Методическая разработка практического занятия по теме "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей"
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Использования скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей" в рамках дисциплины Здоровый человек и его окружение
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы
Методическая разработка
практического занятия
по дисциплине Здоровый человек и его окружение
раздел Здоровый ребенок
тема Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей.
для специальностей
060109 Сестринское дело 51
060101 Лечебное дело 52
060102 Акушерское дело 51
для студентов II курса
2012
ОДОБРЕНА
на заседании ЦМК педиатрии
Протокол № ___
от «___»___________ г.
____________ Председатель ЦМК
Автор:
Ушакова Ф.И. – преподаватель МК им. К.Цеткин
Тема: «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей».
Количество часов: 6 академических часов (270 мин)
Вид занятия: практическое доклиническое
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики МК им. К.Цеткин
Общие цели занятия:
- уметь в своей профессиональной деятельности применять скрининг-тесты при массовых медицинских осмотрах детей с целью контроля состояния здоровья детей.
По окончании занятия студент должен
Знать:
- АФО органов и систем в различные возрастные периоды у ребенка;
- понятие «скрининг-тесты», методику их проведения;
- группы здоровья.
Уметь:
- провести обследование детей по скрининг-тестам (собрать анамнез, измерить АД, определить остроту зрения и слуха, оценить состояние стопы);
- провести антропометрию ребенка в установленные сроки согласно возрасту ребенка;
- оценить физическое развитие детей по данным антропометрии используя «центильные» и «сигмальные» таблицы;
- оформить документацию по итогам обследования с использованием скрининг-тестов.
Оснащение занятия.
На каждого студента:
- методическая разработка практического занятия
- кукла
- сантиметровая лента
- шпатели
- часы с секундной стрелкой
На двоих студентов:
- весы
- ростомер
- тонометр
- фонендоскоп
- фантом головы
На бригаду:
- таблицы для определения остроты зрения
- плантограф
Хронокарта занятия
Этапы занятия | Время |
Организационный момент: -проверка присутствующих, их внешнего вида в соответствии с требованиями внутреннего распорядка - озвучивание целей занятия - формирование мотивации - ознакомление с планом занятия | 5 мин |
Контроль исходных знаний студентов - входной тестовый контроль | 15 мин |
Изучение нового материала | 30 мин |
Обсуждение материала занятия с элементами фронтального опроса | 15 мин |
Самостоятельная работа студентов (отработка манипуляций под наблюдением преподавателя) | 115 мин |
Демонстрация студентами умений по проведению скрининг-тестов (друг на друге) | 40 мин |
Рубежный контроль - решение ситуационных задач с использованием «центильных» и «сигмальных» таблиц | 40 мин |
Подведение итогов занятия | 5 мин |
Задание на следующее занятие | 5 мин |
ИТОГО | 270 мин |
Литература для студентов.
Основная:
Дополнительная:
Литература для преподавателя.
Основная:
Дополнительная:
Мотивация
Уважаемый студент!
На сегодняшнем практическом занятии Вам предстоит познакомиться с методикой проведения скрининг-тестов у детей. Дело в том, что важнейшим звеном охраны здоровья детей является РАННЕЕ выявление отклонений в состоянии их здоровья. Именно так можно своевременно принять меры к оздоровлению ребенка. Выявить отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возрастов можно при проведении массовых медицинских осмотров в определенные сроки. И вот здесь-то практическому здравоохранению никак не обойтись без медицинских работников среднего звена, то есть без ВАС! Проведение скрининг-тестов возложено именно на медицинских сестер детских садов, школ, работников детских здравпунктов в сельской местности и т.д. Хотите ли Вы ощутить себя квалифицированным специалистом? Вам хочется принести пользу практическому здравоохранению и здоровью хотя бы одного ребенка? Если да, то отнеситесь серьезно и ответственно к изучению сегодняшней темы. Сегодня Вам предстоит работать в кабинете доклинической практики, но уже завтрашнее занятие будет проводиться в детском саду, где Вы сможете применить полученные знания в реальном времени. Помните об этом сегодня, когда будете отрабатывать манипуляции друг на друге и на фантомах. Завтра в Ваших руках окажется настоящий ребенок со всеми тайнами его здоровья. Мы, Ваши преподаватели, желаем Вам успехов и готовы помочь при освоении данной темы!
