Обобщение педагогического опыта Ненашевой М.В.
статья

Ненашева Марина Вячеславовна

Обобщение педагогического опыта Ненашевой М.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_nenasheva_m.v.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Ненашева Марина Вячеславовна,
преподаватель  ГБПОУ РМ  «Саранский государственный  промышленно-экономический колледж»

«Социальная работа с детьми - инвалидами»

Экологический кризис, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а вплоть до 1990-х годов работа с ними осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества; вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то «за границами» жизни здорового человека. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов.

В ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» в рамках подготовки студентов по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения преподается дисциплина «Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пенсионного возраста». За это время мною накоплен значительный материал, которым я хотела бы поделиться.

Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» имеют другое значение: они приобрели не только медицинский, но и социальный смысл. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН,1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В СССР понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании и традиционно сохраняется в наше время. Но очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может - он ее просто еще не имеет.

Детьми инвалидами сейчас принято называть имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»/10/.

Однако нужно заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и недолжны иметь отношения к общению с инвалидами.

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой инвалид так или иначе обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом.

По словарю В.И. Даля инвалидом называют «заслуженного воина, утратившего трудоспособность вследствие увечья или ранения»; по словарям Ефремовой, Ожегова, Ушакова инвалид - это «человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни, старости или войньш. Причем, только у Ожегова упоминаются инвалиды с детства. Таким образом, даже изучая толкование этого понятия в толковых словарях различных авторов, мы видим, как сознание людей оборачивается в сторону инвалидов, и детей-инвалидов, в частности. В современном российском законодательстве понятие «инвалидность» уже означает социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При определении инвалидности у ребенка выделяют четыре степени нарушения здоровья:

1 степень - легкое или умеренное нарушение функций организма;

2 степень - выраженные нарушения функций организма, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка;

3 степень - стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности человека, при сохраненной способности к самообслуживанию, и не вызывающие потребности в постоянном постороннем присмотре, уходе или помощи;

4 степень - резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.

Каждой степени соответствуют заболевания, которые выделяют в 7 основных групп (нервно-психические; заболевания внутренних органов; поражение глаз и снижение остроты зрения; онкологические; заболевания слуха; хирургические; анатомические дефекты и деформации; эндокринные). Естесвенно, что гуманизация отношения к детям-инвалидам включает в себя необходимость оказания им помощи и поддержки, а также их интеграции в общественную жизнь, что подразумевается под другим понятием «реабилитация» (комплекс медицинских, педагогических, психологических, юридических         и иных мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм ).

Основной «клеточкой» социально-реабилитационного процесса, как и педагогической деятельности, являются оперативные задачи, последовательность выполнения которых приводит к решению тактической и стратегической целей.

Чтобы социально-реабилитационные задачи были грамотно поставлены, необходимо учитывать следующие их особенности:

- Социально-реабилитационная задача должна включать в себя характеристику психического развития ребенка до коррекционного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса.

-Считать ребенка как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения.

- При решении оперативных и тактических задач не упускать стратегической цели реабилитации, умело конкретизировать их в зависимости от условий.

Специалист по социальной реабилитации - это организатор жизни и деятельности детей с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации. Его задача состоит в том, чтобы рационально определять все виды социально-реабилитационного процесса:  диагностическую, коррекционную, развивающую, образовательную, пропагандистскоконсультативную деятельность, деятельность по самообразованию и саморазвитию и др., которые были бы не только адекватными целям и задачам социальной реабилитации, но и целесообразными с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка.

Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации у ребенка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, чтобы они научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному осуществлению жизненных планов.

Чтобы реализовать названные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка.

Основные виды реабилитации:

- медицинский (диагностика, лечение);

- физический (ЛФК, трудотерапия);

- психологический (ускорение процесса адаптации ребенка к новому

состоянию); профессиональный (рабочие навыки и работоспособность);

- экономический ( затраты на восстановление и экономический эффект при разных видах реабилитации);

- социальный ( обучение, соцобеспечение и т.д).

Принципы реабилитации: начало реабилитации с момента возникновения болезни или травмы; комплексное восстановление функционирования органов и систем; внедрение достижений науки и техники в процесс реабилитации; доступность реабилитации.

Основные подходы реабилитации: интеграция всех методов; гармонизация и сочетаемость средств; индивидуальный подход к ребенку. Таким образом, в РФ формируется система реабилитации, направленная на улучшение физического, духовного и социального благополучия ребенка-инвалида.

Так как вначале XXI в. сознание людей все более и более обращается к детям-инвалидам, наше государство и общество всячески стремится оказать им помощь и поддержку, устранить барьеры, мешающие им стать частью общества. Прежде всего Правительство РФ создает различные программы, направленные на социальную интеграцию и отсутствие барьеров в жизни детей-инвалидов. Поворотным моментом в данной области стал федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», главной особенностью которого является обозначение понятия «инвалидность», а также предоставление инвалидам гражданских прав и свобод, возможности их безбарьерного существования.

        В 1996-1997гг. была         разработана президентская программа «Дети России», целью которой было «формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни»; в этой программе были предложены меры по выявлению заболеваний детей-инвалидов на ранних стадиях с использованием современных и качественных технологий, использование научно-технических и опытно-конструкторских работ для создания технических изделий для детей-инвалидов, создание домов-интернатов и реабилитационных центров для оказания помощи этим детям, а также повышение квалификации педагогов и иных работников таких учреждений. Конечно, многое в отношении детей-инвалидов после советской власти изменилось в лучшую сторону: увеличилось число реабилитационных центров для детей-инвалидов в субъектах РФ (в Москве - ФБГУ РЦЦ «Детство»; в Екатеринбурге - СРЦ «Дорога к жизни»; во Владивостоке - «Парус надежды» и т.д.); дети получили возможность дистанционного обучения (достоинствами которого являются наличие самого современного оборудования, индивидуальный подход к ребенку-инвалиду, общение со сверстниками и преподавателями, возможность получить необходимые знания и разрешить вопросы трудоустройства, участие в мероприятиях дистанционной школы и развитие своих творческих способностей); проводятся мероприятия («Мы дети Москвы» для детей-инвалидов по слуху; в 2008г.; соревнования в Марий Эл по мини-футболу в Санинском детском доме для детей-инвалидов в 2011и т.д.).

Однако мы видим, что полностью данные меры не были осуществлены: результаты опросов показали, что возможности детей по-прежнему ограничены, поскольку нет приспособлений для их передвижения, остались проблемы в получении образования (многие преподаватели дистанционной школы и родители отмечают, что стоимость оборудования явно превышена, дети боятся этого обучения или воспринимают его как игру, не исключена возможность списывания при выполнении домашнего задания, поверхностность знаний, много опечаток и ошибок, срывание сроков (оборудование привозят слишком поздно), ограниченность часов по программе, доступа и общения кроме того, в 2009г. планировалось обеспечить оборудованием на первое время около 9 тыс. детей, а обеспечили, благодаря чиновникам, примерно 7,5 тыс.)); что же касается инклюзивного образования, то здесь также имеются проблемы, о которых хорошо иллюстрирует следующая цифра: по данным соцопросов 80 % родителей крупных промышленных городов, не хотят, чтобы их ребенок учился с ребенком-инвалидом) и возможности трудоустройства (здесь главным проблемным фактором выступает коррупция: выделяются миллиарды рублей на обеспечение рабочих мест инвалидам, но все ли средства пойдут на покупку качественного оборудования); у детей низкая правовая культура и отсутствие возможности защиты своих прав; они сталкиваются с халатностью и безразличием многих медицинских и социальных работников; из-за стереотипов они не могут свободно общаться, и иметь достаточно большое и хорошее окружение.

Именно поэтому сейчас реализуется новая президентская программа «Доступная среда» (2011-2015гг.). Цель этой программы - «обеспечение равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению: к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам: открытым или предоставляемым для населения». В данной программе изложены основные проблемы детской инвалидности, а также необходимые меры для устранения этих проблем: модернизация МСЭ путем разработки новых критериев и классификаций по определению инвалидности, законопроектов по проведению МСЭ, оснащение необходимым техническим оборудованием учреждений, переподготовка, повышение квалификации специалистов, проводящих данный вид экспертизы.

