Методическая разработка для проведения занятия по теме « Пищеварительная система человека»
методическая разработка на тему

Капустина Наталья Григорьевна

1.Изучить   строение органов пищеварительной системы человека.

 2. Изучить физиологию  пищеварительных желез. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сибирская межрегиональная ассоциация работников системы среднего  профессионального медицинского образования

I Межрегиональный конкурс педагогического мастерства

« Педагог –новатор»

Конкурсная номинация: Теоретическое занятие.

Дисциплина: Анатомия   и физиология человека.

 

Название работы: Методическая разработка для проведения занятия по теме « Пищеварительная система  человека»

Автор работы: Капустина Наталья Григорьевна, преподаватель.

Место выполнения: ГАОУ СПО «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ», Кяхтинский филиал

2015г.

Содержание

1. Цели занятия;

 2. Результаты  освоений  компетенций;

3.Структурно - логическая схема занятия;

4. Лекция «Пищеварительная система», схема;

5. Приложения 1,2,3 ;

 6. Презентация в программе Mimio Studio;

 

Цели занятия:

Образовательные:

 1.Изучить   строение органов пищеварительной системы человека.

 2. Изучить физиологию  пищеварительных желез.  

3.Развивать интерес учащихся  к анатомии и физиологии человека, активизировать познавательную деятельность учащихся.

4. Развивать умения отстаивать свои убеждения, выделять главное, делать выводы, формировать умения работать.  

Развивающие:

 1.Формировать умение выделять главное по теме.
2.Развивать  способности анализировать, сравнивать и делать выводы через использование новых информационных технологий.  
4. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи: общая биология.  

Межпредметные связи:   пропедевтика внутренних болезней, терапия, основы патологии, педиатрия.

Воспитательные:

     1.Развивать чувство такта.

     2.Организованность во время занятия.

     3. Соблюдение тишины.

    4.Воспитание бережного отношения к своему здоровью

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект ( передачи знаний): словесные, наглядные .
  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
  3. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
  4. Аспект контроля: групповой.

Оформление доски:

Тема занятия : «Пищеварительная система человека».

Материально-техническое обеспечение занятия:

Слайдовые презентации, видеофильм «Пищеварительная система человек» -онлайн, интерактивная доска, программа Mimio Studio, таблицы «Пищеварительная система человека», листы А 4, с таблицей «Строение и функции пищеварительной системы»,вопросы по теме, тестовые задания, торс человека .

Результаты  освоений  компетенций

Формируемые компетенции: -

1.Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования, профессиональные.

2. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 7. ОК 8. ОК 12.

3. ПК 3.1.

Цели занятия:

Образовательные:

 1.Изучить   строение органов пищеварительной системы человека.

 2. Изучить физиологию  пищеварительных желез.  

3.Развивать интерес учащихся  к анатомии и физиологии человека, активизировать познавательную деятельность учащихся.

4. Развивать умения отстаивать свои убеждения, выделять главное, делать выводы, формировать умения работать.  

Развивающие:

 1.Формировать умение выделять главное по теме.
2.Развивать  способности анализировать, сравнивать и делать выводы через использование новых информационных технологий.  
4. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи: общая биология.  

Межпредметные связи:   пропедевтика внутренних болезней, терапия, патология, педиатрия.

Воспитательные:

1.Развивать чувство такта.

2.Организованность во время занятия.

3. Соблюдение тишины.

4.Воспитание бережного отношения к своему здоровью

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект ( передачи знаний): словесные, наглядные .
  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
  3. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
  4. Аспект контроля: групповой.

Оформление доски:

Тема занятия : «Пищеварительная система человека».

Материально-техническое обеспечение занятия:

Слайдовые презентации, видеофильм «Пищеварительная система человек» -онлайн, интерактивная доска, программа Mimio Studio, таблицы «Пищеварительная система человека», листы А 4, с таблицей «Строение и функции пищеварительной системы»,вопросы по теме, тестовые задания, торс человека .

Структурно - логическая схема занятия

Этапы

Время

Действие преподавателя

Действие студента

Цель

Обеспечение

1

Организационный момент

2мин

Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид, санитарное состояние учебного кабинета, готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Раздает раздаточный материал.

Приветствуют преподавателя. Дежурный студент докладывает об отсутствующих, слушают преподавателя.

Знакомятся с раздаточным материалом.

Организация студентов.

Групповой журнал , схемы  для заполнения

нового материала , рисунки, тестовые задания, приложения №1,2,3 .

2

Вступительное слово преподавателя

3мин

Сообщает тему, цели, план

Записывают в тетрадь дату, тему, цель, план занятия.

Актуализация темы, мотивация деятельности студентов, создание благоприятного психологического климата.