Вперед!
Блок учебной информации
Терминологический словарь по теме занятия.
Скрининг – от английского screen-экран, просвечивание. В аспекте данной тематики этот термин обозначает «просеивание». «отбор» детей с нарушениями в состоянии здоровья.
Систолическое артериальное давление – максимальное или верхнее АД.
Диастолическое артериальное давление – минимальное или нижнее АД.
Гипотония – пониженное артериальное давление.
Гипертония – повышенное артериальное давление.
Миопия – близорукость
Предмиопия – состояние, предшествующее близорукости.
Диоптрия – единица измерения остроты зрения.
Глюкозурия – выделение сахара (глюкозы) с мочой.
Протеинурия – выделение белка с мочой.
Антропометрия – измерение роста, массы тела, окружности головы и груди.
Плантография – получение графического изображения площади опоры стопы. Имеет большое значение при диагностике плоскостопия.
Сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости.
Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов.
Цель и задачи применения скрининг-тестов.
Одним из важнейших звеньев в охране здоровья детей является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья для более эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.
Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возрастов выявляются главным образом при обязательных массовых медицинских осмотрах детей в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также при ежегодных обследованиях школьников.
Проведение скрининг-тестов или методики «просева» значительно повышает эффективность массовых медицинских осмотров. При этом уменьшается объем обследования здоровых детей, снижается нагрузка на поликлиники и врачебные кабинеты.
Использование скрининг-тестов предусматривает выделение в детских коллективах группы детей, у которых наличие искомого тестом отклонения наиболее вероятно. Окончательный же диагноз устанавливается педиатром или узкими специалистами после дополнительных специальных обследований.
Контроль за состоянием здоровья детей на основе массовых скрининг-тестов предполагает 3 этапа обследований:
1 этап – обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится средним медицинским персоналом дошкольного учреждения, школы или поликлиники.
2 этап – обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом дошкольного учреждения, школы или педиатром поликлиники.
3 этап – обследование детей с выявленной патологией узкими специалистами поликлиник или медицинских центров.
Данный принцип организации медицинского осмотра обеспечивает значительное повышение роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей, а также позволяет рационально использовать рабочее время педиатров и узких специалистов. Но самое главное, что организация осмотров детей на основе предлагаемых скрининг-тестов позволяет значительно повысить эффективность осмотров, выявляемость патологии как педиатрами, так и узкими специалистами.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов, после уточнения диагноза должны быть взяты на диспансерный учет и получать необходимое лечение.
Содержание скрининг-программы и методика обследования.
Скрининг-программа включает в себя:
1. Анкетный тест. – опрос родителей и учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на сбор анамнеза и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний.
2. Индивидуальную оценку физического развития детей и подростков, позволяющую выявить отклонения в развитии.
3. Измерение артериального давления для выявления гипо- и гипертонических состояний.
4. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.
5. Выявление предмиопии.
6. Выявление нарушений цветового зрения.
7. Определение остроты слуха.
8. Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов.
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ
И ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИИНГ- ТЕСТОВ
Анкетный тест.
В данной анкете (см. приложения) в виде простых вопросов сгруппированы основные «ключевые» жалобы, возникающие у детей при наличии отклонений в состоянии здоровья. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету должны заполнять родители, при обследовании школьников 5-11 классов анкету могут заполнять сами учащиеся.
Оценка анкетного теста.
1. Вопросы 1-7: при положительном ответе на 3 и более вопроса из данного раздела обязательна консультация невропатолога.
2. Вопросы 8-9: при положительном ответе на каждый или оба вопроса – обследование врачом учреждения, по показаниям консультация ревматолога.
3. Вопросы 10-12: при положительном ответе на каждый или несколько вопрсов данного раздела – консультация отоларинголога обязательна.
4. Вопросы 13-19: при положительном ответе на вопросы данного раздела – обследование врачом учреждения с дополнительными специальными исследованиями, по показаниям – консультация гастроэнтеролога.
5. Вопросы 20-21: при положительном ответе на один или оба вопроса – обследование врачом учреждения, по показаниям – дополнительные специальные исследования и консультация нефролога.
6. Вопросы 22-24: при положительном ответе на один или три вопроса – обследование врача учреждения, по показаниям консультация аллерголога.
Антропометрия
-включает в себя измерение массы тела, длины тела, окружности головы и груди.
Измерение массы тела на электронных весах.
Материальное обеспечение: 1) весы медицинские; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей; 4) кукла-фантом.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. Установить весы на неподвижной поверхности.
2. Включить вилку сетевого провода в сеть. Через 35-40 с на табло появятся цифры(нули).
3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки.
4. Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
5. Положить на платформу весов пеленку- на индикаторе появится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули.
Основной этап выполнения манипуляции:
6. Раздеть ребенка.
7. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, а затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через несколько секунд на индикаторе высветится значение массы ребенка. Значение массы фиксируется 35-40 сек., затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».
8. Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».
Заключительный этап выполнения манипуляции:
9. Обеззаразить рабочую поверхность весов.
10. Вымыть и просушить руки.
Измерение массы тела на чашечных медицинских весах.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. Установить весы на неподвижной поверхности.
2. Обработать лоточную поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
3. Уравновесить весы.
4. Закрыть затвор.
5. Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку.
Основной этап выполнения манипуляции:
6. Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги - на узкой.
7. Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на нижней штанге на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.
8. Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
9. Зафиксировать полученное значение массы тела ребенка и переместить обе гири на нулевое деление.
10. Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
11. Обеззаразить рабочую поверхность весов, вымыть и просушить руки.
Измерение длины тела.
Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.
Материальное обеспечение: 1) ростомер горизонтальный; 2) пеленка; 3) емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей; 4) кукла-фантом.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. Установить горизонтальный ростомер на столе шкалой к себе.
2. Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.
Основной этап выполнения манипуляции:
3. Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка надо выпрямить легким нажатием на колени.
4. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.
5. Определить по шкале длину тела ребенка. Она равна расстоянию между двумя планками.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
6. Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.
7. Вымыть и просушить руки.
Измерение окружности головы и грудной клетки.
Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой.
Материальное обеспечение: 1) сантиметровая лента; 2) емкость с дезраствором для обеззараживания ленты; 4) кукла-фантом.
Выполнение манипуляции:
1. Уложить (усадить) ребенка.
2. Провести сантиметровую ленту по затылочным буграм сзади и по надбровным дугам спереди. Захлест ленты удобнее сделать спереди.
3. Определить по ленте величину окружности головы.
4. Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди- по нижнему краю околососковых кружков.
5. Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.
6. Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть проточной водой с мылом, просушить.
Алгоритм проведения индивидуальной оценки физического развития.
Оценка физического развития детей проводится на основании полученных антропометрических данных (рост, масса, окружность головы и груди) с помощью специальных таблиц: сигмальных и центильных (см. приложения).
Алгоритм оценки физического развития ребенка по сигмальным таблицам:
1. Найти раздел таблицы, соответствующий полу и возрасту данного ребенка.
2. Найти цифру, соответствующую росту данного ребенка.
Рост данного ребенка считается:
- средним, если он находится в диапазоне от -1 до +1σ (сигмы)
- выше среднего, если находится в диапазоне больше +2σ (сигм)
- ниже среднего, если в диапазоне ниже -2σ (сигм)
3. По горизонтали от найденного роста ребенка найти показатель его веса (массы).
Если масса ребенка находится в пределах диапазона от -1 до +1σ (сигм), то физическое развитие ребенка нормальное или среднее.
Если масса находится в диапазоне выше +1σ (сигмы), то наблюдается избыток веса, если в диапазоне ниже -1σ (сигмы), то наблюдается дефицит массы ребенка.
Пример. Оценить физическое развитие мальчика 2 лет с ростом 86см и массой тела 12,5кг. Рост данного ребенка является средним, масса тела соответствует росту в пределах 1 сигмального отклонения. У данного ребенка среднее физическое развитие.
Алгоритм оценки физического развития ребенка по центильным таблицам:
Физическое развитие определяется на основании соотношений роста и массы тела ребенка (по центилям массы тела относительно роста ребенка).
- при массе тела, равной 25-75 центилям, физическое развитие ребенка определяется как нормальное или среднее.
- зоны от 25-го до 10-го центиля говорят о снижении массы тела у ребенка.
- зоны от 75-го до 90-го центиля говорят о повышении массы тела у ребенка.
Пример 1. Мальчик 3 лет. Рост – 100 см, масса тела – 17 кг. Рост – выше среднего, вес – в пределах нормы. Оценка – нормальное физическое развитие.
Пример 2. Мальчик 3 лет. Рост – 100 см, масса тела – 13 кг. Рост – выше среднего, вес- ниже минимального значения. Оценка – дефицит массы.
Пример 3. Мальчик 3 лет. Рост – 100 см, масса тела – 20 кг. Рост – выше среднего, вес выше максимальных значений. Оценка – избыток массы тела.
Пример 4. Девочка 3 лет. Рост – 85 см, масса тела – 10 кг. Рост и вес ниже минимальных значений, имеющихся в таблице. Оценка – низкое физическое развитие.
Пример 5. Мальчик 8 лет. Рост – 130 см, масса тела – 35 кг. Рост – средний, масса тела выше максимального значения. Оценка – избыток массы тела.
Пример 6. Девочка 8 лет. Рост – 123 см, масса тела – 19 кг. Рост- ниже среднего, масса тела – ниже минимального значения. Оценка – дефицит массы тела.
Оценка по предложенным таблицам проводится средним медицинским персоналом.
- Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу с целью профилактики и лечения возможного ожирения.
- Дети с низким ростом и низким физическим развитием также направляются к эндокринологу для решения вопроса о задержке физического развития.
- Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления и устранения причин дефицита.
Измерение артериального давления.
Артериальное давление измеряется общепринятым способом - в положении сидя, после 10-минутного отдыха, на правой руке ребенка (по методу Короткова).Давление нагнетают до 140 мм рт.ст для детей дошкольного возраста. Измерение проводится не менее 3 раз и фиксируются показатели последнего измерения.
АД измеряется детям специальной узкой манжеткой в соответствии с возрастом. В случае измерения АД стандартной манжеткой проводят коррекции. Полученных цифр систолического давления по специальной таблице.
Возраст (в годах) | Оценка физического развития | ||
Нормальное | Дефицит массы | Избыток массы | |
8 | +10 | +15 | +5 |
9 | +10 | +15 | +5 |
10 | +10 | +15 | 0 |
11 | +5 | +10 | 0 |
12 | 0 | +5 | 0 |
13 | 0 | 0 | 0 |
Систолическое АД после 1 года можно вычислить по формуле:
80-85мм рт ст + 2n, где n – число лет ребенка, 80-85 мм рт ст – стандарт систолического давления ребенка в 1 год, 2 мм рт ст – ежегодная прибавка АД после года.
Диастолическое давление составляет в норме 1/2 или 2/3 от систолического.
