Заметки о фортепианном творчестве А.С.Аренского
статья

Впечатления о фортепианном творчестве композитора А. Аренского. Обзор произведений для двух фортепиано и произведений для фортепиано в четыре руки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baymakova_n_statya_ob_arenskom.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Баймакова Н.А.

Санкт-Петербургская «Школа Искусств № 37»

Заметки о фортепианном творчестве А.С.Аренского.

160 лет назад в России появился на свет талантливый мальчик, ставший одним из ярких представителей русской композиторской школы и преподавателем, воспитавшим плеяду русских композиторов начала20 века (С.Рахманинов,А.Скрябин, А.Гольденвейзер, Г. Конюс, Р.Глиэр, К Игумнов). Вместе с тем Аренский был тонким пианистом, глубоко чувствующим природу инструмента и умеющим показать всё богатство возможностей фортепиано.

Антон Степанович в своем творчестве испытал влияние общеевропейской традиции как пианистической, так и композиторской, вместе с тем мелодизм его явно питался от традиционных русских истоков. Несмотря на большую популярность при жизни , являясь концертирующим пианистом, исполнявшим свои произведения, он не получил должной оценки своего композиторского творчества у современников. Погружаясь в мир красоты и самодостаточности, Аренский старался отдалиться в творчестве от социальных конфликтов, был аполитичен, погружен в вопросы эстетики, безупречности в деталях композиторского мастерства, что нетипично для русских композиторов России того времени. Музыка его аристократична, сдержанна, обладает неповторимой интимной интонацией, безупречно филигранно оформлена. Унаследовав самое ценное, важное из камерно-салонного пианизма   европейских романтиков и Чайковского, он создал свой новый интимно-лирический фортепианный стиль, став предтечей творчества С.Рахманинова А.Скрябина, Н. Метнера. Это вполне естественно, ведь Антон Степанович был их преподавателем в консерватории и студенты не могли остаться равнодушными к его творческим идеям.

В свою очередь П.И.Чайковский  поддерживал «молодого коллегу» по консерватории и считал его очень талантливым человеком ,хотя с весьма неустойчивой и хрупкой нервной системой.  В письме к С.И.Танееву Чайковский писал: «Аренский удивительно умен в музыке, как он всё тонко и верно обдумывает, это очень интересная личность».

Современники отмечали противоречивость личности Аренского, который моментально воспламенялся, пылал энергией и быстро остывал. Человек- мгновение. Среди его увлечений были также рисование и написание стихов. В период обучения в консерватории в  классе Римского-Корсакова, Аренский демонстрировал необыкновенную способность писать музыку очень быстро и сразу набело. Этот «летучий» дар сочинять был и у Моцарта…

Будучи в жизни противоречивой, увлекающейся натурой, полной психологических диссонансов, он создал удивительно уравновешенную, цельную, изящную музыку, отличающуюся лаконичностью пропорций и филигранностью отделки. В ней преобладает разумное и прекрасное, интонации её позитивны  и образы романтичны. Вся сложность жизни трансформирована в мир совершенной красоты в искусстве этого художника.

В творческом наследии  А.Аренского большое место занимают произведения для фортепиано.Как и большинство русских композиторов, Аренского особо привлекали малые формы: миниатюры в форме этюдов, прелюдий,  танцевальных пьес и программных сочинений.

Этюды его достаточно сложны в техническом отношении и наряду с инструктивными задачами требуют и особой поэтичности, лиричности в исполнении.

Прелюдии очень эмоциональны, написаны свободно и живо. В каждой из них используется либо оригинальный ритмический прием, либо особая орнаментика .либо фактурная сложность. От исполнителя  в этой музыке требуется особое изящество и тонкость владение инструментом, чтобы отразить всю особенность салонной эстетики этих пьес. При использовании программных заголовков, Аренский не связывал буквально тему с конкретным образом, а скорее показывал череду эмоциональных впечатлений и состояний.

Все фортепианные сочинения отличаются богатой звуковой палитрой, изобретательностью в области ритмики, формы. Им своиственны  изящество и тщательность проработки фактуры.

Хотя Аренский и стремился к искренности и непосредственности в передаче чувства, в его творчестве нет особого драматизма и глубины переживаний. Б.Асафьев охарактеризовал это так: «…его творчество всегда теплится, но не воспламеняется и не пышет ярким пламенем.»

Хотелось бы коснуться поражающего воображение факта создания цикла «24 характеристических пьес» ор.36, посвященного А.Рубинштейну. Вот как со слов С.Танеева  рассказывал об этом А.Гольденвейзер: «Он наметил 34 краткие темы ,которые легли в основу этих пьес, свернул каждый отрывочек в трубку и 24 такие трубки положил в вазочку, стоявшую на столе. Каждое утро он наугад вынимал одну из свернутых бумажек  и в этот день писал ту пьесу, тема которой была намечена на бумажке». Это происходило во время поездки в Пятигорск в 1894 г. с С.Танеевым.

Этот цикл – своеобразная энциклопедия жанров и форм фортепианной миниатюры, сложившихся на рубеже 19-20 веков в западноевропейской и русской музыке. Пьесы цикла связаны между собой продуманными тональными связями. Подобно ХТК Баха, тональности использованы в хроматической последовательности. Все пьесы разнохарактерные: есть жанровые зарисовки, программные названия, хотя все они передают разные оттенки лирических переживаний, настроений. Через темповые контрасты композитор передаёт различие в характерах и образах пьес. Медленные и средние темпы определены для песенных, элегичных по мелодике пьес, в быстрых пьесах преобладает танцевальный тип движения или инструктивное начало.

Особой популярностью у публики в творчестве А.Аренского пользовался жанр сюиты для фортепиано в 4 руки или для двух роялей. Им создано 5 циклов сюит и произведения для детей в 4 руки.

Как и другие композиторы, обращавшиеся к фортепианной миниатюре и к фортепианным циклам, Аренский широко использовал программность , конкретизируя образ словесной программой, применяя прием звукоподражания, звукописи, конкретизируя характер через жанровость. Программность  расширяя круг образов, стимулировала поиск новых выразительных средств. Программная музыка расцвела в 19 веке в связи с романтическим направлением в искусстве, объединяя поэзию и музыку. Яркими примерами  фортепианных программных циклов стали «Детский альбом» Шумана», «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детский альбом» Чайковского и др.

 В цикле «6 детских пьес  в 4 руки» ор.34  аналогии со сказочными персонажами, поддерживаемые  звуковыми образами помогают разбудить детскую фантазию.

1 «Сказка» .Перед нами старинный былинный образ. «Преданье старины глубокой».Неторопливо развивается эпическое сказание в первой части пьесы. Дальше развивается сказочный сюжет и мы слышим скачку, звукоизоразительный прием её хорошо и внятно показывает. В мажорном завершающем разделе добро побеждает и радостные аккорды и гаммообразные пассажи не оставляют ни малейших сомнений в этом.

2 «Кукушка». Эта жанровая пьеса написана в форме канона. Используется прием звукоподражания крику кукушки , остинатно пронизывающим всю пьесу.Непринужденность придает и песенный мотив, который развивается в полифонической манере, с элементами вариативности.

3 «Слеза» .Старорусский стиль достигается путем использования аккордового изложения темы, напоминающего колокольные звучания. Фактура насыщена подголосками, имитационными включениями . Очень необычный размер 5/4,ярковыраженные синкопы характерны для этой пьесы.

4 «Вальс» Очаровательная жанровая пьеса, характерный аккомпанамент  которой окружает танцевальной атмосферой прямо со вступления.Пьеса  как будто написана акварелью, звучит нежно и лирично, фактура её насыщена красотой  и изящна.Средняя часть содержит элемент драматичнеского развития, появляется минор, октавные органные пункты, изменчивые гармонии.

5 «Колыбельная»Присущая этому жанру успокаивающая, покачивающаяся фактура аккомпанемента  вводит в  состояние полусна, волшебной дрёмы. Тембральный колорит  насыщенный, многослойная фактура окутывает песенную мелодию со всех сторон. Аккордовое изложение темы, баркарольность движения в аккомпанементе проводит аналогию с водной стихией .На мой взляд это могла бы быть колыбельная Волховы.

6 «Фуга» журавель построена с четкой контруктивной полифонической идеей, но  с использованием в виде темы русской песни, узнаваемой слушателем.  В штриховом плане много стаккатности, характерности. это переводит пьесу в жанр скерцо, мы слышим отголоски народной пляски, особенно в акоордовом эпизоде в средней части пьесы. Кода пьесы звучит ярко и торжественно благодаря аккордовому изложению темы  на фоне нисходящих октавных остинатных мотивов. Это  яркий и впечатляющий финал всего цикла.

 Этот ансамблевый цикл получился исконно русским по колориту и вписался в традицию фортепианной музыки русских композиторов  того времени.

Более сложные пьесы  собраны в  Детскую сюиту «Каноны»для двух роялей  ор.65. Каждая из пьес создана в форме канона от секунды до октавы. Первая пьеса- канон в увеличении. Несмотря на столь жесткую задачу, цикл состоит из разноплановых по характеру и контрастных между собой жанровых пьес.

1 «Прелюдия» являет собой инструктивную пьесу без особой мелодической тонкости, похожую на задачу по композиции.Это «ученая» музыка, подвижная по характеру и суховатая по звучанию.

2 «Ария»  написана в стиле старых мастеров. Имитационные проведения темы сопровождаются уравновешенным ровным шагом басовой партии . Колорит пьесы строг и насыщен тембрально, он отсылает к органной традиции.

Первая и вторая пьесы контрастируют меж собой типом движении и тембральным подходом к подаче материала.Обе они строги по характеру и лаконично выстроены. Следующая пьеса носит беззаботный скерцозный характер и вполне  современна в образном плане.

3 «Скерцино» весьма озорная пьеса с особенным, ка бы подпрыгивающим  ритмическим рисунком  и легким стаккатным штрихом.  Имитации темы как будто играют в догонялки друг с другом, всё звучит очень живо и прозрачно по фактуре.

4 «Гавот» контрастен со скерцино в фактурном изложении материала. Тема как будто уговаривает,убеждает слушателя в чем-то. Фактура густо насыщенна  певучими мелодическими интонациями.В средней части звучит  ласковая, очень распевная мелодия.

5 «Элегия» встречает нас непрерывным потоком триольного по ритму сопровождения. В этой пьесе царит мононастроение спокойной беседы. Короткие декламационные  мотивы с пунктирным ритмом проходят в имитациях непрерывной чередой. Мне они напоминают фортепианные пьесы Шумана по стилю.

6 «Романс» Звучит простая широкая песенная тема в русском стиле с незатейливым аккомпанементом. Очень душевная мелодия звучит в среднем регистре бесхитростно и успокаивающе, согревает слушателя внутренним тёплым участием, создавая очень светлый и открытый миру образ.

Романс своей определенностью в  тональной организации  и устойчивостью тематизма создаёт контраст со следующей пьесой «Интермеццо», где всё эфимерно и изменчиво.

7 «Интермеццо». Тема этой пьесы легка и порхает то вверх то вниз, все время меняя направление движения и создавая  неуловимый и капризный образ. Регистровка разреженная, фактура прозрачная и легкая. Похоже на порхающую бабочку.

8 «В характере полонеза».Торжественная  пьеса ,танцевальность в которой передана характерным синкопированным аккомпанементом и прихотливым ритмическим оформлением мелодии с триолями.. Горделивость и некоторую заносчивость  этому  бальному танцу  придает и богатая орнаментика темы, и тембральная насыщенность, а также богатое  и разнообразное фактурное и штриховое оформление материала в целом. Блестящая кода  ярко подводит итог всему циклу.

И о ещё одной сюите для двух роялей хотелось бы упомянуть в этой статье. Сюита «Силуэты» ор.23 тоже несет в себе явные черты программной музыки. Интересный факт: это произведение Аренский и Гольденвейзер исполняли в Ясной Поляне и сюита очень понравилась Л.Н.Толстому. Великий русский писатель очень лестно отозвался о молодом авторе: «Это один из лучших композиторов».

В сюите «Силуэты»5 частей.

1»Ученый»-фуга. Это сложное, масштабное произведение, использующее всё регистровое и тембральное богатство инструмента.  В произведениях Аренского можно увидеть рождение особенной объемной фортепианной фактуры, черты которой проявились впоследствии в музыке Рахманинова  и Скрябина. Колорит этой фуги отсылает к органному звучанию и барочному эталону полифонической формы.

2.»Кокетка»-Вальс полный изящества и утонченности.Тема  тонко орнаментирована, в штриховом отношении очень остро прорисована, аккомпанемент ритмически характерен и узнаваем. В средней части тему стаккато окутывают кружевные пассажи. Просто фарфоровая статуэтка, хрупкая и очаровательная в своей ажурной беззащитности.

