Творческий проект «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников»
проект

Гилязова Наиля Каримовна

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к результатам освоения Программы, представленные целевыми ориентирами дошкольного образования.

Одним из ориентиров является следующее: «ребенок различает жанры литературных произведений; называет любимые сказки и рассказы, знает наизусть стихи, загадки, считалки 2-3 шт.; называет 2-3 автора и иллюстратора детских книг; выразительно читает стихотворения, пересказывает». Эти умения и навыки ребенок может приобрести через чтение художественной литературы и творческую деятельность.

Тема проекта актуальная для нас, так как проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Многие считают, что в наш век развития компьютерных и других технических технологий не актуально говорить о книге и чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней.

Дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и воспитание ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы понимаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях.

Поэтому совместно с родителями и детьми решили осуществить творческий проект «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с ребёнком и помогать ему при анализе произведения.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, педагоги, родители.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.

Задачи проекта:

Для детей:

1.  Формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений).

2.  Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики.

3.  Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами художественной литературы.

4.  Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

5.  Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности; желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

 

Для родителей:

1. Привлечь родителей к совместной работе с детьми в процессе реализации проекта (повышение у родителей уровня знаний по теме проекта, пополнение библиотеки группы, создание книжек-малышек, совместное чтение художественной литературы и подготовка сообщений с детьми)

Для педагогов:

1. Создать условия для развития исследовательских способностей детей, знакомя их с использованием различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний.

2. Обогащать РППС дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.

3.  Обогащать и активизировать словарь детей по теме проекта.

4.  Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.  

 

Интегративность/метапредметность/межпредметность

 

Проект «Художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка…» реализовывался:

  • в процессе непрерывной образовательной деятельности (сентябрь-ноябрь);
  • в ходе режимных моментов;
  • в процессе самостоятельной активности  детей в различных видах деятельности;
  • в процессе взаимодействия с семьями детей.

Реализация данного проекта основана на интеграции всех образовательных областей. Таких как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»

Дети задействованы во всех видах деятельности:

  • изобразительная деятельность (изготовление книжек-малышек, книжек–игрушек, рисование иллюстраций к прочитанным произведениям, изготовление поделок, аппликаций,);
  • трудовая (ремонт книг);
  • коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие друг с другом и взрослыми);
  • двигательная (разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по мотивам русских народных сказок);
  • Театрализованная (инсценировки, заучивание стихов; пальчиковый театр)

Результативность

Проектная деятельность носила характер сотрудничества. К реализации проекта были привлечены дети, педагоги, родители.

В результате совместной деятельности дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети познакомились библиотекарем, узнали для чего нужны библиотеки.

В ходе реализации проекта дети познакомились русскими народными сказками, с творчеством детских поэтов и писателей. Дети узнали, как появилась книга. Повысился познавательный уровень у дошкольников. Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические выставки (Книжка своими руками, Моя любимая книжка). В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к ним. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. 

          Нашу группу посещают дети разных национальностей, поэтому для знакомства с культурой народов России мы сделали книжку-игрушку «Культура и быт народов России», которая знакомит детей с культурой русских, бурятов, якутов, кубанских казаков.

            Читали детям «Байкальские сказки», изготавливали поделки по мотивам Байкальских сказок (аппликация рыбки, нерпа, вязанные игрушки), всё это не только расширяет кругозор дошкольников, но и воспитывает любовь к родному краю, формирует настоящих патриотов своей страны.

Родители активно участвовали в организованных мероприятиях группы, проявляли инициативу, познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте, к чтению книг; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.

 

Оптимальность подбора дидактических средств

Для быстрого усвоения новых знаний в реализации проекта уделялось большое внимание подбору дидактических средств, таких как:

  • печатные (методические пособия, дидактические игры, книги по художественной литературе);
  • электронные ресурсы (видеофильмы, мультфильмы, презентации);
  • наглядные (иллюстрации, книги).

 

Сочетание всех видов дидактических средств, произвело на воспитанников эффективное воздействие.

В процессе реализации проекта предусматривалось использование методических, материально-технических, финансовых, кадровых,информационных ресурсов.

 

Методические условия:

  • подбор методических материалов для педагогов с целью овладения исследовательской и проектной деятельности с детьми;
  • обобщение и распространение педагогического опыта по исследовательской деятельности с детьми;
  • овладение новыми педагогическими формами, средствами и методиками организации проектной и исследовательской деятельности с детьми.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...

открытый урок по ознакомлению с художественной литературой

-                  содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления...

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы".

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы"....

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.№ занятияНазвание занятияПрограммное содержаниеОборудованиеБеседа по содержаниюЗанятие 1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»Восп...

Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «Воспитание творчеством»

  Современные требования к формированию творческой личности требу­ют и современных подходов. Здесь-то и возникает необходимость в диагно­стике художественных и творческих задатков и опреде...

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»...

Педагогическая статья по теме: "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Конспект для воспитателей на тему влияния художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание дошкольников ...