Показатели систолического и диастолического давления (мм рт ст) у здоровых школьников 7-17 лет г.Москвы
Возраст (годы) | Мальчики | Девочки | ||
Пределы нормального АД (М±σ) | ||||
Систолическое | Диастолическое | Систолическое | диастолическое | |
7-8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 | 80-99 80-100 84-105 86-105 86-107 89-110 90-115 93-115 95-121 98-125 | 44-61 45-61 47-62 48-63 47-64 48-65 49-66 48-69 50-71 54-71 | 80-98 80-98 83-100 83-105 85-106 86-110 90-113 91-115 91-119 96-120 | 40-60 42-61 48-62 47-62 50-64 50-66 52-69 52-67 55-69 54-67 |
Алгоритм измерения артериального давления.
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, бумага, салфетка со спиртом.
Подготовка к процедуре.
1. Предупредить пациента о предстоящем исследовании за 10-15 мин до его начала.
2. Получит информированное согласие пациента на проведение процедуры.
3. Выбрать правильный размер манжеты.
4. Попросить пациента сесть к столу.
Выполнение процедуры.
5. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх. Снять или сдвинуть одежду с руки.
6. Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба ( одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты). Закрепить манжету так, чтобы проходил один палец. Центр манжеты находится над плечевой артерией. (желательно, чтобы пациент спокойно посидел с наложенной манжетой в течение 5 мин).
7. Соединить манометр с манжетой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.
8. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и плотно поставить на это место мембрану фонендоскопа.
9. Другой рукой закрыть вентиль на груше и быстро нагнетать в манжету воздух до 140 мм рт ст (детям дошкольного возраста).
10. Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт ст в 1 секунду, повернув вентиль влево. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра: при появлении первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифру, соответствующую систолическому давлению.
11. Продолжая выпускать воздух из манжеты, отметить величину диастолического давления, соответствующую ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова.
12. Сообщить пациенту результат измерения.
13. Повторить процедуру дважды с интервалом в 2-3 мин.
Завершение процедуры.
14. Данные измерения записать в виде дроби ( в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое).
15. Протереть мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом.
16. Записать данные исследования в необходимую документацию.
17. Вымыть руки.
Примечание: Дети с АД выше или ниже возрастной нормы (см. таблицу показателей систолического и диастолического давления) должны быть взяты врачом учреждения под наблюдение (возможно наличие сосудистой дистонии по гипертоническому или гипотоническому типу).
Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.
Данный тест включает в себя:
1. Визуальное выявление нарушений осанки.
2. Визуальное выявление истинного сколиоза.
3. Плантографию для выявления продольного плоскостопия.
Два первых исследования проводятся врачами детского учреждения. Плантографию проводит медработник среднего звена.
В рамках данного занятия проводится оценка состояния стопы, то есть плантография по методике А.В. Сидоровой.
Проведение плантографии.
Плантограф представляет собой вложенные друг в друга рамки, между которыми натянута внизу ткань, а вверху пленка.
1. Ткань смачивается штемпельной краской и располагается над положенным на пол листом бумаги.
2. Ребенка следует усадить на стул, предварительно сняв с него обувь и носочки.
3. Расположить плантограф с белым листом бумаги под ногами ребенка.
4. Ребенок поочередно или одновременно встает на ноги со стула, поставив стопы на пленку плантографа.
5. Посадить ребенка на стул и удалить плантограф из-под его ног. При этом на листе бумаги получаем отпечаток подошв ребенка.
6. Обуть ребенка.
7. Вымыть руки.
Оценка плантограммы (отпечатка подошв ребенка на листе бумаги).
Провести две линии от середины пятки:
- одна к середине большого пальца
- вторая к точке между 3-м и 4-м пальцами стопы.
Если одна из линий в средней части полученного треугольника попадает на след, то у ребенка уплощение свода стопы.
Если обе линии полученного треугольника попадают на след, то у ребенка отмечается ярко выраженное плоскостопие.
Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии – стопа нормальная.
Примечание. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду.
NB! До трех лет у детей отмечается физиологическое плоскостопие.
