Техническое обслуживание и ремонт элементов систем комфорта автомобиля
методическая разработка
Техническое обслуживание и ремонт элементов систем комфорта автомобиля
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока учебной практики
Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»
ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Тема программы:
«Техническое обслуживание и ремонт элементов систем комфорта автомобиля»
Тема урока: «Техническое обслуживание и ремонт элементов систем отопления и вентиляции автомобиля»
Мастер производственного обучения:
Закоян Арменуи Шаликоевна
Санкт-Петербург
Цели урока:
- Образовательные:
- формирование и усвоение приемов проведения технического обслуживания и ремонта элементов системы комфорта автомобилей;
- формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении технического обслуживания и ремонта элементов системы комфорта автомобилей.
2. Развивающие:
- развитие координации движения рук, концентрации внимания, линейного и объемного глазомера, наглядно-пространственного воображения.
- развитие логического мышления.
3. Воспитательные:
- воспитание положительной мотивации к профессии;
- воспитание бережного отношения к инструментам и оборудованию;
- формирование ответственности, точности, аккуратности, дисциплинированности;
- воспитание чувства взаимопомощи.
Тип урока:
Комбинированный (проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу, изучение нового материала, самостоятельное выполнение обучающимися операций, приемов, комплекса трудовых действий).
Технологии и методы обучения:
- активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса; индивидуальная работа и работа вдвоём;
- информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приёмов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.
Форма организации обучения: индивидуальная
Межпредметные связи:
ПМ 01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема: Система отопления и вентиляции
Дисциплина ОП. 02 Охрана труда Тема: «Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей»
Основы пользования ПК. Тема: Создание компьютерной презентации в приложении Power Point. Работа с файлами.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование и инструменты:
- стенды системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next- 5 шт.;
- универсальный комплект инструментов – 10 шт.;
- универсальные съемники,
Техническая документация:
- технологическая карта на техническое обслуживание системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next;
- технологическая карта на ремонт элементов системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next.
Компьютерное обеспечение:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение:
- задание;
- критерии оценки.
Литература:
1. Зайцев В.А., Куранов А.Д., Толстов А.Д. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. –М.: «Академия», 2010.
2. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. –М.: «Академия», 2010.
3. Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание. М.: «Академия», 2013.
4. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание автомобилей. .–М.: «Академия», 2013.
5. Селифонов В.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. .–М.: «Академия», 2014.
6. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.–М.: «Академия», 2014.
Интернет-ресурсы:
- http://www.megaslesar.ru
- http://www.automn.ru
- http://www.car-exotic.ru.
- http://www.amastercar.ru
- http://www.automan.ru
План проведения урока 2.12.16 учебной практики
Время | Этап урока |
10:00 – 10:05 | Организационный момент |
10:05 – 10:35 | Вводный инструктаж |
10:35 – 11:35 | Самостоятельная работа обучающихся |
11:35 – 11:55 | Обед |
11:55 – 12:40 | Самостоятельная работа обучающихся |
12:40– 13:00 | Перерыв |
13:00 – 14:10 | Самостоятельная работа обучающихся |
14:10 – 14:25 | Заключительный инструктаж |
План проведения урока 2.12. 17 учебной практики
Время | Этап урока |
10:00 – 10:05 | Организационный момент |
10:05-10:25 | Вводный инструктаж |
10:25 – 11:35 | Самостоятельная работа обучающихся |
11:35 – 11:55 | Обед |
11:55 – 12:40
| Самостоятельная работа обучающихся |
12:40 – 13:00 | Перерыв |
13:00 – 14:00 | Самостоятельная работа обучающихся |
14:00 – 14:25 | Заключительный инструктаж |
№ п\п | Ход урока | Деятельность мастера п\о | Деятельность обучающихся | |
1. | Организационная часть (5+5 мин) |
- Объявление темы урока учебной практики | Приветствие мастера п/о. Рапорт дежурного. Заполнение дневников. | |
2. | Вводный инструктаж (30+20 мин) | |||
