Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Развитие творческих способностей обучающихся путем применения нетрадиционных техник рисования».
статья

Балышева Александра Григорьевна

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Тема

«Развитие творческих способностей обучающихся путем применения нетрадиционных техник рисования».

Добрый день! Уважаемое жюри, дорогие коллеги и гости конкурса!

(слайд 1) Я, Балышева Александра Григорьевна,- учитель изобразительного искусства Ларьякской средней школы. Педагогический стаж 7 лет. Учителем изобразительного искусства работаю второй год.

Я хочу поделиться с Вами опытом работы (слайд 2) по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся путем применения нетрадиционных техник рисования».

(слайд 3)Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика. Поэтому проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что многие ученые считают её «проблемой века».

Сегодня, когда современного школьника окружает огромный поток всевозможной информации, привлечь его внимание к учебе весьма нелегко.

Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе её получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности.

В настоящее время  новые ФГОСы уделяют внимание к проблеме развития творческих способностей учащихся, так как современный выпускник учреждения общего среднего образования должен не только владеть материалом учебных программ, но и уметь креативно применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для развития учащихся. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных проблем.

Программа Бориса Михайловича Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»,по которой я работаю основана на изучении художественного материала при помощи традиционных техник рисования. Такими являются: живопись гуашью и акварелью, декоративная живопись и роспись, рисование цветными карандашами и цветными ручками. Такие техники рисования развивают художественный потенциал ребенка, мелкую моторику рук, умение сочетать оттенки цветов и подбирать подходящие по смыслу. Я считаю, традиционное рисование недостаточно для полноценного развития творческой личности.

Поэтому, передо мной  возникла идея выбора темы самообразования, которая  впоследствии придаст моим урокам интерес к обучению, мотивацию к познанию, а так же раскрытию личностных особенностей каждого ученика.

Из широкого круга проблем художественного образования я выделила одну, достаточно актуальную, привлекающую внимание все большего круга

преподавателей художественных дисциплин, – нетрадиционно-исполнительскую деятельность, в которой на первый план выходит опыт творческой деятельности учащихся.

(слайд 4) Цель опыта: развитие творческого потенциала учащихся посредством использования эффективных методов и приемов нетрадиционных техник рисования.

(слайд 5) В процессе формирования опыта решались следующие задачи:

1) изучение содержания и функции нетрадиционных техник в системе художественного образования;

2) систематизирование и апробирование современных приемов и методов развития изобразительных навыков учащихся на основе здоровьесберегающих технологий и компетентностного подхода , описание их применения в учебной, внеурочной деятельности;  

3) разработка алгоритма работы над применением нетрадиционных техник рисования в системе «урок изобразительного искусства – внеурочная деятельность»;

4) анализ эффективности использования выбранных методов и приемов, определения перспектив развития опыта.

Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражении ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

(слайд 6) Ребенок рисует - значит, он самостоятельно мыслит. Рисование - первая возможность реализовать свои замыслы и возможности. Детство замечательно тем, что имеет свои, одному принадлежащие сокровища. Настоящие богатства, которые, как известно, не надоедают и не стареют. Чтобы выразить свои мысли и чувства на помощь приходит рисунок. Всегда интересно наблюдать, как рисуют дети.

Изучив большое количество нетрадиционных техник, важно отметить, что не все виды рисования подходят к применению на уроках изобразительного искусства, в связи с возрастом, психологическими особенностями детей, ограничению времени и материалов. (слайд 7)

         Для себя считаю важным вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования, которые предоставляют учителю возможность творчески подойти к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства. Учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным и познавательным.

Работа по теме осуществляется мной с 2018 года по настоящее время.

В ходе работы над темой была проанализирована литература, посвящённая воздействию изобразительного искусства на человека.(слайд 8)Теоретической основой опыта явились работы Выготского Льва Семеновича «Воображение и творчество в детском возрасте» и Яковлевой Елены Леонидовны «Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся». В практическую основу легли приёмы авторов Акуненок Т. С. «Приёмы нетрадиционного рисования», Казаковой Р. Г., Сайгановой Т. И.

По Выготскому: творческое воображение зависит от комбинаторной способности и упражнений в этой деятельности, воплощение продуктов деятельности в материальную форму (например, рисунок): оно зависит от технического умения , техники выполнения рисунка и от традиций, то есть от всех образцов творчества, которые влияют на человека.

Исходя из слов Выготского, мы отмечаем, что одним из факторов, влияющих на развитие творческого воображения, является техника рисования( слайд 9), в данном случае, нетрадиционная. Ею можно пользоваться не только в начальных классах, но и в среднем звене школы, а также в работе с дошкольниками, но при этом необходимо ещё учитывать опыт детей, их потребности и интересы.

В результате практической деятельности я обратила внимание на то, что творческая деятельность наиболее продуктивна, тогда, когда на занятиях обеспечено ОРганичное единство учения и творчества. Учить можно не только приемам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые, ребенок готовит себя к творчеству. Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости.

( слайд 10) В своей работе использую небольшое число нетрадиционных технических приёмов, в то время как их существует значительно больше. Хочу представить Вашему вниманию техники применяемые мною:

Живопись нитками.

Набрызг.

Живопись свечой.

Тампонирование.

Живопись на мятом листе.

Живопись углём.

Кляксография ,Кляксораздувание.

Смешанная техника

Рисование подручными средствами

Рисование на различных поверхностях

В своей работе с детьми уделяю большое внимание применению методов и методических приемов обучения в соответствии с требованиями ФГОС. (Слайд 11) Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  обучающихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные  знания, формирует ценности, культуру.

Так же для поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ обучающихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Я стараюсь вселить уверенность в каждого ученика, что он может фантазировать и творить. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий(слайд 12, 13).

        Как учитель постоянно занимаюсь самообразованием, занимаю активную жизненную позицию, нахожусь постоянно в творческом поиске, с ребятами участвуем в мероприятиях и конкурсах различного масштаба.

Результатом нашей деятельности являются:

1)     участие  в школьных праздниках и делах  (оформление школьных праздников, выставок);(слайд 14)

2)     участие в мероприятиях, конкурсах, выставках различного уровня, где ребята являются победителями,;(слайд 15,16)

3)     успеваемость на уроках изо составляет 100 % 17 качество знаний 90 %.

        (Слайд 18) Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье, а я как учитель должна этому способствовать.  Улучшать уроки изобразительного искусства: повышать мотивацию к знаниям, интерес к урокам, развитию воображения и фантазии.

(Слайд 19 ) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деяте...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей...

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».

На уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. ...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...