Теоретическое занятие Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Разработка теоретического занятия "Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм"  специальности 33.02.01 Фармация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._tilf_kak_nauka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: « Технология изготовления лекарственных форм как наука. Термины. Классификация лекарственных форм. Понятие биофармации.»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 060301 «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Благовещенск

2013г.

 Тема № 1: Технология изготовления лекарственных форм как наука. Термины. Классификация лекарственных форм. Понятие биофармации.

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

 Цели занятия:

- Сформировать у студентов понятие о технологии изготовления лекарственных форм

- Познакомить с основными фармацевтическими терминами и понятиями

- Познакомить с классификацией лекарственных форм

- Дать представление о биофармации и ее значении в технологии изготовления    лекарственных форм

- Развивать способность к мышлению, логике

- Воспитывать организованность, внимательность

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

 Студенты должны знать:

- цели и задачи технологии изготовления лекарственных форм

- основные термины и понятия технологии изготовления лекарственных форм

- классификацию лекарственных форм

- фармацевтические факторы, влияющие на эффективность лекарственных форм

Студенты должны уметь:

- формулировать определение технологии изготовления лекарственных форм

- формулировать определения основных терминов и понятий и понимать их различие

- классифицировать лекарственные формы

- формулировать понятие биофармации

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Межпредметные связи:

- латинский язык

- фармакология

Структура занятия

 I. Организационный момент  -                                      5 мин.

 II. Изучение нового материала-                                      75мин.

 III. Закрепление –                                                               5мин.

 IV. Задание на дом -                                                           5мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:

1. Понятие о фармации

2. Технология изготовления лекарственных форм как наука, задачи, проблемы

3. Основные термины и понятия

4. Классификация лекарственных форм

5. Биофармация как теоретическая основа технологии лекарственных форм

II  Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал, отмечая значение данной темы в практической деятельности фармацевта (приложение № 1)

III. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

IV. Задание на дом: Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

                                                                                                                    Приложение № 1

Содержание нового материала:

 Фармация (лекарствоведение) – система научных знаний и практической деятельности, направленной на изыскание, изготовление, стандартизацию, хранение и отпуск лекарственных средств.

 Отсюда и название «фармацевт» - аптечный работник с фармацевтическим образованием. В 1995г. Фармацевтическая ассоциация России приняла «Этический кодекс российского фармацевта». Согласно этому документу, главная цель профессиональной деятельности фармацевтов – всегда помнить об ответственности сохранять человеческую жизнь.

Технология изготовления лекарственных форм является частью фармацевтической науки, ее завершающим этапом.

Технология изготовления лекарственных форм (далее ТИЛФ) – это наука, изучающая теоретические основы технологических процессов получения, переработки лекарственных средств в лечебные, профилактические, реабилитационные, диагностические препараты в виде разных лекарственных форм и терапевтических систем.

Если говорить коротко, ТИЛФ занимается изготовлением лекарственных форм.

Основными задачами ТИЛФ являются высококачественное изготовление и отпуск лекарственных препаратов. Как и в любой науке, здесь присутствуют свои проблемы:

  1. разработка теоретических обоснований существующих методов изготовления лекарственных форм
  2. совершенствование старых способов изготовления  и новых на основании современных достижений смежных наук
  3. создание новых лекарственных форм, в которых максимально проявляется терапевтический эффект, минимально побочное действие и которые удобны при приеме больными

Основными путями решения этих проблем являются механизация производства, расширение ассортимента высококачественных веществ, концентратов, введение новых методов оценки качества лекарственных форм, использование совершенных упаковочных материалов. Реализация этих проблем позволяет значительно повысить качество лекарственных препаратов и тем самым уровень лекарственного лечения.

ТИЛФ тесно связана с другими фармацевтическими науками – фармакологией (правила выписывания рецептов), фармакогнозией (изучение лекарственных растений), контролем качества лекарственных средств (изучение свойств лекарственных веществ), организацией деятельности аптек (хранение препаратов). Не зная положений этих и ряда других наук невозможно правильно приготовить лекарственную форму.

