ОП.10 Охрана труда. Рабочая программа
рабочая программа по теме

ФГОС1 для специальности 200105 "Авиационные приборы и комплексы" (СПО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no29_op.10_okhrana_truda._rabochaya_programma.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

 

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общепрофессиональной учебной дисциплины

ОП.10. Охрана труда

по специальности

200105 Авиационные приборы и комплексы      

Москва

2014 

              ОДОБРЕНА

кафедрой технических дисциплин

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 200105 Авиационные приборы и комплексы по дисциплине «Охрана труда»  

Заведующий кафедрой

__________ /Левченко В.М./  

Заместитель директора по учебно-методической  работе    

         ___________/Фомина О.В./                                                                                                                                                  

                                                                                      

Составитель (автор):

Штыков В.П., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

                                                       

Рецензент:    

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины

4

  1. Результаты освоения дисциплины

6

  1. Структура и содержание дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 10 ОХРАНА ТРУДА        

Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

           ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

1. Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов.

ПК 1.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления типовых деталей, проектирования простейшей оснастки и приспособлений и рассчитывать их элементы.

ПК 1.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и испытания типовых сборочных единиц авиационных приборов, проектирования простейшей оснастки и приспособлений.

 Организация и управление работой структурного подразделения

ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).

ПК 2.2 Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.

ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.

ПК 2.4. Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

уметь:

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
  • использовать экобиозащитную технику;

 знать:

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности,
  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
  • методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, из них практических занятий 10 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОХРАНА ТРУДА»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48  

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация:

 I семестр – дифференцированный зачет


 2.2. Содержание обучения по разделам дисциплины

Наименование разделов дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ОП.11. Охрана труда          

Введение

Краткое содержание и задачи предмета "Охрана труда". Вопросы трудового законодательства, производственный травматизм и профессиональные заболевания, понятие гигиены труда и производственной санитарии. Ознакомление с вопросами освещения, оздоровления окружающей среды, рекомендациями по защите от поражения электрическим током, от воздействия шума, вибраций, ионизирующих и электромагнитных излучений, от пожаров.

2

Тема 1. Организация охраны труда на предприятии

Содержание

12

1.

Основные понятия охраны труда и ее составляющих. Опасные и вредные производственные факторы и их воздействие на человека. Обеспечение безопасных условий труда на предприятии. Требования к машинам, механизмам и производственному оборудованию

6

1

2.

Ответственность и обязанности администрации в обеспечении охраны труда. Инструктаж по технике безопасности и время его проведения. Контроль за состоянием охраны труда на предприятии

3.

Несчастные случаи, производственные заболевания и классификация их причин. Расследование несчастных случаев, их учет и регистрация. Оформление расследования несчастного случая. Ответственность администрации за правильное и своевременное расследование несчастных случаев

Практические занятия

2

1

№ 1 Оформление акта о несчастном случае на производстве

  Самостоятельная работа:

Подготовка к практической работе, ответы на контрольные вопросы

Поиск информации в Интернете

4

2

Тема 2. Задачи  обеспечения  безопасных  условий  труда

Содержание

58

1.

Производственное освещение. Основные светотехнические величины. Системы и виды освещения. Основные требования к производственному освещению. Электрические источники света. Светильники и их виды. Нормирование искусственного освещения. Методы расчета искусственного освещения        

32

1

2.

Защита от производственных вибраций. Причины возникновения и источники вибраций на предприятии. Физические характеристики вибраций. Воздействие вибраций на человека. Нормирование вибраций. Методы снижения вибраций машин и оборудования.          

3

Электробезопасность. Действие электрического тока на человека. Электротравмы, их виды и последствия. Факторы, влияющие на поражение током. Классификация помещений по опасности поражения током. Методы и средства защиты от поражения током.

4

Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением. Понятие и принцип герметичности. Последствия разгерметизации. Герметичные устройства и установки, применяемые в промышленности. Взрыв и его последствия. Три принципа предотвращения взрывов.

5

Пожарная безопасность. Противопожарные требования. Общие сведения о процессе горения. Причины пожаров на предприятиях. Классификация предприятий по степени пожарной опасности. Пожарная профилактика при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий.

6

Ионизирующие излучения. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений. Биологическое воздействие излучений на человека. Принципы защиты от ионизирующих излучений. Устройство и расчет защитных экранов.

7

Источники электромагнитных полей, их воздействие на человека. Источники и характеристики электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на человека. Нормирование и методы защиты от электромагнитных полей. Лазерное излучение и способы защиты от него.      

