КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
статья на тему

Статья " КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ" опубликована в сборнике трудов Всероссийкой научно-практической конференции "Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mbou_sosh_no21_g.shahty.docx319.99 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Абрамян М.Л.,

заместитель директора по ВР

 МБОУ СОШ №21 г. Шахты

rubasova1980@mail.ru

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.                    От жизнедеятельности , бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение , умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                    В.А.Сухомлинский

Проблема сохранения здоровья ребенка за годы обучения в школе имеет многовековую историю. Еще в Древней Греции говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым бегай, хочешь быть умным – бегай». Сегодня от жизнерадостности, активности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, их  интеллектуальное  развитие, их способности и возможности. Понятия «человек» - «жизнь»- «здоровье» неотделимы, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

   Ставя перед собой задачу воспитания здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни, создания педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей,   педагогический коллектив МБОУ СОШ №21 г. Шахты разработал и успешно реализует  комплексную воспитательную программу формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровье – это здорово!»

Цель программы: сохранение и укрепление  физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся.

Задачи программы:

1.Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

2.Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

4.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья;

5.Пропаганда здорового образа жизни;

6.Внедрение современных методов мониторинга здоровья (АПК «Армис», скрининги, медосмотры, и т.п.);

7.Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.

 

Программа «Здоровье - это здорово!»  включает  следующие направления деятельности педагогического, ученического и родительского сообщества:

1.Организация здоровьесберегающей образовательной деятельности: 

  • рациональная организация учебной деятельности – это не просто составление расписания уроков и дополнительных занятий, но и процесс внедрения инновационных технологий, использование  методов и методик обучения, соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся;
  • применение здоровьесберегающих технологий  (проблемное обучение, проектное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, модульное обучение,  игровые технологии, программированное обучение);
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся (снятие перегрузки, чередования труда и отдыха) повышает эффективность учебной деятельности;
  • организация рациональной системы питания обучающихся;
  • соблюдение СанПиН и правил охраны труда;
  • обеспечение режима проветривания учебных классов, школьных коридоров;
  • контроль за двигательной активностью детей, особое  внимание детям с ослабленным здоровьем и обучающимся специально-коррекционных классов (СК (К) VII вида.

2.Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями:

  • организация семинаров, конференций для педагогов школы;
  • участие педагогов в вебинарах;
  • организация родительского всеобуча по здоровьесбережению;
  • методические недели, конференции, лектории, викторины для обучающихся на валеологические темы;
  • проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.

3.Учебно-воспитательная работа:

  • использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • разработка валеологической тематики классных часов, совместные мероприятия с городской библиотекой им. А.Пушкина, детской библиотекой им. Н.К.Крупской, наркологическим диспансером, социально-реабилитационным центром, детской поликлиникой.
  • выпуск санбюллетеней, памяток по ОЖЗ.

  Просветительно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, ведется  параллельно с просветительной работой с родителями. В школе регулярно проводятся конкурсы плакатов "Нет наркотикам!", "Нет сигарете!", курс психологических занятий «Познай себя». Все обучающиеся школы посещают кинолекторий "Будь здоров".

4.Диагностика, профилактика и коррекция здоровья:

  В системе работы школы Дни Здоровья,  физкультминутки, всеобуч по плаванию,  соревнования по различным видам спорта, спартакиада «Здоровье нации – путь к олимпийским вершинам», туристические слеты и молодежные спортивные форумы «Молодежь Дона». Кроме регулярных уроков физической культуры обучающиеся школы могут физически развиваться на занятиях                     в спортивных секциях «Волейбол», «Баскетбол».  

 Представители организаций здравоохранения  проводят с обучающимися, их родителями и сотрудниками школы различные мероприятия здоровьесберегающей направленности: лекции, беседы, конкурсы, уроки здоровья. Обучающиеся 9-11 классов в рамках  школьной комплексной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех!» ежегодно принимают участие в добровольном тестировании на предмет употребления ПАВ.

  В 2013-14 учебном году МБОУ СОШ №21 вошла в областной проект по проблемам здоровьесбережения в образовании и получила статус областной пилотной инновационной площадки. В рамках этого проекта получен аппаратный комплекс «АРМИС». Сегодня, проводимые медицинским работником  школы с помощью комплекса обследования, значительно упрощают процесс отслеживания состояния здоровья (мониторинг здоровья школьников).

  Организация психологической службы – не менее значимое направление в реализации задач программы «Здоровье – это здорово!»  включает:

  • мониторинги мотивации, адаптации, самоопределения обучающихся;
  • диагностирование обучающихся;
  • коррекционно-развивающие занятия « Познай себя»;
  • консультирование обучающихся и родителей.

В каникулярное время  обучающиеся начальной школы посещают оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе                            МБОУ СОШ №21.

Оценка эффективности реализации программы «Здоровье- это здорово!»

Основные результаты эффективности  реализации программы формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни « Здоровье – э то здорово!» оцениваются  в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики  школьного травматизма, динамики сезонных заболеваний, утомляемости обучающихся и т.п.  

Критерии эффективности реализации программы

Образовательная деятельность

Направления мониторинга

Критерии

 Показатели

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Личностно-ориентированное обучение

Педагогика сотрудничества

Технология развивающего обучения

Дифференцированное обучение

Игровые технологии

-возрастные особенности познавательной деятельности детей;

- обучение на оптимальном уровне трудности                                  (сложности);

-вариативность методов и форм обучения;

- оптимальное сочетание двигательных и умственных нагрузок;

- обучение в малых группах;

- использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;

-создание эмоционально- благоприятной атмосферы;

-формирование положительной мотивации к учебе «педагогика успеха».

-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п.;

- занятие активно-двигательного  характера – динамические паузы, уроки физической культуры,  спортивные занятия.

Воспитательная деятельность

Направления мониторинга

Критерии

 Показатели

Диагностики

Выявление и развитие физического уровня обучающихся

Сформированность физического потенциала обучающихся.

-Развитость физических качеств.

-Уровень участия в индивидуальных и массовых спортивных мероприятиях

Количественное участие обучающихся в

 индивидуальных и массовых спортивных мероприятиях.

Выявление уровня заболеваемости обучающихся

Сформированность значимости своего здоровья

Посещаемость учебных занятий

1.Количественное посещение обучающимися учебных занятий.

2.Медицинский мониторинг на АПК «АРМИС»

 

Прогнозируемый результат

Успешность поставленных задач по формированию  культуры здорового и безопасного  образа жизни  достигается благодаря отлаженной работе  участников  учебно-воспитательной деятельности.

Только совместная деятельность педагогов, родителей, психологов, медицинских работников позволит сформировать образ выпускника школы как здоровую физически, психологически, нравственно, адекватно оценивающую  свое место и предназначение в жизни личность.

D:\фото+видео\2013-2014\открытие олимпиады спортивный праздник\школьные олимпийские игры.JPG

D:\фото+видео\2014-2015\спорт\олимпиада школьников\DSC09221.JPG 

D:\фото+видео\2013-2014\открытие олимпиады спортивный праздник\14.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"

Статья для использвания на семинарах математики и публикация в различных математических сообществах...