ОП.10 Охрана труда. Рабочая программа
рабочая программа по теме

ФГОС1 для специальности 200105 "Авиационные приборы и комплексы" (СПО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no29_op.10_okhrana_truda._rabochaya_programma.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

 

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общепрофессиональной учебной дисциплины

ОП.10. Охрана труда

по специальности

200105 Авиационные приборы и комплексы      

Москва

2014 

              ОДОБРЕНА

кафедрой технических дисциплин

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 200105 Авиационные приборы и комплексы по дисциплине «Охрана труда»  

Заведующий кафедрой

__________ /Левченко В.М./  

Заместитель директора по учебно-методической  работе    

         ___________/Фомина О.В./                                                                                                                                                  

                                                                                      

Составитель (автор):

Штыков В.П., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

                                                       

Рецензент:    

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины

4

  1. Результаты освоения дисциплины

6

  1. Структура и содержание дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 10 ОХРАНА ТРУДА        

Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

           ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

1. Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов.

ПК 1.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления типовых деталей, проектирования простейшей оснастки и приспособлений и рассчитывать их элементы.

ПК 1.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и испытания типовых сборочных единиц авиационных приборов, проектирования простейшей оснастки и приспособлений.

 Организация и управление работой структурного подразделения

ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).

ПК 2.2 Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.

ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.

ПК 2.4. Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

уметь:

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
  • использовать экобиозащитную технику;

 знать:

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности,
  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
  • методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, из них практических занятий 10 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОХРАНА ТРУДА»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48  

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация:

 I семестр – дифференцированный зачет


 2.2. Содержание обучения по разделам дисциплины

Наименование разделов дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ОП.11. Охрана труда          

Введение

Краткое содержание и задачи предмета "Охрана труда". Вопросы трудового законодательства, производственный травматизм и профессиональные заболевания, понятие гигиены труда и производственной санитарии. Ознакомление с вопросами освещения, оздоровления окружающей среды, рекомендациями по защите от поражения электрическим током, от воздействия шума, вибраций, ионизирующих и электромагнитных излучений, от пожаров.

2

Тема 1. Организация охраны труда на предприятии

Содержание

12

1.

Основные понятия охраны труда и ее составляющих. Опасные и вредные производственные факторы и их воздействие на человека. Обеспечение безопасных условий труда на предприятии. Требования к машинам, механизмам и производственному оборудованию

6

1

2.

Ответственность и обязанности администрации в обеспечении охраны труда. Инструктаж по технике безопасности и время его проведения. Контроль за состоянием охраны труда на предприятии

3.

Несчастные случаи, производственные заболевания и классификация их причин. Расследование несчастных случаев, их учет и регистрация. Оформление расследования несчастного случая. Ответственность администрации за правильное и своевременное расследование несчастных случаев

Практические занятия

2

1

№ 1 Оформление акта о несчастном случае на производстве

  Самостоятельная работа:

Подготовка к практической работе, ответы на контрольные вопросы

Поиск информации в Интернете

4

2

Тема 2. Задачи  обеспечения  безопасных  условий  труда

Содержание

58

1.

Производственное освещение. Основные светотехнические величины. Системы и виды освещения. Основные требования к производственному освещению. Электрические источники света. Светильники и их виды. Нормирование искусственного освещения. Методы расчета искусственного освещения        

32

1

2.

Защита от производственных вибраций. Причины возникновения и источники вибраций на предприятии. Физические характеристики вибраций. Воздействие вибраций на человека. Нормирование вибраций. Методы снижения вибраций машин и оборудования.          

3

Электробезопасность. Действие электрического тока на человека. Электротравмы, их виды и последствия. Факторы, влияющие на поражение током. Классификация помещений по опасности поражения током. Методы и средства защиты от поражения током.

4

Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением. Понятие и принцип герметичности. Последствия разгерметизации. Герметичные устройства и установки, применяемые в промышленности. Взрыв и его последствия. Три принципа предотвращения взрывов.

5

Пожарная безопасность. Противопожарные требования. Общие сведения о процессе горения. Причины пожаров на предприятиях. Классификация предприятий по степени пожарной опасности. Пожарная профилактика при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий.

6

Ионизирующие излучения. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений. Биологическое воздействие излучений на человека. Принципы защиты от ионизирующих излучений. Устройство и расчет защитных экранов.

7

Источники электромагнитных полей, их воздействие на человека. Источники и характеристики электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на человека. Нормирование и методы защиты от электромагнитных полей. Лазерное излучение и способы защиты от него.      

8

Оздоровление воздушной среды. Метеорологические условия

и их нормирование  в производственных помещениях.                        

Состав воздуха в рабочих помещениях. Причины и характер загрязнения воздуха в помещениях. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды. Системы вентиляции. Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции

  Самостоятельная работа:

1."Изучение принципиальных схем защитного зануления и составление конспекта"с использованием литературы [5].

2. Составление конспекта на тему: "Хранение, учет и перевозка радиоактивных веществ. Ликвидация отходов"  с использованием  литературы [5].

3. Изучение различных конструкций поглотителей мощности для волноводов" и составление конспекта с использованием литературы [5], [6].

4. Изучение различных схем и конструкций пылеуловителей и составление их сравнительной характеристики"  с использованием  литературы [5].

5. Подготовка к практическим работам

18

2

Практические занятия

8

1

№2 Обеспечение необходимой освещенности помещения при заданном расположении светильников

№3 Расчет защитного заземления электроустановки

№4 Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции

 ИТОГО

72


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета по охране труда.

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочники по охране труда, плакаты, стенды, образцы приборов и их элементов, комплекты практических работ).

3.1.2. Технические средства обучения: 

  • Наглядные пособия
  • интерактивная доска;
  • ПК с наличием лицензионного ПО;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете.

3.1.4. Программное обеспечение:

  • сертифицированная ОС Windows 8;
  • ПО, позволяющее проводить различные виды измерений;  
  • антивирусная программа Kaspersky;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

 3.2. Информационное обеспечение обучения

 3.2.1. Основная литература

  1. Юдин Е.Я. "Охрана труда в машиностроении", М.: "Машиностроение", 2012.
  2. Сибаров Ю.Т. и др. "Охрана труда в вычислительных центрах", М.: "Машиностроение", 2010  
  3. Бородкин А.П. и др. "Охрана безопасности труда. Правовые вопросы", Л.: Лениздат, reprint, 2010

3.2.1. Дополнительная литература

 

  1. Долин П.А. "Справочник по технике безопасности", М.: Академия, 2012.

3.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

Учебное оборудование «National Instruments» (США)

ni.com/russia

Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США)

tims.com.au

 

3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю дисциплины

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Вопросы трудового законодательства, ответственность и обязанности администрации предприятий по обеспечению безопасных условий труда работников, понятия, причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, изложены основы гигиены труда и производственной санитарии

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Основные светотехнические величины,

системы и виды освещения;

требования к производственному освещению и способы нормирования освещения; причины возникновения, источники и физические характеристики вибраций;

виды воздействия вибраций на человека и средства защиты от них, допустимые величины уровня вибраций; виды воздействия электрического тока на организм человека; факторы, влияющие на поражение током и виды электротравм; принцип герметичности, промышленные устройства и установки, использующие этот принцип;

понятие взрыва и его последствия, основные принципы предотвращения взрывов

Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы

 общие сведения о процессе горения и причины возникновения пожаров; меры пожарной профилактики на предприятиях;

классификацию предприятий по степени пожарной опасности; виды ионизирующих излучений, их особенности, физическую природу, единицы активности и дозы; характер воздействия ионизирующих излучений на организм человека и принципы защиты от них; источники, характеристики и виды воздействий на человека электромагнитных полей, их нормирование;

методы защиты от электромагнитных полей и параметры защитных экранов;

виды воздействия лазерного излучения на человека и способы защиты от него;

состав воздуха, причины и характер загрязнения воздуха в рабочих помещениях, нормирование микроклимата на предприятиях;

мероприятия по оздоровлению воздушной среды и системы вентиляции

Поиск информации в сети Интернет,  составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

оформлять форму Н-1 расследования несчастного случая на производстве; рассчитывать параметры освещенности в производственном помещении с помощью точечного метода пространственных изолюкс;

рассчитывать параметры звукопоглощающих устройств;

классифицировать помещения по опасности поражения током;

рассчитывать параметры защитного заземления

   

 

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы  

   

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.