Терминология ТИЛФ складывается из названий лекарственных форм и галеновых препаратов, а также обозначения производственных операций и аппаратов. Сам термин «Технология» происходит от греч. Tehne- мастерство, умение, и logos- учение, наука, и означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, формы сырья или материала, осуществляющихся в процессе производства. Основными, базовыми понятиями ТИЛФ являются фармакологическое средство, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственная форма и лекарственный препарат. Чем же отличаются эти термины друг от друга? На первый взгляд, это одно и тоже, однако разница этих определений существует.

 Фармакологическое средство - это вещество или смесь веществ с установленной фармакологической активностью, являющиеся объектом клинических испытаний.

Лекарственное вещество – лекарственное средство, представляющее собой индивидуальное химическое или биологическое вещество (анальгин).

 Лекарственное средство - фармакологическое средство, разрешенное для применения с целью лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. В статье 4 ФЗ о лекарственных средствах дается иное, более полное определение лекарственного средства – это вещество, применяемое для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, органов, тканей человека или животных, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

Лекарственная форма – это придаваемое лекарственному средству удобное для применения состояние, при котором достигается необходимый терапевтический эффект. Лекарственных форм большое количество – это растворы, порошки, мази, таблетки и т.д.

Лекарственный препарат- это лекарственное средство в виде определенной лекарственной формы.

Иногда трудно провести резкую грань между этими понятиями, но я попробую объяснить  разницу между ними на примере: Вот представьте - химики придумали новое вещество и им надо определить, обладает ли оно лечебными свойствами, есть ли побочные эффекты и т.д. Это вещество отдается в лабораторию, где оно проходит различные испытания. На данном этапе это будет фармакологическое средство. Далее, после всех испытаний определили, что данное вещество можно применять в медицине. Делают заключение об этом, так появляется лекарственное вещество. Затем оно поступает в аптеки, на фармацевтические производства в своем нативном (природном) состоянии (жидком, твердом, мягком и т.д.) и хранится в определенной таре. В данном случае это будет лекарственное средство, т.к. оно больным не отпускается, а лишь используется для изготовления лекарственных форм. Например, в аптеку поступил анальгин в виде порошка (лекарственное средство), если его определенное количество растворить в определенном объеме воды, мы получим что? Правильно, лекарственную форму – раствор. Так вот когда мы этот раствор поместим во флакон, укупорим, оформим надлежащим образом – получим в итоге лекарственный препарат- раствор анальгина определенной концентрации, т.е. продукт, готовый к отпуску больному.

Кроме этих понятий, в фармацевтической терминологии существуют и другие термины:

 Лекарственное растительное сырье- растительное сырье, разрешенное для медицинского применения.

Вспомогательное вещество дополнительное вещество, необходимое для приготовления лекарственного препарата в готовой лекарственной форме.

Сильнодействующее лекарственное средство – лекарственное средство сп.Б, назначение, применение, дозирование и хранение которых должно проводиться с предосторожностью в связи с возможными осложнениями.

Ядовитое вещество – входящее в сп.А, назначение, применение, дозирование и хранение которых должно проводиться с особой осторожностью. В этот список входят и наркотические вещества.

        Классификация лекарственных форм  позволяет заранее определить оптимальную схему изготовления лекарственной формы. В настоящее время существует несколько систем классификации лекарственных форм:

  1. По агрегатному состоянию:

А. твердые (таблетки, порошки, драже, сборы и т.д.)

Б. мягкие (мази, линименты, пасты, глазные пленки)

В. жидкие (капли, микстуры, полоскания и др.)

Г. газообразные (аэрозоли, пары, газы)

  2. По способу применения:

А. энтеральные (через пищеварительный тракт):

- через рот (перрорально)

- под язык (сублингвально)

- через прямую кишку (ректально)

Б. парентеральные (минуя пищеварительный тракт):

- нанесения на кожу

- инъекции

- ингаляции

- нанесения на слизистые оболочки глаз, носа

- введения в слуховой проход

  3. По признаку дозирования:

А. дозированные (таблетки, порошки и др.)