Записывают в тетрадь

3

Контроль знаний студентов ( проверяються  базовые знания).

10мин

Проводит устный контроль знаний ,

 ( рисунок  выводит на экран).

Слушает ответ, корректирует.

Отвечают устно на вопросы, исправляют и дополняют.

Определение уровня знаний на входе.

Приложение №1

4

Объяснение нового материала

60мин

Объясняет тему:  «Пищеварительная система», слайдовая презентация,  «Нечто интересное о слюне, о языке, и о желудке»,  видеофильм по данной теме.

Слушают,смотрят, записывают в тетрадь в специальную схему-таблицу, осмысливают.

Изучение нового материала.

Приложение№2

5

Контроль знаний студентов

10мин

Проводит тестовый контроль знаний  

( тестовые задания выводит на экран). Слушает ответ, корректирует.

Отвечают устно на тестовые задания, исправляют и дополняют.

Определение уровня знаний на выходе.

Приложение №,3

6

Подведение итогов

3мин

Отмечает все ли студенты в равной степени овладели теоретическими знаниями по теме занятия.

Слушают, анализируют слова преподавателя.

Определение эффективности занятия с использованием информационных технологий.

Создание внутренней мотивации на профессиональную деятельность, совершенствование знаний.

 Групповой журнал.

7

Задание на дом

2мин

Предлагает записать домашнее задание. Обращает внимание студентов на основные вопросы следующей темы.

Записывают домашнее задание.

Активизировать самоподготовку.

Тетрадь для теории.

УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ)

Пищеварительная система - комплекс органов, обеспечивающих три стадии пищеварения:

1) органы предварительной обработки пищи: полость рта, зубы, язык, глотка, пищевод;

2) органы, обеспечивающие собственно пищеварительный процесс: желудок, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, печень, тощая и подвздошная кишка;

3) органы, обеспечивающие удаление шлаков - толстая кишка (слепая, восходящая ободочная, поперечно-ободочная, нисходящая ободочная, сигмовидная, прямая).

По структурным особенностям органы можно разделить на 2 группы:

1. Трубчатые или полые органы.

2. Паренхиматозные или железистые.

Для трубчатых органов свойственно трехслойное строение стенки

Паренхиматозные органы формируются паренхимой, состоящей из эпителия и стромой, образованной соединительной тканью, сосудами и нервами. Развитие органов пищеварительной системы начинается  из внутреннего зародышевого листка – энтодермы . Трубка подразделяется на три отдела: передняя, средняя, задняя кишка. Из передней кишки в дальнейшем образуется глотка, пищевод, часть желудка. Из средней кишки формируется желудок, тонкая кишка, печень, поджелудочная железа. Из задней части - толстая кишка. Пищеварительная система человека закладывается на 4-5 недели беременности. В органах пищеварительного тракта происходит механическая и химическая обработка пищи.

Органы пищеварения:

  •  ротовая полость ( преддверие полости рта и собственная полость рта)
  • глотка
  •  пищевод
  • желудок
  • поджелудочная железа
  • печень
  • кишечник

Оболочки желудочно-кишечного тракта:

  •  слизистая (переваривание и всасывание),  состоит из эпителия.
  • подслизистая оболочка
  •  мышечная (обеспечивает продвижение пищи и подвижность органа),гладко-мышечные (внутренние - циркуляторные, наружные - продольные)
  •  серозная (защитная), адвентициальная или соединительнотканная.

Ротовая полость:

  Преддверие полости рта

  • губы

  • верхняя
  • нижняя

замыкают ротовую щель

  • десна  и  щеки
  • верхняя челюсть
  • нижняя челюсть

Собственная полость рта

  •  небо

  • |твердое (отделяет рот от носовой полости)
  • мягкое (язычок)

  • миндалины         образуют  защитное лимфоидное  кольцо Пирогова.

  • дно  полости рта    челюстно-подъязычная мышца, двубрюшная мышца.

                                               подбородочно-подъязычная мышца.

  •   язык - мышечный орган

(вкус, звук, перемешивание  пищи)

  • зев (отверстие, сообщающееся с глоткой)
  • кончик
  • корень
  • тело
  • спинка  
  • уздечка

Зубы

 

  •  Молочные (20) - с 6 месяцев до 6 лет
  •  Постоянные с 6 лет - формируются до 16 лет
  • Мудрости (к 25-30 годам)

Зубы (32) Измельчают  пищу, формируют звуки

 

  • Резцы
  • Клыки
  • малые коренные
  •   большие коренные

 верхняя челюсть

 3 корня

  нижняя челюсть

 2 корня

Формула зубов 

2

1

2

3

2

1

2

3

р

к

мк

бк

р - резцы

к - клыки

мк - малые коренные

бк - большие коренные

Строение зуба 

  • Коронка (выступает над десной)
  • Шейка (под десной)
  • Корень (в зубной лунке - полость, в ней мягкая ткань - пульпа, через канал входят сосуды и нервы)

Зуб состоит из дентина, одет на коронке эмалью, а на шейке и корне цементом.

Эмаль

  • 2-4% органические вещества
  • 96-98% минеральные вещества

 

 

  • Дентин и цемент - видоизмененная костная ткань.
  • Прикус - смыкание верхних резцов с нижними.

Железы ротовой полости

  •  Околоушная (30 гр)
  • Поднижнечелюстная (15 гр)
  •  Подъязычная (5 гр)

Секрет –Слюна ( 2л в сутки)

Глотка

(мышечный орган, соединяются рот, пищевод и носовая полость с гортанью)

  • Ротоглотка,  
  • Носоглотка
  • Гортаноглотка

Пищевод –

мышечная трубка длиной 25 сантиметров (проводит пищу в желудок) .

Имеет: 3 физиологических сужения и 2 расширения.

 

Желудок 

(внешнее строение)

  •  Большая кривизна - выпуклый край
  • Малая кривизна - короткий вогнутый край
  •  Верхний левый конец малой кривизны - открывается желудок
  • Правый конец малой кривизны - ограничивает привратник
  •  Свод
  • Тело
  •  Привратниковая часть

Стенки желудка

  •   Серозная - наружная (брюшина)
  •   Мышечная - средняя
  •   Слизистая – внутренняя, подслизистая.

Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%)   и поэтому имеющую кислую реакцию.

  За сутки  вырабатывается 2 литра этого сока.

Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.

Тонкий кишечник  5 - 6 метров

  •   Двенадцатиперстная кишка (в нее открываются протоки поджелудочной железы и желчного пузыря)
  •   Тощая
  •   Подвздошная

Наружная оболочка тонкого кишечника - серозная, образует брыжейку на которой она и подвешена.

Внутренняя оболочка - слизистая - имеет 4 млн. ворсинок, которые увеличивают поверхность всасывания питательных веществ.

Кишечный сок ( содержит около 20 ферментов)

Толстый кишечник  1,5-2 метров

Ворсинок нет , имеет гаустры, мышечные ленты и лимфоидные узелки.

 

  •   Слепая кишка с   червеобразном отростком (аппендикс)
  •   Ободочная кишка ( восходящий отдел. Поперечный и нисходящий отдел).сигмовидная кишка.
  •   Прямая кишка (заканчивается анальным отверстием) , вырабатывает слизь, содержит бактерии, расщепляющие клетчатку,   заканчивается анальным отверстием, через которое удаляются непереваренные остатки пищи.

Пищевые остатки, поступающие из тонких кишок нерасщепленными, преимущественно клетчатка, поэтому не усваиваемые организмом, попадают в толстые кишки, где и формируются в каловые массы. Большие пищеварительные железы

  •   Поджелудочная железа- поджелудочный сок (функция пищеварения и секреторная в 12-и перстную кишку .)
  •   Печень - масса 1,5 кг, трубчатая железа. функциональная единица- гепатоцит.

  Печень- секрет  - желчь  в желчный пузырь  по печеночным протокам  в 12-и перстную кишку .

Брюшина

При переходе с органа на орган брюшина образует большой и малый сальники, брыжейки.   Брыжейками и связками органы фиксируются и удерживаются в подвешенном состоянии в полости живота, в них содержатся кровеносные сосуды и нервы. У мужчин полость брюшины замкнута и образует карман между мочевым пузырем и прямой кишкой. У женщин брюшина сообщается с внешней средой посредством маточных труб и образует два кармана: между мочевым пузырем и маткой и между маткой и прямой кишкой.

Области брюшной стенки

1

правая подреберная область

2

надчревная область

3

левая подреберная область

4

правая боковая область

5

пупочная

 область

6

левая

боковая область

7

правая паховая область

8

лобковая

область

9

левая паховая

область

                 

Приложение№1

1.Укажите органы   пищеварительной системы  на рисунке? (выполняют устно).

 2. Какие функции выполняют органы пищеварения? (выполняют устно).

http://libdocs.ru/tw_files2/urls_1953/2/d-1516/1516_html_31e7d6aa.png

Приложение№2

Строение и функции пищеварительной системы (схема-таблица)

Орган

Особенности строения

 Методы обследования

Ферменты

Действие ферментов

Выполняемые функции

                                                       

Приложение№3

 

 

Вариант №1.

Выберите правильные ответы.

1.Укажите стенки собственно полости рта:

а) зубы и десны;

б) щеки;

в) мышцы диафрагмы рта;

г) небо.

2.В каком возрасте у человека прорезываются первые постоянные зубы?

