Организационные основы профессиональной деятельности. Основы управления здравоохранением Рабочая тетрадь для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело
учебно-методический материал на тему

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного материала.

Преподаватель профессионального модуля должен научить обучающихся рациональной последовательности в работе, приемам труда, его планированию, систематичности.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  31.02.01 Лечебное дело. Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля 06 Организационно-аналитическая деятельность в раках изучения междисциплинарного курса 06.01. Организация профессиональной деятельности.

Цель подготовленной рабочей тетради заключается в методическом обеспечении самоподготовки в аудиторное и внеаудиторное время по разделам «Организационные основы профессиональной деятельности»  и «Основы управления здравоохранением» и предназначена для  обучающихся 4 курса.

В соответствии с рабочей программой профессионального модуля  разработаны по учебным темам цели обучения, критерии оценок,  представлены разнообразные виды контрольно-оценочного материала: тестовые задания разного уровня сложности, задания. В рамках реализации контекстного обучения в виде моделирования профессиональной деятельности обучающимся предлагается решение  ситуационных задач.

Задания выполняются в учебной тетради. Работа по выполнению заданий должна прививать обучающимся навыки самостоятельного поиска необходимой информации в учебных изданиях, сети - Интернет; а решение ситуационных задач способствовать развитию познавательной активности, самообразованию и самоконтролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_tetrad_barinova_burlova.docx95.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

446001 Россия, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 5

Организационные основы профессиональной деятельности

Основы управления здравоохранением

Рабочая тетрадь для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4 курса

 специальности 31.02.01 Лечебное дело

Составители: Баринова Юлия Юрьевна, преподаватель

Бурлова Наталья Геннадьевна, преподаватель

г.о. Сызрань, 2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

3

1.

Раздел «Организационные основы профессиональной деятельности»

7

1.1

Тема учебного занятия: «Место и роль фельдшера в системе здравоохранения»

Вопросы для самоподготовки

7

Задания для самоконтроля.

8

Тестовые задания

9

1.2

Тема учебного занятия: «Организация лечебно-профилактической помощи населению»

12

Вопросы для самоподготовки

13

Задание для самоконтроля

14

Тестовые задания

14

Ситуационные задачи по разделу

15

Перечень тем рефератов по разделу

23

2

2.1

Раздел «Основы управления здравоохранением»

Тема практического занятия: «Основы современного менеджмента»

24

Вопросы для самоподготовки

24

Задания для самоконтроля

25

Тестовые задания

30

2.2

Тема учебного занятия: «Управление как реализация индивидуального стиля руководителя»

32

Вопросы для самоподготовки

32

Задания для самоконтроля

33

Тестовые задания

37

2.3

Тема учебного  занятия: ««Управление качеством медицинской помощи»»

38

Вопросы для самоподготовки

39

Задание для самоконтроля

39

Тестовые задания

41

Перечень тем рефератов по разделу

43

Перечень литературы для самоподготовки по разделам

43


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного материала.

Преподаватель профессионального модуля должен научить обучающихся рациональной последовательности в работе, приемам труда, его планированию, систематичности.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  31.02.01 Лечебное дело. Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля 06 Организационно-аналитическая деятельность в раках изучения междисциплинарного курса 06.01. Организация профессиональной деятельности.

Цель подготовленной рабочей тетради заключается в методическом обеспечении самоподготовки в аудиторное и внеаудиторное время по разделам «Организационные основы профессиональной деятельности»  и «Основы управления здравоохранением» и предназначена для  обучающихся 4 курса.

В соответствии с рабочей программой профессионального модуля  разработаны по учебным темам цели обучения, критерии оценок,  представлены разнообразные виды контрольно-оценочного материала: тестовые задания разного уровня сложности, задания. В рамках реализации контекстного обучения в виде моделирования профессиональной деятельности обучающимся предлагается решение  ситуационных задач.

Задания выполняются в учебной тетради. Работа по выполнению заданий должна прививать обучающимся навыки самостоятельного поиска необходимой информации в учебных изданиях, сети - Интернет; а решение ситуационных задач способствовать развитию познавательной активности, самообразованию и самоконтролю.

Освоение содержания рабочей тетради позволяет обучающимся повысить уровень в части сформированности следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК  6.1.  Рационально  организовывать  деятельность  персонала  с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК  6.2.  Планировать  свою  деятельность  на ФАПе, в здравпункте промышленных  предприятий,  детских  дошкольных  учреждениях,  центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.

ПК  6.4.  Организовывать  и  контролировать выполнение требований противопожарной  безопасности,  техники безопасности и охраны труда на ФАПе,  в  здравпункте  промышленных  предприятий,  детских  дошкольных учреждениях, центрах, офисе общей врачебной (семейной) практики.

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.

Рабочая тетрадь окажет значительную помощь обучающимся в освоении общих и профессиональных компетенций, при подготовке к дифференцированному зачету по междисциплинарному курсу и квалификационному экзамену по профессиональному модулю.

Критерии оценки:

«Отлично» -  задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» -  задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

«Удовлетворительно» - при выполнении заданий допущены неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно.


Раздел «Организационные основы профессиональной деятельности»

Тема учебного занятия: «Место и роль фельдшера в системе здравоохранения»

 Цели занятия:

 после изучения темы

обучающийся должен знать:

  • Организация лечебно-профилактической помощи населению.
  • Номенклатура учреждений здравоохранения.
  • Виды медицинской помощи.
  • Условия оказания медицинской помощи.
  • Место и роль фельдшера в системе здравоохранения.
  •  Сфера профессиональной деятельности фельдшера. Обязанности. Права. Ответственность.
  • Экспертиза временной нетрудоспособности.

обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться правовом и организационном обеспечении экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы.
  • организовать рабочее место фельдшера ФАПа.

Вопросы для самоподготовки

  1. Перечислите составляющие системы здравоохранения в РФ?
  2. Перечислите виды медицинской помощи, установленные законодательством РФ.
  3. Охарактеризуйте возможные условия оказания медицинской помощи.
  4. Перечислите формы оказания медицинской помощи.
  5. В чем отличие экстренной и неотложной медицинской помощи?
  6. Охарактеризуйте медицинские организации в соответствии с действующей номенклатурой.
  7. Каковы особенности специальности «Лечебное дело», квалификация «фельдшер»?
  8. Перечислите должности, которые имеет право занимать фельдшер.
  9. Охарактеризуйте квалификационные требования к должностям, которые имеет право занимать фельдшер.
  10. Охарактеризуйте отличия частичной и полной нетрудоспособности.
  11. Перечислите причины временной нетрудоспособности.
  12. Кто проводит и как удостоверяют экспертизу временной нетрудоспособности?
  13. В каких учреждениях проводят экспертизу стойкой нетрудоспособности?
  14. Перечислите категории медицинских работников, имеющих право выдачи листка нетрудоспособности.
  15. Перечислите категории медицинских работников, не имеющих права выдачи листка нетрудоспособности.
  16. Перечислите категории граждан, которым может быть выдан листок нетрудоспособности.

