О преодолении технических трудностей пианиста
статья

Красавина Виктория Викторовна

Для обучения игре на фортепиано очень важно определить физиологическую готовность ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_preodolenii_tehnicheskih_trudnostey_pianista.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

О преодолении технических трудностей пианиста 

 

Красавина В.В., 

преподаватель ДШИ № 4

Педагогу необходимо обладать   ещё одним качеством

 – педагогическим оптимизмом.

Последний заключается в адекватном подходе к ученику,

вере в его успехи, в надежде на «завтрашнюю радость».

 А.С. Макаренко

 

Для успешного занятия музыкальной деятельностью будущему музыканту необходимо обладать набором качеств, совокупность которых может свидетельствовать о его музыкальных способностях. Их очень важно определить на раннем этапе – как для родителей, так и для преподавателей.  

При поступлении в музыкальную школу дети проходят тестирование, позволяющее определить наличие у них музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, эмоциональной отзывчивости. Однако для обучения игре на фортепиано очень важно также определить физиологическую готовность ребенка. К сожалению тестирование этого параметра   часто упускается.

Что же такое физиологическая готовность ребенка к обучению в школе и как ее определить?

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног организма. Физиологические последствия этого «скачка» очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть сам ребенок – усидчивее, работоспособнее.

Для того, чтобы узнать, состоялся ли «полуростовой скачок роста» или еще нет, специалисты   могут провести так называемый «Филлипинский тест». Для этого нужно попросить ребенка правой рукой закрыть левое ухо, проведя  руку над головой:


Изображение
Ребенок 4-5 лет не может этого сделать – руки еще слишком коротки.

ВАЖНО! Для преподавателей фортепиано данный тест весьма информативен и свидетельствует о степени окостенелости скелета. В частности, о готовности кисти руки ребенка к длительному и напряженному труду. Физиологически неготовый ребенок будет напряженно трудиться, зажимая руки, плечи, мышцы шеи, лица.

Таким образом, педагог не только должен учитывать природные возможности пианистического аппарата ученика, но и помочь ему преодолеть трудности. Для активизации игрового аппарата ребенка можно использовать комплексные упражнения.

Подготовительные упражнения

           Игра на фортепиано требует определенных мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть невозможно. Для успешной работы пианистического аппарата необходим упругий, активный тонус мышц.    

              Наиболее естественны движения «целых» пальцев,  работающих из ладони – таким же образом, как мы берем предметы. В этих движениях активное участие принимают ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец. Особо важна роль первого и пятого пальцев, от их правильного положения зависит формирования свода кисти.

         Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они помогают укрепить осанку и согласовать взаимодействия всех частей игрового аппарата.

Упражнения с теннисным мячиком для развития координации движений, ловкости, быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев (все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, затем из руки в руку):

  1. Мяч в руке (ладонь вверх). Мягко раскачиваем его от плеча («качаем птичку в гнездышке»). В верхней точке слегка разжимаем пальцы («птенчик выглядывает из гнезда»);
  2. То же самое, но ладонь опущена вниз («буря перевернула гнездышко, но птенчик все равно выглядывает»);
  3. Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от плеча вперед ловим («птичка ловит мошек»);
  4. Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения мяча;
  5. То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением.

Упражнение «Щеточка» для укрепления ладонных сгибателей и разгибателей: «отбрасываем соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами и затем быстро делаем обратное движение к себе. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.                

Упражнение «Веер» на растяжение межпальцевых перепонок. Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая платье.

Упражнения у стены для освобождения запястья:

  1. Руки имитируют движения кисточки («красим забор»);
  2. Вращаем запястья («рисуем кружочки»);

Упражнения на крышке инструмента для развития независимости пальцев: 

  1. Ладонь на крышке, пальцы выпрямлены. По очереди поднимаем прямые пальцы («мышки поднимают головки»);
  2. Исходное положение то же. Сгибаем пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента («мышки поднимают спинки»);
  3. Каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисуем кружочки («мышки принюхиваются»).

Упражнения на крышке инструмента на нахождение опоры в руках. Садимся боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку рояля. Полулёжа опираемся на плечо. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносим опору с плеча на предплечье, с предплечья на ладонь и ладонную поверхность и оттуда в кончики пальцев.        

Упражнение «Аплодисменты» на освобождение рук. Быстро и легко аплодируем, обводя при этом круг перед собой. Плечи и руки совершенно свободные. Это упражнение подготавливает естественное исполнение стаккато, а также  октавного и секстового вибрато.

Упражнение с массажными шариками для укрепления ладонных мышц и цепкости пальцев. Массажные шарики очень удобны в обращении. Ежедневно прокручиваем шарики пальцами по часовой и против часовой стрелки.  

Подобные упражнения весьма эффективны и приносят ощутимые результаты.

Предложенные упражнения являются частью целого комплекса мер, нацеленных на преодоление технических трудностей пианиста.  

         Литература:

  1. Корыхалова Н. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995.
  2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика,1993.
  3. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Музыка,1989.
  4. Щапов А. Фортепианная педагогика. – М.: Советский композитор, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие технических способностей пианиста"

Знакомство с биографией и творчеством Великого пианиста и педагога Карла Черни....

"Развитие технических способностей пианиста"

Знакомство с биографией и творчеством Великого пианиста и педагога Карла Черни....

Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»

Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»...

Ключевые аспекты и трудности перевода технических текстов (на примере технического руководства)

Отличительные черты английского технического языка рассматриваются в статье сквозь призму трудностей, связанных с переводом технического руководства. Ввиду использования интернет-переводчиков признает...

Ключевые аспекты и трудности перевода технических текстов (на примере технического руководства)

Отличительные черты английского технического языка рассматриваются в статье сквозь призму трудностей, связанных с переводом технического руководства. Ввиду использования интернет-переводчиков признает...

Презентация Преодоление трудностей при обучении грамоте

Примеры заданий для развития ВПФ первоклассников с ограниченными воозможностями здоровья....