а) 6 - 7 мес.;

б) 2 - 3 года;

в) 6 - 7 лет;

г) 9 -10 лет.

3.Укажите анатомические сужения пищевода:

а) диафрагмальное;

б) желудочное;

в) бронхиальное;

г) глоточное.

4.Укажите оболочки желудка:

а) подсерозная;

б) мышечная;

в) подслизистая;

г) слизистая.

5.Укажите проток, открывающийся на большом сосочке двенадцатиперстной кишки:

а) проток поджелудочной железы;

б) добавочный проток железы;

в) общий желчный проток

6.Укажите, на уровне каких позвонков располагается поджелудочная железа:

а) XII-го грудного позвонка;

б) Х1-го грудного позвонка;

в) 11-го поясничного позвонка;

г) 1-го поясничного позвонка.

7.Укажите. где имеются ворсинки  в:

а)пищеводе.            

б)поперечной ободочной кишке.

в)желудке.

г)подвздошной кишке.

8.Укажите, что является  структурно-функциональной единицей печени:

 а) доля
б) сегмент
в) долька
г).печеночная клетка /гепатоцит/

9.Укажите ,аппендикс является отростком:

а) подвздошной кишки;

б) тощей кишки;

в) слепой кишки.

г) прямой

10.Укажите в  каком органе образуется желчь: 
а) печень;

б) поджелудочная железа;

в) желчный пузырь;

 г) желудок.

Вариант №2.

Выберите правильные ответы.

1.Укажите стенки собственно полости рта:

а) зубы и десны;

б) щеки;

в) мышцы диафрагмы рта;

г) небо.

2.В каком возрасте у человека прорезываются первые постоянные зубы:

а) 6 - 7 мес.;

б) 2 - 3 года;

в) 6 - 7 лет;

г) 9 -10 лет.

3.Укажите анатомические сужения пищевода:

а) диафрагмальное;

б) желудочное;

в) бронхиальное;

г) глоточное.

4.Укажите оболочки желудка:

а) подсерозная;

б) мышечная;

в) подслизистая;

г) слизистая.

5.Укажите проток, открывающийся на большом сосочке двенадцатиперстной кишки:

а) проток поджелудочной железы;

б) добавочный проток железы;

в) общий желчный проток;

6.Укажите, на уровне каких позвонков располагается поджелудочная железа:

а) XII-го грудного позвонка;

б) Х1-го грудного позвонка;

в) 11-го поясничного позвонка;

г) 1-го поясничного позвонка.

7.Укажите, где имеются ворсинки  в:

а)пищеводе.            

б)поперечной ободочной кишке.

в)желудке.

г)подвздошной кишке.

8.     Укажите мягкую часть зуба:  

     а) коронка

     б) шейка

в) пульпа

г) десна

9.Укажите ,аппендикс является отростком:

а) подвздошной кишки;

б) тощей кишки;

в) слепой кишки.

г) прямой

10. Укажите сколько зубов у взрослого человека:

 а) 22 зуба

б) 33 зуба

в) 32 зуба

эталоны ответов

Вариант 1.                                                        

1-а,в.г.

2-в.

3-а.

4-б.в,г.

5-а.

6-а,б.

7-г.

8-г.

9-в.

10-а.

Вариант2.

1-а,в,г.

2-в.

3-а.

4-б,в,г.

5-а.

6-а,б.

7-г.

8-в.

9-в.

10-в.


  Используемая литература:

Основная

Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 2010год.

М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.

И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.

Дополнительная

А.О. Кондрашов, О.А. Каплунова Нормальная анатомия человека в тестах – М., : Эксмо, 2008год.- 256с.: ил. – (Медицинское образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...

методическая разработка по проведению занятия для студентов СПО по дисциплине "Основы менеджмента"

Деловая игра для подведения итогов по дисциплине "Основы менеджмента" среди студентов среднего профессионального образовательного учреждения, с указанием методов, целей, методических приемов...

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Нереверсивные и реверсивные магнитные пускатели»

Представленный план-сценарий занятия разработан для студентов специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрическолго и электромеханического оборудования ( по отраслям). П...

"Современные обычные средства поражения" Методическая разработка для проведения занятия по ОБЖ

Данный материал предназначен для изучения студентами колледжа в разделе 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. В этом разделе есть тема - современные средства вооружённой борьбы и спосо...

Методическая разработка по проведению занятия, посвященного здоровому образу жизни

План-конспект занятияЦель:сформировать представление о том, что такое здоровый образ жизни.Задачи:Заставить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к здоровому образу жизни.С...

Методическая разработка Методика проведения занятий по лыжным гонкам

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее...

Методическая разработка для проведения занятия кружка по теме: «Приготовления пасты»

Методическая разработка для проведения занятия кружка по теме: «Приготовления пасты» ...