Задания для самоконтроля

1. К вам в ФАП обратился пациент Юрьев Сергей Владимирович в возрасте 38 лет. Работает водителем в транспортном предприятии. Имел полис ОМС. Жалобы на боли в горле при глотании, головную боль, ощущение жара, выраженную слабость. Болен 2 день. После переохлаждения температура тела резко повысилась до 38,4 'С. Практически не лечился, но на работу не пошел уже вчера. При объективном обследовании: температура тела 38,6 °С. Кожный покров повышенной влажности, горячий на ощупь. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненны. Зев ярко гиперемирован. Миндалины увеличены имеются гнойные налеты. Со стороны бронхолегочной системы изменений не выявлено. Тоны сердца ритмичные, ясные, тахикардия. Артериальное давление 125/70 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Физиологические отправления в норме.

Заполните документ о временной нетрудоспособности.

2. К вам в ФАП обратился пациент Никишин Владимир Андреевич, в возрасте 17лет, студент строительного колледжа. Имеет полис ОМС. Жалобы на насморк, чихание, головную боль, повышение температуры тела до 37,4 *С. Болен 1 день. Связывает заболевание с контактом с больными однокашниками. При объективном обследовании: температура тела 37,2 °С. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненны. Симптомы ринита. Зев гиперемирован. Миндалины не увеличены. Со стороны бронхолегочной системы изменений не выявлено. Тоны сердца ритмичные, ясные, 82 в минуту. Артериальное давление 120/70 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Физиологические отправления в норме.

Заполните документ о временной нетрудоспособности.

Тестовые задания

        Инструкция: отметьте один правильный ответ        

  1. К видам медицинской помощи относят:

а)        первичную медико-санитарную;

б)        экстренную;

в)        неотложную;

г)        плановую.

  1. Формы оказания медицинской помощи:

а)        первичная медико-санитарная;

б)        скорая;

в)        паллиативная;

г)        экстренная.

  1. Экстренную медицинскую помощь оказывают при внезапных острых заболеваниях, состояниях:

а)        представляющих угрозу жизни пациента;

б)        без явных признаков угрозы жизни пациента;

в)        отсрочка оказания медицинской помощи при которых не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

  1. Неотложную медицинскую помощь оказывают при обострении хронических заболеваний:

а)        представляющих угрозу жизни пациента:

б)        без явных признаков угрозы жизни пациента:

в)        не сопровождающихся угрозой жизни пациента, даже в случае отсрочки оказания помощи на определенное время.

  1. Плановую медицинскую помощь оказывают при внезапных острых заболеваниях:

а)        представляющих угрозу жизни пациента;

б)        без явных признаков угрозы жизни пациента;

в)        при которых отсрочка оказания помощи на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью

     6. Фельдшер может занимать следующие должности:

а)        фельдшер;

б)        скорая и неотложная помощь;

в)        лечебное дело;

г)        наркология.

7. В структуре ФАП не предусмотрено наличие;

а)        процедурной;

б)        кабинета акушерки;

в)        рентгеновского кабинета;

г)        кабинета экстренного приема родов.

8. Причинами временной нетрудоспособности могут быть;

а)        бактерионосительство у лица, работающего в строительном бизнесе;

б)        медицинское обследование при проведении диспансеризации;

в)        карантин при контакте с заболевшими инфекционными заболеваниями;

г)        санаторно-курортное лечение при отсутствии направления лечащего врача.

9. Листок нетрудоспособности выдают:

а)        при отсутствии признаков временной нетрудоспособности:

б)        лицам, у которых заболевание наступило в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудовой деятельности;

в)        находящимся под стражей или административным арестом;

г)        учащимся образовательных учреждений СПО.

  1. Листок нетрудоспособности не выдают:

а)        индивидуальным предпринимателям;

б)        физическим лицам, занимающимся частной практикой

в)        учащимся учреждений профессионального образования;

г)        священнослужителям.

  1. Фельдшер ФАЛ единолично выдает листок нетрудоспособности при первом приеме пациента единовременно на срок;

а)        до 3 календарных дней;

б)        5 календарных дней;

в)        10 календарных дней;

г)        2 нед.

  1. Максимально листок нетрудоспособности может быть продлен фельдшером на срок:

а)        до 5 календарных дней;

б)        7 календарных дней;

в)        10 календарных дней;

г)        2 нед.

  1. Продление листка нетрудоспособности фельдшером до 30 календарных дней возможно:

а)        самостоятельно;

б)        после консультации со специалистами;

в)        после консультации с врачебной комиссией медицинской организации;

г)        после консультации с участковым терапевтом.

  1. Листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет, находящимся на амбулаторном лечении, выдают:

а)        до 10 календарных дней;

б)        до 15 календарных дней;

в)        до 1 мес;

г)        на весь период болезни.

  1. Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдавать фельдшер:

а)        может;

б)        не может.

Тема учебного занятия: «Организация лечебно-профилактической помощи населению»

 Цели занятия:

 после изучения темы

обучающийся должен знать:

  • Первичная медико-санитарная помощь.
  • Роль фельдшера в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
  • Организация работы фельдшера в условиях ФАП взрослому, детскому, женскому и декретированному населению.  Виды деятельности ФАП.
  • Организация деятельности фельдшерских здравпунктов промышленных предприятий, образовательных организаций.
  • Основы организации оказания экстренной помощи населению.
  • Техника безопасности и охрана труда

обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в сфере профессиональной деятельности фельдшера в условиях ФАПа

Вопросы для самоподготовки

  1. Охарактеризуйте объем медицинской помощи, оказываемой в рамках ПМСП.
  2. Перечислите виды ПМСП.
  3. В соответствии с каким принципом оказывают ПМСП?
  4. Охарактеризуйте деятельность фельдшера в условиях кабинета (отделения) доврачебной помощи.
  5. Охарактеризуйте деятельность фельдшера в условиях отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи.
  6. Охарактеризуйте деятельность фельдшера в условиях отделения (кабинета) профилактики.
  7. Охарактеризуйте принципы организации ФАП.
  8. Назовите рекомендуемые штатные нормативы ФАП.
  9. Перечислите виды медицинской деятельности, осуществляемые в условиях ФАП.
  10. Охарактеризуйте мероприятия, осуществляемые в рамках лечебно-диагностической деятельности ФАП.
  11. Охарактеризуйте мероприятия, осуществляемые в рамках медико-профилактической деятельности.
  12. Охарактеризуйте мероприятия, осуществляемые в рамках медико-социальной помощи.
  13. Перечислите условия лекарственного снабжения ФАП.
  14. Перечислите принципы организации фельдшерского здравпункта.


Задание для самоконтроля

1. Составьте перечень приказов, регламентирующих порядок оказания медицинской помощи в пределах компетенции фельдшера (используйте любую из справочно-правовых систем).

Тестовые задания

Инструкция: отметьте один правильный ответ.

1. Обязательным условием допуска фельдшера к исполнению профессиональных обязанностей фельдшера ФАП служит наличие:

а)        документа о профессиональной переподготовке;

б)        сертификата специалиста;

в)        стажа работы не менее 1 года;

г)        стажа работы не менее 3 лет.

2. ПМСП оказывают:

а)        в плановой форме амбулаторно в рамках региональной программы модернизации здравоохранения;

б)        неотложной форме амбулаторно в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи;

в)        плановой форме в стационаре в рамках региональной программы модернизации здравоохранения;

г)        неотложной форме в стационаре в строгом соответствии с демографическими показателями общественного здоровья в регионе.

3. Вид ПМСП, оказываемой фельдшером самостоятельно:

а)        первичная доврачебная;

б)        первичная врачебная;

в)        первичная специализированная;

г)        паллиативная.

4. Фельдшер кабинета неотложной медицинской помощи осуществляет мероприятия:

а)        по формированию здорового образа жизни пациента;

б)        укреплению здоровья населения

в) обучению населения вопросам оказания первой помощи;

г) оказанию медицинской помощи при внезапных  острых заболеваниях и состояниях;

5. Поводами для вызова СМП в экстренной форме считают случаи:

а)        необходимости констатации смерти;

б)        психических расстройств, сопровождающихся действиями i пациента, представляющими непосредственную опасность , для него или других лиц;

в)        внезапного обострения гипертонической болезни без явных признаков угрозы жизни, требующего срочного медицинского вмешательства;

г)        внезапного острого заболевания без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства.

  1. Поводами для вызова СМП в неотложной форме считают случаи:

а)        нарушения сознания, представляющего угрозу жизни;

б)        психических расстройств, сопровождающихся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

в)        внезапного болевого синдрома, представляющего угрозу жизни;

г)        необходимости констатации смерти.

Ситуационные задачи по разделу

Инструкция

  1. Внимательно прочитайте задачу. Составьте план оказания вида профессиональной деятельности в пределах своих полномочий.

Время выполнения задания – 15 минут.

Задача 1

Зимой на улице при температуре воздуха – 26 градусов лежал мужчина, по внешнему виду бомж. Прохожий вызвал скорую помощь. Приехавший фельдшер почувствовал запах алкоголя и, не обнаружив при осмотре признаков каких – либо повреждений или заболеваний,  сообщил в полицию, чтобы его забрали, а сам уехал. Приехавшие полицейские, однако,  убедились, что наряду с запахом алкоголя у мужчины очень слабое, аритмичное дыхание, бессознательное состояние. Поэтому потребовали, чтобы скорая помощь доставила больного в стационар, так как ему требуется медицинская помощь. Спор по телефону продолжался 30 минут, а через час мужчину доставили в стационар, где он утром скончался. При судебно – медицинском исследовании трупа установлено, что смерть наступила от действия низкой температуры при средней степени опьянения.

Задания:

Контроль сформированности ПК, ОК

1.Проанализируйте данную ситуацию, составьте план правильного действия фельдшера с учетом соблюдения психологических и этических аспектов, с соблюдением техник безопасности работы в команде.

ПК 6.1,  ПК 6.2, ПК  6.4.

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6,ОК 7, ОК 10,  ОК 11, ОК 12.

2.Расскажите какую  медицинскую документацию необходимо заполнить.

ПК 6.3.

 ОК 4, ОК 5.

3.Какая нормативно – правовая документация регламентирует вашу деятельность.

ПК 6.5.

ОК 8, ОК 9, ОК 13.

Во всех остальных задачах задания выше обозначенные.

Задача 2

Детский сад в течение 4 дней посещал ребенок с признаками кишечной инфекции. Фельдшер неоднократно осматривал его, но не отстранил от посещения детского дошкольного учреждения, вследствие чего в детском саду возникла вспышка кишечной инфекции.

Задача 3

Больному К. необходимо переливание крови,  но по религиозным соображениям он категорически отказывается от него.

Задача 4

В медпункт школы был доставлен ученик пятого класса, который  на перемене упал и получил  закрытый перелом предплечья.

Задача 5

Пациенту В. средним медицинским работником (фельдшером) была ошибочно перелита кровь другой группы.  Это вызвало развитие гемотрансфузионного шока.

Задача 6

В фельдшерский пункт обратился больной, который, поскользнувшись, упал на вытянутую руку и ударился правым плечом об асфальт. Фельдшер сделал  ему  в/м инъекцию обезболивающего средства и отпустил домой.  

Задача 7

Средний медицинский работник (фельдшер), ассистируя хирургу при амбулаторной операции по поводу доброкачественной опухоли пальца левой кисти, проявил грубую небрежность – он не проверила состав содержимого флакона и наполнил шприц для анестезии этиловым спиртом вместо новокаина.

Задача 8

Гражданка Д., 27 лет страдала двусторонней крупозной пневмонией. Из-за того, что у нее не оказалось при себе полиса ОМС (была в гостях у родителей) вызванный к ней фельдшер станции скорой помощи  отказал в госпитализации, что стало причиной смерти Д.

Задача 9

Гражданка В., 52 лет страдала хроническим калькулезным холециститом. Так как  она была из другой области (находилась в гостях у родственников), приехавший  фельдшер скорой помощи отказал ей в госпитализации, что стало причиной развития перитонита у пациентки.

Задача 10

В школьный медицинский пункт обратился ученик шестого класса с жалобами на сильную боль в правой конечности, которая возникла в результате падения на вытянутую руку во время игры в волейбол, на уроке физкультуры. Фельдшер, сославшись на то, что ей  некогда (он опаздывает на совещание), сказала мальчику , что он просто ушибся и боль скоро пройдет, ушла. Впоследствии школьнику был поставлен диагноз: перелом костей предплечья.  

Задача 11

Больная В., 85 лет, зная о наличии онкологического заболевания (рак желудка 4 степени), неоднократно  просила фельдшера ФАПа ввести ей двойную дозу наркотического вещества, чтобы прекратить свои страдания. Фельдшер видя страдания пациентки, ввел ей двойную дозу морфина, что вызвало смерть В.

Задача 12

Заведующий ФАПом фельдшер по сговору с зав. аптекой, получив медикаменты на ФАП, утаил и принес домой 8 пачек фенолина в таблетках и 20 ампул морфина, объясняя это желанием иметь под рукой  лекарства для оказания скорой помощи больным соседям.

Задача 13

На трассе  произошла авария, при которой двое мужчин получили тяжелые повреждения и нуждались в срочной медицинской помощи. Автоинспектор остановил рейсовый автобус «Икарус» и спросил, есть ли медицинский работник, объяснив,  что необходимо оказание медицинской помощи. Получив отрицательный ответ, он разрешил автобусу продолжать движение. Остановил следом идущий микроавтобус. В нем оказался мужчина, который огорчился, что инспектор не остановил впереди идущий автобус «Икарус», ибо там был его знакомый фельдшер.  

Задача 14

Фельдшер был вызван к ребенку 6лет с гипертермическим синдромом, который возник у больного в результате заболевания гриппом. Фельдшер оказал ребенку неотложную помощь и сказал родителям о том, что забирает ребенка для госпитализации в инфекционный стационар. Родители от госпитализации категорически отказались, сославшись на то, что они сами будут лечить ребенка.

Задача 15

Фельдшер ФАПа ошибочно ввел пациентке 10 % раствор хлористого кальция, и не оказав ей никакой помощи, отправил домой. Позже выяснилось, что у пациентки развился некроз тканей.    

Задача 16

Фельдшер сообщила жене, по ее настоятельной  просьбе, о наличии онкологического заболевания у мужа. Последний,  узнав об этом диагнозе от жены,  покончил жизнь самоубийством.  На вскрытии рака не обнаружили.

Задача 17

На ФАП к фельдшеру обратилась женщина 32 лет с жалобами на боли в области живота, рвоту, повышенную температуру тела. Пациентка сообщила фельдшеру о том, что накануне она употребляла в пищу грибы, которые сама собирала в лесу. Фельдшер, осмотрев женщину, поставил ей диагноз: отравление грибами, не предпринял никаких мер по оказанию помощи, отправил женщину домой, посоветовав ей промыть желудок. Через 6дней женщина умерла в ЦРБ от обширного перитонита, который возник в результате перфорации червеобразного отростка.

Задача 18

На ФАП к фельдшеру обратилась женщина 43 лет с жалобами на плохое настроение, недавно перенесенную стрессовую ситуацию, нежелание общаться с окружающими, головную боль, головокружение, мелькание мушек перед глазами, дрожание кистей рук.

Фельдшер выслушал пациентку, предположив, что  у нее депрессивное состояние, развившееся в результате  перенесенной стрессовой ситуации, направил ее к психотерапевту. На следующий день у пациентки развился гипертонический криз.  

Задача 19

 Дипломированный фельдшер-экстрасенс, получил от администрации города право на занятие целительством, приобрел лицензию и, оплатив за аудиторию с группой в 30 человек, проводил в ней оздоровительные сеансы. Несмотря на отсутствие каких-либо жалоб, ему это запретили, ссылаясь на нарушение действующего законодательства.

Задача 20

Проживавшая по соседству гражданка И. обратилась к фельдшеру  с просьбой помочь задыхающемуся ребенку, на что тот ответил, что нужно вызвать скорую, ибо он не педиатр и брать на себя ответственность не имеет права. Пока женщина нашла телефон  и приехала скорая, ребенок умер от асфиксии вследствие закрытия дыхательных путей попавшим в горло кедровым орехом.

Задача 21

Родственники пациента М. обратились к фельдшеру ФАПа, который находился дома (был выходной день) с просьбой выехать срочно на вызов, так как у пациента М. развился сердечный приступ. Фельдшер, сославшись на то, что он совсем недавно принял ванну, сможет приехать на вызов только  через час. Пациент М., не получив никакой помощи  в течении часа скончался.

Задача 22

Фельдшер, ехавший на вызов, в машине «Скорой помощи», по дороге встретил женщину с артериальным кровотечением, пострадавшую в ДТП. Другие участники ДТП остановили машину «Скорой помощи» и попросили, находящегося в ней фельдшера оказать помощь женщине, так как ее состояние  быстро ухудшалось, но фельдшер, сославшись на то, что его ждет пациент с приступом бронхиальной астмы, не оказал женщине никакой помощи и уехал.

Задача 23

На ФАП к фельдшеру обратилась беременная женщина 30 лет (срок беременности 27 недель) с высоким А/Д (160 и 100). Фельдшер, осмотрев женщину, сказал, что ей нужно ехать в ЦРБ. Женщина отправилась в ЦРБ на общественном транспорте.

Задача 24

На ФАП к фельдшеру обратился пациент с гипертермическим синдромом, страдающий ВИЧ-инфекцией. Фельдшер, сославшись на то, что пациент болен инфекционным заболеванием, посоветовал ему обратиться в инфекционное отделение ЦРБ, не оказав при этом больному никакой помощи.

Задача 25

В медпункт школы был доставлен ученик пятого класса, который  на перемене упал и получил  закрытый перелом предплечья.

Задача 26

Фельдшера скорой помощи  вызвали на строительную площадку. Рабочему 28 лет, на правую голень упала металлическая балка. Пострадавший стонет от боли. Бледен, покрыт холодным потом. На передней поверхности верхней трети правой голени имеется рана размером 10 х 3 см, из которой пульсирующей струей вытекает алая кровь. Фельдшер ввел пострадавшему  обезболивающее средство и наложил на рану давящую повязку. Через час пострадавшего мужчину доставили в хирургическое отделение с геморрагическим шоком.

Задача 27

Фельдшер заводского медпункта осматривает больного. При разрушении металлического диска пилы при резке металлических изделий рабочий получил осколочное ранение грудной клетки.

 Жалуется на чувство нехватки воздуха, удушье нарастает с каждым вдохом. Лицо синюшного цвета. На грудной стенке справа между срединно – ключичной и передне-подмышечными линиями в проекции пятого ребра имеется рана 3х4см, из которой раздаются фыркающие звуки на вдохе и выдохе. Фельдшер ввел пострадавшему морфин. Наложил на рану окклюзионную повязку и отвез его домой на заводской машине.

