ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

В настоящей статье  рассмотрено влияние занятий гимнастикой на  здоровье детей дошкольного возраста. ч Физическая культура - необходимый компонент жизнедеятельности, как индивида, так и социума, направленный на поддержание и сохранение здоровья.

Практика дошкольного воспитания накопила достаточный опыт воспитания физических качеств средствами гимнастики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx78.03 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мареева Елена Борисовна

Г. Ленинск-Кузнецкий ГПОУ «Кузбасское УОР»

 

В настоящее время мы наблюдаем снижение показателей здоровья детей дошкольного возраста, что обусловлено низким уровнем двигательной активности. Физическая культура - необходимый компонент жизнедеятельности, как индивида, так и социума, направленный на поддержание и сохранение здоровья.

Практика дошкольного воспитания накопила достаточный опыт воспитания физических качеств средствами гимнастики. Гимнастические упражнения часто используются на различных занятиях физической культурой. Дети дошкольного возраста выполняют данные упражнения, которые позволяют развивать ловкость и силу, скорость и гибкость, оказывая положительную динамику на физическое развитие [4].

Актуальность данной проблемы не снижается, так как физическая подготовленность детей дошкольного возраста остается на низком уровне.

Объект исследования – физическое воспитание  старших дошкольников.

Предмет исследования – средства и методы гимнастики для развития физических  качеств старших дошкольников.

Цель исследования – экспериментальное  обоснование результативности применения комплекса средств и методов гимнастики для развития физических  качеств старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Определить особенности физического развития старших дошкольников;
  2. Охарактеризовать занятия гимнастикой, средства и методы, применяемые в   физическом воспитании старших дошкольников.
  3. Разработать комплекс гимнастических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, с целью повышения показателей физического развития.
  4. Экспериментально обосновать результативность применения комплекса средств и методов гимнастики для развития физических качеств старших дошкольников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение литературных источников
  • педагогический эксперимент
  • тестирование
  • метод математической статистики.

        С целью обоснования результативности применения комплекса средств и методов гимнастики для развития физических качеств старших дошкольников, проводился педагогический эксперимент. Экспериментальная база педагогического эксперимента – МАФСУ «СШОР №1» г. Кемерово.

В педагогическом эксперименте участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста:

- экспериментальная группа – 5 детей, посещающих дополнительные занятия гимнастикой;

 - контрольная группа –5 детей, не занимающихся  дополнительно.

Педагогический эксперимент включал три этапа:

- на первом этапе проводился анализ теоретического материала, подготовка педагогического эксперимента;

- на втором этапе проведен педагогический эксперимент,  контрольные испытания  по общей физической подготовке дошкольников;

- на третьем - заключительном этапе - полученные данные анализировались, формулировались выводы.

Нами использовались следующие контрольные тесты для оценки показателей физического развития:  

1. бег на 30м (сек);

2. прыжок в длину с места (см);

3. бросок набивного мяча на дальность весом 1кг (см);

4.поднимание прямых ног из положения лежа на спине (кол.раз за 30 сек.);

5.приседания, руки за голову, ноги на ширине плеч (кол.раз за 30 сек.);

6.отжимания в упоре лежа на гимнастической скамейке (кол.раз).

На формирующем этапе педагогического эксперимента в экспериментальной группе дополнительно проводились занятия гимнастикой, продолжительность занятий составила -30 минут.

       Цель занятий – повышение общей физической подготовки, создание у детей прочной базы двигательных навыков.

Планируемые образовательные  результаты обучения:

- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

- сформированность у обучающихся волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость;  

- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

- развитие коммуникативных качеств.

        Ведущая деятельность – игровая, поэтому большинство упражнений проводилось в виде игр или игровых заданий.

       Учитывались  возраст и сенситивные периоды развития физических качеств. Основной метод обучения - групповой. Главные методы практического разучивания:

- метод строго регламентированного упражнения:

- игровой метод.

    Средства общей физической подготовки:

  1. легкоатлетические упражнения:

- разные виды ходьбы; ходьба  с изменением темпа;

- разные виды бега;

-прыжки с места в длину;

2) подвижные игры и  эстафеты.

Комплекс средств и методов гимнастики включал:

1) строевые упражнения;

2) упражнения на силу и быстроту;

3) подтягивание в висе, отжимание в упоре на полу;

4) поднимание прямых ног на гимнастической стенке до 90 градусов и
выше; удержание угла в висе;

5) лазание по канату без учета времени.

Результаты исследования

       На диаграммах (рис. 1,2)  представлены среднегрупповые показатели скоростно-силовых качеств в контрольной и экспериментальной группах на  начало эксперимента.

Рис.1. Среднегрупповые показатели  скоростных качеств на  начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Рис. 2. Среднегрупповые показатели  скоростно-силовых  качеств на  начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

   

     Среднегрупповые показатели  скоростных качеств на  начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковы, что свидетельствует об однородности групп.

Рис.3. Средние значения силовых показателей в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента

В тестах на отжимание, поднимание прямых ног и приседаниях дети продемонстрировали средний результат.

Достоверные (р<0,05) отличия отмечались по показателям:

-  прыжок в длину с места,

- сгибание и разгибание рук.

Данные показатели превышали значения у детей  контрольной группы.

Далее на рис. 4 мы видим  средние значения скоростных показателей в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента.

Рис.4. Среднегрупповые значения скоростных показателей в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

У дошкольников экспериментальной группы время бега (30 м) уменьшилось на 0,9 сек.

На рис. 5 представлены  средние значения скоростно-силовых показателей в обеих группах в конце эксперимента.

Рис. 5. Среднегрупповые показатели скоростно-силовых качеств  в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

 

Рис.6. Среднегрупповые показатели силовых качеств  в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

Скоростно-силовые показатели дошкольников экспериментальной группы к концу эксперимента изменились на статистически значимом уровне:

- увеличилась длина прыжка на 10,6см.

- достоверно увеличилось значение в упражнении отжимание рук на гимнастической скамейке.

         По результатам проведенного педагогического эксперимента, можно сделать следующие выводы:

- в начале эксперимента показатели физических качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп были примерно одинаковые, что свидетельствует об однородности  групп.  

- в конце эксперимента показатели дошкольников экспериментальной группы улучшились на статистически значимых значениях:  уменьшилось время бега, увеличилась длина прыжка с места, увеличилось значение показателя отжимание на гимнастической скамейке.

     Таким образом,  данные педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что занятия гимнастикой оказали тренировочное воздействие на дошкольников экспериментальной группы, что привело к развитию физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авченко, Н. А. Обучение подвижным играм с элементами спортивных игр в соответствии с ФГОС ДО : (в подгот. к шк. группе) / Н. А. Авченко // Инструктор по физкультуре. - 2015. - №3. - С. 15-23.
  2. Игонова, Е. С. Работа по программе «начальной спортивной подготовки» с детьми дошкольного возраста / Е.С. Игонова, А. Б. Лагутин // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №1 (114). - С. 50-57.
  3. Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста : методическая разработка / Е. А. Земсков, А. Б. Лагутин; Е. Ю. Лагутина; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1991. - 42 с.
  4. Степаненкова Э.Я. Теория   и   методика   физического   воспитания   и   развития

ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 361с

III Всероссийскойнаучно-практической конференциистудентов и молодых специалистов «Физическая культура, спорт, здоровый стиль жизни в образовательных учреждениях: достижения и перспективы развития» 25марта 2022 года г. Иркутск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной публикации дается характеристика разных нетрадиционных форм физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Материал может использоваться студентами педагогических колледжей для работиы ...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста...