требованиям социума, важное значение приобретают  тенденции пересмотра целей и результатов образования на основе новых технологий.

    Деятельность и результат педагогического  процесса в сфере образования во многом определяются интересами и потребностями человека.                                                                                                  

     Познавательный интерес выступает как  важнейшая особенность личности, представляющая собой сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

    Интерес, как педагогическое явление проявляется в большом многообразии, как цель воспитания и обучения; как средство воспитания личности, как средство обучения, оптимизирующее учебный процесс и повышающее его эффективность; как важнейший мотив учения; как показатель общего развития личности; как элемент структуры личности. 

    Процесс информатизации необратим, остановить его ничто не может.  В последние годы многие педагоги пытаются создать новые формы работы. Одним из возможных направлений обновления современного образования в аспекте развития познавательной и творческой деятельности является переход к интерактивному обучению. Этому во многом способствует применение интерактивных технологий обучения, в том числе игр и игровых ситуаций в процессе учебной и внеучебной деятельности. 

    Актуальность темы. Информатизация образовательного пространства, использование интерактивных технологий и Интернета потеснили традиционные формы, средства и методы обучения. Необходимо осознавать важность    этого процесса и   рассмотрение активизации познавательного интереса к дисциплине анатомия и физиология человека средствами интерактивных технологий.

    Эти технологии, имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

    Цель данной работы: рассмотрение влияния использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины “Анатомия и физиология человека” в системе СПО.

    Задачи:

    1. Изучить медицинскую, педагогическую и методическую литературу, посвященную использованию интерактивных технологий в учебном процессе.  

     2. Изучить влияние современных интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины “Анатомия и физиология человека” в системе СПО.

     Объект: 

    процесс формирования познавательного интереса к  анатомии и физиологии  человека у обучающихся.

    Предмет:

     использования интерактивных технологий при преподавании дисциплины “Анатомия и физиология человека”.

    ГЛАВА 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    1.1. Понятие об интерактивном обучении и интерактивных технологиях

       Определение «интерактивные обучение», или «интерактивное технологии», появилось недавно. До этого чаще использовался такой термин, как «активные методы и формы обучения».  Под этим понятием понимают группу педагогических технологий, которые основаны на активном взаимодействии  учащегося с учебным окружением («ученик – учитель», «ученик – ученик», причем последнее - приоритетно), учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

        Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень.

        Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Диалоговое обучение позволяет   учащимся научится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

     ля этого на занятиях нужно организовывать индивидуальные, парные и групповые работы, применять исследовательские проекты, ролевые игры,   работу с документами и различными источниками информации и интерактивными плакатами.

         Интерактивные методы позволяют развивать у учащихся инициативность, при этом   педагог, занимает позицию партнера- помощника или тьютера. Ход и результат обучения при этом приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

          Существует огромное количество видов интерактивных технологий,

    к ним относятся:

    -технологии проблемного обучения

    -проектные технологии

    -здоровьесберегающие технологии

    -решение изобретательных задач (ТРИЗ)

    -компьютерные технологии

    -технология интегрированных занятий

    -игровые воспитательные технологии

          Интерактивные образовательные технологии подразумевают взаимопознание, взаимообучение, хорошо отлаженную обратную связь между субъектом и объектом обучения, двусторонний обмен информацией между ними. При использовании интерактивных технологий педагог лишь организовывает обучение, предлагает проблемы для совместного решения, используя, например, ролевые игры, моделируя реальные жизненные ситуации.

     

         Такая организация педагогического процесса гарантирует эффективное познавательное общение, позволяет создать условия переживания детьми успеха, избавляют их от страхов и комплексов.

    Интерактивные образовательные технологии подразумевают интеграцию пяти основных образовательных областей:

    - физической

    - социально-коммуникативной

    - познавательной

    - речевой

     - художественно-эстетической

    Использование интерактивных технологий в процессе обучения

    позволяют:

    -  построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; 
    - коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

    - рационально организовать познавательную деятельность учащихся  в ходе учебно-воспитательного процесса;
    - использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

    - изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования. 

        Любая технология должна иметь свои параметры.

    Своей философской основой интерактивные образовательные технологии имеют гуманистическую и природосообразную базу.

         Методологический подход – коммуникативный, подразумевающий беседу, диалог.

     Подход к  обучающимся  - это характер воспитательного взаимодействия – демократический, интерактивный, сотрудничество.

    По указанным параметрам можно проанализировать любую педагогическую технологию и определить, является ли он интерактивной, а затем принимать решение об использовании ее в своей работе.

    Вывод:  Использования интерактивных образовательных технологий,  обуславливается тем, что информация как опыт лучше всего усваивается в активном, а не в пассивном режиме.  Интерактивное общение помогает обучающимся  развиваться интеллектуально и социально.

    ГЛАВА 2.  ИНТЕРАКТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В ОБУЧЕНИИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  В СИСТЕМЕ СПО

    2.1 Влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины  “Анатомия и физиология человека” 

      Федеральный  государственный образовательный стандарт  нового поколения  требует компетентностного подхода к образованию, поэтому актуальными становятся интерактивные образовательные технологии.

     Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact»

    (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивность — способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

             Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения  интереса к предмету.

      Целью внедрения любой технологии в образовательный процесс является:

    - повышение качества знаний;

    - наглядность;

    - формирование у студентов системы  мыслеобразования;

    - сокращение  время  изучение данного материала.

    Особенностью  изучения материала  по  анатомии  и физиологии человека   обусловлено  большим количеством латинской, греческой, анатомической терминологией , классификацией, строением органов ,систем органов и их функций.  

     

                   В образовательном процессе, в основном    распространенно    механическое заучивание материала учащимися, что приводят к серьезной перегрузке нервной системы и зрительного анализатора, переутомлению организма, и негативно сказывается на их здоровье.

    На  теоретических и практических  занятиях по учебной  дисциплине Анатомия и физиология человека, специальность 060101,  Лечебное дело, и  060501 Сестринское дело СПО   необходимо применять элементы  нескольких  видов интерактивных технологий, чтобы обеспечить наилучшее достижение поставленных целей.

    - Использование  личностно-ориентированной технологии:

    Ведущая цель – формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, стремящуюся к самореализации.

    Технологии включают в себя:

      Аудиторную  самостоятельную  работу -это проведение контроля знаний различными методами- тестирование, контрольные работы, устный опрос.

          Внеаудиторную   самостоятельную   работу  ребята читают, делают выпи​ски, заучивают наизусть, составляют конспекты, готовят ответы на вопросы .

    - Деятельностные технологии применяются на  практических занятиях

    ведущая цель – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.

    Технологии включают в себя:

     Решение ситуационных задач, они  способствуют развитию творческого мышления, так необходимого в будущей профессии.  

     Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические знания, учатся правильно находить причины возникшей патологии, правильно оформлять документацию и делать выводы;

    Они необходимы для развития умения самостоятельно мыслить,  анализировать причинно-следственные связи при решении проблем;

         Деловые игры, суть которых состоит в имитации разных ситуаций, проигрывание которых позволяет будущим специалистам путем активного взаимодействия самим принимать решения, приобретать конкретные профессиональные умения;

    Игры  могут  быть представлены устно, письменно или с помощью

    Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе -   работа с фантомами, муляжами и планшетами.  

      -  Индивидуализированные формы:

       Индивидуальные собеседования, консультации;

       Дифференциация учебно-воспитательной деятельности, она подразумевает охват всех уровней развития обучающихся, т.к. существует  3 уровня – высокий, средний, низкий уровень.  Знания   оценивается объективно, исходя из личностных особенностей каждого учащегося .

     - Информационно-развивающие технологии

           Ведущая цель – подготовка эрудированного специалиста, владеющего системой знаний, обладающего большим запасом информации.

    Технологии включают в себя:

    Сообщение преподавателем учебной информации по дисциплине для этого необходимо разработать  методические указания, в которых

     должны быть цели занятия, профессиональные компетенции, план занятия, оснащение занятия и раздел самостоятельная работа;  

            Выполнение упражнений, выполнение заданий по образцу с последующим обобщением, все  это  применяются на практических занятиях для выработки умений и навыков.  