Задача 28

В ФАП обратился больной с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры до 37,5, затруднения при жевании и судорожные подергивания жевательных, мимических мышц лица, а также мышц вокруг раны стопы, полученной около недели назад при строительных работах. Фельдшер обработал рану раствором хлоргексидина, приписал пациенту антибиотики и попросил его прийти на  повторный осмотр через 4 дня.

Задача 29

Фельдшер ФАПа  вызван к больному 40 лет, который жалуется на боли в прямой кишке и левой ягодице, повышение температуры. Болен 3 дня с появления многократного жидкого стула,2 дня назад появились боли в прямой кишке, левой ягодице, опухолевидное образование, повышение температуры до 380 С. После осмотра пациента фельдшер назначил лечение: антибиотики,  ректальные свечи с анестезином.

Задача 30

На ФАП, к фельдшеру обратилась женщина с просьбой прийти на вызов  и оказать помощь  ее сестре, страдающей 10 лет бронхиальной астмой. Фельдшер, узнав о том,  что пациентка приехала в гости к сестре из другого региона,  отказался прийти на вызов.


Перечень тем рефератов по разделу

  1. Номенклатура учреждений здравоохранения.
  2. Правовые и организационные основы лекарственного обеспечения в условиях ФАП. 
  3. Организация деятельности фельдшерского здравпункта промышленных предприятий.
  4. Организация деятельности фельдшерского здравпункта образовательных организаций.
  5. Понятие о временной нетрудоспособности, порядок выдачи листков нетрудоспособности.
  6. Правовое и организационное обеспечение медико-социальной экспертизы.
  7. Основы организации оказания экстренной помощи населению.
  8. Техника безопасности и охрана труда.
  9. Обеспечение пожарной безопасности ФАП.
  10. Обеспечение антитеррористической безопасности ФАП.
  11. Экономическая эффективность деятельности медицинской организации. Критерии и механизмы контроля качества медицинской помощи.

Раздел «Основы управления здравоохранением»

 Тема практического занятия: «Основы современного менеджмента»

Цели занятия:

         после изучения темы

обучающийся должен знать:

  • Понятие «менеджмент».
  • Направления менеджмента в здравоохранении.
  • Предмет и принципы менеджмента.
  • Основные функции менеджмента.
  • Процесс управления. Методы управления.
  • Классификация стимулов.
  • Механизм контроля деятельности медицинской организации.

обучающийся должен уметь:

  • Рационально организовать деятельность  персонала и соблюдать этические и психологические аспекты работы в команде.
  •  Анализировать эффективность своей деятельности.

Вопросы для самоподготовки

  1. Дайте определение  понятию «менеджмент».
  2. Перечислите цели и задачи процесса управления медицинской организацией.
  3. Какие фазы процесса управления вам известны?
  4. Перечислите направления менеджмента, актуальные для здравоохранения.
  5. Охарактеризуйте общие принципы менеджмента.
  6. Перечислите методы управления.


Задания для самоконтроля

1. ФАП обеспечивает ПМСП население численностью 2826 человек. Из них: мужчин — 1285 человек; женщин — 1541 человек; детей в возрасте до 1 года — 29 человек; детей в возрасте от I года до 18 лет — 672 человека; взрослое население в возрасте от 18 до 60 лет — 1529 человек; взрослое население в возрасте старше 60 лет — 596 человек; женщин в возрасте от 15 до 49 лет — 869 человек.

Штатные работники — заведующий ФАП (1 ставка), медицинская сестра (1 ставка), санитарка (1 ставка).  Заведующий ФАП выполняет должностные обязанности акушерки на 0,5 ставки. Заведующий ФАП: специальность — «Лечебное дело», квалификация — фельдшер, медицинский стаж — 5 лет 8 мес, в системе ДПО не обучался.

Медицинская сестра: специальность — «Сестринское дело», квалификация — медицинская сестра, медицинский стаж — 12 лет, сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» выдан 6 лет 3 мес назад после обучения на соответствующем цикле повышения квалификации, квалификационная категория — первая, присвоена 3 года назад.

Заполните табл.1.

Специалисты

Число ставок

(по штатному

расписанию)

Число занятых

ставок

Число физических

лиц

Укомплектованность

штата, %

Имеют сертификат

специалиста

Имеют

квалифи-

кационную

категорию

Повышение

квалификации

II

I

Высшая

Последнее

Планируемые сроки, форма,

специальность тема

Таблица 1 - Укомплектованность штата и профессиональный уровень медицинских кадров ФАП

Сформулируйте выявленные проблемы.

Тест «Как организовать работоспособный коллектив»

Прочитайте предложения. Отметьте галочкой те из них, которые характерны для вас. Отметьте крестиком те из них, которые вам не свойственны. Все остальные предложения не отмечайте.

  1. Я делаю оригинальные предложения.
  2. Я нахожу промахи и оплошности, которые другим не удается заметить.
  3. У меня есть способность организовывать людей.

    4. Я определяю цели, которые могут иметь более широкое применение, чем лишь в непосредственной задаче.

