Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании
материал

Ведрова Ольга Петровна

   Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog-_pedagog_soprovozhd_.docx10.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании

 

 

 

 

 

 

 

 Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Ребенок, приходя в дополнительное образование, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- анализ социальной ситуации развития в группе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие детскому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- выполнение мероприятий, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и  профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении;

- содействие формированию у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями.

Психолого-педагогическое сопровождение включает:

- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

- психолого-педагогические условия (учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- специализированные условия  (дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на учебных занятиях);

- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

- Сохранение и укрепление психологического здоровья.

- Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

- Развитие экологической культуры.

- Дифференциация и индивидуализация обучения.

- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

- Выявление и поддержка одаренных детей (психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения, соревнований, конкурсов, турниров и т.д.)

- Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

- Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения выделяются:

  • отсутствие неуспевающих обучающихся;
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • активное участие обучающихся в общественной жизни образовательного учреждения, инициативность, творческое отношение к делу;
  • отсутствие признаков девиантного поведения (склонности к правонарушениям и асоциальным проступкам);
  • бесконфликтное взаимодействие с одногруппниками и др. окружающими;
  • отсутствие конфликтов с педагогами.

 

Методическая литература

  1. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.
  2. Ребенок в современном мире. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в жизнедеятельности/ под ред. Мартыновой Е.В. – М., Издательство МГОУ, 2004.
  3. Жан Пиаже: теория. Эксперименты, дискуссия/под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской.-М.,2001.
  4. Захарова А.В. Психологическая формирования самооценки / А.В.Захарова. -Минск, 1993.
  5. Орлов С.Б.  Методы современной возрастной  и педагогический психологии. М.,1982.
  6. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. / под ред. В.А. Никитина. – М.: Союз, 1996.
  7. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  8. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
  9. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка -инвалида

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждение....

Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»

В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 год...

Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка.

Осуществляю учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, в связи с чем  разработала и применяю в педаг...

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педаго-гического колледжа в условиях дистанционного образования

Глобальные изменения, происходящие в условиях пандемии, привели к осознанию особой роли дистанционного  образования и повышению его престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...