    - Применение метода демонстрации видеофильма

     На каждом занятие   необходимо демонстрировать видеофильмы по разделам Остеология» ,«Миология», «Сердечно-сосудистая система», «Спланхнология» .  В фильмах четко выделены основные понятия, учебные видеофильмы исчерпывающе передают нужную информацию.

     - Инновационные технологии:

          Интернет – ресурсы, как источник витагенной информации ,веб-квест и личный сайт, интерактивную доску с программами Mimiostudio,  Microsoft Office Excel, SM-test. Использование интерактивных таблиц позволяет наглядно показать  топографию, строение органов, систему органов, патологию органов. Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать совместно со студентами мультимедиа-презентации, которые помогают иллюстрировать учебный материал.  

    По окончании  дисциплины необходимо проводить аттестацию в виде тестирования, которое позволяет быстро и точно оценить усвоение всей суммы знаний, входящих в профессиональные компетенции  дисциплины, также устный  опрос ,позволяющий оценить степень сформированности  практических умений и навыков.                                      

        Применение интерактивных методов обучения способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция.                                                                          

     Вывод: Использование интерактивных технологий не только влияет на качество усвоения материала, но и является   одно из условий успешности обучения.    

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ       

     Современная жизнь требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Именно это и актуализирует новый федеральный стандарт (ФГОС 3 ).

           Анатомия и физиология человека, считается важнейшей наукой в любом медицинском образовательном учреждении, данная дисциплина являются тем фундаментом, на котором строятся знания студентов – медиков по специальным дисциплинам, поэтому качественное преподавание  важно для подготовки компетентных специалистов.   Для современного, эффективного и углубленного изложения нового материала, а также для проведение контроля знаний использование активных и интерактивных форм  проведения занятий это лекции, практические занятия, зачеты, консультации, самостоятельная и исследовательская работа, MStest-тестирование, решение ситуационных задач, работа с электронными обучающими программами, просмотр видеофильмов, разработка презентаций, веб-сайты,  сообщений и докладов, выполнение заданий в рабочей тетради.

        Обучение с применением интерактивных методов можно рассматривать как вспомогательное средство для активизации знаний учащихся. 

          Интерактивные технологии позволяют изучать анатомию человека наглядно, динамично, объемно, занятия становятся более наглядными и интересными.     

        Такой, подход в преподавании  дисциплины ведет к повышению качества подготовки и анатомия, и физиология человека становится для студентов пропуском в мир медицины.

         Таким образом, влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения материала при преподавании дисциплины  “Анатомия и физиология человека”в системе СПО  могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. – 2011, № 3.
    2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде //Школьные технологии. – 2008, № 6.
    3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – Сб.: Питер, 2000.
    4. Бредихин В.Н., Панина Г.Н., Румянцев И.А. Смирнов В.А., Соломин В.П Пути подготовки учителей к использованию в обучении новых информационных технологий // Педагогическая информатика. –2007, № 3.
    5. Булычева М. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология. – 2008, №16 (авг.).
    6. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М., Центр «Педагогический поиск». – 2004.
    7. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. – 2004, № 3.
    8. Информационные технологии в начальном образовании. // Школьные технологии. – 2010, № 6.
    9. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Педагогическое Общество России. – М., 2011.
    10.   http://fb.ru/article/138026/mentalnaya-karta-kak-sposob-vizualizatsii-myishleniya 

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    C:\Users\natalia\Downloads\slide_18.jpg

    C:\Users\natalia\Downloads\slide_5.jpg 

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: "Использование логических схем в преподавании дисциплины "Анатомия и физиология животных" "

    Использование логических схем в преподавании дисциплины "Анатомия и физиология животных"...

    Подготовка и проведение лекции в системе СПО

    Лекция -  это одна из ведущих организационных форм обучения и один из методов обучения в системе среднего профессионального образования....

    Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

    Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...

    " Использование интерактивных технологий на уроках "

    В наши дни использование  технологий  интерактивного обучения на уроках английского языка  делает продуктивным сам процесс обучения. Используемые интерактивные технологии со...

    Статья :Влияние использования интерактивных технологий на качество усвоения дисциплины анатомия и физиология человека

    Федеральный  государственный образовательный стандарт  нового поколения  требует компетентностного подхода к образованию, поэтому актуальными становятся интерактивные образовательные те...

    Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО

    В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...