«Методы и приемы по повышению мотивации у обучающихся»
методическая разработка

Монид Ксения Николаевна

Цель: повышение мотивации у обучающихся, путем применения различных методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта психологического занятия

Номинация № 3. «Лучшая технологическая карта в рамках формирования личностных и коммуникативных УУД»

Ф.И.О. педагога–психолога

Монид Ксения Николаевна

Тема занятия

«Методы и приемы по повышению мотивации у обучающихся»

Цель

Цель: повышение мотивации у обучающихся, путем применения различных методов и приемов.

Задачи

- Создание положительной мотивации и заинтересованности детей на занятии;

- Обсуждение наиболее распространенных ситуаций, которые вызывают неуверенность и эмоциональный дискомфорт;

-Ознакомление обучающихся с приемами по повышению мотивации; способствовать практическому преодолению скованности, неуверенности в себе;

- Осуществлять коллективную деятельность;

- Продолжение обучения навыку саморегуляции;

- Создание и поддержание положительного психоэмоционального климата в группе.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:  

1.Развитие умения высказывания своего отношения к окружающему миру, выражения своих эмоций.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленности познавательно-активной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Развитие умения высказывания своего предположения, исходя из выполнения данных упражнений.

2. Оценка учебных действий, руководствуясь поставленными задачами.

3. Прогноз предстоящей работы.

4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

1. Развитие умений слушания и понимания других.

  1. Развитие умений договоренности, чтобы прийти к общим решениям в совместных видах деятельности.
  2. Развитие умений работы в группах, в парах.
  3. Учет разных мнений и интересов, исходя из собственной позиции.
  4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД:

1 Развитие умений извлечения нужной информации.

2. Нахождение ответов на вопросы, которые вызывают определенную ситуацию.

Дополнительные материалы для проведения занятия

Для реализации занятия необходимо помещение или класс, в котором у ребят будет возможность свободно передвигаться. В помещении, в котором будет проходить мероприятие должны быть места для сидения по количеству участников занятия, желательно наличие большого стола для выполнения групповых творческих заданий и упражнений или можно приготовить два небольших стола. Также, наличие класной доски.  

В процессе выполнения обучающимися упражнений и заданий, можно использовать классическую и инструментальную музыку.

Для занятия потребуются средства творческого самовыражения (карандаши, мелки, бумага разных цветов), клубок - талисман группы, мусорная корзина, планшет, магнитофон, инструментальная музыка.

Ожидаеﹶмыеﹶ реﹶзультаты:

1. Повышение мотивации, путем применения различных методов и приемов;

2. Сплоченность ﹶучастников коррекционно-развивающего занятия;

3. Положительная и повышеннаяﹶ мотивации к учебной деятельности;

4. Повышенная самооценка обучающихся в учебных условиях.

Формы, приемы  и методы

Диалог и дискуссия, групповая, обучающая работа, индивидуальная работа и работа в группе, индивидуальная творческая работа, обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия), релаксация для снятия психомышечного напряжения. Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Методы

Словесные (Упражнение «Красивые слова»; Упражнение «Пожелания»);

Игровые (Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее», Упражнение «Школьные дела»);

Практические (Задание «Учебные ситуации», Упражнение «Пирамида любви», Упражнение «Я и мое будущее»).

 Организационная структура занятия

Этап психологического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

3 мин

Словесные

Ф –фронтальная.

Приветствие

     Психолог: Доброе утро ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии!  

     Это замечательно, что мы смогли встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребятах что-то новое. Давайте познакомимся. А поможет нам в этом:

     Игра-знакомство: «Красивые слова»

     Цель: знакомство участников друг с другом, сокращение психологической дистанции, создание доверительной атмосферы.

Правила проведения: в руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и говорю   о себе, какая я, называю свое лучшее качество, характеристику (Меня зовут Ксения Николаевна, я веселая) и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя, озвучивает свою характеристику и передаёт его соседу справа от него, и так по кругу.  

     Клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?».    

     Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились. Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.

     На протяжении  нашего занятия мы  будем играть, общаться друг с другом, а самое главное наше занятие поможет вам научиться достойно держаться в трудные минуты.    

Дети встают в большой круг

Передают клубок, обматывают нитку и говорят о себе

  1. РАЗМИНКА

4 мин

Словесные

Ф – фронтальная  

А сейчас, предлагаю упражнение «Пожелания».

     Цель: Создать настрой на дальнейшую работу, снять барьеры общения.

     Ребятам нужно представить свои мысли-пожелания на данный момент друг другу. Пожелание должно нести короткое содержание. Обучающиеся передают талисман группы и озвучивают свои пожелания. Очень  важно, чтобы талисман побывал у всех участников группы.

Ребята озвучивают свои пожелания…

Выполняют действия, предложенные психологом

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

6 мин

Игровые

Групповая работа

Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее».

     Ребята, расскажите пожалуйста, какими вы себя видите в прошлом, настоящем и будущем.