Выявление предмиопии (состояния, предшествующего близорукости).
Данный тест предполагает:
1. Определение остроты зрения.
2. Выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой зрения.
Острота зрения определяется с помощью специальных таблиц (10 строк). Для детей дошкольного возраста на таблицах изображены игрушки.
Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5м от таблицы. Таблица должна быть хорошо освещена. Ребенок поочередно закрывает левый и правый глаз специальной планшеткой (не ладошкой). Давление на глаз недопустимо.
Если ребенок видит каждым глазом все 10 строк таблицы, его зрение равно 1,0 (норма).
Запись результатов выглядит так: VIS OU=1,0 или VIS OD=1,0 , VIS OS=1,0.
Если ребенок не видит последнюю строку таблицы, его зрение равно 0,9, если не видит две последние строчки – 0,8. Каждый глаз проверяется отдельно.
Выявление предмиопии предполагает использование линзы силой +1,0 Д, которая устанавливается перед каждым глазом ребенка. После чего определяется острота зрения по общепринятой методике.
- Если ребенок, глядя через линзу, по прежнему видит все 10 строчек таблицы, у ребенка нормальная возрастная рефракция.
- Если ребенок, глядя через линзу, не видит все строчки таблицы, это говорит об усилении возрастной рефракции, то есть о предмиопическом состоянии.
Примечание. Дети с нарушениями остроты зрения и дети с выявленным предмиопическим состоянием направляются на консультацию к офтальмологу.
Выявление нарушений цветового зрения.
Данный тест проводится только среди школьников.
Для этого используются специальные полихроматические таблицы Е.Б. Рабкина. В этих таблицах из кружочков различных цветов, но одинаковой интенсивности окраски составлены знаки и цифры, которые свободно различают лица с нормальным цветовым зрением. Лица с расстройством данной функции часть знаков (цифр) распознать не могут. Лица с нарушением цветовосприятия имеют ряд противопоказаний к овладению некоторыми профессиями, такими как водитель, аппаратчик, летчик, машинист, ряд военных специальностей. Соответственно, лица с нарушением цветового зрения нуждаются в профориентационной работе. Поэтому данное исследование целесообразно проводить в возрасте 10 лет. Чаще нарушение цветового зрения наблюдаются у мальчиков.
Определение остроты слуха.
Острота слуха определяется шепотной речью.
1. Усадить ребенка на стул боком на расстоянии 3 м от исследователя.
2. Объяснить ребенку смысл задания и убедиться, что он понял его.
3. Шепотом называть ребенку цифры, которые он должен повторить.
4. Повернуть ребенка другим боком и повторить исследование.
Если ребенок правильно называет за исследователем цифры, острота слуха считается нормальной.
Примечание. Детей с нарушением остроты слуха необходимо направить на консультацию к отоларингологу.
Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных тестов.
Данные тесты проводятся для выявления заболеваний почек и сахарного диабета.
Необходима свежая моча ребенка, собранная не ранее 1-2 часов после еды.
Для определения белка в моче:
К 2 мл мочи прибавляют 4 капли 20% раствора сульфасалициловой кислоты.
- Если моча остается прозрачной – норма, белок в моче отсутствует.
- Если наблюдается слабое помутнение мочи – следы белка в моче.
- Если имеется интенсивное помутнение мочи – тест положительный, белок в моче.
Примечание. Дети с положительными результатами (следы белка и белок в моче) подлежат обязательному дополнительному обследованию для выявления причин протеинурии. Обследование проводится врачом детского учреждения.
Для обнаружения глюкозы в моче используются индикаторные полоски бумаги, по изменению цвета которых судят о наличии сахара в моче.
Прим. Дети с выявленной глюкозурией направляются на консультацию к эндокринологу.
Комплексная оценка состояния здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья включает разделы:
1) исследование состояния здоровья по определенным критериям;
2) определение группы здоровья;
3) назначение рекомендаций;
4) оформление записей в учетной документации.
