Методические рекомендации кураторам при проведении родительского собрания для 1 курсов
методическая разработка

Юсупова Гузель Ильдусовна

Методическая разработка первого организационного родительского собрания для родителей студентов 1 курса среднего профессионального образовательного учреждения является универсальным методическим руководством для классных руководителей в средних специальных учебных заведениях.

Целью методразработки является оказание методической помощи кураторам при организации и проведении организационного родительского собрания для 1 курсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка первого организационного родительского собрания для родителей студентов 1 курса среднего профессионального образовательного учреждения является универсальным методическим руководством для классных руководителей в средних специальных учебных заведениях.

Целью методразработки является оказание методической помощи кураторам при организации и проведении организационного родительского собрания для 1 курсов.

Проведение родительских собраний необходимое условие в воспитательной работе, сотрудничестве родителей и педагогов. Очень часто на родительских собраниях разбираются только текущие вопросы, либо куратор обсуждает успеваемость студентов и это является аргументом в организации собрания.  Родительское собрание – это среда, где встречаются педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, семестр, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и колледжа, оказание помощи в воспитании студентов. 

Родительское собрание должно включать в себя воспитательный аспект для родителей. Определенный опыт в работе показал, что многое в успешности обучения зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать благополучную обстановку в семье. Разработка может быть использована кураторами образовательных организаций.

План проведения и методические рекомендации

Организационное родительское собрание для родителей студентов 1 курсов рационально проводить кураторам в октябре месяце. 

Цель родительского собрания: знакомство куратора с родительским составом группы, донесение до родителей информации о колледже и принципах/требованиях обучения.

Задачи родительского собрания: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и куратором; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями учебной, воспитательной деятельности в колледже.

Форма проведения: традиционное собрание

Вид: организационное

Участники: куратор, родители студентов.

Первое родительское собрание должно начинаться с приглашения на него всех участников. Заранее определяется повестка дня, место и время проведения, примерная длительность данного мероприятия. Эта информация доводится до сведения родителей лично, чтобы исключить момент забывчивости студентов.

Успешное и результативное проведение родительского собрания включает:

 -подготовительную часть (знакомство, озвучивание целей, задач, повестки дня, выбор председателя и секретаря конкретно этого собрания, фиксирование присутствующих);

 - основную информационную часть, содержащую материал из первых двух этапов подготовки в соответствии с повесткой дня;

 -заключительную часть (третий этап подготовки)

Подготовка и проведение первого родительского собрания должна включать в себя три этапа.

Этап 1. Организация родительского собрания.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей: скорректировать время с учетом рабочих и выходных дней, расписанием автобусов (для иногородних). Практика показывает, что эта часть работы очень важна, т.к. без родителей и собрание не состоится. А присутствие 4 человек перейдет в личную беседу.  Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей и некоторых преподавателей, подготовить фотографии и видеоматериалы, освещающие первые дни адаптации студентов в колледже, раздаточный материал. Завершает организационную часть этапа - оформление аудитории для проведения родительского собрания. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в празднично оформленной, светлой, чисто убранной аудитории.

Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий (развернутый план) и проведение собрания — предмет творчества педагога. Родительское собрание должно включать в себя 6 компонентов:

1 компонент. Знакомство родителей с системой обучения в среднем специальном учебном заведении.

В этой части родительского собрания куратор знакомит родителей с:

  • Уставом образовательного учреждения.
  • Правилами внутреннего распорядка обучающихся.
  • Федеральным законом от 29.12.12 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Положениями и их основными разделами, регламентирующими взаимоотношения участников образовательного процесса:

-Положение об организации учебного процесса.

-Положение о режиме занятий и учебной нагрузке.

-Положение о порядке зачисления, перевода и восстановления студентов в образовательное учреждение.

- Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательным учреждением, обучающимися и родителями несовершеннолетних обучающихся.

-Положение о государственной итоговой аттестации СПО.

-Положение о студенческом общежитии.

-Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов.

-Положение о противодействии коррупции

  • С некоторыми федеральными законами:

-Федеральным законом от 23.02.13 № 15 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

-Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

  • Учебным планом, предстоящей практической деятельностью студентов:
  • Особенности составления расписания группы;
  • Расписанием консультаций по предметам;
  • Сроками сессии (зимней и летней);
  • Выходные и праздничные дни;
  • Каникулы.
  • Внеурочная деятельность студентов (работа секций, клубов)

2 компонент. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе.

Куратор делится наблюдениями о поведении студентов в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, на экскурсиях, открытых мероприятиях концертах и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид студентов, и дисциплина, и прилежание, и другие вопросы.

Родители должны понимать миссию колледжа как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний.

3 компонент. Анализ учебных достижений учащихся группы

В этой части родительского собрания куратор знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности: текущая успеваемость за прошедший период (сентябрь, октябрь), замечания преподавателей -предметников по дисциплинам, успеваемости, количественные данные в общем по группе (количество отличников, хорошистов, неуспевающих). Ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка (решение трудностей, определение мотивации) они могут получить  в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

4 компонент. Обсуждение плана работы с родителями на учебный год.

На данном этапе необходимо предложить выбрать инициативную группу родителей, родительский комитет 3-4 человека, которые будут централизовано решать какие-либо финансовые вопросы, при необходимости участвовать в заседаниях колледжа, помогать в организации внеурочных мероприятий для группы (поездки в театры, музеи и др.). Поэтому выбранная группа родителей должна быть с активной гражданской позицией, четким пониманием цели своей работы в группе. Для облегчения передачи информации можно родителям предложить создать группу в социальных сетях или мессенджерах.

Чтобы дальнейшее присутствие родителей на собраниях было многочисленным и продуктивным, необходимо заранее подготовить тематику родительских собраний и предложить присутствующим выбрать волнующие их темы. Например, провести анкетирование (Приложение 1, приложение 2).

5 компонент. Рекомендации родителям по психологической поддержке своего ребенка-студента.

Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с рядом новых сложных проблем: адаптация к условиям учебы в среднем специальном заведении, к требованиям учебного процесса, бытовые и материальные трудности и прочие.

Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Студент - первокурсник испытывает особые трудности в учебной жизни. Он еще не знает, как быть с обрушившейся лавиной информации, еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы студенческой жизни. Это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных и эмоционально неустойчивых первокурсников могут возникать даже нервно – психические срывы. Но таких срывов все же немного. (Вообще лишь четверть всех студентов жалуется на какое–либо ухудшение психического состояния, вызванное перегруженностью учебой.).

Именно поэтому первокурсникам нужна психологическая поддержка самых близких и родных людей – родителей (законных представителей), или других родственников.

Родителям необходимо пояснить, что положительно на адаптацию студентов влияют факторы, такие как: целенаправленность, вера в собственные силы, личностные качества, соответствующее выбранной будущей профессии и другие. Это облегчает процесс вхождения в коллектив и так далее,

К факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

В связи с этим необходимо дать рекомендации родителям по психологической поддержке студента. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Рекомендации родителям.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ними. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение студента, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в школе «самым способным», то они ожидают от него того же и в колледже.

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребенка;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;

- помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1.Опираться на сильные стороны ребенка.

2.Избегать подчеркивание промахов молодого человека.

3.Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

6.Знать обо всех попытках справиться с заданием.

7.Уметь взаимодействовать с ребенком.

8.Принимать индивидуальность ребенка.

9.Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

10.Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

-Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

-Ты делаешь это очень хорошо.

-Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

-Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Таким образом детям просто необходима ваша поддержка.

6 компонент. Личные беседы с родителями.

На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и куратор должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

Все это впоследствии станет предметом размышлений для куратора. Предметом анализа должны также стать:

-явка родителей, причины отсутствия;

-персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

-вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Родительское собрание должно быть оформлено протоколом.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до отсутствующих родителей, до администрации и при необходимости до коллег-педагогов.

Советы куратору группы по проведению собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 -2 часов;

Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить, а лучше оформить в виде презентации или на доске.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием студентов.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

В личной беседе оценивайте успехи студентов относительно их потенциальных возможностей;

Доведите до родителей мысль, что «плохой учащийся» не означает «плохой человек»;

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

-Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

-Сравнивать успехи отдельных учащихся.

-Давать негативную оценку всей групп.

-Переоценивать значение отдельных предметов.