  1. Мое продуманное суждение, возможно, потребует времени, но оно обычно довольно точно.
  2. Я люблю иметь сильное влияние на решение группы.
  3. На меня можно положиться, чтобы увидеть работу выполненной.
  4. Я могу работать с людьми, которые имеют большое разнообразие личностных качеств и мировоззрений.
  5. Я часто обнаруживаю, что мое воображение рассеивается работой в группе.
  6. Я умею работать с любого рода людьми, если только они могут внести нечто стоящее в работу.
  7. Широкий спектр личностных контактов важен для моего стиля работы.
  8. Мои чувства редко мешают моим суждениям.
  9. Я пытаюсь выразить свои взгляды в ходе собраний группы.
  10. Сталкиваясь с трудностями, я борюсь, чтобы выполнить работу как следует и достичь цели.
  11. Я умею хорошо детализировать.
  12. Я заинтересован в том, чтобы помогать коллегам в их проблемах.
  13. Я критически анализирую идеи других людей, как их достоинства, так и недостатки.
  14. Я часто обнаруживаю новый подход к долговременной проблеме.
  15. Я могу координировать и продуктивно использовать способности и таланты других людей.
  16. Я заинтересован в завершении и совершенствовании всех свою начинаний.
  17. Я получаю особое удовольствие от изучения идей и технических приемов, которые для меня новые.
  18. Мне трудно максимально отдаваться работе, цели которой не определены четко и ясно.
  19. Я не очень заинтересован в лучшем познании людей.
  20. Я чувствую, что иногда стоит рискнуть и навлечь на себя некоторую временную непопулярность, чтобы преуспеть в распространении своих взглядов в группе.
  21. У меня творческий подход к решению проблем.
  22. Я больше заинтересован в практической осуществимости, чем в новых идеях.
  23. Я нахожу свои личные умения особенно подходящими для достижения согласия в группе.
  24. Обычно я могу найти аргумент, чтобы отклонить неразумные предложения.
  25. Обычно я знаю человека, чьи специальные знания особенно нужны.
  26. Я больше исполнитель, чем инициатор
  27. Я чувствую себя в своей стихии, когда работа требует высокой степени концентрации и внимания.
  28. Я охотно подчеркиваю собственную точку зрения на собраниях группы.
  29. Я хорошо уживаюсь с другими людьми и упорно работаю ради команды.
  30. В большинстве ситуаций я имею независимый и новаторский взгляд.
  31. Я сохраняю устойчивый систематический подход, каким бы ни было давление.
  32. У меня довольно напористый характер, но я реагирую на нужды других людей.
  33. Я счастлив брать на себя лидерство, когда требуется действие.
  34. Я внимательно исследую последние идеи и развитие.
  35. Я люблю тщательно взвешивать и оценивать спектр предложений, прежде чем сделать выбор.
  36. Быть занятым дает мне истинное удовлетворение.
  37. Я могу видеть, как идеи и технические приемы могут быть использованы в новых взаимоотношениях и ситуациях.
  38. Я сильно реагирую, когда собрание, похоже, теряет из виду главную цель.
  39. Мне доставляет удовольствие примерять различные точки зрения.
  40. Я всегда готов поддерживать хорошие проекты или предложения.
  41. Кажется, у меня развито естественное чувство срочности в любой работе, которую я предпринимаю.
  42. Я придаю особое значение следованию интересным идеям или людям.
  43. Я предпочитаю подходить к проблемам тщательным аналитическим образом.
  44. Я думаю, что обладаю талантом распределять конкретные шаги, которые необходимо предпринять.
  45. Я думаю, я могу рекламировать или популяризировать идеи, которые интересуют меня.
  46. У меня есть тенденция видеть модели там, где другие люди обычно видят несвязанные предметы.
  1. Я думаю, я могу рекламировать  или популяризировать идеи, которые интересуют меня.
  2. У меня есть тенденция видеть модели там, где другие люди  обычно видят несвязанные предметы.
  3. Я готов волевым путем огласить мою личную точку зрения, если это необходимо.
  4. Я вижу обе стороны проблемы и принимаю решения, приемлемые для всех.
  5. Я бдительно слежу за областями, где может потребоваться помощь.
  6. Я люблю устанавливать критическое различие между альтернативами.
  7. Я наилучшим образом работаю, когда задачи и цели ясно определены.
  8. Я внимательно наблюдаю за областями, где могут возникнуть трудности.

Оценка результатов: поставьте против предложений, отмеченных галочкой, 2 очка, против неотмеченных предложений — 1 очко, против предложений, отмеченных крестиком, — 0.

Оценка теста.

Для определения личностных качеств подсчитайте очки в пунктах:

  • 1,9, 18, 25, 34, 41, 50 — генератор идей;
  • 3, 10, 19, 27, 36,43, 52 — председатель;
  • 5, 12, 17, 28, 39, 47, 54 — арбитр;
  • 7, 14, 22, 26, 35, 48, 55 — исполнитель;
  • 8, 16, 23, 30, 33,44, 53 — коллективист;
  • 6, 13, 24, 32, 37,42, 51 — надсмотрщик;
  • 4, 11, 21, 29, 38, 46, 49 — снабженец;
  • 2, 15, 20, 31,40, 45, 56 — отделочник.

Классификация и характеристика личностных типов представлена

в табл. 1


Тип

Типичные черты

Позитивные качества

Допускаемые

слабости

Генератор

идей

Серьезный мыслитель, индивидуалист

Воображение, интеллект, знания

Склонен недооценивать практические детали и протоколы

Предсе

датель

Спокойный, самоуверенный, контролирует себя

Сильное ощущение целей. Способен оценивать людей по их достоинствам, без предубеждений

В смысле интеллекта или творческих способностей — ординарен

Исполни

тель

Консервативный, исполнительный, предсказуем ы й

Организаторские способности, практический смысл, трудолюбие, самодисциплина

Отсутствие гибкости, не реагирует на недоказанные идеи

Коллек

тивист

Социально ориентированный , довольно мягкий, чувствительный

Способен поддерживать дух команды, отвечать людям и ситуации

Нерешительность в моменты кризисов

Надсмотр-

шик

Общительный,

динамичный,

взвинченный

Напористость, готовность преодолеть инерцию коллектива

Склонен к раздражительности, нетерпению, неэффективной деятельности

Снабже

нец

Интересуется только внешней стороной вопроса, но энтузиаст

Способен устанавливать контакты с людьми и выискивать новое

Склонен терять интерес, как только первое очарование пропало

Отделоч

ник

Старательный, кропотливый, организованный, добросове стн ы й, беспокойный

Способен к доведению дела до конца. Педант, склонен к усовершенствованию

Склонен беспокоиться по мелочам

Арбитр

Трезвый, неэмоциональный, благоразумный

Расчетлив, практичен, рассудителен

Отсутствие вдохновения и способности мотивировать других

Тестовые задания

1. Планирование — это:

а)        оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели;

б)        делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности;

в)        побуждение к действию;

г)        определение типа организационной структуры.

2. Организация как функция процесса управления предполагает:

а)        оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели;

б)        делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности;

в)        побуждение к действию;

г)        разработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды.

3. Виды контроля:

а)        государственный;

б)        ведомственный;

в)        внутренний;

г)        заключительный.

4. Формы контроля:

а)        внутренний;

б)        предварительный;

в)        текущий;

г)        заключительный.

5. Наиболее эффективные управленческие решения;

а)        рациональные;

б)        оптимальные;

в)        недопустимые;

г)        нерациональные.

6. Материальным стимулом формирования мотивации может быть:

а)        обучение и повышение квалификации персонала:

б)        предоставление возможности карьерного роста;

в)        регулирование рабочего времени и перерывов;

г)        услуги социального характера, предоставляемые учреждением.