Комплексную оценку состояния здоровья проводит участковый педиатр или врач детского учреждения с учетом заключений специалистов в декретированные сроки.
Проанализировав результаты скрининг-тестирования и заключения специалистов, врач делает заключение с определением группы здоровья ребенка.
Все дети по состоянию здоровья подразделяются на 5 групп:
I группа – дети без отклонений в состоянии здоровья, не болевшие за время наблюдения, а также дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, не требующими какой-либо коррекции. Корешок амбулаторной карты помечается зеленым цветом.
II группа – дети из группы риска по развитию каких-либо заболеваний, а также дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, обусловленные незрелостью органов и систем. Корешок амбулаторной карты помечается желтым цветом.
III группа – дети с хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии компенсации. Корешок амбулаторной карты помечается красным цветом.
IV группа – дети с хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии субкомпенсации
V группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации
Дети I, II, III группы здоровья наблюдаются амбулаторно. Дети IV и V групп – стационарные больные.
БЛОК КОНТРОЛЯ
Вопросы для фронтального опроса.
Фронтальный опрос проводится в ходе обсуждения темы занятия с целью закрепления полученных знаний. Студент должен быть готов к ответам на следующие вопросы:
1. Что означает термин «скрининг-тесты» ?
2. С какой целью проводятся скрининг-тесты?
3. Кому отводится главная роль в проведении скрининг-тестов?
4. Перечислите скрининг-тесты, проводимые медработником среднего звена самостоятельно.
5. Какие дальнейшие действия должны предпринять медработники среднего звена в отношении детей с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными в ходе проведения скрининг-тестов?
6. Перечислите анатомо-физиологические особенности детей в различные возрастные периоды.
7. Назовите факторы, оказывающие воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.
8. Что входит в понятие антропометрии?
9. Как проводится оценка физического развития детей?
10. Какие факторы оказывают влияние на физическое развитие детей?
Тестовое задание для контроля исходного уровня знаний студентов по теме: «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей».
Выберите один правильный ответ в каждом из следующих тестовых заданий.
1. Неонатальный период – это период времени:
А) от 1 мес до 1 года
Б) от рождения до 1 года
В) от рождения до 1 мес
Г) от рождения до 7 дней
2. Период «молочных зубов» - это период времени:
А) от 1 года до 3 лет
Б) от 6 мес до 3 лет
В) от 1 года до 5 лет
Г) от 6 мес до 5 лет
3. В понятие антропометрии не входит:
А) измерение роста ребенка
Б) измерение окружности живота
В) измерение окружности груди
Г) измерение массы тела
4. Оценка физического развития не предусматривает:
А) соматометрию
Б) соматоскопию
В) соматографию
Г) физиометрию
5. Установите соответствие. Каждому пункту из левой колонки соответствуют несколько пунктов в правой колонке.
1. Соматометрия. 2. Соматоскопия. | А. Оценка состояния стопы. Б. Измерение массы тела. В. Измерение жизненной емкости легких. Г. Измерение роста. Д. Оценка осанки. Е. Оценка состояния кожных покровов. |
6. К признакам, по которым оценивается состояние кожных покровов, не относится:
А) эластичность
Б) мягкость
В) цвет
Г) тургор
7. Состояние мышц оценивается по следующим признакам:
А) сила и тонус
Б) упругость и эластичность
В) растяжимость и сократимость
Г) сила и тургор
8. Физиологическое плоскостопие наблюдается у детей:
А) до 1 года
Б) до 2 лет
В) до 3 лет
Г) физиологического плоскостопия не бывает
9. Сестринский этап оценки здоровья детей включает:
А) антропометрию
Б) аускультацию
В) перкуссию
Г) пальпацию
10. Анатомо-физиологические особенности костной системы детей предрасполагают:
А) к частым переломам
Б) к частым деформациям
Уважаемый студент! Вы только что закончили отвечать на вопросы тестового задания для контроля уровня исходных знаний. Проверьте правильность своих ответов по приведенному ниже эталону.
Эталоны ответов к тестовому заданию для контроля уровня исходных знаний по теме занятия.
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. 1. Б, Г
2. А, Д, Е
6. Б
7. А
8. В
9. А
10. Б
Если Вами допущено не более 2 ошибок (ошибкой считается любая неправильно вписанная буква), то Ваш уровень знаний можно считать удовлетворительным. Сообщите преподавателю о том, что Вы закончили проверку тестового задания. Теперь Вы можете переходить к следующему этапу занятия – изучению информационного блока данной методической разработки.
Если Вы допустили более 2 ошибок, это означает, что Ваших знаний, к сожалению, недостаточно для полноценного усвоения нового материала. Сообщите преподавателю о своих ошибках и постарайтесь восполнить пробелы в своих знаниях, обратившись к материалу учебника и информационному блоку данной методической разработки.
Задачи для закрепления умения проводить оценку физического развития детей.
Задача № 1.
Оценить физическое развитие мальчика в возрасте 8 мес, имеющего вес 8 кг, рост 50 см и в 3 года при весе 14,8 кг, рост 92 см.
Задача № 2.
Оценить физическое развитие девочки 5 мес, имеющей вес 8,2 кг , рост 65 см и в 5 лет при весе 21,5 кг , рост 103 см.
Задача № 3.
Оценить физическое развитие девочки 4 мес, имеющей вес 5,5 кг , рост 62 см и в 4 года при весе 17,5 , рост 97 см.
Задача № 4.
Оценить физическое развитие мальчика 10 мес, имеющего вес 9,4 кг , рост 77 см и в 6,5 лет при весе 23,2 кг , рост 110 см.
Задача № 5.
Оценить физическое развитие девочки 2 мес, имеющей вес 3,6 кг, рост 53 см и в 2 года при весе 14,6 кг , рост 88 см.
Задача № 6.
Оценить физическое развитие мальчика 3 месяцев, имеющего вес 5,1 кг , рост 60 см и в 3 года при весе 15,4 кг , рост 92 см.
Эталоны ответов к задачам для закрепления умения проводить оценку физического развития детей.
Задача № 1.
Вес ниже среднего, рост ниже минимальных значений, оценка – низкое физическое развитие, дефицит массы тела.
Вес – средний, рост – средний, оценка – нормальное физическое развитие.
Задача № 2.
Вес – на уровне максимальных значений, рост – средний, оценка – избыток массы тела.
Вес выше среднего, рост – средний, оценка – избыток массы тела.
Задача № 3.
Вес – средний, рост – средний, оценка – нормальное физическое развитие.
Вес – средний, рост – средний, оценка - нормальное физическое развитие.
Задача № 4.
Вес – средний, рост – средний, оценка – нормальное физическое развитие.
Вес – средний, рост – ниже среднего, оценка – физическое развитие ниже среднего.
Задача № 5.
Вес – ниже минимальных значений, рост – ниже среднего, оценка – дефицит массы тела.
Вес – выше среднего, рост- средний, оценка – избыток массы тела.
Задача № 6.
Вес – средний, рост – средний, оценка – нормальное физическое развитие.
Вес – средний, рост – средний, оценка - нормальное физическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность раздел МДК 01.01.Пропедевтика в акушерстве на тему: Обследование беременной
В данной методической разработке для практического занятия по диагностике беременности представлены дидактические материалы для формирования практических умений по обследованию беременных....
Методическая разработка практического занятия "Объективные методы обследования органов дыхания"
Болезни органов дыхания являются актуальной клинической и социальной проблемой. По прогнозам специалистов, 21 век станет веком легочной патологии из-за резких изменений экологии, и эта группа заболева...

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»
Методическая разработка практического занятия по теме:«Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»по...

Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,
Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....