-Избирать для общения назидательный тон.

Список литературы

1. Методическая разработка. Родительское собрание – как элемент воспитательного процесса в системе СПО ГАОУ СПО «Чистопольский сельскохозяйственный техникум», 2015.- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-roditelskoe-sobranie-434479.html  

2. Филясова М. Г., ГАПОУ ПО Пензенский многопрофильный колледж. http://pedkopilka.ru/blogs/marina-gendevna-filjasova/roditelskoe-sobranie-tema-vrednye-faktoryvlijayuschie-na-podrostka.html  

3. Фролова Е. Ю., ГБОУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п. г. т. Усть-Кинельский Самарской области http://nsportal.ru/shkola/rabotasroditelyami/library/2014/04/06/soderzhanie-formy-i-metody-raboty-s-roditelyami

4. Чечетка И. А., ГБПОУ Краснодарского края «Анапский колледж сферы услуг» http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/04/24/rabota-s-roditelyamistudentov

 


Приложение 1

Анкета для родителей

1. Какие темы лекториев (вопросов) для родительских собраний вы предлагаете выбрать?

  • Воспитание самостоятельности.
  • Стили семейного воспитания.
  • Роль самооценки в формировании личности.
  • Необходимость дополнительного образования.
  • Кризисы взросления студента.
  • Мой ребенок меня обманывает.
  • Юношеский максимализм, его причины.
  • Дети и деньги.
  • Поощрения и наказания.
  • Роль семьи в воспитании нравственных ценностей.
  • Друзья моего ребенка.
  • Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка.
  • Вредные привычки и как с ними бороться.
  • Воспитание культуры поведения - залог успеха в общении.
  • О культуре питания ребенка.
  • Привитие навыков здорового образа жизни.
  • Вредные привычки и как с ними бороться.
  • Воспитание культуры поведения - залог успеха в общении.
  • Суицид-это мода?


2. Какие темы предложили бы для обсуждения вы?


Приложение 2

Каких специалистов вы хотели пригласить на собрание?

Профиль специалиста

Примерные вопросы для рассмотрения

Мед.работник

Психолог

Заведующий отделением

Заместитель директора по учебной работе

Заместитель директора по воспитательной работе

Инспектор по делам несовершеннолетних

Комендант общежития/воспитатель общежития

Дополните список сами____________________________

Приложение № 3

Протокол

родительского собрания _______ группы отделения «__________________»

___________________________________________________

название образовательного учреждения

«    »  __________  20___    г.                              ____________населенный пункт

Присутствовали   __     человек:

Родители -   __ человек,  куратор ____________________,

приглашенные специалисты ________________________________________

Место проведения:____________образовательное учреждение, аудитория________ 

Повестка дня:

1. _________

2._________

По первому вопросу слушали ________________________________________

По второму вопросу слушали _______________________________________

По третьему вопросу слушали ______________________________________

РЕШИЛИ:

По первому вопросу: _______________________________________________

По второму вопросу: _______________________________________________

По третьему вопросу: ______________________________________________

Куратор группы ____________________________________________________

Председатель собрания ___________________/______________________/

Секретарь _____________________________/_______________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для проведения родительского собрания "Наши дети и Интернет"

Данная презентация может быть использована классными руководителями страших классов, классными руководителями и мастерами производственного обучения учреждений НПО и СПО для проведения родительского с...

Методические рекомендации для проведения родительского собрания классными руководителями, социальными педагогами, психологами.

Родители – не только многочисленная, но и самая заинтересованная в информации группа слушателей. Однако далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, а точнее к своему ребёнку, всю степень ...

Материал для проведения родительского собрания

Данный материал поможет родителям справиться со сложными,конфликтными ситуациями,возникающми в процессе воспитания подростков....

Алгоритм проведения родительских собраний детского творческого объединения.

Предлагются различные варианты  организационных родительских собраний....

Рекомендации по организации и проведению родительских собраний

Рекомендации по организации и проведению  родительских собраний...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...

Книга в жизни ребёнка. Рекомендации для проведения родительских собраний.

Папка-раскладка "Книга в жизни ребёнка". Данный материал можно использовать для родительских собраний, для выставки в библиотеке....