Методическая разработка практического занятия по теме "Сахарный диабет у детей"
методическая разработка на тему

Ушакова Фатима Игоревна

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Сахарный диабет у детей" с обучающимися отделения "Сестринское дело" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для преподавателя

к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: «Сестринское дело»

Составили:

преподаватель педиатрии:

Ушакова Ф.И.

Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК педиатрии

Протокол № _____

от «___» _____________ г.

Председатель ЦМК

____________

2010


Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Специальность: «Сестринское дело».

Место проведения занятия: кабинет доклиники.

Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).

Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.

        Целевые задачи:

        Студенты должны

Уметь:

  1. Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
  2. Выявить проблемы пациента и его окружающих.
  3. Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
  4. Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
  5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
  6. Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
  7. Провести промывание желудка ребенку.
  8. Набрать и ввести нужную дозу инсулина.

Оснащение занятия

  1. Тестовые задачи.
  2. Ситуационные задачи.
  3. Методическое пособие для учащихся.
  4. Инсулиновые препараты.
  5. Инсулиновые шприцы.
  6. Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.

Хронокарта

Кол-во студентов - 10 человек.

Время - 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

-

10

-

9

-

-

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций

  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

-

10

8

-

7

7

6

-

-

2

-

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

-

7

7

6

-

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

-

Методическая разработка к практическому занятию по теме:

«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»

Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен

Уметь:

  • собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
  • подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
  • собрать суточную мочу на сахар
  • определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
  • составить меню больному сахарным диабетом
  • ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
  • обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
  • провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы  
  • оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
  • расшифровать углеводную кривую.

Знать:

Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.

Оснащение занятия:

        На каждого студента:

  1. Методическое пособие.
  2. Бланк направления.
  3. Шприцы.
  4. Иглы.
  5. Лотки.
  6. Ватные шарики.
  7. Пинцеты.
  8. Препараты инсулина.

        На двух студентов:

  1. Стеклянная мерная посуда.
  2. Фантом для п/к инъекций.
  3. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.

        На бригаду:

  1. Видеодвойка.
  2. Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
  3. Глюкометр.
  4. Шприц-ручка для введения инсулина.

Хронокарта

Организационный момент

5 мин.

Актуализация темы

5 мин.

Контроль исходного уровня

20 мин.

Изучение нового материала

60 мин.

Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры)

60 мин.

Отработка практических навыков

90 мин.

Решение профессиональных задач

25 мин.

Подведение итогов, задание на дом

5 мин.

ВСЕГО

270 мин.

Литература для студентов

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник - М.: Медицина, 2001 г.
  2. Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  3. Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие -  Мн.: Высш. шк., 2000 г.
  4. Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

Литература для преподавателя

  1. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
  2. Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
  3. Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.


План занятия

  1. Организационный момент:
  • отметить отсутствующих
  • ознакомить студентов с планом занятия
  1. Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
  • каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
  • после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
  1. Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
  • преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
  1. Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
  • преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
  • преподаватель контролирует и корректирует их действия
  • рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
  1. Решение ситуационных задач:
  • каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
  1. Подведение итогов занятия:  
  • преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия

Литература для студентов:

Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал

Литература для преподавателя:

«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского


Мотивация 

Уважаемый студент!

        Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:

        Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни - ИНСУЛИН (лат. insula - «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка - не более 0,01% нашего тела - может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.  

        Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.


Информационный блок

  1. Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
  2. Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».

  1. Виды инсулинов.
  2. Памятки для больных, примерное меню.
  3. Уход при сахарном диабете.
  4. Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.


Алгоритмы манипуляций

  1. Выполнение инъекции инсулина.
  2. Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
  3. Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
  4. ООД сбора мочи на сахар.
  5. Образец заполнения бланка направления.
  6. Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.


Методический блок

  1. Мотивация.
  2. Цели занятия.
  3. Оснащение занятия.
  4. План занятия.
  5. Хронокарта.
  6. Литература.


Хронокарта занятия

Кол-во студентов - 10 человек.

Время - 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

-

10

-

9

-

-

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций

  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

-

10

8

-

7

7

6

-

-

2

-

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

-

7

7

6

-

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

-

Литература для студентов:

  1. «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
  2. Рецептурный справочник под редакцией Машковского.  
  3. «Детские болезни» Святкиной.