7. Нематериальным стимулом формирования мотивации может быть:

а)        вознаграждение за участие в инновационных процессах;

б)        изменение содержания труда;

в)        услуги социального характера, предоставляемые учреждением;

г)        урегулирование проблем оплаты труда с учетом его качества.

Тема учебного занятия: «Управление как реализация индивидуального стиля руководителя»

 Цели занятия:

 после изучения темы

обучающийся должен знать:

  • Понятие о лидерстве и стиле руководства.
  • Теории лидерства.  
  • Уровни управления в здравоохранении.
  • Модели адаптивного руководства.
  • Принятие управленческих решений.
  • Методы, используемые для принятия управленческих решений.
  • Алгоритм подготовки и реализации управленческих решений

обучающийся должен уметь:

  • Ориентироваться  в типологиях лидерства.
  • Подготовить презентационный материал по стилям руководителя.

Вопросы для самоподготовки

  1. Установите соотношение между понятиями «лидер» и «руководитель».
  2. Охарактеризуйте уровни управления в здравоохранении.
  3. К какому уровню управления относят фельдшера, занимающего должность заведующего ФАП?
  4. Перечислите группы ролей, которые должен выполнять руководитель.
  5. Опишите традиционную классификацию стилей руководства. Какие факторы могут влиять на поведение лидера, выбор стиля руководства?
  6. Перечислите стили лидерства, соответствующие степени зрелости персонала.
  7. Охарактеризуйте адаптивную модель системы управления.

Перечислите важнейшие лидерские качества

Задания для самоконтроля

Тест «Оценка стиля руководства»

Предлагаемый тест состоит из пяти блоков суждений относительно применяемого стиля руководства. Оценивающий выбирает те суждения, которые наиболее четко характеризуют менеджера. Данные опроса усредняются и обобщаются, в результате формируется представление о применяемом стиле управления.

Инструкция. Из приведенных ниже суждений выберите и обведите кружками те, которые характеризуют данного руководителя.

  1. й  блок
  1. Централизует руководство, требует, чтобы обо всех делах докладывали лично ему.
  2. Четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.
  3. В выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать, что просто «плывет по течению».
  1. й   блок
  1. Чаще обращается к подчиненным с поручениями, советами, просьбами.
  2. Всегда приказывает, наставляет, но никогда не обращается с просьбами.
  3. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
  1. й   блок
  1. Решает только те вопросы, которые сами назревают, не старается заранее предусмотреть их возникновение.
  2. Старается решать дела вместе с подчиненными, единоличный поход приемлем только в отношении самых срочных и оперативных вопросов.
  3. Единолично вырабатывает решения или отменяет их.
  1. й  блок
  1. Любимый лозунг «Давай-давай!».
  2. Пожалуй, не очень требовательный человек.
  3. Требовательный, но одновременно и справедливый.
  1. й   блок
  1. Не может влиять на дисциплину, она определяется другими.
  2. Дисциплина выглядит хорошей, так как его боятся.
  3. Умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Обработка данных. Для руководителей характерен  

директивный, авторитарный стиль управления, если были отмечены

суждения под цифрами: 1.1, 2.2, 3.3, 4.1, 5.2 (первая цифра — номер блока, вторая — порядковый номер суждения в данном блоке);

демократический, коллегиальный стиль, если указаны цифры: 1.2, 2.1, 3.2, 4.3, 5.3; либеральный, разрешительный стиль (случай пассивного руководства), если выбраны цифры: 1.3, 2.3, 3.1, 4.2, 5.1.

Тест «Проверьте, какой вы руководитель»

    Отвечая на вопросы теста, не забудьте, что вы анализируете свое поведение, а не те знания, которые актуализировались после чтения пособия.

Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

  1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?
  2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?
  3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение?
  4. Стремитесь ли вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?
  5. Умеете ли вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировав их как сильных, средних или слабых руководителей?
  6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых назначениях?
  7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?
  8. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?
  9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?
  10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя?
  11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами (нехваткой сырья, перебоями в материально-техническом снабжении и т.п.)?
  12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?
  13. Считаете ли вы, что если бы вы имели возможность чаще бывать на «объектах», то эффективность вашего руководства значительно повысилась?
  14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те, и другие имеют один и тот же должностной статус?

Ключ. Определите количество набранных баллов по следующей таблице:

№ вопроса

Да

Нет

№ вопроса

Да

Нет

1

1

0

8

0

2

2

0

1

9

1

0

3

0

1

10

1

0

4

0

2

11

0

2

5

2

0

12

0

1

6

1

0

13

0

2

7

1

0

14

2

0

Максимально возможное количество баллов — 20.

    Если вы набрали:

от 0 до 5 баллов — по складу характера вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и т.п., не надо колебаться!

от 6 до 10 баллов — нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе;

от 11 до 15 баллов — вы относитесь к типу «руководителя-организато- ра», умеете сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблемы эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимального (реально выполняемого) плана, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение;

от 16 до 20 баллов — вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам трудно работать в «текучке». Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.

Тестовые задания

1. Технические навыки лидера означают;

а)        научное мировоззрение;

б)        профессиональные знания, умения, навыки;

в)        определенный стаж работы;

г)        личностные качества.

2. Административные навыки лидера означают:

а)        научное мировоззрение;

б)        профессиональные знания, умения, навыки;

в)        способность объективно оценивать усилия персонала;

г)        определенный стаж работы.

3. Стиль руководства — это:

а)        система методов воздействия руководителя на подчиненных;

б)        стратегия развития организации;

в)        контроль выполнения планов работы;

г)        внедрение экономических стимулов.

4. Стиль лидерства не отражает:

а)        уровень образования руководителя;

б)        привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным;

в)        используемый тип власти;

г)        степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным.

5. Управленческое решение — это выбор альтернативы в условиях:

а)        определенности;

б)        вероятной определенности;

в)        неопределенности;

г)        конкретной управленческой ситуации.

6. Управленческие ситуации, для которых есть заранее отработанное решение, считают:

а)        стандартными;

б)        ординарными;

в)        уникальными;

г)        феноменальными.

Тема учебного  занятия: ««Управление качеством медицинской помощи»»

Цели занятия:

           после изучения темы

обучающийся должен знать:

  • Понятие «качество медицинской помощи».  
  • Компоненты качества медицинской помощи.
  • Показатели качества результата медицинской помощи.
  • Управление качеством медицинской помощи.
  • Контроль качества медицинской помощи.
  • Факторы, влияющие на качество медицинской помощи.
  • Критерии контроля качества медицинской помощи.  

обучающийся должен уметь:

  • Ориентироваться  в характеристиках и компонентах качества медицинской помощи, методах и технологиях контроля качества медицинской помощи.
  • Ориентироваться в международных стандартах управления качеством медицинской помощи.

Вопросы для самоподготовки

  1. Дайте определение понятия КМП.
  2. Перечислите компоненты КМП.
  3. Охарактеризуйте показатели качества результата медицинской помощи.
  4. Каким образом определяют степень удовлетворенности потребностей пациентов?
  5. Охарактеризуйте структуру системы управления КМП.

Задание для самоконтроля

Составить анкету по оценке качества оказания медицинских услуг.

Вступительная часть

Формулировки преамбулы анкеты должны включать следующие позиции (табл. 1).

Таблица 1

Формулировки преамбулы анкеты

Содержание

Пример

Название

Анкета пациента клиники «Медицина»

Приветствие

Уважаемый пациент!

Описание, кто и зачем проводит анкетирование

Администрация клиники «Медицина» проводит изучение мнения пациентов по вопросам повышения качества обслуживания

Правила заполнения анкеты

Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой в отведенное для этого место

Подчеркивание значимости мнения  респондента

Пожалуйста, ответьте на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас


Рекомендации по составлению основной части анкеты

Виды вопросов анкеты

  • Закрытый дихотомический (варианты ответов «да», «нет»).
  • Закрытый альтернативный (надо выбрать один ответ).
  • Поливариативный (можно выбрать несколько вариантов ответа)
  • Ранговый (необходимо указать степень важности чего-либо).
  • Открытый (респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ).

Общие правила оформления анкеты

  • Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 пт).
  • Текст вопроса печатают жирным шрифтом, а варианты ответов — без выделения.
  • Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами.
  • Вопросы должны быть заданы в вежливой форме, этичны и грамматически верны.
  • Вопросы должны быть простыми, ясными, без оборотов и специальных терминов.
  • Ответы должны давать конкретный результат.
  • Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
  • Если вопрос открытый, необходимо оставлять достаточно места, чтобы можно было вписать ответ от руки.
  • Для фиксации ответов на закрытый вопрос желательно делать пометки в квадрате, соответствующем каждому варианту ответа или обводить номер ответа, а не зачеркивать (подчеркивать).

Рекомендации по составлению заключительной части анкеты

        Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях, чтобы пациенты имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты (например, Ваши пожелания и предложения клинике).

        Информация о респонденте. В этот раздел должны попасть те данные о пациенте, которые необходимы для качественного анализа полученных результатов, т.е. социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, принадлежность к тому или иному социальному классу, семейное положение, количество детей и др.).

Тестовые задания

1. Компонентами качества служат все, кроме:

а)        структурного качества;

б)        дизайна качества;

в)        технологии качества;

г)        качества результата

2. Структурное качество характеризуется:

а)        кадровым обеспечением лечебного процесса;

б)        применением Порядков оказания медицинской помощи;

в)        применением технологических стандартов;

г)        отсутствием жалоб пациентов.

3. Качество результата оценивают:

а)        по кадровому обеспечению лечебного процесса;

б)        соответствию процесса оказания медицинской помощи Порядкам оказания МП;

в)        соответствию процесса оказания медицинской помощи технологическим стандартам;

г)        отсутствию жалоб пациентов.

4. Качество результата оценивают по отношению:

а)        к конкретному пациенту;

б)        всем больным лечебно-профилактического учреждения;

в)        населению в целом;

г)        все ответы верны.

5. Качество технологии оценивается по отношению:

а)        к конкретному пациенту;

б)        всем бальным лечебно-профилактического учреждения;

в)        населению в целом;

г)        все ответы верны.

6. Коэффициент медицинской эффективности пропорционален:

а)        числу случаев достигнутых медицинских результатов;

б)        числу случаев удовлетворенности потребителей;

в)        нормативным затратам;

г)        числу случаев соответствующих технологий.

7. Коэффициент социальной эффективности пропорционален:

а)        числу случаев достигнутых медицинских результатов;

б)        числу случаев удовлетворенности потребителей;

в)        нормативным затратам;

г)        числу случаев соответствующих технологий.

8. Коэффициент экономической эффективности пропорционален:

а)        числу случаев достигнутых медицинских результатов;

б)        числу случаев удовлетворенности потребителей;

в)        нормативным затратам;

г)        числу случаев соответствующих технологий.

9. Удовлетворенность пациента сестринским уходом означает

а)        отсутствие жалоб со стороны пациента и его родственников;

б)        оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации;

в) соответствие между потребностью пациента и восприятием им процесса и результата медицинской помощи;

г) выздоровление пациента в установленные сроки.

10. Повышению качества медицинской помощи способствует:

а)        акцент на краткосрочные цели;

б)        эффективное руководство;

в)        жесткое планирование:

г)        учет только количественных показателей.

11. Качество медицинской помощи снижает:

а)        акцент на краткосрочные цели:

б)        эффективное руководство;

в)        позитивная производственная среда;

г)        учет и контроль.

Перечень тем рефератов по разделу

  1. Теории лидерства.
  2. Модели адаптивного руководства.
  3. Теория мотивации.
  4. Принципы и формы делового общения.
  5. Современные подходы к мотивированию профессиональной деятельности.
  6. Управление качеством медицинской помощи.
  7. Современные стили управления персоналом.

Перечень литературы для самоподготовки по разделам

1. Двойников С.И., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О., Фомушкин В.И. Организационно-аналитическая деятельность. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2015.-480 с.

2. Медик В.А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. — М. ГЭОТАР-Медиа. 2013. – 288  с.

3. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент. — М.: Магистр, 2011. — 526 с.

4. Coпина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 176 с.

5. Управление персоналом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mm.top-personal.ru/

6. Федеральный образовательный портал ЭСМ (экономика, социология, менеджмент) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecsocman.hse.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.17 Экология

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОУД.17 Экология разработана для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения по ОГСЭ.01 Осн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОУД.15 Основы предпринимательства

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОУД.15 Основы предпринимательства...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.01 Лечебное дело ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля....

Методические рекомендации по разделу «Анатомическое строение человека» для студентов по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Цель данных методических рекомендаций - помочь студентам 2 курса, обучающимся по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело" (базовая подготовка) и студентам 1 курса, обуча...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Специальность 31.02.01. Лечебное дело, Клиника при инфекционных болезнях

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентовСпециальность  31.02.01. Лечебное дело ПМ 01 Диагностическая деятельность. МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Ра...