Главные вкладки

    Методическая разработка (9, 10, 11 класс):
    Разработка программы профильного обучения: как сформировать учебный план профиля

    Грозенков Максим Андреевич

    Профильное обучение в старшей школе – одна из основных идей современной образовательной концепции. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени общего образования с учреждениями начального и среднего профессионального образования, высшего образования. Предлагается пять профилей обучения, включая универсальный, который представляет в своем содержании индивидуальную комбинацию различных модулей профильного обучения. Среди профилей: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический.

    В современном обществе существует множество точек зрения на важность и «нужность» профильного обучения. В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные.

    Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).

    Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

    Реализация личностно-ориентированного подхода, применение технологий сопровождения в различных видах учебной деятельности – это те необходимые условия организации образовательной среды, которые оказывают серьезное влияние на цели, содержание образования, выбор методов и форм преподавания.

    Как поступательно сформировать учебный план профиля, кроме универсального?

    Первоначально стоит выявить предпочтения обучающегося, проанализировать их. Оценить существующие ресурсы, рассмотреть какие дополнительные ресурсы могут быть задействованы и мобилизованы.

    Начать стоит с того, что следует включить в учебный план профиля обязательные предметы, такие как русский или родной язык, литература или родная литература, алгебру и начала математического анализа, геометрию, историю, физическую культуру, основы безопасности жизнедеятельности.

    Затем следует дополнить существующий набор обязательных предметов предметами для изучения на базовом уровне – помните о том, что их должно быть не менее одного из каждой предметной области!

    После следует включить в учебный план минимум три учебных предмета на углубленном уровне изучения, они определят направленность образования в профиле Помните! Если учебный предмет выбран в профиле для углубленного изучения, то на базовом уровне он не изучается.
    Выбор трех или четырех учебных предметов для углубленного изучения зависит от того, включают или нет в учебный план предметную область «Родной язык и родная литература». Если эту предметную область предусмотрел учебный план, к примеру, гуманитарного профиля, тогда ОО выбирает для углубленного изучения не три, а четыре учебных предмета. (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

    Если проектирование происходит в старшей школе на момент организации учебного процесса в соответствии с ФГОС, следует предусмотреть минимум 1 час в неделю на элективный (или иного формата) курс, посвященный реализации индивидуального итогового учебного проекта.

    Затем следует произвести подсчет часов, которые были отведены на учебные предметы.
    Полученное количество часов за два года обучения не должно быть меньше 2170 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
    Если количество часов менее 2170, то дополните учебный план предметами на базовом или углубленном уровне или увеличьте количество часов на изучение уже выбранных предметов.

    В конце следует достроить учебный план элективными курсами по выбору общеразвивающей направленности.
    Суммарное количество часов за два года обучения не должно превышать 2590 часов (п.18.3.1. ФГОС СОО).

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени

    Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...

    Материалы из опыта работы по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам

    Данные материалы показывают, как можно организовать профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам....

    Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)

    Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....

    Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

    Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

    Учебные планы профилей ФГОС СОО

    Для обучения на уровне среднего общего образования  нужно выбрать профиль обучения в 10-11 классах. Для этого предлагаются примерные учебные планы профилей для определения дальнейшего образовател...

    Как сформировать учебно-информационные умения?

    Модернизация общего образования требует разработки новой модели общеобразовательной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к во...