ОП.10 Охрана труда. Рабочая программа
рабочая программа по теме
ФГОС1 для специальности 200105 "Авиационные приборы и комплексы" (СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no29_op.10_okhrana_truda._rabochaya_programma.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП.10. Охрана труда
по специальности
200105 Авиационные приборы и комплексы
Москва
2014
ОДОБРЕНА кафедрой технических дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 200105 Авиационные приборы и комплексы по дисциплине «Охрана труда» | |
Заведующий кафедрой __________ /Левченко В.М./ | Заместитель директора по учебно-методической работе ___________/Фомина О.В./ |
Составитель (автор):
Штыков В.П., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 7 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 ОХРАНА ТРУДА
Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
1. Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов.
ПК 1.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления типовых деталей, проектирования простейшей оснастки и приспособлений и рассчитывать их элементы.
ПК 1.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и испытания типовых сборочных единиц авиационных приборов, проектирования простейшей оснастки и приспособлений.
Организация и управление работой структурного подразделения
ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).
ПК 2.2 Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.
ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.
ПК 2.4. Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
уметь:
- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику;
знать:
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности,
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, из них практических занятий 10 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОХРАНА ТРУДА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация: I семестр – дифференцированный зачет |
2.2. Содержание обучения по разделам дисциплины
Наименование разделов дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
ОП.11. Охрана труда | ||||
Введение | Краткое содержание и задачи предмета "Охрана труда". Вопросы трудового законодательства, производственный травматизм и профессиональные заболевания, понятие гигиены труда и производственной санитарии. Ознакомление с вопросами освещения, оздоровления окружающей среды, рекомендациями по защите от поражения электрическим током, от воздействия шума, вибраций, ионизирующих и электромагнитных излучений, от пожаров. | 2 | ||
Тема 1. Организация охраны труда на предприятии | Содержание | 12 | ||
1. | Основные понятия охраны труда и ее составляющих. Опасные и вредные производственные факторы и их воздействие на человека. Обеспечение безопасных условий труда на предприятии. Требования к машинам, механизмам и производственному оборудованию | 6 | 1 | |
2. | Ответственность и обязанности администрации в обеспечении охраны труда. Инструктаж по технике безопасности и время его проведения. Контроль за состоянием охраны труда на предприятии | |||
3. | Несчастные случаи, производственные заболевания и классификация их причин. Расследование несчастных случаев, их учет и регистрация. Оформление расследования несчастного случая. Ответственность администрации за правильное и своевременное расследование несчастных случаев | |||
Практические занятия | 2 | 1 | ||
№ 1 Оформление акта о несчастном случае на производстве | ||||
Самостоятельная работа: Подготовка к практической работе, ответы на контрольные вопросы Поиск информации в Интернете | 4 | 2 | ||
Тема 2. Задачи обеспечения безопасных условий труда | Содержание | 58 | ||
1. | Производственное освещение. Основные светотехнические величины. Системы и виды освещения. Основные требования к производственному освещению. Электрические источники света. Светильники и их виды. Нормирование искусственного освещения. Методы расчета искусственного освещения | 32 | 1 | |
2. | Защита от производственных вибраций. Причины возникновения и источники вибраций на предприятии. Физические характеристики вибраций. Воздействие вибраций на человека. Нормирование вибраций. Методы снижения вибраций машин и оборудования. | |||
3 | Электробезопасность. Действие электрического тока на человека. Электротравмы, их виды и последствия. Факторы, влияющие на поражение током. Классификация помещений по опасности поражения током. Методы и средства защиты от поражения током. | |||
4 | Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением. Понятие и принцип герметичности. Последствия разгерметизации. Герметичные устройства и установки, применяемые в промышленности. Взрыв и его последствия. Три принципа предотвращения взрывов. | |||
5 | Пожарная безопасность. Противопожарные требования. Общие сведения о процессе горения. Причины пожаров на предприятиях. Классификация предприятий по степени пожарной опасности. Пожарная профилактика при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. | |||
6 | Ионизирующие излучения. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений. Биологическое воздействие излучений на человека. Принципы защиты от ионизирующих излучений. Устройство и расчет защитных экранов. | |||
7 | Источники электромагнитных полей, их воздействие на человека. Источники и характеристики электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на человека. Нормирование и методы защиты от электромагнитных полей. Лазерное излучение и способы защиты от него. | |||
8 | Оздоровление воздушной среды. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях. Состав воздуха в рабочих помещениях. Причины и характер загрязнения воздуха в помещениях. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды. Системы вентиляции. Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции | |||
Самостоятельная работа: 1."Изучение принципиальных схем защитного зануления и составление конспекта"с использованием литературы [5]. 2. Составление конспекта на тему: "Хранение, учет и перевозка радиоактивных веществ. Ликвидация отходов" с использованием литературы [5]. 3. Изучение различных конструкций поглотителей мощности для волноводов" и составление конспекта с использованием литературы [5], [6]. 4. Изучение различных схем и конструкций пылеуловителей и составление их сравнительной характеристики" с использованием литературы [5]. 5. Подготовка к практическим работам | 18 | 2 | ||
Практические занятия | 8 | 1 | ||
№2 Обеспечение необходимой освещенности помещения при заданном расположении светильников №3 Расчет защитного заземления электроустановки №4 Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции | ||||
ИТОГО | 72 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета по охране труда.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочники по охране труда, плакаты, стенды, образцы приборов и их элементов, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- Наглядные пособия
- интерактивная доска;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете.
3.1.4. Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 8;
- ПО, позволяющее проводить различные виды измерений;
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Юдин Е.Я. "Охрана труда в машиностроении", М.: "Машиностроение", 2012.
- Сибаров Ю.Т. и др. "Охрана труда в вычислительных центрах", М.: "Машиностроение", 2010
- Бородкин А.П. и др. "Охрана безопасности труда. Правовые вопросы", Л.: Лениздат, reprint, 2010
3.2.1. Дополнительная литература
- Долин П.А. "Справочник по технике безопасности", М.: Академия, 2012.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Учебное оборудование «National Instruments» (США) | ni.com/russia | |
Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США) | tims.com.au |
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю дисциплины
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Знания: | ||
Вопросы трудового законодательства, ответственность и обязанности администрации предприятий по обеспечению безопасных условий труда работников, понятия, причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, изложены основы гигиены труда и производственной санитарии | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. | |
Основные светотехнические величины, системы и виды освещения; требования к производственному освещению и способы нормирования освещения; причины возникновения, источники и физические характеристики вибраций; виды воздействия вибраций на человека и средства защиты от них, допустимые величины уровня вибраций; виды воздействия электрического тока на организм человека; факторы, влияющие на поражение током и виды электротравм; принцип герметичности, промышленные устройства и установки, использующие этот принцип; понятие взрыва и его последствия, основные принципы предотвращения взрывов | Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы | |
общие сведения о процессе горения и причины возникновения пожаров; меры пожарной профилактики на предприятиях; классификацию предприятий по степени пожарной опасности; виды ионизирующих излучений, их особенности, физическую природу, единицы активности и дозы; характер воздействия ионизирующих излучений на организм человека и принципы защиты от них; источники, характеристики и виды воздействий на человека электромагнитных полей, их нормирование; методы защиты от электромагнитных полей и параметры защитных экранов; виды воздействия лазерного излучения на человека и способы защиты от него; состав воздуха, причины и характер загрязнения воздуха в рабочих помещениях, нормирование микроклимата на предприятиях; мероприятия по оздоровлению воздушной среды и системы вентиляции | Поиск информации в сети Интернет, составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы | |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | ||
оформлять форму Н-1 расследования несчастного случая на производстве; рассчитывать параметры освещенности в производственном помещении с помощью точечного метода пространственных изолюкс; рассчитывать параметры звукопоглощающих устройств; классифицировать помещения по опасности поражения током; рассчитывать параметры защитного заземления |
Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы
|
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.