8

Оздоровление воздушной среды. Метеорологические условия

и их нормирование  в производственных помещениях.                        

Состав воздуха в рабочих помещениях. Причины и характер загрязнения воздуха в помещениях. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды. Системы вентиляции. Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции

  Самостоятельная работа:

1."Изучение принципиальных схем защитного зануления и составление конспекта"с использованием литературы [5].

2. Составление конспекта на тему: "Хранение, учет и перевозка радиоактивных веществ. Ликвидация отходов"  с использованием  литературы [5].

3. Изучение различных конструкций поглотителей мощности для волноводов" и составление конспекта с использованием литературы [5], [6].

4. Изучение различных схем и конструкций пылеуловителей и составление их сравнительной характеристики"  с использованием  литературы [5].

5. Подготовка к практическим работам

18

2

Практические занятия

8

1

№2 Обеспечение необходимой освещенности помещения при заданном расположении светильников

№3 Расчет защитного заземления электроустановки

№4 Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции

 ИТОГО

72


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета по охране труда.

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочники по охране труда, плакаты, стенды, образцы приборов и их элементов, комплекты практических работ).

3.1.2. Технические средства обучения: 

  • Наглядные пособия
  • интерактивная доска;
  • ПК с наличием лицензионного ПО;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете.

3.1.4. Программное обеспечение:

  • сертифицированная ОС Windows 8;
  • ПО, позволяющее проводить различные виды измерений;  
  • антивирусная программа Kaspersky;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

 3.2. Информационное обеспечение обучения

 3.2.1. Основная литература

  1. Юдин Е.Я. "Охрана труда в машиностроении", М.: "Машиностроение", 2012.
  2. Сибаров Ю.Т. и др. "Охрана труда в вычислительных центрах", М.: "Машиностроение", 2010  
  3. Бородкин А.П. и др. "Охрана безопасности труда. Правовые вопросы", Л.: Лениздат, reprint, 2010

3.2.1. Дополнительная литература

 

  1. Долин П.А. "Справочник по технике безопасности", М.: Академия, 2012.

3.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

Учебное оборудование «National Instruments» (США)

ni.com/russia

Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США)

tims.com.au

 

3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю дисциплины

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Вопросы трудового законодательства, ответственность и обязанности администрации предприятий по обеспечению безопасных условий труда работников, понятия, причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, изложены основы гигиены труда и производственной санитарии

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Основные светотехнические величины,

системы и виды освещения;

требования к производственному освещению и способы нормирования освещения; причины возникновения, источники и физические характеристики вибраций;

виды воздействия вибраций на человека и средства защиты от них, допустимые величины уровня вибраций; виды воздействия электрического тока на организм человека; факторы, влияющие на поражение током и виды электротравм; принцип герметичности, промышленные устройства и установки, использующие этот принцип;

понятие взрыва и его последствия, основные принципы предотвращения взрывов

Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы

 общие сведения о процессе горения и причины возникновения пожаров; меры пожарной профилактики на предприятиях;

классификацию предприятий по степени пожарной опасности; виды ионизирующих излучений, их особенности, физическую природу, единицы активности и дозы; характер воздействия ионизирующих излучений на организм человека и принципы защиты от них; источники, характеристики и виды воздействий на человека электромагнитных полей, их нормирование;

методы защиты от электромагнитных полей и параметры защитных экранов;

виды воздействия лазерного излучения на человека и способы защиты от него;

состав воздуха, причины и характер загрязнения воздуха в рабочих помещениях, нормирование микроклимата на предприятиях;

мероприятия по оздоровлению воздушной среды и системы вентиляции

Поиск информации в сети Интернет,  составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

оформлять форму Н-1 расследования несчастного случая на производстве; рассчитывать параметры освещенности в производственном помещении с помощью точечного метода пространственных изолюкс;

рассчитывать параметры звукопоглощающих устройств;

классифицировать помещения по опасности поражения током;

рассчитывать параметры защитного заземления

   

 

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы  

   

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многоотраслевой колледж&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  23.01.09. Машинист локомотива...

2019 г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 43.01.09 «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППСЗ/ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.Программа разработана на  основ...

2019г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионально...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ01. Выполнение монтажа приборов в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерит

Аннотация Рабочая программа профессионального модуля ПМ01. Выполнение монтажа приборов в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности программы подготовки квалифицированн...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ03. Техническое обслуживание и эксплуатация приборов и систем автоматики в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности программы подготовки квали

АннотацияРабочая программа профессионального модуля ПМ03. Техническое обслуживание и эксплуатация приборов и систем автоматики в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого прои...