Творческий проект «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников»
проект
Актуальность
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к результатам освоения Программы, представленные целевыми ориентирами дошкольного образования.
Одним из ориентиров является следующее: «ребенок различает жанры литературных произведений; называет любимые сказки и рассказы, знает наизусть стихи, загадки, считалки 2-3 шт.; называет 2-3 автора и иллюстратора детских книг; выразительно читает стихотворения, пересказывает». Эти умения и навыки ребенок может приобрести через чтение художественной литературы и творческую деятельность.
Тема проекта актуальная для нас, так как проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Многие считают, что в наш век развития компьютерных и других технических технологий не актуально говорить о книге и чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней.
Дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и воспитание ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы понимаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях.
Поэтому совместно с родителями и детьми решили осуществить творческий проект «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с ребёнком и помогать ему при анализе произведения.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, педагоги, родители.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений).
2. Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики.
3. Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами художественной литературы.
4. Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
5. Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности; желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к совместной работе с детьми в процессе реализации проекта (повышение у родителей уровня знаний по теме проекта, пополнение библиотеки группы, создание книжек-малышек, совместное чтение художественной литературы и подготовка сообщений с детьми)
Для педагогов:
1. Создать условия для развития исследовательских способностей детей, знакомя их с использованием различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний.
2. Обогащать РППС дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.
3. Обогащать и активизировать словарь детей по теме проекта.
4. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.
Интегративность/метапредметность/межпредметность
Проект «Художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка…» реализовывался:
- в процессе непрерывной образовательной деятельности (сентябрь-ноябрь);
- в ходе режимных моментов;
- в процессе самостоятельной активности детей в различных видах деятельности;
- в процессе взаимодействия с семьями детей.
Реализация данного проекта основана на интеграции всех образовательных областей. Таких как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
Дети задействованы во всех видах деятельности:
- изобразительная деятельность (изготовление книжек-малышек, книжек–игрушек, рисование иллюстраций к прочитанным произведениям, изготовление поделок, аппликаций,);
- трудовая (ремонт книг);
- коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие друг с другом и взрослыми);
- двигательная (разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по мотивам русских народных сказок);
- Театрализованная (инсценировки, заучивание стихов; пальчиковый театр)
Результативность
Проектная деятельность носила характер сотрудничества. К реализации проекта были привлечены дети, педагоги, родители.
В результате совместной деятельности дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети познакомились библиотекарем, узнали для чего нужны библиотеки.
В ходе реализации проекта дети познакомились русскими народными сказками, с творчеством детских поэтов и писателей. Дети узнали, как появилась книга. Повысился познавательный уровень у дошкольников. Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические выставки (Книжка своими руками, Моя любимая книжка). В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к ним. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
Нашу группу посещают дети разных национальностей, поэтому для знакомства с культурой народов России мы сделали книжку-игрушку «Культура и быт народов России», которая знакомит детей с культурой русских, бурятов, якутов, кубанских казаков.
Читали детям «Байкальские сказки», изготавливали поделки по мотивам Байкальских сказок (аппликация рыбки, нерпа, вязанные игрушки), всё это не только расширяет кругозор дошкольников, но и воспитывает любовь к родному краю, формирует настоящих патриотов своей страны.
Родители активно участвовали в организованных мероприятиях группы, проявляли инициативу, познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте, к чтению книг; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Оптимальность подбора дидактических средств
Для быстрого усвоения новых знаний в реализации проекта уделялось большое внимание подбору дидактических средств, таких как:
- печатные (методические пособия, дидактические игры, книги по художественной литературе);
- электронные ресурсы (видеофильмы, мультфильмы, презентации);
- наглядные (иллюстрации, книги).
Сочетание всех видов дидактических средств, произвело на воспитанников эффективное воздействие.
В процессе реализации проекта предусматривалось использование методических, материально-технических, финансовых, кадровых,информационных ресурсов.
Методические условия:
- подбор методических материалов для педагогов с целью овладения исследовательской и проектной деятельности с детьми;
- обобщение и распространение педагогического опыта по исследовательской деятельности с детьми;
- овладение новыми педагогическими формами, средствами и методиками организации проектной и исследовательской деятельности с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 519.47 КБ | |
| 392.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...

открытый урок по ознакомлению с художественной литературой
- содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления...

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы".
Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы"....
Знакомство с художественной литературой детей средней группы.
Знакомство с художественной литературой детей средней группы.№ занятияНазвание занятияПрограммное содержаниеОборудованиеБеседа по содержаниюЗанятие 1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»Восп...

Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «Воспитание творчеством»
Современные требования к формированию творческой личности требуют и современных подходов. Здесь-то и возникает необходимость в диагностике художественных и творческих задатков и опреде...

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»...

Педагогическая статья по теме: "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Конспект для воспитателей на тему влияния художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание дошкольников ...
