ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
статья

Виктория Александровна Рудева

Аннотация. В статье исследованы возможности и классификация ИКТ и инструментальные средства, которые могут быть использованы в организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Определено, что самостоятельная учебная деятельность студентов является индивидуальной, групповой, коллективной деятельностью и реализуется в процессе обучения при условии отсутствия непосредственного участия педагогики.  Он соответствует требованиям учебного плана и учебной программы и направлен на приобретение студентами определенного социального опыта в соответствии с учебными целями профессионального обучения.

Анализ новейших информационно-технологических подходов к организации самостоятельной учебной деятельности студентов позволил определить средства реализации ведущих форм организации этой деятельности (самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции, консультации и неформальное образование), охарактеризовать и классифицировать ИКТ и инструменты, обеспечивающие изложение учебно-методических материалов,  электронная коммуникация, усвоение учебного материала, мониторинг учебной и познавательной активности обучающихся, в том числе служащие для разработки и поддержки автоматизированных учебных курсов, систем дистанционного виртуального образования с элементами искусственного интеллекта, реализующих принцип адаптивного управления обучением и организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

В статье раскрывается сущность проведенного исследования по оценке эффективности ИКТ и инструментов в процессе организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Рудева В.А.

Преподаватель спец.дисциплин

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»

Аннотация. В статье исследованы возможности и классификация ИКТ и инструментальные средства, которые могут быть использованы в организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Определено, что самостоятельная учебная деятельность студентов является индивидуальной, групповой, коллективной деятельностью и реализуется в процессе обучения при условии отсутствия непосредственного участия педагогики.  Он соответствует требованиям учебного плана и учебной программы и направлен на приобретение студентами определенного социального опыта в соответствии с учебными целями профессионального обучения.

Анализ новейших информационно-технологических подходов к организации самостоятельной учебной деятельности студентов позволил определить средства реализации ведущих форм организации этой деятельности (самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции, консультации и неформальное образование), охарактеризовать и классифицировать ИКТ и инструменты, обеспечивающие изложение учебно-методических материалов,  электронная коммуникация, усвоение учебного материала, мониторинг учебной и познавательной активности обучающихся, в том числе служащие для разработки и поддержки автоматизированных учебных курсов, систем дистанционного виртуального образования с элементами искусственного интеллекта, реализующих принцип адаптивного управления обучением и организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

В статье раскрывается сущность проведенного исследования по оценке эффективности ИКТ и инструментов в процессе организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность студентов, процесс организации деятельности, ИКТ, ИКТ и инструменты.

Общепризнано, что процессы глобализации и информатизации привели к неуклонному увеличению объема информации, значительно повысили интенсивность и мощь информационных потоков, выдвинули на первый план проблему содержания, объема, логики, средств и способов организации усвоения знаний и опыта человека в высших учебных заведениях. Проблема организации самостоятельной учебной деятельности студентов стала вопросом актуальности и значимости в условиях смены образовательных парадигм от концепции познавательно-ориентированного образования «на всю жизнь» к образованию через жизнь, то есть непрерывному образованию, которое в основном осуществляется на основе собственной инициативы и активизма личности.

Очевидно, что номинальное увеличение объема самостоятельной работы студентов без внесения изменений в структуру и содержание образовательного процесса приводит в большинстве случаев к снижению познавательной мотивации студентов, препятствует развитию важных личностных качеств и характеристик, влияет на конкурентоспособность специалистов и их профессиональную мобильность, не обеспечивает адекватного развития способностей студентов в обучении и не позволяет им осваивать новые технологии. В условиях информационного общества исследователи видят новые широкие перспективы в активном внедрении современных информационно-коммуникационных и сетевых технологий, компьютерной техники, средств передачи и обмена информацией. В то же время развитие и массовое применение ИКТ, по-видимому, вызвало существенные изменения в информационной и образовательной сферах учебных заведений.

Поэтому внедрение новой структуры, новейших средств ИКТ в администрирование и самоуправление самостоятельной учебной деятельностью студентов требует изучения и исследования.

Самостоятельная учебная деятельность является не только продолжением учебной работы студента, но и обусловлена и является средством формирование личностных качеств, которые особенно ценны для специалистов и экспертов в их личностном и профессиональном самосовершенствовании, таких как:

Например, самоорганизация, самоактуализация, самоидентификация, самооценка, самоконтроль, саморефлексия и т.д.