Литература для преподавателя:

  1. «Детские болезни» Н.Шабалова.
  2. «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.


Схема ООД сбора мочи на сахар

Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением

Цель действия

План действия

Теоретическое обоснование

Критерий

Примечание

1.

Подготовка посуды для сбора мочи

Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию

2.

Подготовка больного

Подмывание не требуется

3.

Сбор мочи

Предупредите больного:

  1. Первую утреннюю порцию мочи выливайте в унитаз.
  2. Со следующей порции собирайте за сутки до последнего дня всю мочу (например с 700-700).
  3. Через сутки измерьте всю мочу в мл, запишите в направлении.
  4. Перемешайте всю мочу стеклянной палочкой.
  5. Отлейте в баночку на 200 мл, закройте крышкой.
  6. Отнесите в лабораторию.

Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче

Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты


Примеры выписки рецептов

  1. Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.

Rp.: Sol. Glucosae 20% - 100 ml

 D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет

  1. Моносуинсулин для подкожного введения.

Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды

  1. Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.

Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет

  1. Суспензия инсулина – ультралонг.

Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном


Приложение № 3

Вопросы по теме: «Сахарный диабет»

(для выявления уровня знаний)

  1. К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
  2. Какие типы сахарного диабета выделяют?
  3. Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
  4. Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
  5. Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
  6. Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
  7. Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
  8. Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
  9. Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
  10. Какие симптомы характерны для диабетической комы?
  11. Какие причины вызывают ее?
  12. Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
  13. Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
  14. Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
  15. Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?


Уход при сахарном диабете

Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.

План сестринских вмешательств

Обоснование

1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет - это не болезнь, а образ жизни»

  1. Обеспечивается право пациента на информацию
  2. Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.)

  1. Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови

3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса»)

  1. Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови

4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина

  1. профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической) комы

5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина

  1. профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы

6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка

  1. профилактика развития коматозных состояний

7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек

  1. гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета

8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний

  1. при сахарном диабете снижен иммунитет - это часто болеющие дети (ЧБД)


Уважаемые студенты!

        Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».

        На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.

        Критерии оценки данного тестового задания:

До 3 ошибок (до 10%) - оценивается на «5»

От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) - оценивается на «4»

От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) - оценивается на «3»

Свыше 9 ошибок - ставится оценка «неудовлетворительно»


Ситуации к разыгрыванию ролей

        Бригада делится попарно.

        В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой - роль пациента (его родителей).

Ситуация № 1

        У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.

Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.

Ситуация № 2

        Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.

        Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.

Ситуация № 3

         Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.

        Обучите маму сбору мочи на сахар.

Ситуация № 4

        Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Объясните маме, как хранить инсулин.

Ситуационная № 5

        Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Научите маму проведению п/к инъекции инсулина.


Ситуация № 6

        Вы - фельдшер бригады С и НМП, на вызове к ребенку 5 лет, больному сахарным диабетом и с признаками начинающейся диабетической комы.

        Задание студенту в роли больного - опишите симптомы начинающейся диабетической комы и назовите ее возможные причины.

        Задание студенту-фельдшеру - составьте алгоритм неотложной помощи.

Ситуация № 7

        У ребенка 7 лет, больного сахарным диабетом, начинается гипогликемическая кома.

        Студенту в роли больного - опишите признаки начинающейся гипогликемической комы и назовите возможные причины ее возникновения.

        Студенту-фельдшеру - составьте алгоритм неотложной помощи.

Ситуация № 8

        У ребенка 10 лет с сахарным диабетом ухудшается самочувствие. Дифференциальная диагностика затруднена.

        Студенту № 1 - провести дифференциальную диагностику между комами, возникающими при сахарном диабете.

        Студенту № 2 - составить алгоритм неотложной помощи при затруднении дифференциальной диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практического занятия "Сахарный диабет"

Предназначена для проведения практического занятия по учебной дисциплине "Терапия", радел эндокринология, тема: "Сахарный диабет"...

Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"

Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений  в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) «Вскармливание детей»

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в ле...

Методическая разработка практического занятия по теме "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Использования скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее ...

Методическая разработка практического занятия по теме "Неотложные состояния у детей"

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по специальности Лечебное дело...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика ...