Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    материал на тему

    Карпунина Елена

    Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников, подавшими заявление на аттестацию.Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoanaliz_metodicheskie_rekomendatsii.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное автономное образовательное учреждение

    начального профессионального образования

    Архангельской области

    «Профессиональное училище № 22»

     (ГАОУ НПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №22)

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Северодвинск 2014

    Составитель:

    Карпунина Елена Владимировна, методист ГАОУ НПО АО «Профессиональное училище №22»

    Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности рассмотрены   и рекомендованы   к использованию на заседании методического совета ГАОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище № 22»

    Протокол заседания  МС   №  от «05» ноября 20 14   г.

    Председатель Методического совета:                                                             Виноградова Н.В.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Содержание:

    1. Самоанализ педагогической деятельности.
    1. Понятие и цель самоанализа педагогической деятельности.
    2. Типичные ошибки при написании самоанализа педагогической  деятельности.
    3. Требования к самоанализу.
    4. Вопросы для подготовки самоанализа преподавателем.
    5. Экспертная оценка самоанализа.
    1. Самоанализ урока.
    1. Алгоритм анализа преподавателем проведенного урока.
    2. Затрудняют проведение урока.

    1. Самоанализ педагогической деятельности

    Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

    Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

    • в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
    • в умении творчески решать педагогические задачи,
    • в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания,
    • в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы,
    • в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
    • в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
    • в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

    Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

    При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

    Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:

    1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

    Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

    2. Избыток фактов и цифр.

    Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

    3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

    Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

    При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

    Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

    Требования к самоанализу

    Структура самоанализа:

    • определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
    • Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.
    • Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.
    • Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.
    • Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
    • Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный  характер.
    • Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.
    • Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).
    • Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

    Вопросы для подготовки самоанализа преподавателем:

    1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательной организации, в которой Вы работаете?
    2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
    3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательной организации, в которой Вы работаете?
    4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности обучающихся в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
    5. Что Вами делается для эффективного использования времени обучающихся и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучающихся?
    6. Как организуется взаимодействие с группой на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучающихся на уроке?
    7. Определите уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемой дисциплине?
    8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися возможностями или склонностями?
    9. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемой Вами дисциплине?
    10. Какие методы оценки деятельности обучаемых Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
    11. Оцените уровень психологической атмосферы в группе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
    12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
    13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
    14. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
    15. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.

    II. Самоанализ урока

    АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

    Посещающий педагог наблюдает за ходом урока и фиксирует происходящее. После урока преподаватель должен ответить на два вопроса:

    Что должен был узнать и научиться делать обучающийся на уроке?

    Как учитель это делает сам? (назвать способ и воспроизвести действие)

    Затем преподаватель и посещающий педагог обсуждают, оценивают элементы урока (выбор элементов анализа урока зависит от цели посещения) по следующим критериям (примерные).

    1. Оценка структуры урока:

    - гигиенические условия, оценка преподавателем степени утомления либо возбуждения обучающихся после предыдущего урока,

    - взаимосвязь урока в теме раздела программы,

    - определение соответствия цель урока – тип урока – структура урока.

    1. Оценка целеполагания и мотивации учебной деятельности:

    - определение учит преподавателем и триединой цели урока,

    - постановка цели урока перед обучающимися,

    - соответствие цели урока его этапам и содержанию,

    -  определение значимости изучаемого материала на уроке, его актуальность и связь с жизнью,

    - положительная мотивация обучающихся,

    - на уроке создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки обучающегося,

    - эффективность использования оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

    1. Оценка содержания образования:

    - научность, доступность и посильность изучаемого материала,

    - новизна, проблемность и привлекательность учебной информации,

    -эффективность подбора содержательного компонента урока (материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.)

    - обоснованность и наличие логики между этапами урока,

    - подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке,

    - домашнее задание (методика и объем), поисковый творческий характер заданий,

    - рациональность использования времени урока, оптимальность темпа работы.

    1. Оценка эффективности форм организации обучения

    Целесообразность и обоснованность используемых форм, с учетом данных педагогической и психологической диагностики.

    Классификация

    по типу уроков

    по формам обучения

    изучения нового материала

    традиционный урок

    повторения изученного материала

    лекция

    закрепления изученного материала

    семинар

    контроля, проверки ЗУ

    конференция

    коррекции ЗУ

    лабораторно-практические занятия, практикумы

    применения полученных знаний на практике

    факультативное занятие

    обобщающий урок

    экскурсия

    комбинированный урок

    консультация

    1. Оценка эффективности методов обучения

    Обоснованность и соответствие методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания.

    Классификация методов обучения

                             

    по источнику получения знаний

    по характеру познавательной деятельности

    на основе целостного подхода

    словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)

    объяснительно-иллюстративные

    наглядные

    репродуктивные

    практические

    проблемного изложения

    эвристические

    исследовательские

    1. Эффективность преподавания повышалась

    -  широким спектром заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,

    - адекватностью наглядного материала и ТСО,

    - тем, что на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей обучающихся,

    - применением здоровьесберегающих технологий и методик,

    - тем, что в объяснении учитываются возможные ошибки обучающихся,

    - использованием эвристических приемов (работа не по образцу), позволяющих развивать творчество обучающихся,

    - эффективным использованием возможностей учебного кабинета на уроке.

    1. Оценка учащихся на уроке

    - уровень активности обучающихся на уроке,

    - адекватность ответов на вопросы преподавателя, обучающиеся задают вопросы на уточнение понимания материала,

    - развитость самостоятельной речи обучающихся.

    1. Оценка деятельности педагога на уроке

    - педагогический такт преподавателя,

    - уровень сотрудничества преподавателя с детьми,

    - часто используются ситуации диалога, обмена мнениями,

    - умение слушать и слышать обучающегося, психологическая атмосфера урока,

    - гибкость преподавателя, способность корректировать свои действия (и план урока) на основе оперативной оценки их результативности, разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

    Затрудняют проведение урока:

    • Неуверенность в своих знаниях,
    • Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке,
    • Рыхлая композиция урока,
    • Скованность движений преподавателя,
    • Неумение обучающихся работать предложенными методами обучения,
    • Однообразие методов обучения,
    • Бесстрастный рассказ преподавателя,
    • Монотонность и сухость при изложении нового материала,
    • Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока вопросами.

    Приложение

    В помощь педагогическому работнику

    Самоанализ профессиональной деятельности педагогического работника

    Самоанализ педагогической деятельности – это выявление собственных потребностей в реализации себя, как преподавателя, мастера п/о, воспитателя, понимание причинно-следственных связей педагогических проблем и успехов, понимание своей педагогической роли в образовании и воспитании обучающихся

    Педагогу-практику, готовящему самоанализ, важно предварительно ответить на три ключевых вопроса:

    1. Какие грани своего опыта выделить для анализа?

    2. Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности    воедино?

    3. Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа?

    Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности  педагогического работника

    1. Педагогическое кредо  (убеждения, мировоззрение) педагогического работника.

    2. Опыт успешно решённых методико-дидактических и психолого-педагогических проблем.

    3. Проблема (проблемы) в области педагогики, которые решаются  на сегодняшний день. Причины  их возникновения.

    4. Педагогические задачи, которые ставит перед собой педагогический работник, для решения данных проблем.

    5. Область совершенствования  педагогических компетентностей.

    Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа

    “Тема”, над которой работал педагогический работник

    Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагогического работника

    Первичный педагогический анализ

     (Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)

    разработаны уроки по темам; дидактическое обеспечение к ним;

    методические разработки, рефераты, пособия;

    подготовка обучающихся к участию в конкурсах, фестивалях;

    кружки, секции, клубы (внеклассная работа);

    работа в ПЦК, выступления на семинарах, конференциях и др.;

    практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;

    использование элементов педагогических технологий;

    учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);

    другие события за истекшие 5 лет

     

    Общий вывод:

    (Как шла работа над “темой”,

    где произошли “подвижки”,

    в чем сегодня видится проблема,

     какова перспектива решения)

    Типичные ошибки, которые может допустить педагогический работник при подготовке и написании самоанализа деятельности

    1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период

    Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

    1. Избыток фактов и цифр

    Зачастую в самоанализе педагогический работник указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

    1. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности

    Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

    При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала.

    Помните:  написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

    Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

    Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

    Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

    Методические рекомендации по написанию самоанализа

    Методические рекомендации по написанию самоанализа...

    Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогической деятельности учителей

    В данных рекомендациях представлены материалы для составления портфолио педагогов....

    Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности ( в помощь педагогам дополнительного образования)

    Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования провести самоанализ педагогической деятельности. Самоанализ  призван дать полное представление о работе педагога и р...

    Рекомендации к составлению самоанализа профессиональной деятельности учителя.

    Рекомендации к составлению самоанализа профессиональной деятельности учителя на конец учебного года....