Следует отметить, что в настоящее время в учебных заведениях происходит постепенный отказ от широкого использования традиционных неэлектронных технологий обучения, в то время как ИКТ непрерывно внедряются во все формы и виды самостоятельной учебной деятельности студентов. Однако значительный объем информационных ресурсов, разработанных и используемых преподавателями, как правило, применяется бессистемно, что не способствует надлежащему выполнению задач профессионального обучения. [1]

Целью статьи является исследование возможностей и классификации ИКТ и средств, а также анализ степени продуктивности их применения в организации самостоятельной учебной деятельности студентов в высших учебных заведениях.

В настоящее время существует множество программных продуктов, широкодоступных открытых авторских приложений, облачных и локальных сервисов, которые предлагают разнообразные ИКТ и инструменты. Они могут быть встроены в существующие формы и, что более того, обуславливают совершенные методы самообучения студентов без каких-либо существенных дополнительных временных затрат. В нашем исследовании мы рассматриваем ИКТ и инструменты в рамках минимальных, желательных и прогностичных. Прежде всего, к базовым средствам ИКТ относится программно-аппаратная часть мультимедиа. Различают, устройства ввода, вывода и связи, устройства хранения и передача больших объемов информации, и их программное обеспечение, а также средства мобильных ИКТ. Кроме того, мы учитываем такие ИКТ и инструменты, которые позволяют распознавать и синтезировать человеческую речь вместе с многоязычной поддержкой.

Все существующее многообразие программно-аппаратных средств для создания и представления определенного образовательного контента и общего методического обеспечения, которые студенты могли бы использовать в собственном автономном обучении, могут быть объединены в ИКТ и инструментарии подачи учебного материала.

Как и до появления компьютера и его широкого распространения, в настоящее время преподаватель не только создает методическое обеспечение преподавания дисциплины или отдельных ее разделов, но и разрабатывает содержание обучения. С использованием ИКТ этот процесс медленно, но, верно, становится более автоматизированным и гибким. Авторские программные продукты, подготовленные преподавателем, являются результатом обработки определенной технологии с использованием офисных пакетов, текстовых и графических редакторов, средств автоматизированного проектирования. На самом деле, сегодня актуальная информационная компетентность преподавателя не только желательна, но и рассматривается как требование времени . При этом наиболее подготовленные в этом отношении, научно-педагогические кадры представляют свои учебно-методические пособия в виде электронных лекций, учебных презентаций, электронных учебных пособий, размещают образовательную информацию на страницах личных сайтов и используют тематические блоги социальных сетей. [2]

Для подготовки мультимедийной презентации сегодня можно использовать продукт Microsoft PowerPoint, а также приложения для создания анимированных видеопрезентаций в формате «рисованные» (Algodoo, Sparcol VideoScribe, PowToon), облачные сервисы GoAnimate, Prezi, Zoho Show, Haiku Deck, Visme и многие другие, позволяющие не только делать презентации, но и получать помощь в режиме реального времени для их улучшения.

Принято считать, что самым важным источником знаний остается учебная книга. Теоретически электронную книгу можно подготовить с помощью текстового редактора и с помощью гипертекстовой технологии структурировать ее так, чтобы по ней можно было быстро перемещаться.  В то же время современные ИКТ и инструменты позволяют создавать полноценные дидактические средства для самостоятельной деятельности студентов. Существуют как простые HTML-документы (HTML Help Workshop, HTML Help ActiveX control, HTML Help Viewer, Microsoft HTML Help Image Editor, HTML Help Java applet, HTML Help Compiler, HelpMaker), так и полноценные учебники в таких форматах, как html, chm, pdf и exe, поддерживающие речь, анимацию, видео и симуляцию (SunRav BookOffice, eBooksWriter LITE, Help & Manual, Sophie, ExeBook, Maestro STANDARD, HTML Book Maker, Document X), а также другие обучающие материалы, тренинги, курсы, демонстрации, справочные пособия (Adobe Captivate) и т.д.

С целью предоставления учебно-методических материалов существуют репозитории для обмена данными и знаниями, образовательные ресурсы, электронные библиотеки, файлообменные сети (Usenet, Citrix),  базы знаний, распределенные базы знаний, облачные хранилища (Dropbox, 4shared, Amazon S3, CloudMe и др.) в сети Интернет.

Потоковая мультимедиа – это, безусловно, отличная возможность для студентов самостоятельно организовать свою самостоятельную учебную деятельность. Это информация в мультимедийном формате, которая постоянно поступает пользователю от провайдера, предлагающего потоковое вещание (интернет-радио, интернет-телевидение, видеоколлекции, образовательные программы и т.д.).

Существенными преимуществами для организации самостоятельной учебной деятельности студента являются:

•        тематические каналы RuTube, где представлены подборки видеоуроков, презентаций, обучающих видеороликов, мультимедийных лекций, созданных непосредственно преподавателями и индивидуальными учебными центрами.

•        презентации TED (Technology Entertainment Design), они представляют собой сборник лекций на темы науки, искусства, дизайна, политики, культуры, бизнеса, глобальных проблем, технологий и индустрии развлечений.

•        открытые онлайн-платформы, на которых представлены короткие видеоуроки по различным предметам, а также тесты, помогающие посетителям измерить уровень осознанности информации.

•        базы знаний, совокупность вычислительного механизма знаний и вопросно-ориентированной системы, содержащая, в частности, необходимую информацию для овладения инженерными, техническими, технологическими, компьютерными знаниями.

•        сервисы корпоративных социальных сетей (Podio, Yammer, Chatter, SocialCast, Битрикс24), которые позволяют пользователям централизованно хранить все рабочие материалы в одном месте, прикреплять файлы и добавлять комментарии;

•        сервисы и инструменты для создания тематических сайтов под запросы преподавателей и студентов (WordPress, Ucoz, Strikingly, Imcreator и др.). Они могут создать сайт, используя набор шаблонов, и в любом случае им не нужны знания веб-программирования.

ИКТ и средства электронной коммуникации.

Следующим этапом организации самостоятельной учебной деятельности студентов является установление обратной связи, планирование и проведение консультаций. Этот процесс может быть обеспечен средствами электронной коммуникации.

Ведущим направлением консалтинга является использование электронных сетевых коммуникаторов и IP-телефонии.  Актуальное состояние развития сетевых технологий позволяет применять бесплатные возможности Сферум, Вконтакте, телеграмм, Яндекс.Телемост для организации учебной работы как индивидуально, так и в чате, а также благодаря электронной почте и сотовой связи.

Вебинары, веб-форумы, веб-конференции, телеконференции, которые реализуются как в синхронном, так и в асинхронном режимах, являются эффективными средствами организации коммуникаций; в частности, в рамках научно-исследовательской работы студентов. Это позволяет студентам организовать общение по конкретной интересующей их теме в удобное для них время.

Более того, с развитием интернет-технологий, обратная связь и консультирование в системе самостоятельной учебной деятельности студентов могут быть обеспечены в тематических группах социальных сетей.

ИКТ и средства изучения учебного материала

Хорошо известно, что ИКТ предоставляют исключительные возможности для автономного обучения студентов. Это качество поддерживается ИКТ и инструментами для изучения учебного материала.

Следует отметить, что аппаратные и программные возможности  ИКТ позволяют эффективно организовать самостоятельное выполнение студентами многоуровневых учебных задач в виртуальных (цифровых) лабораториях по ряду учебных дисциплин, как технических, так и гуманитарных.

По сути, виртуальная лаборатория обладает полным набором свойств, характерных для традиционной организации научных исследований. Его применение в учебном процессе позволяет расширить круг решаемых задач, помогает студентам создавать математические модели приборов, тестировать различные режимы их работы, исследовать широкий круг явлений и процессов, проводить инструментальную диагностику и детальный анализ результатов совместно с использованием компьютерных программ — электронных калькуляторов, графики, сводные таблицы, диаграммы, модели и другие. При этом преимуществом виртуальных лабораторий является возможность самостоятельного и дистанционного проведения исследований со значительной экономией материального оборудования и учебных средств, соблюдением требований охраны труда и гигиены труда.

Важное место в системе подготовки специалистов технической сферы занимает инженерно-конструкторская и технологическая деятельность. Их формирование охватывает усвоение и применение современных систем автоматического проектирования, причем не только при изучении отдельных учебных предметов, но и в части сопровождения курсовой работы и квалификационного проектирования (черчение, эскизирование, анимация процессов, подготовка эскизов).

САПР представляет собой программу для проектирования и выпуска рабочей проектной документации, позволяющую изучать проектные идеи и визуализировать концепции посредством фотореалистичной визуализации, а также моделировать поведение изделий в реальных условиях. Есть наиболее часто используемые инструменты САПР — AutoCAD, NanoCAD, Compass 3D, FreeCAD, T-FLEX  CAD, SolidWorks, Simulink, поверх анимационных программ — Maya, 3ds Max, Corel Draw, CorelCAD, University MD Motion Bundle и др.

Кураторство студентов со стороны преподавателей может быть обеспечено через систему управления проектами. Сервис позволяет воспроизвести полный цикл проектирования: целей и результатов, фазы жизненной структуры  проекта, организационную структуру проекта, матрицу распределения ответственности и распределения работ между исполнителями (если проект коллективный), сетевую модель последовательности выполнения  проекта, ресурсов, затрат, описание рисков проекта,  и так далее.

К числу ИКТ  и инструментов, поддерживающих управление проектами, относятся Microsoft Project, Casual, Bullet Journal, Evernote, Trello, SCIM.ru и другие.

Реализация обучающих проектов, проведение исследований в сети поддерживается технологией Web 2.0, благодаря которой функционируют такие системы, которые, учитывая сетевые взаимодействия, становятся лучше, ими пользуется множество людей. Эти технологии, позволяют студентам заниматься самостоятельным поиском на специализированных сайтах в качестве авторов, копирайтеров, критиков, блоггеров, комментаторов и т. д. Поэтому наряду с усвоением учебной информации данный вид самостоятельной учебной деятельности способствует формированию самооценки, расширяет кругозор, развивает коммуникативные навыки учащихся.

ИКТ и инструменты мониторинга учебно-познавательной активности обучающихся

Научно обоснованная организация самостоятельной учебной деятельности студентов предполагает систематический контроль, самоконтроль и коррекцию. Для этого используются специальные средства с использованием ИКТ для мониторинга учебно-познавательной активности обучающихся.

Предсказуемо наиболее успешным и эффективным является тестовый контроль, оценивающий знания, которые усвоили учащиеся самостоятельно, так как он позволяет объективно, беспристрастно и оперативно выяснить качество усвоения учебной информации. Рынок программного обеспечения предоставляет широкий спектр ИКТ  и инструментов для компьютерного тестирования, которые позволяют пользователю выбирать различные форматы представления теста, структуру теста и способы оценки его выполнения (темп, время, использование подсказок), стили ввода и выбора ответов, тип организации по времени тестирования знаний (количество попыток,  ограничение по времени, произвольный выбор вопросов для ответа, возможность случайного выбора определенного количества вопросов из общей базы заданий, введение статистики), способы выдачи результатов тестирования (в целом, для каждого задания с демонстрацией правильных ответов, формированием групповой информации).

Наибольшее распространение получили программы изучения и контроля линейного и разветвленного характера. Концепция запрограммированного обучения обосновала их целесообразность и оптимальность. Целью таких программ является предотвращение ошибок учащихся. Если используются разветвленные учебно-контрольные программы, то после тестирования студенту предоставляется анализ результатов, при необходимости показываются правильные ответы, дается объяснение предполагаемых ошибок, указываются ссылки на те аспекты учебного материала, которые необходимо доработать. В этом случае студент имеет возможность самостоятельно определить как порядок прохождения теста, так и изучение частей учебного материала. На наш взгляд, такой вариант учебно-контрольных программ более адаптирован к индивидуальным особенностям обучающихся, но существует опасность потери контроля над выполнением самостоятельной работы. Таким образом, каждый вид учебной контрольной программы должен найти свое место в системе самостоятельной учебной деятельности студентов.

Кроме того, Интернет предлагает ряд облачных сервисов, которые создают онлайн-викторины в силу принципа геймификации. которые способствуют созданию и проведению викторин и опросов с использованием мобильных устройств. Инструмент позволяет организатору тестов регулировать темп, скорость, ограничения по времени для каждое задание и добавить дополнительные оценки за оценку скорости или последовательности выполнения заданий каждым учащимся.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что процессы унификации и универсализации ИКТ в конечном итоге привели к разработке отдельных универсальных учебных модулей различных типов. Они могут входить в состав нескольких технологий организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Персональный сайт преподавателя – это средство интерактивного дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Ее можно рассматривать как целостные ИКТ, способные обеспечить педагогическое управление организацией самостоятельной учебной деятельности студентов. Это интерактивный дидактический инструмент, с помощью которого организуется сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса — учителями, преподавателями, студентами, потенциальными абитуриентами, работодателями, выпускниками и т.д. Не менее важным аспектом такого взаимодействия является возможность индивидуализации самостоятельного обучения с точки зрения познавательной или профессиональной перспективы студента.

