методическая разработка "Дозирование в технологии лекарственных форм"теоретическое занятие
методическая разработка

.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dozirovanie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено                                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании ЦМК ОПД                             Заместитель директора

Протокол №__ от ______2018                        по учебно-воспитательной работе

Председатель ЦМК: ____                           _______________________

                                                                     /Н.В. Некрашевич/

                                                                     «___» _____________2018

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема:  «Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

                                                                                                     Составлена: Бойко А.А.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Рославль

2018

Тема № 3:  Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки 

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

 Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания о способах дозирования при изготовлении лекарственных форм, о средствах упаковки и укупорки готовых препаратов

Задачи:

- Дать представление о способах дозирования лекарственных веществ, средствах упаковки и укупорки препаратов, приготовленных в условиях аптеки

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Студенты  должны знать:

- Способы дозирования лекарственных веществ

- Измерительные приборы для дозирования лекарственных веществ

- Средства упаковки и укупорки лекарственных форм

Студенты должны уметь:

- Подбирать средства для упаковки и укупорки лекарственных препаратов

- Пользоваться измерительными приборами

- В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Межпредметные связи:

- латинский язык ( перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств

Внутрипредметные связи:

- Классификация лекарственных форм

- Основные термины и понятия

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент                                                -  3 мин.

 2. Изучение нового материала с элементами повторения -  80мин                                    

.3. Закрепление изученного материала                                 - 5мин.

 4. Задание на дом                                                                   - 2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и (сл. 3) план занятия

- Дозирование по массе

- Дозирование по объему

- Дозирование каплями

- Средства упаковки и укупорки лекарственных препаратов

II. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по изученным темам смежных дисциплинарных курсов (приложение 1)

III. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

IV. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

Тема:  Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки.                                                                                                                    

Приложение № 1                                                                                                   

Содержание нового материала:

Процесс изготовления лекарственной формы представляет собой комплекс операций, неразрывно связанных с измерением массы лекарственных и вспомогательных веществ различного назначения. Высокие требования, предъявляемые к точности отпускаемых лекарственных форм, определяют значение операций измерения, проводимых в аптеке. Фармацевт должен безукоризненно знать устройство и работу дозирующих устройств и предъявляемые к ним метрологические требования.

В аптечной практике применяют 3 способа дозирования: по объему, по массе, каплями.

Дозирование по массе (отвешивание) – применяется наиболее часто, т.к. отвешивать можно и твердые вещества, и жидкие.

Дозирование по массе обычно проводят на рычажных весах 2-го класса и показывают массу тела в сравнении с эталонными массами (гирями). Это:

           - весы ручные аптечные

      - настольные

      - тарирные (весы Мора)

 Весы ручные аптечные – предназначены для взвешивания сыпучих лекарственных веществ. Они бывают 4-х типоразмеров – ВР- 1,0; ВР- 5,0; ВР- 20,0 и ВР- 100,0. Цифры показывают максимальную массу, которую можно взвесить на данных весах. С устройством этих весов и других мы познакомимся ближе па практическом занятии.

Весы тарирные – применяют для взвешивания густых, порошкообразных и жидких веществ, взвешивание состоит из 2-х операций- уравновешивание (тарирование) и отвешивание.

Весы настольные обыкновенные – служат для взвешивания жидких веществ или сыпучих, выписанных в больших количествах.

Для обеспечения точного дозирования любые весы должны обладать 4-мя метрологическими свойствами:

 Устойчивость – способность весов, выведенных из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после 4-6 колебаний.

Верность – способность показывать правильное соотношение между массой груза и массой взвешиваемого тела.

Чувствительность – способность показывать минимальную разницу между грузами, лежащими на чашках.

Постоянство показаний – способность показывать одинаковые результаты при многократных определениях массы тела в одних и тех же условиях.

Как вы думаете, достаточно ли одних весов, чтобы взвесить определенную массу лекарственного вещества?