2.1 | Этап целевой установки | Цель урока учебной практики: формирование практических навыков по техническому обслуживанию, ремонту элементов системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next. Задачи: Формирование и усвоение приемов, технического обслуживания и ремонта элементов системы отопления и вентиляции автомобиля. Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении технического обслуживания и элементов системы отопления и вентиляции автомобиля. | ||
2.2 | Этап актуализации | Опрос обучающихся по материалу специальных предметов и прошлых уроков учебной практики (Тема: Устройство, техническое обслуживание и ремонт элементов систем комфорта автомобиля): 1.Назначение системы отопления и вентиляции 2.Особенности устройства системы отопления; 3. Основные элементы системы отопления вентиляции | Отвечают на вопросы | |
2.3 | Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы | - Рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционно-технологической карте - Рассказать об инструменте, приспособлениях, применяемых при выполнении операций: рабочий инструмент: ключи торцевые, отвертки | Следят по инструкционно-технологической карте | |
2.4 | Рассмотрение типичных ошибок |
| ||
2.5 | Показать приёмы выполнения работы | |||
2.6 | Проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа (пробное выполнение приёмов операций, показанных мастером) | Предложить обучающимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли и выполнили. Предложить 2 студентам провести рабочие приемы технического обслуживания и ремонта элементов системы отопления и вентиляции автомобиля . Убедиться в понимании | Обучающийся демонстрирует приемы технического обслуживания и ремонта элементов системы отопления и вентиляции автомобиля, комментируя свои действия. Вся группа участвует в обсуждении действий согласно инструкционно-технологической карте. | |
2.7 | Объяснение и показ организации рабочего места и правил безопасности труда | Организация рабочего места:
| ||
Техника безопасности (Мастер п/о вызывает обучающегося для наглядной проверки внешнего вида):
| Сообщают о нарушениях | |||
2.8 | Выдача заданий и распределение по рабочим местам | Сообщить нормы времени при выполнении заданий. Сообщить обучающимся критерии оценок. | Переходят в мастерскую | |
3 | Текущий инструктаж (175+175 мин) | |||
Во время выполнения задания мастер проводит целевые обходы: Первый обход: Проверка содержания рабочих мест и правильности применения инструментов. Мастер п/о корректирует действия обучающихся, особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности труда. Второй обход: Проверка соблюдения технических и технологических условий выполнения приемов и операций. Мастер п/о обращает особое внимание на выбор инструментов в соответствии с их назначением. Коллективный текущий инструктаж: В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких обучающихся, которая может привести к браку, мастер останавливает работу группы и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций. Третий обход: Оценка состояния выполняемого задания. | Самостоятельная работа в соответствии с полученным заданием. Временные и количественные нормативы выполнения задания представлены в задании Уборка рабочих мест | |||
4. | Заключительный инструктаж (15+25 мин) | |||
-Сообщить о выполнении цели урока группой в целом; - Подведение итогов: анализ и самоанализ каждого обучающегося по выполненному заданию, сообщение оценок (оценки выставляются в журнал и дневники учебной и производственной практики); - Анализ выполнения обучающимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени; - Сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания; | Самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями |
Приложение № 1
Задание
ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
«Техническое обслуживание и ремонт элементов системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next»
Цели задания:
Сформировать следующие компетенции:
ПК.1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК.1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Содержание компетентностно- ориентированного задания:
Вам необходимо провести в соответствии с инструкционно-технологическими картами (Приложение №2 и №3) техническое обслуживание, ремонт элементов системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next.
Время выполнения задания – 350 минут.
Результат представляется мастеру п/о в виде отчёта (Приложение № 3).
Используемые инструменты: набор ключей и приспособлений, измерительный инструмент, спецодежда.
При выполнении задания можно пользоваться инструкционно-технологическими картами.
Приложение 2
Инструкционно-технологическая карта
Техническое обслуживание элементов системы отопления и вентиляции
а/м ГАЗель Next
№ п/п | Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания | |
Замена фильтра поступающего в кабину воздуха | ||||
Открыть капот и установить его на упор | Руками | |||
Вывернуть четыре болта крепления короба воздухопритока и снять короб | Торцевая головка на 8 | |||
Вывернуть четыре болта крепления кожуха фильтра и снять кожух | Торцевая головка на 8 | |||
Снять кассету с фильтрующим элементом | Руками | |||
Извлечь из кассеты фильтрующий элемент | Руками | |||
Установить новый фильтрующий элемент в порядке, обратном снятию | Установить фильтрующий элемент в кассету таким образом, чтобы его гофры расположились вертикально | |||
Замена охлаждающей жидкости | ||||
Объем заправки в систему охлаждения 15 литров. Рекомендуется заменять жидкость в системе охлаждения через пять лет эксплуатации, но если жидкость изменила свой цвет на рыжеватый, нужно заменить ее. Изменение цвета свидетельствует о выработке антикоррозийных присадок, и жидкость стала агрессивной к деталям охлаждения. | ||||
При включенном зажигании переводим рукоятку регулятора температуры подаваемого воздуха в режим максимальный. | Руками | |||
Выключить зажигание и отсоединить минусовую клемму аккумулятора. | Руками | |||
Снять корпус воздушного фильтра. | Торцевая головка на 8 | |||
Надеть на штуцер сливного крана отрезок шланга и выводить его под автомобиль. Подставить емкость под шланг для сбора сливаемой жидкости. | Руками | |||
Выкрутить на два-три оборота пробку крана радиатора. | Руками | |||
Медленно отвернуть пробку расширительного бачка и сливаем жидкость. Слить жидкость из системы охлаждения | Руками Емкость для сливаемой жидкости | |||
После того как вся жидкость стечет, закрыть пробку крана радиатора. | Руками | |||
Залить свежую жидкость через расширительный бачок. | Охлаждающая жидкость ES Comleat или Cool Stream Premium. Воронка | Жидкость залить медленно, непрерывной струей. Если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, несколько раз сжимать нижний шланг радиатора. | ||
Для удаления воздуха на трубопроводе от водораспределителя к радиатору отопителя открутить дренажную пробку. | Ключ на 14 | При появлении жидкости из отверстия вворачиваем пробку на место. Наличие воздуха в системе не дает полностью залить всю жидкость. | ||
Для полной заливки охлаждающей жидкости запускать двигатель и долить жидкость. | Охлаждающая жидкость ES Comleat или Cool Stream Premium. Воронка | |||
Закрыть расширительный бачок. | Руками | |||
Прогреть двигатель до температуры открытия термостата, дать двигателю поработать на различных режимах. | Руками | |||
Снова доводить уровень охлаждающей жидкости до нормы. | Охлаждающая жидкость ES Comleat или Cool Stream Premium. Воронка |
Приложение 2
Инструкционно-технологическая карта
Ремонт элементов системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next.
№ п/п | Операции | Инструмент | Эскиз | Технические условия и указания | |
Снятие электровентилятора отопителя | |||||
1. | Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи | Руками | |||
2. | Тянуть вверх рукоятку фиксатора нижнего вещевого ящика Открыть ящик | Молоток, выколотка из мягкого металла | |||
3. | Отжимать два ограничителя Снять вещевой ящик | Руками | |||
4. | Отсоеденить от электровентилятора отопителя колодку проводов | Руками | |||
5. | Выкрутитть винт крепления электровентилятора к корпусу модуля отопителя | Торцевая головка на 5,5 | |||
6. | Поворачивать электровентилятор по часовой стрелке и извлечь электровентилятор из отверстия во фланце | Руками | |||
7. | Установить электровентилятор в обратном порядке. | Обратить внимание на маркировку на наклейке. Нужно ставить такой же | |||
Снятие и установка дополнительного резистора электровентилятора отопителя | |||||
1. | Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи | Руками | |||
2. | Отжимать два ограничителя Снять вещевой ящик | Руками | |||
3. | Отсоединить колодку жгута проводов от дополнительного резистора электровентилятора отопителя | Руками | |||
4. | Открутить два болта его крепления | Торцевая головка 5,5 | |||
5 | Извлечь дополнительный резистор из корпуса модуля отопителя | Руками | |||
6 | Устанавливаем дополнительный резистор в обратном порядке | Обратить внимание на маркировку резистора. Заменить на резистор с аналогичной маркировкой | |||
Снятие и установка блока управления системой отопления | |||||
1. | Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи | Руками | |||
2. | Снять декоративную накладку консоли панели приборов, преодолевая упругое сопротивление её фиксаторов | Руками | |||
3. | Выкрутить четыре винта крепления блока управления отоплением и вентиляции к панели приборов | Отвертка с плоским лезвием | |||
4. | Отводить блок от панели приборов на длину проводов и тросов | Руками | |||
5 | Нажав на фиксаторы, отсоединить от блока одну колодку проводов | Руками | |||
6 | Отсоединить вторую колодку проводов от блока | Руками | |||
7 | Отсоединить третью колодку проводов | Руками | |||
8 | Отжимать фиксатор наконечника оболочки троса управления заслонкой отопителя синего цвета | Руками | |||
9 | Снять наконечник троса с пальца рычага регулятора | Руками | |||
10 | Аналогично отсоединить от регулятора трос управления заслонкой отопителя с наконечником белого цвета и снять блок управления отоплением и вентиляции | Руками | Запоминить или записать взаимное расположение тросов управления заслонками, чтобы при обратной установке присоединить их к соответствующим рычагам управления | ||
11 | Установить блок управления отопителем и вентиляцией и все снятые детали в порядке, обратном снятию. |
Приложение № 3
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ
компетентностно-ориентированного задания
«Техническое обслуживание и ремонт элементов системы отопления и вентиляции а/м ГАЗель Next»
№ зада-ния | Содержание задания | Критерии оценки | Балл, выставленный мастером п/о | Самоана-лиз |
1 | Техническое обслуживание системы отопления и вентиляции: Замена фильтра поступающего в кабину воздуха | соблюдение технологии технического обслуживания | ||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
2 | Техническое обслуживание системы кондиционирования: Замена охлаждающей жидкости | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования при замене охлаждающей жидкости системы отопления в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии при замене охлаждающей жидкости | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
3 | Снятие электровентилятора отопителя | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ при замене электрвентилятора в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии разборочных работ | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
4 | Установка электровентилятора отопителя | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ при установке электровентиялтора в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии сборочных работ | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
5 | Снятие дополнительного резистора электровентилятора отопителя | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ при замене дополнительного резистора электровентилятора отопителя в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии разборочных работ | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
6 | Установка дополнительного резистора электровентилятора отопителя | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ при установке дополнительного резистора электровентилятора отопителя в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии сборочных работ | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
7 | Снятие блока управления системой отопления | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ при замене блока управления системой отопления в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии разборочных работ | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
8 | Установка блока управления системой отопления | правильность выбора необходимых инструментов и оборудования для выполнения работ при установке блока управления системой отопления в соответствии с техпроцессом | ||
соблюдение технологии сборочных работ | ||||
соблюдение безопасных условий труда при работе | ||||
Максимальное количество баллов -69 баллов Отметка «2» - менее 35 баллов Отметка «3» - 36-42 балла Отметка «4» - 43-56 баллов Отметка «5» - 57-69 баллов | ||||
3 балла – выполнено без ошибок 2 балла – выполнено с нарушениями 1 балл – выполнено с грубыми нарушениями 0 – не выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь ПМ.02 Техническое обслуживание устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) по Разделу 1 «Построение линейных устройств систем СЦБ и ЖАТ»
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО к минимуму содержания , знаний и умений студентов в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.02 Тех...
Рабочая тетрадь ПМ.02 Техническое обслуживание устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) по Разделу 2
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО к минимуму содержания , знаний и умений студентов в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.02 Тех...
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК.02.02. Техническое обслуживание, ремонт и монтаж домовых слаботочных систем зданий и сооружений
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК.02.02. Техническое обслуживание, ремонт и монтаж домовых слаботочных систем зданий и сооружений...
Экзамен по МДК.01.02. Техническое обслуживание, ремонт и монтаж отдельных узлов в соответствии с заданием (нарядом) системы водоотведения (канализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов ЖКХ
1. Вопросы к зкзаменационным билетам2. Билеты...
тест по МДК 02.02 МДК.02.02. Техническое обслуживание, ремонт и монтаж домовых слаботочных систем зданий и сооружений
тест по МДК 02.02 МДК.02.02. Техническое обслуживание, ремонт и монтаж домовых слаботочных систем зданий и сооружений...
Методическая разработка на тему:м«Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля ГАЗ-3307»
Тема урока: «Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля «ГАЗ 3307»Цели урока:Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по содержанию и осно...
Рабочая программа 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем, агрегатов автомобилей
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов авт...