По их наполнению выделяют несколько видов сайтов учителей, в частности:

•  Сайт-визитка представляет образ преподавателя, его научные интересы, наиболее глубокие научно-методические труды, фотоколлекции, содержит общую информацию о нем и курсах, которые он преподает. Кроме того, такой тип сайта позволяет осуществлять оперативную обратную связь со студентами для консультирования и организации их научно-исследовательской работы;

• Сайт-портфолио, обычно включающий общие сведения о человеке, результаты научно-педагогической деятельности, научно-методические работы, конспекты лекций, электронные учебники, примеры, образцы литературы и задания для самостоятельной работы студентов, мультимедийные коллекции, модели и т.д.;

• Субъектный сайт , представляющий собой специализированный интернет-ресурс для организации и контроля самостоятельной учебной деятельности студентов по закрепленной учебной дисциплине. Как правило, структура такого типа сайта определяется либо тематическими направлениями курса, либо видами и формами самостоятельной работы студентов (раздел для текущей работы, для проведения учебного проекта, подготовки курсовой работы, веб-квеста, для лабораторных и практических занятий, подготовки к экзаменам или зачетам и т.д.).  Качество предметного сайта определяется наличием в его структуре актуальной для студентов информации, динамических и мультимедийных моделей исследуемых явлений, видеоматериалов, ссылок на цифровые образовательные ресурсы, облачные сервисы; презентации, автоматизированные инструменты для самоконтроля; [2]

Считается, что образовательная площадка имеет более широкие, по сравнению с представленными выше возможности, в организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Его основная цель – помочь студентам выстроить собственные образовательные траектории, способствовать углублению и расширению знаний по выбранной специальности. Здесь можно будет найти главные новости и анонсы, свежие видеоматериалы, ссылки на образовательные, научные, библиотечные и другие ресурсы, познакомят с целостными электронными курсами самообразования, можно будет организовать общение по интересам в специализированных чатах;

При создании сайта специалист-программист использует специально разработанные языки программирования (PHP, HTML, JavaScript и т.д.). Тем не менее, инструменты конструктора сайтов могут создать сайт, применяя удобные простые настройки. Существует возможность создания сайтов, как на базе систем управления контентом (CMS), так и с применением SaaS-платформ, хотя в этом случае услуга платная.

Критерии эффективности организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием ИКТ и технических средств

Отмечено, что организация самостоятельной учебной деятельности с использованием средств ИКТ считается эффективной, если студенты получают определенный объем знаний на соответствующем общенаучном и профессиональном уровне, формируя важные черты своей личности, необходимые для дальнейшего интеллектуального и профессионального развития. При этом самостоятельная учебная деятельность осуществлялась на основе самоуправления студентов и системного опосредованного управления преподавателями, а также учитывались показатели умственного труда, санитарно-гигиенические и эргономические требования при применении ИКТ.

Эффективность организации самостоятельной учебной деятельности студентов можно оценить по ряду критериев. Очевидно, что мотивы и мотивация студентов определяют их личностный смысл, являются основными факторами эффективности человека, особенно в условиях, когда аудиторное обучение сокращается. Начав самостоятельно, исходя из своих потребностей, студент выдвинул конкретную цель. Поэтому цель определяется как осознанная потребность, как обозначение желаемого результата, которое направляется активностью учащегося на его достижение. Таким образом, активизация познавательных интересов студентов, инициирование их творческой инициативы, стремления качественно и своевременно выполнять предложенные учебные задания, осваивать и применять в интересах этих новейших ИКТ является первым актуальным шагом в организации эффективной самостоятельной учебной деятельности студентов. [2]

Следующий шаг – построение содержательной и инструментальной базы для самостоятельной учебной деятельности. Это предполагает, во-первых, формирование у студентов учебно-методических знаний по организации автономного обучения, а также методов, приемов и умений решения комплекса учебных задач с широким применением ИКТ. В конечном итоге эффективность функционирования такой системы оценивается по образовательным, познавательным и личностно значимым продуктам самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Таким образом, исходя из структуры и содержания системы самостоятельной учебной деятельности студентов, критериями ее эффективной организации являются: мотивационный, содержательный, организационно-продуктивный. В то же время, учитывая общее состояние эффективности организации исследуемой деятельности, требуется отдельного исследования и исследуется критерий технологичности образовательного процесса. Благодаря этому мы смогли оценить мотивационное обеспечение студентов и функционирования преподавателей в организации самостоятельной учебной деятельности с использованием ИКТ  и технических средств; диагностировать и оценивать эффективность исследуемого процесса; конструировать содержание самостоятельной учебной деятельности в виде системы познавательных и практических задач, а также ориентировочные основы и методы их решения; достижение алгоритмичности, оптимальности,  целостность и управляемость процесса организации самостоятельной учебной деятельности  студентов с использованием ИКТ  и технических средств; эффективность и развивающий характер самообучения студентов и т.д. [3]

Характеризуя уровень эффективности организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием ИКТ и технических средств, мы исходим из особенностей образовательной деятельности как процесса, который может иметь разную степень реализации, и предмета управления.  Поэтому, принимая во внимание вышесказанное, мы выделяем четыре уровня: недостаточный, критический, достаточный и профессиональный.

Краткая характеристика содержания пилотно-экспериментального исследования эффективности использования ИКТ и инструментальных средств в организации самостоятельной учебной деятельности студентов

Пилотная работа проводилась в течение 2020–2023 гг. и охватила 240 студентов 2–3 курсов белгородского строительного колледжа. После теоретического обоснования выявлены составляющие информационно-образовательной среды высших учебных заведений, направленные на удовлетворение образовательных потребностей студентов в организации самостоятельной

Определены и конкретизированы виды учебной деятельности. Они охватывают:

•        веб-сайт учреждения, включающий в себя презентационные и учебно-методические материалы учебного заведения и отдельных специальностей, библиотечное хранилище, автоматизированные библиотечные рамки, встроенные платформы для использования систем управления обучением системы автоматизированного контроля обучения;

•        учебно-методические комплексы предметно-цикловых комиссий;

•        специализированные веб-сайты и персональные веб-сайты преподавателей для организации самостоятельной учебной деятельности студентов по дисциплинам учебного плана;

•        Открытые электронные образовательные ресурсы. В рамках формообразующего эксперимента был проведен подбор ИКТ и инструментальных средств, а также соответствующих технологических моделей, описанных выше. Критерии их выбора были следующими:

•        общедидактические, обеспечивающие научную, профессиональную направленность, системность, системность, связь теории с практикой, компьютерную и «традиционную» визуализацию учебной информации, сознательность, активность и самостоятельность студентов в усвоении знаний;

•        общепсихологические, позволяющие обеспечить доброжелательный диалоговый интерфейс, качество оформления экрана (цвет, контрастность, четкость, размер, скорость смены информации и т.д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, привнести как средства мотивации к их самостоятельной учебной деятельности, так и педагогическую и компьютерную поддержку в организации их автономного обучения;

•        методические, обеспечивающие планомерную, алгоритмическую, поэтапную и последовательность в изучении учебной информации, а также обратную связь между преподавателем и студентом, не последнюю очередь единый подход к организации самостоятельной учебной деятельности в любой учебной среде;

•        технические, это соответствие аппаратных средств программной и эксплуатационной документации, возможность создания бесшовной учебной среды, производство синхронного и асинхронного режима учебной связи, обеспечение стабильности программного обеспечения при некорректных действиях пользователей;

•        эргономические, благодаря им, обеспечивается функциональный комфорт в работе, соответствие эстетического оформления тех или иных учебных предметов их функциональному назначению [4].

Мы также учли такие специфические требования, как возможность использования ИКТ и средств на портативных мобильных и мультимедийных устройствах без вмешательства программного обеспечения в их содержание.

Для научно обоснованного управления самостоятельной учебной деятельностью студентов технологическим и педагогическим направлением знаний приняты меры по распространению ИКТ и средств в соответствии с ведущими формами их организации; имеется в виду самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции, консультации и неформальное обучение (см. табл. 1).

Кроме того, создано и адаптировано дидактическое обеспечение организации самостоятельной учебной деятельности студентов технолого-педагогического направления знаний с использованием ИКТ и инструментальных средств.

Таблица 1. Пути реализации форм, организующих самостоятельную учебную деятельность студентов с использованием ИКТ и технических средств

Формы, организующие самостоятельную учебную деятельность студентов

Самостоятельная работа

Научно-исследовательская работа

Лекции

Консультации

Неформальное обучение

Сайт лектора

Веб-квест

Портфель

Учебный проект

Виртуальные лабораторные занятия

Тренажеры

Программы исследования и контроля

Электронный образовательный ресурс

Системы автоматического управления       объектами и моделями

Базы знаний

Баз данных

Сервисные проекты

Презентационное портфолио

Портфолио проекта

Веб-форум

Веб-конференция

Вебинары

Сетевые публикации

Веб-программирование

Мультидизайн

ИКТ        и

инструменты:        за предоставление

электронное сообщение, виртуальное образование

с элементами искусственного интеллекта

Мультимедийные лекции

Электронные лекции

Лекция и визуализация

Видеоуроки

Микроуроки

Тематические блоги

Электронная библиотека

Ресурсы электронного обучения

Полезные образовательные ресурсы

Тематические библиотечные фонды

Базы знаний

Баз данных

Инфографика

Виртуальный музей

Видеоканалы

ИКТ        и инструменты: для презентации

из        обучение

материал

Видеоуроки

Семинары

IP-телефония

Интерактивное консультирование

Сетевой консалтинг

Соответствие

Работа в списке ссылок

Чат

Блог

Видеочат

Виртуальная доска объявлений

Полезные образовательные ресурсы

Администрирование и управление как услуга

Вебинары

Геймификация (веб-квесты)

Электронный курс пользователя

Онлайн курс

Дистанционное образование

Тематический образовательный канал

Виртуальные университеты

Планетарные классы

Это был электронный образовательный контент, если в двух словах — электронные лекции, электронные учебные книги, электронные учебные комплекты и все, что угодно. Наконец-то были протестированы и одобрены электронные, мобильные, комбинированные, смешанные технологии обучения, а также технологии обучения, коучинга, игр, дизайна, тестирования, рейтинга.

Апробированы модели смешанного обучения. Прежде всего, это потоковая модель, которая через образовательный сайт сконцентрировала в себе инвариантное ядро самостоятельной учебной деятельности студентов и интегрировалась с традиционными технологиями через так называемую модель «Перевернутый класс». Исследованы возможности осевой модели, включающей пользовательские пользовательские электронные курсы учебных дисциплин в виде интерактивных образовательных модулей на платформе Moodle. Также реализовано многообразие способов смешанного самостоятельного обучения.

        Анализ эффективности использования ИКТ и инструментов в организации самостоятельной учебной деятельности студентов

Ориентируясь на решение этой задачи, мы исследовали изменения, произошедшие в уровнях организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием ИКТ и инструментов на основе критериев производительности и технологических способностей. Такая работа подразумевала изучение качества усваиваемых студентами знаний о дисциплинах учебного плана, конкретных видов их профессиональной деятельности в системе самостоятельной работы, научно-исследовательской работы и неформального обучения, а также степени технологичности этих процессов.

Диагностика по продуктивному критерию проводилась на основе «Рейтинговой карточки самостоятельной деятельности студента». В связи с этим мы включили следующие позиции: стандартизированные компоненты базового уровня организации самостоятельной учебной деятельности (текущая успеваемость студента, систематическая самостоятельная работа, самостоятельная  работа (учебные проекты), работа в информационно-образовательной среде высших учебных заведений); компоненты углубленного и профессионально-ориентированного уровня (научно-исследовательская работа студента, работа с электронными образовательными ресурсами предметов); неформальное обучение (обучение на пользовательских и дополнительных электронных курсах, разработанных как преподавателями, так и в системе открытого дистанционного образования).

В ходе экспериментального исследования нам удалось определить благодаря такой карте степень активности, самостоятельности и систематичности, эффективность и продуктивность выполнения индивидуальной учебной деятельности каждого студента. Благодаря этой карточке мы стандартизировали выполнение каждого вида работ в силу добавления к основному результату студентов как дополнительных, так и штрафных отметок.

Полученные результаты представлены в таблице 2. Как видим, количественный анализ данных таблицы 2 отражает изменения в отношении студентов экспериментальной группы к самостоятельной учебной деятельности при совместном использовании ИКТ и технических средств в ее организации

Как и следовало ожидать, внедрение специальных контрольно-диагностических процедур, систематический дифференцированный осмотр и оценка способствовали повышению уровня активности студентов в научно-исследовательской работе, а также применению в системе самостоятельной учебной деятельности студентов качественно новых форм ее организации . Речь идет о вебинарах, мастер-классах, видеоуроках, тематических сайтах, пользовательских курсах, электронных образовательных ресурсах.

Таблица 2. Сравнительная динамика уровней организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием ИКТ и средств в соответствии с продуктивный критерием (%)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Начальный этап

Заключительный этап

Начальный этап

Заключительный этап

Недостаточный

15.0

3.3

13.3

11.6

Критический

25.0

13.3

23.3

20.0

Достаточный

43.3

55.0

45.1

48.4

Уверенный

16.7

28.4

18.3

20.0

Студенты отметили целесообразность разработки тематического сайта кафедры, разнообразие предлагаемых курсов для получения знаний об ИКТ и инструментах для образовательных и профессиональных целей, а также ориентацию на открытые онлайн-электронные курсы.

Как видно из данных таблицы наблюдается положительная, статистически значимая динамика уровней организации самостоятельной учебной деятельности студентов экспериментальной группы по сравнению со студентами контрольной группы : на 11,6% больше студентов показали уровень владения и достаточный уровень организации исследуемой деятельности за счет использования ИКТ и инструментов.