3 «Шут»-Скерцо с ярким образным прототипом из площадных театральных представлений. Декламационные взрывные  возгласы , близкие к истерике чередуются с легкими и осторожными скачками в стаккатных аккордах. Эти темы все время чередуются, фактура пронизана чередой триольных пассажей. Непредсказуемость поведения шута, смена настроений .Очень ярко очерченные мелодии , украшенные и трелями и форшлагами, все указывает на экспрессивный и яркий характер участника театрального действа.

4 «Мечтатель»-Лирическая пьеса-портрет. Мелодизм темы вопросо-ответный по характеру, изложен певучим легато, очень стройно оформлен в гармоническом отношении, строение темы безупречно. Журчание неторопливых пассажей  приводит к кульминации, показывая эмоциональную трансформацию переживаний мечтателя. Динамика, фактура ,всё говорит о страстности характера героя.

5 «Танцор»- жанровая пьеса, испанский танец. Колорит  сразу создает характерный танцевальный ритм вступления. Гордая мелодия украшена обилием синкоп, форшлагов, триольных мотивов и очень разнообразна в штриховом плане. Блеск темпераментному танцу придают тремоло, трели с гаммообразными взлетающими пассажами, глиссандо в коде.Рояли звучат просто роскошно,ка целый оркестр.

Обращение к программности в этой сюите явно перекликается с творчеством Шумана, с циклом «Карнавал».Автор  использует разные жанровые модели: маршевость, арабесочность, скерцозность, песенность. Используя характерные для каждой пьесы ритмические, штриховые, фактурные приёмы, композитор создает хоровод ярких и разных по характеру образов. С «Карнавалом» можно даже провести некие аналогии персонажей: Шут-Арлекин, Мечтатель-Эвсебий, в обоих циклах есть и Кокетка… Этим произведением действительно Аренский показал себя превосходным знатоком инструмента, чувствующим его природу и умеющим использовать все его возможности и живописные резервы.

Радует, что интерес к творчеству А.Аренского возвращается в наше время. Это расширяет представление  современного слушателя о русской фортепианной музыке, тем более, что этот композитор создал свой неповторимый поэтичный, изящный пианистический стиль, достойный внимания.

Литература

Белаш Е.В. Скерцо-миниатюра в контексте фортепианного стиля А.Аренского (на примере «Скерцино» из цикла «Двадцать четыре характеристические пьесы»ор.36) Проблемы музыкальной науки

Белый П. Соловей в бурю // Музыкальная академия. 2007 №4

Скворцова И.А. , Горшкова А.М. «Неподдельная искренность творчества, доступность содержания и живое чувство красоты». Феномен А.С.Аренского //                                                DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-12004

Тихомиров А. Забыть, нельзя запомнить// Музыкальная академия 2017                      Classical Music News.ru

Цыпин Г.А. С. Аренский.  Москва  Музыка, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку.

Сравнивая речь своего ребёнка с речью других детей родители должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении вашего ребёнка.Самая большая ошибка ...

Заметка о чемпионате профессионального мастерства World Skills Russia

22 ноября 2013 года в Хабаровске в Краевом молодежном центре "Платформа" завершился I региональный открытый чемпионат профессионального мастерства World Skills Russia....

Разработки сценариев, заметки о мероприятиях

14.02.15г. для ребят МОУ ИРМО «Марковская СОШ»  был организован и проведен «Ретро вечер».  Ребята смогли окунуться в эпоху тех лет, когда молодежь танцевала рокенрол, твист, вальс. Всем учащ...

Фортепианное творчество Ференца Листа

Фортепианное творчество Ференца Листа...

Статья "Фортепианный концерт Арнольда Шенберга в свете эволюции его фортепианного стиля".

Фортепианный концерт Арнольда Шенбергав свете эволюции его фортепианного стиля. Шенберговский пианизм в том виде, в каком он предстает перед нами, есть апогей фортепианного стиля, чрезвычайно эфф...

Фортепианное творчество Роберта Шумана

Расцвет фортепианной музыки в творчестве Роберта Шумана происходит в период с 1830 по 1840 годы. Это период «Sturm und Drang» в жизни и творчестве Шумана, в котором напряженность эмоционал...

Сценарий фортепианного концерта "Волшебная фортепианная музыка от малого до великого"

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста....