Методическая разработка практического занятия Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий
методическая разработка по теме

Маргарита Анатольевна Андреевская

Методическая разработка  "Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий",  предназначена для проведения практического занятия обучающихся по  специальности 34.02.01. Сестринское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_zhilishcha_sd.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 практического занятия

по дисциплине      Гигиена и экология человека

тема занятия          Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест.

                    Гигиена жилых и общественных зданий

Специальность      34.02.01 Сестринское дело

Курс                        первый

Селенгинск, 2018 г

«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________ Шереметова О.В.

методист

__________Гончарова Н.А.

План занятия № 3

Название Гигиена и экология человека

Специальность  Сестринское

Курс    I       Группа 621

Тема занятия Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.

Тип занятия    Комбинированное

Форма проведения Практическое

Преподаватель Андреевская М.А.

Формируемые ОК: (согласно ФГОС)

● ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

● ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ПК:

● ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

● ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

Развивающие: 

Развивать клиническое  мышление, внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, в оценке различных процессов, явлений и фактов.

Воспитательные:

Воспитывать чувства ответственного отношения к здоровью.

Интеграция темы: Междисциплинарные связи: формирование ОК2, ОК6  происходит на дисциплинах Общего гуманитарного и социально-экономического цикла, Общего гуманитарного и социально-экономического цикла, Математического и общего естественнонаучного цикла, общепрофессиональных дисциплинах, профессиональных модулях и окончательно сформировывается на преддипломной практики и государственной итоговой аттестации.

ПК 2.1, ПК 2.3  формируются на таких дисциплинах как математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, анатомия и физиология человека, основы патологии, генетика человека с основами медицинской генетики, гигиена и экология человека, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, психология, безопасность жизнедеятельности, МДК 02.02 основы реабилитации, закрепление происходит на таких дисциплинах как общественное здоровье и здравоохранение, правовое обеспечение профессиональной деятельности и окончательная сформированность происходит на производственной практике, преддипломной практике и государственной итоговой аттестации.

Место проведения: кабинет №13

Продолжительность: 180 минут

Оснащение: Раздаточный материал, методическое пособие, программное обеспечение  КТП, литература.

Источники информации

 Основная:  В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов Гигиена и экология человека, Москва «ГЭОТАР - Медиа», 2013

Дополнительная: Ю.П. Пивоваров, В.В Королик, Л.С. Зиневич Ростов-на - Дону, «Феникс», 2002

Интернет-ресурс: ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru).

ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru).

СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. 

 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"

СанПиН  2.1.3.2630 – 10''Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность''

 СП 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учреждениях»

Примерная структурно – логическая схема практического занятия

Этапы занятия

Время

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана урока

3 мин

Сообщает план урока

Слушают, записывают

3

Контроль знаний

15 мин

Применяет разные виды контроля знаний, оценивает

Отвечают, дополняют, слушают

Приложение 1

4

Практическая часть (на каждый этап указать время)          

  1. 20 мин.

  1. 20 мин.

  1. 20 мин.

4.  20 мин.

5.  20 мин.

6. 10 мин.

7. 30 мин

140 мин

Дает мотивацию изучения темы, демонстрирует на примере решения задачи, объясняет методику работы с таблицей

Внимательно слушают, смотрят и запоминают алгоритм выполнения действий, записывают в тетрадь

Самостоятельно:

1.Заполняют карту обследования квартиры

2.Определяют СК

3. Определяют естественную освещенность

4. Определяют КЕО

5. Определяют искусственную освещенность ориентировочным методом

6. Составляют санитарное заключение по учебной аудитории

7. Решают ситуационные задачи

Приложение 2

Приложение 3

5

Закрепление темы

15 мин

Применяет разные виды контроля знаний, обобщает

Слушают, записывают, участвуют в беседе, задают вопросы

Приложение  4

7

Подведение итогов

3 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки)

Слушают

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет (Вопросы для подготовки, источники инф)

Слушают, записывают

Приложение 5

Актуальность темы

Медицинский работник должен уметь оценивать риск неоптимального освещения для здоровья и состояния органа зрения, давать рекомендации по организации рационального освещения лечебно- профилактических, жилых, учебных помещений.

В помещениях используют три вида освещения: естественное (за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света), искусственное (источником являются электрические лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные лампы совмещенное освещение или смешанное (когда естественное освещение дополняется искусственным

Естественное освещение является биологически более ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Естественное освещение обеспечивает не только оптимальные условия для зрительного восприятия, но и оказывает положительное психофизиологическое воздействие на человека благодаря непосредственной связи с окружающим миром через световые проемы.

Искусственное освещение создается в помещениях источниками искусственного света - электрическими лампами накаливания или газоразрядными (люминисцентными).

Искусственное освещение может быть: общее - светильники располагаются под потолком (верхнее) или на стенках (боковое), местное - светильники расположены непосредственно над рабочей поверхностью, комбинированное освещение - сочетание местного и общего.

Лампы накаливания. Они значительно уступают газоразрядным лампам по светоотдаче и светопередаче, однако являются более надежным источником света в связи с простой схемой включения, а условия внешней среды, включая температуру воздуха, не влияют на их работу.  Люминисцентные лампы более экономичны, имеют высокую светоотдачу, спектр их приближен к естественному свету. Недостатками этих ламп являются: стробоскопический эффект, "сумеречный эффект" при освещенности ниже 75 лк; они работают при температуре воздуха +15 - 25 градусов; имеют сложную систему включения (через дроссель); чувствительны к колебаниям напряжения в сети. Светодиодные лампы вошли в обиход относительно недавно, они абсолютно безопасны для здоровья, экономичны и долговечны в использовании. Их главными положительными параметрами стали: экологичность, высокая производительность, низкое питание и увеличенный срок службы (3, 5- 10 лет), устойчивость к перепадам напряжения, универсальные типы цоколей, яркая палитра цветов, разбираемый корпус и прочее.

Приложение 1

Входной тест-контроль

вариант I

 Выберите правильный ответ:

1. Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:

а) не завися от возраста и климатического района

б) не зависят от возраста и зависят от климатического района

в) зависят от возраста и не зависят от климатического района

 2. В чем проявляются положительные стороны урбанизации:

 а) изменение климата

 б) высокий травматизм

 в) интенсивное загрязнение воздушной среды

 г) высокий экономический потенциал

3.  Промышленную зону размещают:

а) с подветренной стороны  по отношению к жилой зоне

б) на расстоянии от жилой зоны

в) рядом с жилой зоной

г) ниже жилой зоны по течению реки

4. Искусственная освещенность в учебных аудитория должна быть не менее:

а) 75 -100 лк        в) 120 – 150 лк

б) 100 – 120 лк        г) 150-300 лк

5. Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:

а) окисляемость        в) Содержание СО2

б) пыль                       г) Окислы азота

6. С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений являются:

а) воздушное        в) водяное

б) панельное        г) паровое

7. Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека,  имеют важное значение, следующие показатели:

а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и вертикали

б) температура воздуха и величина перепадов по высоте

в) скорость движения воздуха

г) температура внутренней поверхности стен

8. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений:

а) юго-запад        в) северо-запад

б) юго-восток        г) северо-восток

9. Наиболее значительным загрязнителем воздуха в помещении является:

а) формальдегид        в) СО2

б) хлор                   г) окислы азота

10. Инсоляция – это

а) освещенность солнечными лучами помещений

б) расположение окон здания по сторонам света

в) расположение жилых домов

г) искусственная освещенность

Входной тест-контроль

вариант II

Выберите правильный ответ:

1. Какие функции выполняют зеленые насаждения:

а) защитную                                 в) улучшают микроклимат

б) усиливают солнечную радиацию        

2. Предельно-допустимое содержание СО2 в воздухе в жилом помещении не должно превышать:

а) 0,1%                б) 1%                 в) 0,5%                 г) 2%

3. Естественная вентиляция – это воздухообмен, происходящий под влиянием:

а) влажности                          в) ветрового напора

б) разницы давлений        г) разницы температур наружного и комнатного воздуха

4. Гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях:

а) не менее 1,5%                        в) не менее 0,5%

б) не более 2%                         г) не более 5%

5. Площадь зеленых насаждений в микрорайоне должна быть не менее:

а) 20%                        в) 50%

б) 30%                         г) 25%

6. Световой коэффициент (СК) - это

а) отношение не застекленной поверхности окон к площади пола в помещении

 б) отношение застекленной поверхности окон к площади пола в помещении

 в) отношение не застекленной поверхности окон к площади к земле

 г) отношение  площади пола к застекленной поверхности окон  

7. Для светильников местного освещения защитный угол должен быть не менее:

а) 100                        в) 150

б) 200                         г) 300

8.  Единица измерения КЕО записывается в виде:

 а) дроби                        в) градусов

 б) %                                       г) мм

 9. Строительные материалы должны обладать:

а) низкой теплопроводностью и высокой воздухопроницаемостью

б) высокой  теплопроводностью и низкой  воздухопроницаемостью

в) высокой теплопроводностью и высокой воздухопроницаемостью    

10. Недостаточное проветривания классов, жилых помещений способствует распространению заболеваний:

а) бронхиальной астмы        в) ОРВИ

б) дифтерии        г) дизентерии

Приложение 2

Задание №1.

Заполнить карту обследования квартиры (комнаты общежития)

Карта санитарного обследования квартиры

  1. Адрес__________________________________________________________________

№ дома____________________________________________________________________

№ квартиры________________________________________________________________

  1. В чем введении находится: жилищный отдел, жилищно-строительный кооператив, учреждение_____________________________________________________________
  2. Этаж__________ Число жилых комнат в квартире___ из них с ориентацией на улицу _______, во двор ______. Затемнение соседними зданиями (есть, или нет)___
  3. Общая площадь квартиры_____ м2, общая кубатура________м3.
  4. Число семей проживающих в квартире______________ Всего человек ___, из них детей до 14 лет_______
  5. Жилая площадь на одного человека_____________ м2, воздушный куб на одного человека_________м3.
  6. Стены кирпичные, деревянные. Внутренняя отделка и состояние ее ______________, сырость есть, нет, ее причины______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Отопление центральное ________, печное ________, исправно____________(да, нет)

Достаточное ____________(да, нет). Температура воздуха в жилых комнатах в момент обследования ___________________.

  1. Вентиляция: центральная ________ (да, нет) действует____________(да, нет). Форточки ______(есть, нет). Сквозное проветривание_______________(возможно, нет,)  применяется__________________ (да, нет).
  2. Кухня: естественное освещение______________________ (достаточное, нет). Плита газовая (количество горелок), дровяная. Вентиляционные  решетки – есть, нет. Тяга____(да, нет)

Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения

Задание №2 .

Определить световой  коэффициент в учебной аудитории

Дневной свет оказывает благоприятное влияние на психическое состояние человека. Интенсивность освещённости рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При неправильном освещении снижается умственная работоспособность, быстрее наступает утомление, ухудшается координация движений.

Существенным фактором, влияющим на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, является величина, форма и расположение окон.

Световой коэффициент СК — это отношение площади застекленной части окон к площади пола. В жилых комнатах СК должен быть не менее 1/8- 1/10, в детских учреждениях, больничных палатах 1/5-1/6, в школьных классах  1/4-1/5

Выражается СК простой дробью, числитель которой — величина остекленной поверхности; знаменатель — площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого и числитель и знаменатель делят на величину числителя.

Алгоритм действий

1.Замерьте высоту и ширину застекленной части окон в учебной аудитории

2.Определите площадь застекленной части окон в учебной аудитории

3. Замерьте длину и ширину учебной аудитории

4. Определите площадь пола учебной аудитории

5. Рассчитайте световой коэффициент СК

6. Дайте гигиеническую оценку световому коэффициенту в учебной аудитории

Задание №3.

Пользуясь люксметром,   определить освещенность внутри учебной аудитории, при выключенном искусственном освещении

Цель исследования: изучение метода определения освещенности

Горизонтальная освещенность рабочей поверхности (лк) - характеризует достаточность естественного освещения при конкретных условиях (время суток и т.п.);

Освещенность определяют с помощью специальных приборов, называемых люксметрами. Единица измерения освещенности  люкс (лк). Люкс равен освещенности поверхности площадью 1м2 при падающем на нее световом потоке  в 1 люмен  (лм)  Люмен – единица измерения светового потока. Люмен равен световому потоку, испускаемому точечным источником в телесном угле 1 стерадиан при силе света в 1 канделлу (кд)

Если определение производится днем, то вначале следует определить освещенность, создаваемую смешанным освещением (естественным и искусственным), а затем при выключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными составит величину освещенности, создаваемую искусственным освещением.

Люксметр Ю 116.

Прибор предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом. Люксметр состоит из измерителя и фотоэлемента с насадками На передней панели измерителя имеются кнопки переключателя и табличка со схемой, указывающая действие кнопок и используемых насадок с диапазонами измерений.

Измеритель магнитоэлектрической системы имеет две шкалы 0—100 и 0—30. Начало диапазона измерений отмечено точками: на шкале 0- 100 точка находится над цифрой 20; на шкале 0—30 точка находится над цифрой 5. Прибор имеет корректор для установки стрелки в нулевое положение. На боковой стенке корпуса измерителя расположена вилка для присоединения селенового фотоэлемента. Для уменьшения косинусной погрешности применяется насадка на фотоэлемент, состоящая из полусферы, выполненной из белой светорассеивающей пластмассы и непрозрачного пластмассового кольца. Насадка обозначена буквой К, нанесенной  на ее внутреннюю сторону.

Эта насадка применяется совместно с одной из трех других насадок, имеющих обозначение М,Р, Т. Каждая из насадок применяется для расширения диапазонов измерений  (10, 100, 1000).

Если люксметр с холодного воздуха внесен в теплое помещение, то не следует открывать крышку футляра в течение 2—3 ч. Перед измерением устанавливают измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение. Для того чтобы проверить, находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы, фотоэлемент отсоединяют от измерителя люксметра

Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определяют выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Алгоритм действий

1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.

2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом  делении шкалы.

3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

4. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.

6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Пример. На фотоэлементе установлены насадки К, Р; нажата  левая   кнопка,  стрелка  показывает   10  делений   по шкале 0—30. Измеряемая освещенность равна 10•100 = = 1000 лк. Если величина измеряемой освещенности неизвестна, то измерение следует начинать с установки на фотоэлемент насадок К.Т.

Задание №4

Пользуясь люксметром,   определить освещенность наружной точки, находящиеся на той же горизонтальной линии.

Цель исследования: изучение метода определения освещенности

Алгоритм действий

1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.

2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом  делении шкалы.

3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

4. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.

6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Задание №5

Определение коэффициента естественной освещенности

Цель исследования: изучение метода определения коэффициента естественной освещенности

Коэффициент естественного освещения (КЕО) - отношение освещенности внутри помещения к освещенности под открытым небом, выраженное в %. КЕО - величина постоянная, характеризует достаточность естественного освещения в зависимости от внутренних факторов. КЕО представляет собой процентное отношение освещенности точки внутри помещения (Ев) к одновременной освещенности наружной точки (Ен), находящейся на той же горизонтальной плоскости и освещенной рассеянным светом всего небосвода

Для жилых помещений КЕО - не менее 1%, в учебных классах, перевязочных, родовой - не менее 1,5%, кабинетах черчения, операционных - не менее 2%;

.

Алгоритм действий

КЕО = Ев •100 / Ен   

Задание №6

Определить искусственную освещенность в аудитории ориентировочным методом

Цель исследования: изучение метода определения искусственного освещения.

Количественная оценка искусственного освещения может производиться по методу «ватт». По этому методу подсчитывают число ламп в помещении с площадью не более 50 м2 и суммируют их мощность. Полученную величину делят на площадь помещения и получают удельную мощность ламп в ваттах на 1  м2  (Р).

Освещенность (Е) рассчитывают по формуле:

  1.  Е = Р х n  

    S пола

где Р — удельная мощность светильников вт/м2,

n- количество ламп.

  1. Е х k,

где k – коэффициент, показывающий, какому количеству люксов соответствует удельная мощность

Значение коэффициента (е) в зависимости от мощности и напряжения ламп освещения

 

Мощность ламп,Вт

Коэффициент  (е)  при напряжении в сети, в

110, 120, 127

220

До 110

2,4

2,0

100 и выше

3,2

2,5

Люминесцентные  лампы

Коэффициент (k,)  =10, при напряжении в сети 220

Алгоритм действий

1. Измерить площадь учебной аудитории

2. Подсчитать количество ламп, определить их мощность Вт, и напряженность в сети.

3. Определить освещенность по формуле (3)

 Пример: Площадь комнаты 40 м2, освещение - 4 лампы мощностью 100 Вт, напряжение в сети - 220 В

Задание №7

Сделать анализ о проделанной работе

Цель задания: умение анализировать полученные данные, выявление отклонений полученных результатов от нормативных значений.

Дать рекомендации (если необходимо) для улучшения освещенности в учебной аудитории.

№ задания

Исследуемый результат

Санитарные нормы

Вывод (рекомендации)

1.

СК

2.

Ев

3.

Ен

4.

КЕО

5.

И.О

Таблица

Нормативы освещенности

Помещения жилые и производственные

Искусственное освещение, лк

КЕО %

Жилые комнаты

300

0,5

Кухни

100

0,5

Рабочий кабинет

300

1,0

Операционная

400

1,5

Палаты

50-150

1,0

Детские сады

200

1,5

Общеобразовательные учреждения

300-на столах

500 на классной доске

200 в актовых  спортзалах

500 в кабинете рисования и черчения

1,5

Приложение 3

Ситуационные задачи  

Задача 1.

Школьный класс освещается 12 лампами накаливания мощностью 100 Вт каждая.  

Площадь класса 42 м2. Рассчитайте искусственную освещенность в классе.

1. Оцените достаточность искусственного освещения;

2. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, связанных с недостаточностью освещенности.

Задача 2.

Площадь застекленной части окна 2,4 м2, в комнате площадью 29 м2 

1.Рассчитайте световой коэффициент;

2. Сравните полученный результат с гигиеническими нормами;

3. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений

Задача 3.

Учебный класс общежития курсантов освещается двумя симметрично расположенными люстрами, в которых имеется по 5 ламп накаливания мощностью 75 Вт каждая, напряжение в сети — 220 В, высота подвеса над столами — 220 см.

1. Достаточна ли освещенность учебного класса, если площадь его 40 м2, а стены и потолок окрашены в светлые тона (побелены)?

2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.

Задача 4.

Коридор казармы площадью 50 м2 освещен двумя симметрично расположенными электрическими лампами накаливания без осветительной арматуры. Напряжение в сети 220 В, мощность каждой лампы 200 Вт. Потолки и стены коридора светлые.

1. Соответствует ли уровень освещенности коридора гигиеническим нормам?

2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.

Задача 5. 

Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60м, высоту потолка - 3 м. В зале работают из 15 компьютеров. Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8 %.  Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность поверхности столов составляет на 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы в 25, относительная влажность 25 %, помещение отсутствует вентиляционная система.

Дайте гигиеническое заключение по условиям работы студентов.

1. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?

2. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?

3. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.

4. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?

Задача 6. 

По результатам гигиенических исследований параметров внутренней среды палаты для больных установлено: S палаты 16 кв.м, температура воздуха +32oС, относительная влажность - 80%, скорость движения воздуха - 0,1 м/сек (летний период года). Окна палаты ориентированы на север, световой коэффициент - 1:11, КЕО – 0,2%. Содержание СО2 – 0,2%, количество микроорганизмов в 1м³ - 1700. Искусственное освещение осуществляется светильниками прямого света (4 светильника с 2 лампами накаливания мощностью 60 ватт каждый).

1. Дайте гигиеническую оценку микроклимата, освещения и аэрации палаты;

2. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений;

3. Составьте план беседы по профилактике инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.

Задача 7. 

В детской комнате (площадь 15 м²) температура воздуха составила 20º С (холодный период года), относительная влажность - 45% скорость движения воздуха - 0,1 м/сек. Площадь форточки 0,15 м², площадь остекления окна 1,5 м². Содержание СО2 – 0,1%. Рабочий стол ребенка размещен у окна, свет падает слева. Школьник готовит уроки вечером при включенном общем освещении и настольной лампе, уровень освещенности 300 лк (лампы накаливания).

1. Оцените параметры микроклимата, освещения комнаты;

2. Дайте оценку воздушной среды комнаты;

3. Составьте план рекомендаций по улучшению микроклимата.

Задача 8.

Больные жалуются на недостаточность искусственной освещенности в палате, которая освещается двумя потолочными светильниками. В каждом из них по одной лампе накаливания мощностью 200 Вт. Площадь палаты 15 м2. Люксметра у Вас нет;

1. Можете ли Вы оценить освещенность? Правы ли больные?

2. Ваши мероприятия по улучшению искусственной освещенности в палате.
Задача 9.

Площадь палаты должна бать 36 м2, из расчета 9 м2 на 1 койку. СК= 4,5:25, принимаем за единицу 4,5, тогда 25:4,5 =1:5

СК соответствует норме.

Задача 10.

В аудитории №28 мединститута с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха с 190С поднялась до 240С, влажность воздуха — с 58% до 78%, содержание углекислого газа — с 0,7‰ до 1,6‰, скорость движения воздуха снизилась с 0,4 до 0,1м/с. Кратность воздухообмена составила 1,5 раза за час.
1. Оцените микроклимат и дайте рекомендации по его улучшению;

2. Перечислите приборы, необходимые для исследования микроклимата;

3. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, передающихся через воздух.

Приложение 4

Эталон ответа к ситуационной задаче 1.

Достаточность искусственного освещения рассчитывается «методом ватт» по формуле:

Е = n х Р / S х К, где

n – количество источников света

Р – мощность одной лампы в Вт

S – площадь помещения

К – коэффициент, показывающий какому количеству люксов соответствует удельная мощность.

В данном случае К ≈3

Е = 12х100/42х3 = 85,7 лк

        Данная величина искусственного освещения не соответствует гигиеническому нормативу. При использовании ламп накаливания уровень искусственной освещенности должен быть не менее 150 лк.

План беседы:

  1. Миопия, причины, симптомы.
  2. Профилактика.

Эталон ответа к ситуационной задаче 2.

Для расчета светового коэффициента пользуемся формулой:

СК = S заст. части окна / Sпола

Получаем результат: СК = 2,4 м2 / 29м2 = 1/12

        Данная величина светового коэффициента свидетельствует о недостаточности естественного освещения, так как гигиенический норматив СК в учебной аудитории 1/4 - 1/6; в жилых помещениях: 1/6 – 1/8.

Эталон ответа к ситуационной задаче 3.

Достаточность искусственного освещения рассчитывается «методом ватт» по формуле:

Е = n х Р / S х К, где

n – количество источников света

Р – мощность одной лампы в Вт

S – площадь помещения

К – коэффициент, показывающий какому количеству люксов соответствует удельная мощность.

В данном случае К ≈3

Е = 20х75/40х3 = 112 лк

Данная величина искусственного освещения не соответствует гигиеническому нормативу. При использовании ламп накаливания уровень искусственной освещенности должен быть для  учебных аудиторий не менее 300 ЛК. Для создания оптимальной освещенности в классе необходимо установить дополнительно лампы. 

Расчет необходимого числа ламп в помещении. На основании нормативной освещенности (СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03) и минимальной горизонтальной освещенности в люксах (табл. 2) можно рассчитать, сколько ламп требуется разместить в помещении.
1. Расчет удельной мощности ламп Р в помещении:
Р = ЕН • 10 ,             Р = 300 • 10  = 92.3
         ЕМ                                      32.5

где Р – удельная мощность ламп в помещении, Вт/м2; ЕН – нормативная освещенность в люксах (СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03); ЕМ – минимальная горизонтальная освещенность от используемых ламп при удельной мощности 10 Вт/м2 (для ламп накаливания).
2. Расчет необходимого числа ламп в помещении:
N = P • S,                   N = 92.3 • 40, = 49  
         W                               75
где N – количество ламп; Р – удельная мощность ламп в помещении, в ваттах на квадратный метр; S – площадь помещения, м2; W – мощность ламп, в ваттах.
Необходимо установить дополнительно 19 ламп накаливания. Можно заменить лампы накаливания на  люминесцентное освещение. Люминесцентные лампы имеют определенные преимущества перед лампами накаливания:

· по своему спектру они приближаются к солнечному,

· дают мягкий рассеянный свет с почти полным отсутствием теней и бликов на освещаемой поверхности,

· меньшей яркостью, что позволяет применять их без абажуров.

В классе необходимо установить 16 люминесцентных ламп, мощностью 80 Вт.

Получиться                            Е = 16х80/40х10 = 320 лк

Для люминесцентных ламп  К ≈10

Эталон ответа к ситуационной задаче 4.

Е = n х Р / S х К, где

n – количество источников света

Р – мощность одной лампы в Вт

S – площадь помещения

К – коэффициент, показывающий какому количеству люксов соответствует удельная мощность.

В данном случае К ≈3

Е = 2х200/50х3 = 24 лк

Гигиенический норматив освещенности коридора составляет 50 лк. Уровень освещенности коридора очень низкий. Для создания оптимальной освещенности необходимо добавить лампы накаливания в количестве 2.

Эталон ответа к ситуационной задаче 5.

Микроклимат помещения не отвечает гигиеническим требованиям - температура в классе на 3 С выше нормы, а относительная влажность в два раза выше, отсутствует вентиляция помещения. Не обеспечен надлежащий уровень естественного и искусственного освещения помещения.

1. Микроклимат в компьютерном классе должен отвечать следующим требованиям: температура воздуха 18-22, относительная влажность воздуха 40-60 %, скорость движения воздуха 0,1-0,2 м/с. Сухой воздух усиливает испарение через кожу, что приведет к сухости кожи и слизистых оболочек, вызовет жажду и приведет к появлению головных болей.

2. Величина искусственной освещенности на поверхности стола должна быть не менее 300 ЛК. Коэффициент естественной освещенности помещений - не ниже 1,2 % при ориентации окон на север или северо-восток. Следует помнить, что снижение КЕО может происходить по причине загрязнения оконных стекол или за счет использования занавесок.

3. Сухой воздух является причиной увеличения концентрации микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, в том числе, обладающие аллергенным действием, что может явиться причиной развития аллергических заболеваний.

4. В данном помещении повышения влажности воздуха, следует применять увлажнители воздуха ежедневно дистиллированной, заправляемые или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после занятий помещения должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздухам числе и его аэроионный состав, в т. Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм, что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их недостаточными размерами и, возможно, что окна давно не мыли или, с тем подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть исправлены, но если и они не дадут результата, следует подумать о переводе класса в другое помещение. Искусственное освещение должно осуществляться системой равномерного освещения светильниками местного освещения и. Учитывая тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже нормируемого, следует установить дополнительные источники местного освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более. 300 ЛК.

Эталон ответа к ситуационной задаче 6.

Дано

        Гигиенический норматив

S палаты 16 кв.м

Т воздуха  -   +32 oС

20-22 oС

Относительная влажность – 80%

40-60%

скорость движения воздуха - 0,1 м/сек

0,25 м/сек

СК - 1:11,

1:5, 1:6

КЕО – 0,2%.

0,5-0,7%

СО2 – 0,2%,

0.1%,

Ориентация окон палаты - С

Лучшая ориентация больничных палат в средних широтах – с В на З,

Е= 100 лк

Е=90 лк

Искусственная освещенность рассчитывается по формуле   Е = n х Р / S х К,

Е = 8 х 60 / 16 х 3 = 90 лк

Микроклимат палаты не соответствует гигиеническим нормативам, нуждается в улучшении:

1. Уменьшить влажность воздуха – просушить помещение.

2. Усилить интенсивность проветривания.

3. Добавить 1 светильник.

Эталон ответа к ситуационной задаче 7.

Параметры микроклимата и освещенность комнаты полностью соответствуют гигиеническим нормативам.

Дано

        Гигиенический норматив

S комнаты 15 кв.м

Т воздуха  -   + 20 oС

18- 22 oС

Относительная влажность – 45%

40-60%

скорость движения воздуха - 0,1 м/сек

0,1- 0, 3 м/сек

СК - 1:10,

1:8 - 1:10

СО2 – 0,1%,

0.1%,

Е= 300 лк

Е=300 лк

СК= 1.5:15, 1.5 приводим к 1, для этого 15:1,5=1:10

       

Эталон ответа к ситуационной задаче 8.

Достаточность искусственного освещения рассчитывается «методом ватт» по формуле:

Е = n х Р / S х К, где

n – количество источников света

Р – мощность одной лампы в Вт

S – площадь помещения

К – коэффициент, показывающий какому количеству люксов соответствует удельная мощность.

В данном случае К ≈3

Е = 2х200/15х3 = 80 лк

Освещенность больничной палаты должна быть не менее 100 лк. Необходимо установить еще один светильник.

Эталон ответа к ситуационной задаче 9.

Площадь палаты должна бать 36 м2, из расчета 9 м2 на 1 койку. СК= 4,5:25, принимаем за единицу 4,5, тогда 25:4,5 =1:5

СК соответствует норме.

Эталон ответа к ситуационной задаче 10.

Микроклимат не соответствует гигиеническим нормативам, нуждается в улучшении, т.к. все показатели превысили допустимые нормы

Дано

        Гигиенический норматив

Т воздуха  -   + 24 oС

18- 22 oС

Относительная влажность – 78%

40-60%

скорость движения воздуха - 0,1 м/сек

0,1- 0, 3 м/сек

1. Для улучшения микроклимата необходимо на перерыве, в отсутствии   студентов обеспечить сквозное проветривание.

2. Приборы для исследования микроклимата: термометры, чашечный или крыльчатый анемометр, психрометр Ассмана или Августа.

3. План беседы:

4. Заболевания, фактором передачи которых является воздух, причины, симптомы.

5. Профилактика.

Приложение 6

Контрольные вопросы и задачи

1.Что такое СК? Какие значения СК считаются нормальными? Как определяется СК?

2. Что такое угол падения? Какое нормальное значение угла  освещения?  Как он определяется?

3. Как проводится определение освещенности люксметром? Какие существуют нормы освещенности для класса и жилой комнаты? От каких факторов зависит уровень освещенности в помещении?

4. Дайте определение единицам люмен, люкс.

5. Что такое КЕО? Какие значения КЕО считаются нормальными для жилой комнаты и класса? Как определяются КЕО и его среднее значение.

6. Как определить искусственное освещение ориентировочным методом?

7. Освещенность в помещении 100 лк, вне помещения — 2000 лк. Рассчитайте КЕО, достаточен ли он для жилой комнаты, учебной аудитории?

8. Площадь класса 50 м2. Класс освещается 8 светильниками с лампами накаливания мощностью 200 Вт. Напряжение в сети 220 В (е=2,5). Рассчитайте ориентировочную освещенность в классе методом «ватт» и дайте гигиеническую оценку.

Приложение 7

Справочный материал

СВЕТОВОЙ КЛИМАТ - совокупность условий естественного освещения в той или иной местности за период более 10 лет.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение помещения светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих поверхностях.

КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ (КЕО) - отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещений светом неба (непосредственным или после отражения), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах.

 СВЕТОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ (СК) - отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола помещения.

УГОЛ ПАДЕНИЯ - угол, под которым световые лучи падают из окна на данную горизонтальную поверхность в помещении (на рабочий стол); образуются двумя линиями, из которых одна горизонтальная , проводится от 16 места определения (поверхность стола) к нижнему краю окна, а другая - от места определения к верхнему краю окна.

УГОЛ ОТВЕРСТИЯ - угол, характеризующий величину участка небосвода, свет от которого падает на рабочее место и непосредственно освещает рабочую поверхность; образуется двумя линиями, одна из которых (верхняя) идет от места определения к верхнему краю окна, а другая (нижняя) направляется к высшей точке противоположного здания, дерева. ИНСОЛЯЦИЯ - попадание прямых солнечных лучей через светопроемы в помещение. СОВМЕЩЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

ОБЩЕЕ ОСВЕПДЕНИЕ - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно или применительно к расположению оборудования.

МЕСТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах. КОМБИНИРОВАННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.

СВЕТИЛЬНИК - источник света, вмонтированный в осветительную арматуру, выполняющую эстетическую роль, обеспечивающую защиту глаз от блесткости источника света, а источник света - от механических повреждений, влажности и др.

УСТОЙЧИВОСТЬ ЯСНОГО ВИДЕНИЯ - способность глаза различать какую-либо мелкую деталь в течение более или менее длительного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"

Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений  в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...

Методическая разработка комбинированного занятия Гигиенические требования к планировке, строительству, и функционированию ЛПО

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по  теме "Гигиенические требования к планировке, строительству, и функционированию  ЛПО", специальности ...

Методическая разработка практического занятия по ПМ 06.01. по теме Санитарно-гигиеническое исследование молока и молочных продуктов

Данная методическая разработка поможет сформировать у студентов медицинского колледжа умений и профессиональных компетенций по санитарно-гигиеническому исследованию молока и молочных продуктов питания...

Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Методическая разработка практического занятия по теме  Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена. Профилактика пролежней. Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия по теме  Личная гигиена. Профилактика пролежней. Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...