Уровень продуктивности организации самостоятельной учебной деятельности студентов с совместным использованием ИКТ и средств оценивался по коэффициенту эффективности:

K  = Кс/ Kp        

где Kc  и Kp – коэффициенты соответственно полноты выполненных заданий учащимися с использованием ИКТ и некомпьютерных педагогических технологий.

Как видим, в экспериментальных группах наблюдается значительный рост использования студентами ИКТ и инструментов для решения учебных задач. Такие результаты стали возможны благодаря внедрению в образовательный процесс разновидностей ИКТ и их технологических моделей, позволивших интегрировать традиционные и электронные средства в  системы смешанного и смешанного обучения.

Для контрольной группы статистический анализ показывает, что изменения в уровне организации самостоятельной учебной деятельности студентов носят случайный характер и связаны с общей эволюцией отдельных студентов в процессе профессиональной подготовки. [5]

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Следовательно, анализ новейших информационно-технологических подходов к организации самостоятельной учебной деятельности студентов позволил определить средства реализации ведущих форм организации этой деятельности (самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции, консультации и неформальное образование).

В современных условиях, когда разработка и тиражирование образовательных программных продуктов становится бизнесом, рынок наполняется достаточно разнообразными и многогранными продуктами. Определение критериев их качества и отбора становится все более актуальной проблемой. Зачастую критериями такой оценки являются технические характеристики программных продуктов, не имеющие прямого отношения к педагогическим и методическим условиям их создания. Качество графического дизайна, надежность, доступность и качество документации и т.д. — все эти критерии, безусловно, важны, но, на наш взгляд, не являются определяющими основными характеристиками образовательных программных продуктов. Поэтому программно-методическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности студентов на основе ИКТ должно включать как программные средства поддержки обучения, так и средства, дающие возможность преподавателю управлять процессом обучения, его рациональную организацию.

В результате проведенного исследования были охарактеризованы и классифицированы ИКТ и инструменты организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Были показаны и описаны ИКТ и средства, обеспечивающие презентацию учебно-методических материалов, электронную коммуникацию, усвоение учебного материала, мониторинг учебной и познавательной активности обучающихся, такие как служащие для разработки и поддержки автоматизированных учебных курсов, системы дистанционного виртуального образования с элементами искусственного интеллекта, реализующие принцип адаптивного управление обучением и организация самостоятельной учебной деятельности студентов.

В данной публикации представлены элементы системы педагогической работы по созданию информационно-образовательной среды высших учебных заведений, функционирующей на основе единых образовательных принципов в процессе организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием ИКТ и технических средств. В рамках опытно-экспериментальной работы разработаны и апробированы содержательные и функциональные компоненты такой среды. Они позволили эффективно внедрять передовые формы и технологии с помощью соответствующих ИКТ и инструментов, а также дали статистически значимую динамику в уровнях организации самостоятельной учебной деятельности студентов в соответствии с критериями производительности и технологических способностей.

Резюмируя анализ возможностей интеграции традиционных и новейших ИКТ в организацию самостоятельной учебной деятельности студентов, следует отметить, что важны не только ИКТ, но и то, как их использование служит достижению образовательных целей. Как правило, наилучший образовательный результат обеспечивается целесообразным сочетанием хорошо зарекомендовавших себя временем традиционных и инновационных средств организации самостоятельной работы студентов. Целесообразно при выборе ИКТ учитывать их максимальное соответствие специфике подготовки студентов по той или иной специальности.

Перспективным в развитии данного направления рассматривается исследовательское содержание самостоятельной учебной деятельности студентов в дистанционной, дуальной и электронной образовательных системах.

Литература

  1. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании» М.:2011. - 182 с.
  2. Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М, 2013. – 109 с.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании - М.: Академия, 2008. – 27 с.
  4. Курганская Г.С. Система дифференцированного обучения через Интернет – Иркутск: ИГУ, 2000. - 70 с.
  5. Волков В. Современные мультимедиа – М.: Компьютер ИНФО, 2001. – 44 с

Информационные ресурсы

  1. http://www.biblion.ru/product/775899/
  2. http://network journal.mpei.ac.ru/cgibin/main.pl?ar=2&l=ru&n=19&pa=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов по Информатике и ИКТ

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по информатике и ИКТ....

Рабочую тетрадь для самостоятельной учебной деятельности студентов по УД: «Метрология, стандартизация, сертификация»

В рабочей тетради собраны упражнения, задачи, практико-ориентированные комплексные задания по базовым темам в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Подготовка преподавателя к организации самостоятельной учебной деятельности.

Цель: статья рассматривает технологию подготовки преподавателя к организации самостоятельной учебной деятельности обучающегося....