Б. недозированные (растворы, суспензии, эмульсии)

  4. На основе строения дисперсной системы:

А. свободнодисперсные системы- частицы не связаны друг с другом, обладают свойством сыпучести (порошки, растворы)

Б. связнодисперсные – частицы фазы не смещаются (таблетки, драже)

 Дисперсная система – физико-химическая система, в которой измельченное вещество (дисперсная фаза) распределено в массе другого вещества (дисперсионной среде). Например, если сахар добавлять в воду, сахар будет дисперсной фазой, а вода -дисперсионной средой.

 Биофармация – раздел фармацевтической науки, изучающий взаимосвязь между физико-химическими свойствами лекарственных веществ в конкретной лекарственной форме и их фармацевтическим действием. Основной задачей биофармации является максимальное повышение эффективности лекарственных веществ и снижение до минимума их возможного нежелательного действия на организм.

Равные количества одного и того же вещества в одних и тех же лекарственных формах, но отличающихся методом изготовления или используемыми вспомогательными веществами, могут оказывать различный терапевтический эффект. В ходе исследований было выяснено, что на терапевтическую эффективность лекарственных препаратов особое влияние оказывают (сл. 20) фармацевтические факторы:

  1. физическое состояние лекарственного вещества ( размер частиц, форма кристаллов и др.) – при тонком измельчении лекарственные вещества легче смешиваются, лучше растворяются, быстрее и полнее участвуют в химических процессах и т.д.
  2. химическая природа вещества- т.е. является ли это вещество кислотой, солью, основанием и т.д. Обычно химическая природа лекарственных веществ регламентируется прописью рецепта.
  3. вспомогательные вещества- их природа, количество, физическое состояние. Надо заметить, что кроме того, что они присутствуют в каждом лекарственном препарате, они сами обладают определенными свойствами, которые в разных условиях могут проявляться по-разному. Они не являются индифферентными (химически и фармакологически нейтральными) и всегда так или иначе воздействуют на высвобождение лекарственного вещества из лекарственной формы. Поэтому в каждом конкретном случае выбор вспомогательного материала должен быть индивидуальным по отношению к лекарственному веществу (привести примеры).Требования, предъявляемые к вспомогательным веществам: они должны быть биологически безвредны, не должны изменять биологическую доступность лекарственного вещества, не должны оказывать аллергирующего и токсического действия, влиять на вкус, цвет и запах лекарственного средства и т.д.
  4. вид лекарственной формы и пути ее введения- правильный выбор лекарственной формы обеспечивает оптимальное действие лекарственного вещества, а правильное введение лекарственного вещества в лекарственную форму зависит от знания фармацевтом физико-химических свойств лекарственных веществ.
  5. фармацевтическая технология- технологические процессы при производстве лекарственных препаратов могут существенно влиять на реакцию комплексообразования. Особенно важным в этом отношении являются стадии растворения, фильтрования, смешивания и некоторые др., при которых происходит изменение агрегатного состояния лекарственного и вспомогательного вещества. А это во многом определяет стабильность лекарственного вещества, его всасывание.

Для объективной оценки степени влияния каждого фармацевтического фактора проводится оценка биологической доступности.

 Биологическая доступность- определяется долей всосавшегося в кровь лекарственного вещества от общего содержания его в соответствующей лекарственной форме, скоростью его появления в кровеносном русле, продолжительностью нахождения его определенной концентрации в организме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов по проведению теоретического занятия по теме "Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств

Представленный учебный материал для студентов по разделу: «Общая фармакология» знакомит с закономерностями воздействия лекарственных средств на организм, в материале изложены понятия фармакокине...

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02....

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы

Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...

Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...

Тестовые задания по ТИЛФ для теоретического обобщающего занятия "Мягкие лекарственные формы"

Тестовые задания по теме "Мягкие лекарственные формы" предназначены для студентов специальности 33.02.01 Фармация по МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм для закрепления теор...

Методическая разработка практического занятия "Дозирование в технологии лекарственных форм"

Методическая разработка практического занятия  "Дозирование в технологии лекарственных форм" для студентов специальности Фармация...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...