Кроме того предполагается создание пандусов, поручней и иных приспособлений в общественном транспорте и других общественных местах специально для детей-инвалидов. Кроме того, планируется увеличить число школ, где дети-инвалиды могут учиться вместе с другими детьми, устранить социальную разобщенность путем проведения социологических исследований, выявляющих отношение населения к проблемам детской инвалидности; распространения идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов, создание учебной, справочной и иной литературы, посвященной данной проблеме; предполагается продолжить и расширить возможность проведения мероприятий ( фестивалей, спартакиад и т.д.) для детей-инвалидов.

Таким  образом, государство всячески стремиться решить вопросы детской инвалидности, однако непродуманность, несвоевременность, а также неблагоприятная деятельность отдельных людей мешает качественному решению этих вопросов

Прокуратура Республики Мордовия выявила многочисленные нарушения прав детей-инвалидов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты. Как сообщает пресс-служба республиканской прокуратуры, распространенными являются нарушения прав детей инвалидов на бесплатное лекарственное обеспечение.

В Лямбирском, Рузаевском, Ленинском, Краснослободском районах врачами-педиатрами не всегда выписывались рекомендованные для лечения детей-инвалидов рецепты на лекарства. Так же выявлены нарушения прав детей-инвалидов на получение технических средств реабилитации. Прокурорами Пролетарского, Кадошкинского, Ардатовского и других районов выявлены факты ненадлежащего обеспечения детей-инвалидов санаторно-курортным лечением.

Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, здравоохранения надлежащим образом не обеспечивают получение детьмиинвалидами образования. У некоторых школьников не были разработаны индивидуальные программы реабилитации, другие - не обеспечивались комплектом учебников.

До конца года все дети-инвалиды, годные по медицинским показаниям, будут охвачены системой дистанционного обучения. Об этом заявили в министерстве образования Мордовии. За последние три года в бюджет республики на реализацию проекта поступило 68 миллионов рублей. Всю необходимую технику: компьютеры, принтеры, сканеры - учителя и школьники получают от государства.

Соцстрах Мордовии уделяет особое внимание детям-инвалидам.

В Мордовии один из лучших показателей в Поволжье по обеспечению инвалидов техническими транспортными средствами. Как сообщили корреспонденты РИА "Инфо-РМ" в пресс-службе регионального отделения фонда социального страхования по республике, с начала года на 90,35% удовлетворены заявки инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями.

Инвалиды республики уже получили 362 тыс. 386 изделий технических средств реабилитации на сумму более 39 млн. рублей. В настоящее время инвалиды получили 242 комнатные кресло-коляски, 56 прогулочных, 1 тыс. 960 тростей, костылей, опор, 245 кресло-стульев с санитарным оснащением, 364 слуховых аппарата, 8 кресло-колясок с электроприводом, 49 телевизоров с телетекстом, 86 телефонных устройств с текстовым выходом, 2 тыс. 185 протезно-ортопедических изделий.

"Большое внимание уделяется детям-инвалидам. Дети-инвалиды по слуху получили 45 слуховых аппаратов, более 250 пар ортопедической обуви, 70 протезно-ортопедических изделий, 10 противопролежневых матрацев и подушек. Специально для детей с заболеванием ДЦП закуплены креслоколяски прогулочные, оснащенные подголовником.

Таким образом, Правительство РМ уделяет большое внимание детям с ограниченными возможностями и старается сделать их жизнь в обществе более комфортной.


Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. //Дефектология. – 2013, №3, С.6
  2. Индолев Л.Н. Доступность жилья, социальной инфраструктуры и среды обитания инвалидов в Росии.
  3. Президентская программа «Дети России» на 1996-1997гг.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 2014.
  5. Долгушкина А.К. Введение в социальную реабилиталогию. М., 2000.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2017.
  7. Опыт регионов России по внедрению комплексной реабилитации детей с ОВЗ. М., 1016
  8. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственных организаций. СПб., 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деяте...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...