     И кем же вы  себя видите в будущем?

     Какими положительными качествами характера вы будете обладать?

     Чего же вы хотели себе пожелать, чтобы все мечты и планы сбывались?

     Участники перебрасывают клубок друг другу и добавляют фразу «Я однажды…..». При этом, добавив к этой фразе какое-либо значимое событие или дело.

Обучающиеся представляют свои утверждения…

Принимают участие в дискуссии…

6 мин

Игровые

Ф – фронтальная, групповая

А сейчас, мы продолжаем наше занятие. И в этом нам поможет упражнение – «Школьные дела».

     Цель: Развить позитивные стороны личности, которые определяют отношение к школьной жизни.

     Ребятам необходимо по цепочке представить свои высказывания или каких-либо фактов из школьной жизни. Какие вопросы можно задать: «Мне бы хотелось, чтобы ты представил те свои школьные дела, которыми ты доволен. Что у тебя хорошо получается.  

Можно начать свой ответ таким образом: «Я доволен тем, что…»

     Ребята, которые не уверены в своих силах, услышав версии других ребят, осознают, что они очень самокритичны по отношению к себе, не осознавая присутствия в своей жизни  тех или иных успехов.

     Ребята! Всем спасибо за ответы!

Ребята представляют свои высказывания…

7 мин

Практические

Фронтальная, групповая

Задание «Учебные ситуации»: Как бы я поступил, если бы…..

     Цель: создание такой среды, которая позволила бы ученикам проанализировать себя, свои действия в создавшейся ситуации, и получить собственную продукцию определенного качества.

     Вам необходимо прочитать ситуацию,   внутри группы проанализировать ее, как – бы вы поступили.  А затем нужно будет разыграть и представить всем нам выход из этой ситуации.  т.е. вы будете героями сценки. Подумайте, кто какую роль возмет на себя, что вы будете говорить и как действовать.    

     Даю вам на подготовку 2 минуты.

     1) Ты пошел в школу, и на первом уроке учитель дает контрольную работу, но вдруг ты понимаешь, что не подготовился к ней. Какой выход ты найдешь в этой ситуации?

     2) Ты вышел к доске, и не можешь справиться с заданием, и вдруг ты ощутил насмешки своих одноклассников в свой адрес. Какие будут твои действия в данный момент?

     Дети показали игровые ситуации. Давайте поделимся впечатлениями о проделанном задании. Что вы чувствовали в момент, когда нужно было изобразить тревогу, волнение?    

     Бывает ли у вас такое в настоящей жизни? Мешает ли это вам? Как вы от этого избавляетесь? Может быть кто-нибудь поделится своими способами избавления от волнения?

     Предлагаю вам вернуться  в наш круг, где мы с вами познакомились. Я попрошу вас, взять ниточку, и одеть ее на руку, и мы с вами поделимся впечатлениями о нашем занятии. (Что вам понравилось на занятии? Как вы справлялись со своими переживаниями? Какое упражнение больше всего вам понравилось?)

Дети работают в группе над ситуацией

Дети представляют ситуации

Делятся своими эмоциями и впечатлениями

Делятся своими эмоциями и впечатлениями

9 мин

Практические

Групповая

Упражнение «Я и мое будущее».

     Цель: - развитие способности делать собственный выбор и умение поступать таким образом,  опираясь на собственные решения.

     Вам нужно на листе, формата – А4 сделать рисунок самого себя.  Каким вы себя представляете в будущем. Ребята выполняют работу при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор). Далее, каждый участник демонстрирует свой рисунок и рассказывает, свое видение в будущем.

Ребята выполняют задание…

Демонстрируют…

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5 мин

Рефлексия.

Игровые

Ф – фронтальная, групповая

Упражнение «Пирамида любви».  (Ритуал завершения занятия)

     Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

     - Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу.

     - Расскажите и вы, кого и что любите вы! - А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида, потому что, мы все любим и уважаем друг друга, и у нас хорошее настроение.

     Я хочу Вам пожелать: уважать своих одноклассников, родителей и учителей. Быть терпимее друг к другу и помогать своим товарищам. На этом, наше занятие подошло к концу. До свидания!

Дети выстраивают пирамиду, с помощью рук.

Говорят о чем-то своем любимом…

Делятся пожеланиями.

До свидания!

Список используемой литературы:

  1. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Питер, 2012. - 381 с.
  2. Структура и развитие личности / Платонов К.К.; Отв. ред.: Глоточкин А.Д. - М.: Наука, 2014. - 256 c.
  3. Харламенкова, Н. Е. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы / Н. Е. Харламенкова, Е. В. Кумыкова, А. К. Рубченко. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2015.
  4. Социализация детей и подростков: метод, сборник/ под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд-во МПГУ, 2017.
  5. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ учебной и познавательной мотивации у обучающихся на занятиях по спецпредметам в лицее

Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.Лицей – сложная образовательная орган...