Формирование коммуникативных умений у обучающихся в образовательном процессе
статья

В предлагаемой статье рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека и анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_t.d.sidelnikova_gbpou_spts_no5.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сидельникова Татьяна Демьяновна

воспитатель ГБПОУ СПЦ № 5 с. Горнозаводска

т.: 8(924-191-56-75)

Формирование коммуникативных умений

у обучающихся в образовательном процессе

Самая главная формула успеха

 – знание, как обращаться с людьми.

(Теодор Рузвельт)

Аннотация: в предлагаемой статье рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека и анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе с обучающимися.

Ключевые слова: проектная деятельность, субъектность, коммуникативные умения.

Актуальность выбранной темы объясняется желанием помочь каждой личности найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной проблемы обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены в нем самой природой [1, с. 25]. Поэтому, считаю необходимым формирование коммуникативных умений во внеурочной время, на внеклассных занятиях, так как любое мероприятие не только дает определенные знания обучающимуся, но и развивает его как личность, затрагивает его субъектность. Среди современных методов обучения развитию коммуникативных умений и навыков в наибольшей степени способствует проектная деятельность. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки:

  • коммуникации (формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);
  • сотрудничества (взаимодействия с другими членами группы, умения коллективного планирования, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе товарищей, взаимоконтроль);
  • презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т. п.) [5, с. 14].

Главными целями введения метода проектов является возможность показать умения отдельного подростка или группы обучающихся использовать приобретенный на занятиях исследовательский опыт; реализовать свой интерес к выбранной профессии; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одногруппникам; продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать умение коммуникации; подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий, правил, требований: во-первых, тематика проектов выбирается обучающимся или группой обучающихся самостоятельно, потому что ребята должны быть ориентированы в теме. Во-вторых, ситуация, предлагаемая ребятам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. В-третьих, необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше обучающихся, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки и способностей.

Классификация проектов

в зависимости от поставленной цели, задач и способов выполнения

Краткая характеристика используемых проектов [2, с. 43].

Проект

Цель

Результат (продукт)

Практико-ориентированный проект

решение практических задач

учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, алгоритмы,  рекомендации и т. п.

Информационный проект

сбор информации на какую-либо тему

анкетирование, оформленные статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, проблеме, ситуации, в том числе и производственной и т.д.

Творческий проект

привлечение интереса к проблеме проекта

инсталляция, видеофильмы

Игровой или ролевой проект

представление опыта участия в решении проблемы

игра, состязание, викторина, экскурсия на предприятие

Исследовательский проект

доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

публикация проекта, размещение на различных сайтах

Вопросы специально организованной деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев. Исследования доказывают необходимость систематической работы по развитию коммуникативных навыков, межличностного общения и межличностных отношений, обязательной организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения, без которого невозможно полноценное формирование личности в целом, а также его отдельных процессов и свойств.

Появление компетентностного образования — это ответ на вызовы общества, его главная идея — это обеспечение органичной связи образовательного учреждения с жизнью, обучение молодежи способности «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В. А. Болотов, В. В. Сериков), решать жизненно-ориентированные, практико-ориентированные проблемы. Моя задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!

Вывод. В процессе такой деятельности у обучающихся появляется чувство коллективизма, переживание общей радости и успеха, ведь для подростков особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс [3, с. 36].

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими ребятами в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы или ситуации - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих подростков.

Литература

  1. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Росс. Академии образования (Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2010. — № 10.
  2. Громыко Н. В. «Метапредмет «Знание».- М., 2010.- 540 с.
  3.  Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы /Л. П. Гузова //Методист. — 2011. — № 2. — С. 34–37. Основные термины (генерируются автоматически): проектный продукт, умение, знание, проектная деятельность, проект, научное общество учащихся, работа, навык, учащийся, учебный проект. Ключевые слова проектная деятельность, коммуникативные умения, субъектность.
  4. Т.П.Сальникова «Педагогические технологии».
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., Изд-во МГУ, 1989г.-216с.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
  7. Байжасарова Г.С. Развитие компетенций как элементов жизненных навыков. Открытая школа, 2005г. ,№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  станда...

Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения

В эпоху научных достижений, когда любую информацию человечество научилось получать легко и быстро, умение общаться становится всё более ценным навыком....

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...

Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе

Сегодня формирование толерантности занимает особое место в системе гражданского образования...

Транслирование статьи «Формирование коммуникативных умений у обучающихся в образовательном процессе», 2019, участник конкурса.

Участие в областном конкурсе среди студентов, молодых преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений СПО «Современное профессиональное образован...

Формирование коммуникативной мотивации обучающихся в профессиональном образовании

Статья посвящена проблеме влияния личностных качеств обучающихся на формирование коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку. Для достижения эффективности обучения необходимо учит...