Взвешивая тело, мы сравниваем его массу с величиной принятой, принятой за единицу по международной метрологической системе мер. За единицу массы принимается килограмм. В повседневной аптечной практике основной единицей измерения массы лекарственного вещества является грамм. Названия единиц долей грамма образуются с помощью латинских приставок «деци», «санти», «милли». При взвешивании лекарственных веществ пользуются гирями, которые комплектуются в – разновес – набор граммовых и миллиграммовых гирь. Граммовые гири – стандартные тела цилиндрической формы, с головкой. Миллиграммовые гири имеют форму пластинок разной формы (квадрата, треугольника, шестиугольника). На гирях обозначена масса и ставится поверительное клеймо.

Исправность весов и гирь контролируется представителями местных метрологических служб 1 раз в 2 года.

Дозирование по объему (отмеривание) – менее точный, т.к. на его точность влияет ряд факторов (температура воздуха, радиус измерительного прибора, природа жидкости и др.). Правила отмеривания жидкостей:

- комнатная температура (с увеличением температуры вместимость измерительных приборов увеличивается)

- глаза работающего должны находиться на уровне мениска

- бесцветная жидкость отмеривается по нижнему мениску, окрашенная по верхнему

- радиус измерительного прибора должен быть приближен к объему жидкости

- вода и водные растворы отмериваются без учета плотности

- тяжеловесные и легковесные жидкости отмеривают с учетом  их плотности (плотность учитывают, если она < 1 <)

- чистота мерной посуды

Для отмеривания жидких веществ используют колбы, цилиндры, стаканы, пипетки и др.

 Цилиндр  имеет минимальный и максимальный объем, чем меньше его диаметр, тем точнее отмеривание, термонеустойчив.

Колба – имеют разную вместимость, бывают градуированные (калиброванные) и неградуированные, термостойкие и простые, можно отмерить только определенный объем.

Пипетка – стеклянная трубка небольшого диаметра, на стенках нанесена шкала; предназначены для точного отмеривания небольших количеств жидкости.

Бюретка – стеклянная градуированная трубка различной вместимости, комплектуется в бюреточную установку.

Вся стеклянная посуда моется и обрабатывается согласно приказу МЗ РФ    № 309 ( Что регламентирует этот приказ?)

 Дозирование каплями – используется для отмеривания малых (до 1 мл) количеств жидкости. Стандартный каплемер – стеклянная трубка, дозирующая 20 капель воды в 1 мл при 20 0С, наружный диаметр 3 мм, внутренний- 0,6 мм.

Число капель в 1 мл (1,0) различных жидкостей указано в таблице капель ГФ по стандартному каплемеру. На практике чаще используют обычные глазные пипетки, предварительно прокалиброванные по стандартному каплемеру. Также для отмеривания каплями используют эмпирические каплемеры – капельницы.

При отмеривании жидкостей используют условные меры : 1 чайная ложка – 5 мл; 1 десертная ложка – 10 мл; 1 столовая ложка – 15 мл; стакан – 200 мл.

       После изготовления лекарственную форму помещают в соответствующую упаковку. Упаковкой в узком смысле называют материалы, которыми пакуют. Средства упаковки и укупорки лекарственных препаратов в технологии лекарственных форм играют особую роль, не только обеспечивая возможность удобного применения препарата, но и сохраняя заданные их свойства при хранении от воздействия факторов внешней среды (света, микроорганизмов, воздуха и пр.). Качество лекарственных средств, срок их годности существенно зависят от вида и свойств упаковочных материалов, поэтому они должны отвечать определенным требованиям:

-обеспечивать сохранность лекарственного вещества или лекарственной формы

- быть химически и физически индифферентными

- прочность

- устойчивость к микроорганизмам

- занимать минимальный объем или обладать минимальным весом

- быть дешевыми и доступными

Упаковочные материалы принято делить на тару и укупорочные средства.

 Тара – изделия, служащие для паковки, хранения, производства и транспортировки.

Укупорочные средства – предметы, служащие для герметизации тары.

                                Аптечная тара изготавливается:

                                /                                                  \

неорганические материалы                           органические материалы

                      |                                                                        |

Стекло, фарфор, металлы                                  бумага, картон, пластмассы,

                                                                                                резина

                             Аптечная тара бывает:

                                /                                 \

             Материальная                     Экстемпоральная (рецептурная)

                       |                                                      |

для хранения лекарственных         для отпуска лекарственных

            средств                                             препаратов

Штанглас – аптечная стеклянная тара с притертыми пробками для хранения лекарственных средств в аптеке.

Материальная тара отличается от рецептурной более толстыми стенками.

Металлическая тара в аптеках используется для хранения кислорода, больших количеств спирта этилового, вазелина, ланолина, воды для инъекций. Для упаковки жидких лекарственных форм в аптеках используют стеклянные флаконы с узким горлышком различной емкости, нейтрального или темного стекла (последние для светочувствительных веществ). Для отпуска мазей используют банки стеклянные с широким горлышком, металлические тубы. Порошки отпускают в капсулах из вощеной, пергаментной или парафинированной бумаги, бумажных пакетиках или коробках.

Таким образом, каждый вид упаковки имеет свое определенное предназначение: неразумным было бы, например, отпустить мазь во флаконе с узким горлышком и т.д.

Закупоривание аптечной посуды в зависимости от ее вида и содержимого осуществляют с помощью пробок, крышек, колпачков.

 Виды укупорочных средств:

- крышка натягиваемая

- крышка навинчивающаяся

- колпачок

- пробка

- прокладка

Для изготовления укупорочных средств используют такие же материалы, что и для изготовления тары, а также резину.

Пробки бывают из стекла, пластмассы, резины. Корковые пробки, ввиду их негигиеничности используются редко.

Стеклянные пробки используют для укупорки материальной тары (штангласов). Пластмассовые пробки применяют самостоятельно или вместе с крышками. Резиновые пробки используются только с алюминиевыми колпачками, навинчивающимися крышками или «под обвязку».

Колпачки используют для фиксации пластмассовых и резиновых пробок на флаконах.

Крышки используются для укупорки флаконов и банок, изготавливаются из пластмассы или алюминия.

Под навинчивающиеся крышки, резиновые пробки подкладывают стерильные бумажные прокладки из пергаментной бумаги.

Тема:Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки.

IV. Закрепление изученного материала:                                                    Приложение № 2

Итак, сегодня на занятии вы узнали, какие способы дозирования используют в аптечной практике, с помощью чего их производят, а также какие упаковочные и укупорочные средства применяют при изготовлении лекарственных форм. Давайте теперь закрепим основные моменты:

  1. Что значит «дозирование по массе» и с помощью чего оно осуществляется?
  2. Что значит «дозирование по объему» и какие факторы влияют на него?
  3. Какая мерная посуда используется для отмеривания жидкостей?
  4. Какие виды упаковок используют при изготовлении лекарственных форм?
  5. Какие укупорочные средства используют при изготовлении лекарственных форм?
  6. Какие виды аптечной тары бывают и чем они отличаются?

V. Задание на дом: Повторить:                                                                    Приложение № 3

  1. Что значит «дозирование по массе» и с помощью чего оно осуществляется?
  2. Какие лекарственные средства относят к сп. Б?
  3. Какие лекарственные средства относят к сп. А?
  4. Каковы общие правила выписывания рецептов?
  5. Что называется лекарственным средством?
  6. Что называется лекарственным препаратом?
  7. Что называется лекарственной формой?

             Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов по проведению теоретического занятия по теме "Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств

Представленный учебный материал для студентов по разделу: «Общая фармакология» знакомит с закономерностями воздействия лекарственных средств на организм, в материале изложены понятия фармакокине...

Викторина "Знатоки технологии лекарственных форм"

Викторина «Знатоки технологии лекарственных форм» проводится для студентов 3 курса специальности «Фармация». Данная викторина проводится с целью закрепления теоретических...

Теоретическое занятие Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм

Разработка теоретического занятия "Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм"  специальности 33.02.01 Фармация...

Разработка теоретического занятия Дозирование в технологии лекарственных форм

Разработка теоретического занятия для специальности Фармация...

Методическая разработка практического занятия "Дозирование в технологии лекарственных форм"

Методическая разработка практического занятия  "Дозирование в технологии лекарственных форм" для студентов специальности Фармация...