Положение о конкурсе по музыкальной литературе
олимпиадные задания

Куклинская Марина Яковлевна

Проект Положения о конкурсе по музыкальной литературе для школьников средних и старших классов ДМШ и ДШИ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Положение о конкурсе по музыкальной литературе

                       для учащихся средних и старших классов

                          «Музыка рассказывает сказку»

                 (сказочные образы в жанрах оперы и балета)

Разработчик –  преподаватель ГБПОУ г. Москвы КМТИ им. Г.П.Вишневской   Куклинская М.Я.

                                 2018-2019 уч.год.                                  

                                Общие положения.

  1. Конкурс проводится среди учащихся средних и старших классов ДМШ. Основная тема конкурса: «Сказка в музыкальном театре».
  2. Целями проведения конкурса являются:

а) повышение интереса учащихся к предмету «музыкальная литература»;

б) выявление и поддержка одарённых и перспективных учеников;

в) развитие учащихся в области музыкального театра как профилирующего направления колледжа музыкально-театрального искусства.

      3.  Условия проведения. Конкурс проводится среди учащихся  двух

           возрастных групп: 5-7 классы и 8-9 классы.

           Для учащихся 5-7 классов конкурсная программа состоит из 2-х

           письменных заданий:

          а) определение музыкальных тем на слух (список тем прилагается)

          б) тестирование (вариант теста прилагается)

           Для учащихся 8-9 классов программа состоит из 2-х письменных и

          1-го устного задания.

          Письменно:

          а) определение музыкальных тем на слух (список тем прилагается)

          б) разбор музыкального произведения по партитуре (список

          прилагается)

          Устно: сообщение на тему по музыкально-сценическим произведениям

          на сказочные сюжеты. Темы выбираются учениками самостоятельно.  

          Продолжительность выступления – 10 минут.

  1. Критерии оценки. Используется система баллов. Каждый правильный ответ – 2 балла, неполный – 1 балл, неправильный – 0 баллов. В разборе музыкальных сочинений должны быть указаны характер  произведения, основные разделы формы, основные средства выразительности, используемые для создания образа.
  2. Награждения. Жюри определяет победителей и присуждает:

- гран-при;

- 1, 2, 3 места;

- специальные призы;

- поощрительные призы.

                                                   Приложение.      

     Список тем для  определения на слух.

      Средние классы.

  1. В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
  2. В.А.Моцарт Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»
  3. Л.Делиб Вальс из балета «Коппелия»
  4. М.И.Глинка Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
  5. М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
  6. М.И.Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
  7. М.И.Глинка Песидский хор из оперы «Руслан и Людмила»
  8. Н.А.Римский-Корсаков Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»
  9. Н.А.Римский-Корсаков Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка»
  10. Н.А.Римский-Корсаков 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»
  11. Н.А.Римский-Корсаков Заключительный хор из оперы «Снегурочка»
  12.  Н.А.Римский-Корсаков Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
  13.  Н.А.Римский-Корсаков Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
  14.  Н.А.Римский-Корсаков Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»
  15.  Н.А.Римский-Корсаков Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
  16.  Н.А.Римский-Корсаков Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
  17.  Н.А.Римский-Корсаков Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
  18.  П.И.Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
  19.  П.И.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
  20.  П.И.Чайковский Вариация Феи Драже из балета «Щелкунчик»
  21.  П.И.Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

     Старшие классы

  1. В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
  2. В.А.Моцарт Вторая ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»
  3. В.А.Моцарт Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»
  4. Дж. Россини Секстет из оперы «Золушка»
  5. К.М.Вебер Хор подружек невесты из оперы «Вольный стрелок»
  6. К.М.Вебер Хор охотников из оперы «Вольный стрелок»
  7. Л.Делиб Вальс из балета «Коппелия»
  8. А.Дворжак Ария Русалки из оперы «Русалка»
  9.  Дж. Пуччини Ария принца Калафа из оперы «Турандот»
  10. М.И.Глинка Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
  11. М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
  12. М.И.Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
  13. М.И.Глинка Песидский хор из оперы «Руслан и Людмила»
  14. Н.А.Римский-Корсаков Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»
  15. Н.А.Римский-Корсаков Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка»
  16. Н.А.Римский-Корсаков 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»
  17. Н.А.Римский-Корсаков Заключительный хор из оперы «Снегурочка»
  18.  Н.А.Римский-Корсаков Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»
  19.  Н.А.Римский-Корсаков Песня Индийского гостя из оперы «Садко»
  20.  Н.А.Римский-Корсаков Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»
  21.  Н.А.Римский-Корсаков Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
  22.  Н.А.Римский-Корсаков Ария Царевны –Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане»
  23.  Н.А.Римский-Корсаков Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
  24.  Н.А.Римский-Корсаков Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
  25.  П.И.Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
  26.  П.И.Чайковский Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта»
  27.  П.И.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
  28.  П.И.Чайковский Вариация Феи Драже из балета «Щелкунчик»
  29.  П.И.Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик»
  30.  С.С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
  31.  С.С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка»

               Варианты произведений для письменного анализа:

  1. Н.А.Римский –Корсаков Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
  2. Н.А.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
  3. М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» в оркестровке М.Равеля
  4. Р.Вагнер «Полёт валькирий» из тетралогии «Кольцо нибелунга».
  5. Э.Григ «Возвращение Пер Гюнта на родину» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Темами для устных сообщений старшеклассников могут служить любые произведения из списка тем для определения на слух.

Вариант письменного теста для учащихся средних классов:

1. Кто из перечисленных композиторов является автором нескольких опер по сказкам А.С.Пушкина?  

а) М. П. Мусоргский

б) Н.А.Римский-Корсаков

в) Р.Вагнер

г) С.С.Прокофьев

 

2. Какая из этих опер написана НЕ на сюжет сказки А.С.Пушкина?

а) «Золотой петушок»

б) «Садко»

в) «Сказка о царе Салтане»

г) «Руслан и Людмила»

3. Заполните таблицу, распределив произведения по жанрам:

- П.И.Чайковский «Спящая красавица»

- П.И. Чайковский «Лебединое озеро»

- Н.А.Римский –Корсаков «Ночь перед Рождеством»

- П.И.Чайковский «Иоланта»

- Дж.Россини «Золушка»

- И.Ф.Стравинский «Жар-Птица»

- С.С.Прокофьев «Любовь к трём апельсинам»

- С.С.Прокофьев «Сказ о каменном цветке»

- Н.А. Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный»

ОПЕРЫ - СКАЗКИ

БАЛЕТЫ - СКАЗКИ

 4. Персонажами какого произведения являются:

а) Лель, Купава, Мизгирь, Берендей____________________________________________

б) Принц Зигфрид, Одетта, Одилия, Ротбарт____________________________________

в) Ратмир, Наина, Финн, Святозар_____________________________________________

г) Звездочёт, Царь Додон, Полкан, Амелфа______________________________________

д) Фея Сирени, Принц Дезире, принцесса Аврора, фея Карабос __________________________________________________________________________

 

  1. Вычеркните «лишнего» персонажа в следующих произведениях:

а) В.А.Моцарт «Волшебная флейта»: Папагено, Самиель, Царица Ночи, Зарастро

б) М.И.Глинка «Руслан и Людмила»: Баян, Фарлаф, Ваня, Черномор

в) Н.А.Римский- Корсаков «Снегурочка»: Бобыль, Весна, Дед Мороз, Волхова

г) П.И.Чайковский «Щелкунчик»: Дроссельмейер, Звездочёт, Маша, Фриц

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Произведения искусства на уроках музыкальной литературы

Слияние музыки, поэзии, изобразительного, декоративно- прикладного искусства играет важную роль в становлении личности человека, в его нравственном воспитании, в эмоциональном ...

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

Презентация (видеоряд) по русской музыкальной литературе. Опера Н.А.Римского-Корсакова "САДКО". Автор - Нагорная Л.Н. Московское военно-музыкальное училище.

Презентация (видеоряд) по русской музыкальной литературе. Опера Н.А.Римского-Корсакова "САДКО". Автор - Нагорная Л.Н....

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")

Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...