Методическая разработка занятия "Витамины и их значение" (для учащихся от 15 лет с интеллектуальной недостаточностью)
методическая разработка

Витамины - биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.

Мы все знаем, что овощи, фрукты и соки должны быть частью нашего рациона. Но, не всегда понимаем, что это не только полезные рекомендации, а жизненно важные принципы, которым нужно следовать ежедневно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_zanyatiya_vitaminy.docx632.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

«Витамины и их значение».

 Автор: Карачкова Татьяна Алексеевна

 Педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 565 Кировского района

Санкт-Петербурга

     Данная методическая разработка рассчитана на учащихся с интеллектуальной недостаточностью от 15 лет на занятиях кружков и объединений в системе дополнительного образования. И может быть полезна на уроках окружающего мира, при проведении классных часов.

Введение.

     Правильное питание - это основа здоровья человека. Пища, которую мы употребляем, является источником энергии, которую организм расходует не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Одну из главных ролей в питании играют витамины. Витамины - сложные органические вещества разнообразного химического состава – оказывают большое влияние на процессы обмена веществ и обладают высокой физиологической активностью. Они необходимы как растениям, так и животным организмам. Витамины имеют значение как вещества, служащие строительным материалом для образования ферментов, без которых невозможен был бы обмен веществ в организме. Образуясь в клетках растений, витамины вступают в соединения с другими веществами и участвуют в синтезе и превращениях белков, углеводов и жиров. При недостатке витаминов в пище животных и человека развиваются болезни, носящие общее название авитаминозов.

     Витамины - вещества, не относящиеся ни к белкам, ни к жирам, ни к углеводам. Это самостоятельная группа веществ, которые необходимы для жизнедеятельности организма и за редким исключением не синтезируются в нем.

     Отсюда происходит их название - от латинского слова «вита», что значит жизнь. Другой корень этого сложного слова - «амин» первоначально означал, что в состав витаминов входят аминогруппы. В дальнейшем стало известно, что не все витамины содержат аминогруппу.

Цель:

Формирование представления роли витаминов в жизни и здоровье человека.

Задачи:

   -  Способствовать получению знаний о содержании витаминов в тех или иных продуктов питания.

   -  Обеспечить понимание взаимосвязи употребляемых в пищу продуктов и здоровья человека.

   -  Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

    - Создать условия для формирования полезных привычек и бережного отношения к здоровью.

Методическое обеспечение занятия:

  -   Технические средства: компьютер, проектор, презентация «Витамины».

   -  Образцы продуктов питания: лимон, капуста, морковь, сироп шиповника, молоко, яйца, растительное масло, рыбий жир, хлеб.

   -  Графические средства: доска, таблица для заполнения «Витамины», маркеры. Карточки с изображением продуктов питания. Таблички с буквами, обозначающими витамины.

   -  Для рефлексии: воздушные шарики.

Ход занятия

Организационный момент

Педагог:

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

От простуды и ангины

Всем полезны...Витамины!

Сегодня мы с вами поговорим о витаминах и о том, какую роль они играют в жизни и здоровье человека.

Постановка темы:

- Ребята, вам, наверное, часто родители говорят: «Кушай то, кушай это, там много витаминов». А задумывались ли вы, что это такое? И зачем они нужны?

Для нормального протекания всех процессов жизнедеятельности необходимы эти удивительные вещества. В настоящее время известно около 80 витаминов. А как же все начиналось? Когда и как человек впервые узнал о витаминах? Это первый вопрос, на который мы ответим.

Подача нового материала:

     Наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.

     Однако, жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей.

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

     В наши дни принято обозначать буквами латинского алфавита А, В, С, D, E, K.

Показ слайдов о витаминах

Слайд 1. Витамин С.

https://www.nastroy.net/pic/images/post/461933-1522670439.jpg

Слайд 2. Витамины группы В.

https://minsknews.by/wp-content/uploads/2019/03/health-benefits-of-vitamin-B-1.jpg

Слайд 3. Витамин А.

http://ld4.ru/wp-content/uploads/2019/11/500f818b6d76baeea06af6322d31926e.jpg

Слайд 4. Витамин Д.

https://xn--80apfedmab8e4d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/11/vitaminy_dlya_bodibildinga_1.jpg

Содержание витаминов в различных продуктах.

На общем столе лежат карточки с изображением продуктов. Необходимо их распределить по группам в зависимости от того витамина, который в них содержится.

А. (яйцо, рыбий жир, морковь, помидор)

В. (дрожжи, отруби, молоко, хлеб, капуста)

С. (яблоко, шиповник, лимон, лук, капуста)

D. (рыбий жир, солнце)

     Мы с вами познакомились с биологическими свойствами некоторых витаминов, узнали к каким последствиям, может привести их недостаток или избыток. На основе полученных знаний попытайтесь разрешить проблемную ситуацию.

Проблема:

     Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела, у них кровоточили десны, выпадали зубы, наблюдалась слабость, вялость, люди теряли сознание. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, на котором росли разнообразные цитрусовые деревья. Он оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”, Что же спасло моряков от гибели?  

- Как вы думаете симптомы, какой болезни перечислены? (Цинга)

-При нехватке какого витамина развивается эта болезнь? (витамин С)

-Что же спасло моряков от гибели?

Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С.  В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).

Отгадывание кроссворда «Витамины».

Рефлексия.

     Учащимся предлагается надуть воздушные шарики. Маркером нарисовать смайлик.

«Веселый смайлик» - мне было интересно, я узнал много нового

«Равнодушный смайлик» - я не все понял, мне было не очень интересно

«Грустный смайлик» - мне было скучно, я не узнал ничего интересного.

Заключение:

     В ходе занятия учащиеся получат представление о некоторых, самых важных для здоровья витаминах, научатся распознавать, в каких продуктах содержатся те или иные витамины. У них будет формироваться представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причём разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать учащимся представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать учащимся знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Занятие предполагает сопровождение презентацией.

Кроссворд «Витамины».

http://900igr.net/up/datas/255326/003.jpg

Карточки с изображением фруктов

https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2019/11/frukty-dlya-detei8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями

Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-вол...

Логопедическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье отражена система коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность в условиях дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей. Вся работа разбита на н...

Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москв...

Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для учащихся первого курса по специальности «Организация питания»в разделе «Заправочные супы».

Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для учащихся первого курса по специальности «Организация питания»в разделе «Заправочные супы». В методической разработке кратко и...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида

laquo;Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида» У детей обучающ...