Главные вкладки

    Ознакомление с портретной живописью как средство формирования выразительности рисунка детей старшего дошкольного возраста
    статья

    Зелинская Елена Александровна

    Согласно ФГОС ДО формирование выразительности детского рисунка - одна из задач эстетического воспитания дошкольников. Статья посвящена актуальной проблеме использования детьми средств выразительности при рисовании портрета. В данной статье рассмотрены пути преодоления детьми трудностей, выявленных в результате анализа продуктов детской деятельности и связанных с созданием выразительного художественного образа в портрете.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Екатерина Сергеевна Веретельникова

    Елена Александровна Зелинская

    Ознакомление с портретной живописью как средство формирования выразительности рисунка детей старшего дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в том числе изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (в том числе изобразительной)[3].

    Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы включает дальнейшее формирование интереса к живописи; развитие эстетического восприятие произведений искусства, формирование умения выделять их выразительные средства; обучение умению соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его; продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства; формирование умения выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности [4, с.105].

    Детские рисунки показывают, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными[1].

    Особенности овладения детьми дошкольного возраста изобразительными и выразительными средствами рисунка были, предметом исследований как педагогов, так и психологов, начиная с конца XIX - начала XX века до настоящего времени, в нашей стране и за рубежом. Многие исследователи отмечали огромную роль в развитии детского изобразительного творчества наблюдений, приемов обследования форм, пропорций, цвета предметов для выразительной передачи их в рисунке, метода словесного воссоздания образа перед рисованием, овладения детьми техникой рисунка, использования поэтических произведений, привлечение родителей к творческо-образовательному процессу [2].

    Такие педагоги, как Н.Н.Волков, В.А.Езикеева, Т.С.Комарова, Н.М.Зубарева, Р.П.Чуднова и др., рекомендовали использовать произведения изобразительного искусства (живопись, графику) как средство формирования выразительного образа в детском рисунке.

    Однако для обучения детей умению воспринимать художественно-образный язык изобразительного искусства, умению отыскивать собственные способы выразительной передачи образа в рисунке на основе знаний о художественных средствах живописи необходимо создавать специальные условия. Целью представленного исследования является изучение теоретических основ вопроса ознакомления с портретным жанром живописи старших дошкольников и практическая разработка и апробация педагогических условий формирования выразительности рисунка старших дошкольников в ходе образовательной деятельности по ознакомлению с портретным жанром живописи.

    Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение реального конкретного человека, а сложное изучение психологии человеческой личности, внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика. Использовать портретную живопись необходимо как средство развития у детей "человековидения", то есть понимание состояние другого человека.

    Понимание портрета требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет.

    Недостаточный уровень сформированности представлений детей о средствах выразительности портретной живописи был подтвержден результатами анализа детских творческих работ в старшей группе ГБОУ детский сад № 62 Кировского района Санкт-Петербурга (декабрь 2017). В практической части исследованиясоздаются специальные условия для обучения детей умению воспринимать художественно-образный язык изобразительного искусства, умению отыскивать собственные способы выразительной передачи образа в рисунке на основе знаний о художественных средствах живописи. В основе работы лежит ознакомление детей с картинами русских художников-портретистов 19-20 века, представленными в Государственном Русском музее.Реализация практической части исследования на практике будет способствовать успешному решению задач художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ.

    Список использованной литературы

    1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.- 344с.
    2. Курочкина Н.А. О портретной живописи – детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.
    3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.: Режим доступа:http://base.garant.ru/70512244/
    4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

    В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

    Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

    Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

    СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

    Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...

    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    ВКР: Произведения живописи как средство развития образной речи в старшем дошкольном возрасте

    Студентка четвёртого курса Власова Юля Анатольевна в своей выпускной квалификационной работе считает необходимым выяснить, насколько целесообразно использование пр...

    ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста

    Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...

    Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений

    В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты....