Результативность применения на уроках технологии и во внеурочной деятельности технологий и методик личностно-ориентированного обучения.
статья

Делюсь своим опытом по применению личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultativnost-primeneniya-na-urokah-tehnologii.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Результативность применения на уроках технологии

и во внеурочной деятельности технологий

 и  методик личностно-ориентированного обучения.

      Методическая тема учителя технологии филиала МОУ «СОШ п. Возрождение» в с. Благодатное  Васильевой О.Н – «Личностно-ориентированное обучение как средство развития  и саморазвития личности».

Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учащихся.

Задачи:

  1. Обеспечение высокого методического уровня проведения занятий.
  2. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  3. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

        Личностно-ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы – учителей, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.

        Хочу поделиться своим опытом создания личностно-ориентированного обучения на уроках технологии.

В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать лично ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них:

  1. Привлекаю девочек к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия девочкам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро ориентироваться и изменять фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.
  2. Использую групповую форму работы. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждый ребенок поочередно выполняет обязанности бригадира; рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, отвечает за соблюдением технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. У кого-то это получается хуже, у кого-то – лучше. Бригадная форма работы позволяет развить у детей такие качества, как ответственность, коммуникабельность. Способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
  3. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом девочки  не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Моя задача как учителя – скорректировать в нужном направлении отношение ребенка к социально важным вопросам.
  4. Подбираю индивидуально для каждого посильно практическое задание. В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты изделий. Тактично убеждаю детей выбрать менее сложное, с технологической точки зрения изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленными. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку. Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – то, который у менее успешных учеников вызовет затруднение в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.
  5. Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных и приращение знаний и умений каждого.
  6. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку. На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допущена ошибка, что недоработано. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой, и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем именно его ошибка.
  7. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках технологии я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

        Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды играет метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов я использую индивидуальную, групповую и коллективную работу. Групповая работа привлекает ребят возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя. Групповая работа дает возможность объединиться по интересам, воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива, позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества. При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет групповые работы. Например, при работе над проектом в разделе «Рукоделие» в 5 классе я соединила индивидуальные работы учениц в одно изделие – панно из бисера, то есть единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются схемами, имеют дизайнерское решение.

          Метод проектов я успешно использую и в дополнительном образовании. Вот уже несколько лет я руковожу кружком «Умелые руки». Все этапы реализации коллективного творческого проекта находят свое отражение в работе кружка. На занятиях кружка девочки разрабатывают и выполняют элементы оформления изделий. Моя работа как руководителя кружка направлена на создание свободной творческой атмосферы сотрудничества, помощь в реализации творческих планов ребят, оказание необходимой поддержки и сопровождение на пути создания проекта.

          Мой опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учета личных особенностей и предпочтений своих учеников.

          Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. Времени на это в школе отводится недостаточно. Выход – в повышении эффективности занятий.

          За период 2020-2021 года пришлось немало сделать для совершенствования оборудования ученической мастерской. Общими усилиями: родителей, администрации были отремонтированы швейные машины, куплена новая современная швейная машина, появилась современная гладильная доска, утюг. Изготовила и установила витрины, где выставляются образцы работ учащихся, а также стенды, на которых размещены плакаты по техники безопасности, художественно-прикладными технологиями. Своими силами, а также с помощью родителей и детей закупила инструменты, запасные части к швейным машинам. Кстати, у нас в кабинете во время работы звучит музыка. К тому же я считаю, что она благотворно влияет на молодой организм. У детей вызывает не только одобрение, но и подталкивает их на творческий подход к работе.

            На многих уроках, чтобы больше заинтересовать ребят, я использую проблемные ситуации, ввожу элементы занимательности: решение технологических кроссвордов, задач на конструкторско-технологическую смекалку. Поскольку на изучение теоретического материала отводится мало времени, часть его мои ученики осваивают самостоятельно, используя для этого тематические стенды.

            Готовясь к урокам, планирую не только свои действия, но и содержание работы учениц, стараюсь предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также учитываю индивидуальные особенности девочек.

            Мой предмет «Технология» дает возможность школьникам творческого самопроявления, дети проявляют познавательный процесс к предмету.

           Порой научить шить, вышивать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому я систематически и терпеливо приучаю девочек координировать свои движения, работая двумя руками; учу организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учу рациональным приемам выполнения различных операций. Я всегда помню, что переучивать сложнее, поэтому сразу обучаю правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

           Чтобы учащиеся  не потеряли интереса к предмету, стремились к получению новых знаний и умений, я в своей работе использую игровые формы. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Это уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – викторины. На этих уроках устанавливается более тесный контакт с одноклассниками, эти уроки помогают лучше узнать друг друга, развивается коммуникабельность. В каждом таком уроке есть «изюминка». Я стараюсь заинтересовать детей, увлечь за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. На уроках я поощряю любую полезную инициативу, подбадриваю, стараюсь поддержать сомневающихся.

              В работе  так же использую дидактические игры, которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образцам я не ограничиваю жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Я предлагаю попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставляю задуматься. И если кому-то из ребят это удается, я обязательно поощряю, даже если предложенный ее способ более трудоемкий. Я считаю, что похвала стимулирует творческое саморазвитие.

           В процессе своей работы я убедилась, что после каждого раздела необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Чтобы было интересно заниматься повторение, ввожу в урок игровые элементы (например, решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, ввожу тестирование.

         Учебный материал моего предмета «Технология» позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические факты, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки – все это дает возможность развития мышления и воображения, воспитывает эмоции, пробуждает интерес к предмету, помогает усваивать учебный материал.

      Использую в работе мотивационные приемы (постановка целей, показ значимости результатов труда); оказание помощи при затруднениях: напоминание, конкретизация, наводящие вопросы; стимулирующие приемы – убеждение, одобрение, поощрение. Большое внимание уделяю экологическому и экономическому воспитанию – учу детей изготавливать полезные вещи для дома. Стараюсь реализовать межпредметные связи с биологией (при изучении тканей и волокон), математикой (расчет и построение выкроек), историей.

         Свою задачу вижу в том, чтобы раскрыть красоту труда, подвести ребят к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметах быта, отношении друг к другу.

Больше работы поручаю выполнять коллективно, создаю такие ситуации, когда невозможно выполнить работу без товарищеской помощи. Так они учатся жить и работать в коллективе, уважать чужое мнение.

         В своей практике я применяю три вида контроля.

Во-первых, контроль учителя. По форме он бывает фронтальным (выполнение расчётов, чертежей, ручных и машинных работ); групповым (например, при составлении бригадой рекламы ткани или изделия); индивидуальным (текущий опрос, устный или письменный опрос по карточкам, решение кроссвордов, головоломок на учебные темы).

Во-вторых, взаимоконтроль учащихся, который целесообразен при проведении практических занятий, итоговых уроков.

         Наконец, самоконтроль (самооценка) учащихся. Оценить – значит сравнить. Сравнить можно с предыдущим уровнем знаний или действий ученицы – личностный способ оценивания. С уровнем знаний или действий в аналогичной ситуации других учениц – сопоставительный способ оценивания. С определёнными установленными нормами или образцами – нормативный способ оценивания. Я использую личностный способ в сочетании с нормативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

Применение современных педагогических технологий в профессиональной деятельности в СПО.

Есть множество понятий "педагогическая технология". На мой взгляд- это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и ц...

Этнокультурное обучение и воспитание через уроки музыки и внеурочную деятельность

При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада своего н...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»...

Использование современных воспитательных технологий во внеурочной деятельности олигофренопедагога

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, способы повышения мотивации к различным видам деятельности воспитанников. Овладение современными педа...