ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по работе с родителями
рабочая программа

               Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota_s_roditelyami.docx629.74 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\bell\Desktop\Сканы\2019-11-10\001.jpg

Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша 
счастливая старость, плохое воспитание – 
это будущее горе, это наши слезы, 
наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

               Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

В своей деятельности я руководствуюсь Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации “Об образовании”; Программами развития воспитания в системе СПО; Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; другими законодательными актами Российской Федерации; а также Уставом и локальными правовыми актами центра (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора), Концепцией воспитательной работы в центре, утверждёнными в центре программами и планами воспитательной работы.

Работа с родителями - один из основных аспектов моей деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строит общение.

В  целях согласования воспитательных и образовательных воздействий я изучаю семью студента. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Как показывает опыт студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.

 Работа с родителями направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в центре.

Целью работы являются:

  • формирования взаимодействия родителей с педагогом для создания благоприятной среды, для формирования развитой личности;
  • создание в центре благоприятных условий для свободного развития личности, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть полезным людям и профессиональным специалистом.

Основные задачи:

  1. Вовлечение родителей во все сферы деятельности центра на основе нормативных документов.
  2. Формирование здорового образа жизни в семьях.
  3. Создание условий для профилактики асоциального поведения студентов.
  4. Совершенствование форм взаимодействия Центр – Семья.
  5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, образования и др.);

Исполнители мероприятий программы

Родительский коллектив группы. Педагогический коллектив.

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Студент, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

 Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, умений и профессиональных навыков и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры.

Сегодня наблюдается кризис семьи, родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Образовательные учреждения обязаны содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности студента, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители студентов (см. Приложение 1).

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

– со всеми родителями группы в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

– с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-студент».

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении центра (совет центра, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания
  • Обще групповые, общие собрания центра
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения на дому
  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Практикумы

            Значительное место в системе работы воспитателя группы с родителями студентов отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического образования.

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании своих детей).

 Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

 Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о делах центра и поведении студента, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя группы с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Поэтому даю   родителям возможность рассказать мне все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы со студентом:

– особенности здоровья;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Посещение семьи (индивидуальная работа воспитателя с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общи родительские собрания центра – проводятся   два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о центре, основными направлениями, задачами, итогами работы.

 Тематика таких собраний носит характер отчета работы центра за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет центра.

Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания студентов.

2) Классные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и центра, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в семестр, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения студентов, характеризуются их возможности, степень продвижения группы в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в группе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед центром.

Ожидаемые результаты:

- тесный контакт с родителями;

- участие в жизни группы и центра;

- взаимопонимание общих проблем;

- просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;

Критерии:

- Качество успеваемости;

- Межличностные взаимоотношения;

- Повышение уровня воспитанности обучающихся;

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Основные направления

совместной воспитательной работы с родителями.

Список использованной литературы.

  1. Азаров Ю.П.  Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.
  2. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
  3. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. – 102 с.
  4. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). М., 1987. – 164 с.
  5. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
  6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  7. Осипова М.П. Работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003

Приложение 1

Рекомендации родителям:

  1. уважайте личность ребенка;
  2. почаще проводите досуг вместе с детьми;
  3. принимайте участие в делах группы;
  4. будьте в курсе дел своего ребенка;
  5. общайтесь с друзьями своего ребенка.

Правила семейной педагогики:

  1. никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг

            друга и ребенка;

  1. забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда;
  2. подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, активно

            поддерживать их желание стать лучше;

  1. воспитать на положительном, вовлекать подростков в полезную

            деятельность;

  1. разговаривать с ними целесообразно как с взрослым, серьезно,

            уважительно, глубоко мотивированно.

У меня в группе 18% иногородних студентов и из - за отдаленности проживания возникают определенные сложности в работе с родителями, для этого предлагаю следующие рекомендации для родителей:

1.      Отправляя своих несовершеннолетних детей в город на учебу, настраивайте их на соблюдение определенных норм и правил, принятых в центре и в обществе в целом: соблюдать Устав центра и правила проживания в общежитии; знать, что несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах после 22.00

2.      Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение в центр. Если не можете приехать, сообщите, пожалуйста, об этом заблаговременно.

3.      Еженедельно интересуйтесь жизнью, посещаемостью и успеваемостью Ваших несовершеннолетних детей у воспитателя группы.

4.      Перед каждым выездом из дома, а также в телефонных разговорах постоянно

 напоминайте Вашим несовершеннолетним детям, что в центре и общежитии категорически запрещено: распитие спиртных и энергетических напитков, пива; курение, употребление нецензурной лексики.

5.      Беседуйте с Вашими несовершеннолетними детьми о бережном отношении к имуществу центра (мебели, бытовой техники, оборудования и т.д.)

6.     Материальную ответственность за порчу имущества несут родители несовершеннолетних студентов .

8.      Помните: по Конституции российской федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, именно родители несут ответственность за успеваемость и поведение своих несовершеннолетних детей.  

В центре работают квалифицированные педагоги и созданы все условия для качественного обучения, но, усилий только педагогов недостаточно. Необходима тесная взаимосвязь педагогов и родителей.

Только в союзе с центром можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении Ваших детей. Воспитатель группы и– ваш союзник. Поддерживайте его авторитет.

Центр - это наш общий дом, который мы любим, заботимся о его развитии и процветании, чтим его историю и традиции!

Памятка для родителей

                                       Уважаемые папы и мамы!

Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки. А еще — не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных » дел на «потом».

3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.

Приложение 2

План работы с родителями

Форма

Тематика

Сроки проведения

2017 – 2018 учебный год

2018 – 2019 учебный год

2019 – 2020 учебный

год

2020 – 2021

учебный год

Родительское собрание 

Знакомство с нормативно-правовыми документами, Уставом центра, Правилами внутреннего распорядка центра и проживания в общежитии.

Готовность к обучению в центре.

Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году.

Выборы родительского комитета.

Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)

Тема: «Права и обязанности подростка: поиск равновесия»

«Подросток в центре и после центра»

«Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание подростка»

«Организация учебного труда выпускника»

По итогам окончания учебного года

 – Анализ работы, прошедшего учебного года и достижения обучающихся в различных видах деятельности

Сентябрь

сентябрь

февраль, май

Сентябрь

сентябрь

февраль, май

Сентябрь

сентябрь

февраль,

 май

Сентябрь

Сентябрь

февраль, май

Посещение семьи

- С целью проверки соблюдения обучающимися режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей).

- Беседы об участии студентов во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций

- Общение с родителями по телефону (по необходимости)

- Создание группы в What Sapp

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение года

Консультации для родителей

Тема: «Семья как воспитательный коллектив»;

«Как помочь хорошо учиться»;

« В семье растет сын, дочь»;

«Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростка»;

«Профилактика ПАВ»;

Консультации с учителями - предметниками

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года

Организация психолого-педагогической службы для родителей

Родительский тренинг: «Искусство быть родителями»

Индивидуальные консультации

Беседы:

«Умеем ли мы общаться со своими детьми»;

«Вредные привычки и как с ними бороться»;

«Как не растеряться на экзамене»;

Беседы с родителями по мере поступления проблем;

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года

Лектории для родителей

«Семья и мир потребностей»;

«Слагаемые семейного счастья»;

«Традиции семьи и их значение в воспитании» (Обмен опытом в воспитании подростка в семье);

«Профилактика правонарушений»;

«Здоровый образ жизни – залог жизнедеятельности человека»;

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года

Проведение совместных мероприятий

-Участие в мероприятиях  по плану центра: День знаний, День учителя, День Матери, Новый год, 23 Февраля, Уроки памяти и мужества,

 9 Мая, Выпуск

-Анкетирование и соцопросы;

-Совместное участие в творческих конкурсах, проектах;

Участие в спортивных соревнованиях по волейболу, теннису;

Организация коллективного посещения   музея, театра, похода на природу;

День открытых дверей

 

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая воспитательная программа "Я и моя команда"

Воспитание юных спортсменов командных видов спорта должно быть направлено на развитие уровня сплоченности коллектива, так как от этого напрямую зависит психологический комфорт каждого члена команды, и...

Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года

   Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на баз...

Работа с родителями. Совместные формы работы в хоровом коллективе «Апрель»

Целью совместных форм работы, впервую очередь, является создание атмосферы доверия между педагогом, ребенком и семьей, включение родителей в деятельность творческого коллектива в том или ином виде....

Статья «Работа с родителями как важный компонент воспитательной работы в УДОД»

В статье описываются индивидуальные и коллективные формы взаимодействия с родителями учащихся студии "АккСи+"...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Индивидуальной работы с обучающимися

 Важное место в воспитательной деятельности  воспитателя группы относится индивидуально-воспитательная  работа со студентами. Но для ее реализации любой педагогический работник д...

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике  эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...