Главные вкладки

    Создание электронных и мультимедийных образовательных ресурсов для дистанционного обучения.
    презентация к уроку по алгебре (7 класс) на тему

    Ирина Николаевна Фомина

    Вопросы создания образовательных электронных изданий, в частности, интерактивных и мультимедийных электронных учебников, учебно-методических комплексах (УМК) остаются по-прежнему в центре внимания специалистов образовательных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon fomina_2.zip306.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание электронных и мультимедийных образовательных ресурсов для дистанционного обучения.

                                                                          Фомина Ирина Николаевна

    Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 133 г.о. Самара

    e-mail:www.pavel1589@rambler.ru

    Вопросы  создания  образовательных электронных изданий, в частности, интерактивных и мультимедийных электронных учебников, учебно-методических  комплексах (УМК) [1] остаются по-прежнему в центре внимания специалистов образовательных  учреждений. Одной из причин пристального неослабевающего внимания, как показал анализ  ряда  статей, посвященных вопросу проектированию дидактических материалов, является отсутствие универсальной технологии разработки необходимых образовательных материалов  для  УМК,  в  том  числе  и отсутствие соответствующих стандартов [2].

    Под электронным учебником понимается тематически завершенный, детально  структурированный  автором  учебный  материал, который  через Интернет или на DVD и CD поставляется обучаемому. Электронный УМК, с точки зрения методиста (педагогического дизайнера), должен содержать весь необходимый для самостоятельного обучения материал, в том числе блок практических и тестовых задания для контроля полученных знаний по заданной теме. Кроме того, в отличие от печатного учебника, электронный курс должен разрабатываться таким образом, чтобы он смог обеспечить:

    — более детальную структуризацию содержания курса;

    — интерактивность (в том числе удобство навигации) — возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения;

    — гипертекстовую  структуру  теоретического материала в понятийной части  курса (ссылки на определения), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);

    — использование мощных иллюстративных материалов - разнообразных рисунков и картинок, анимации и других мультимедиа-приложений;

    — использование различных практических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения,  творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);

    — наличие системы ссылок (гиперссылок) на различные  электронные текстовые  и  графические  образовательные  материалы:  литературные  и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, размещенные в сети Интернет.

    По нашему мнению, наличие четкого представления о структуре будущего электронного УМК, а также прозрачный алгоритм последовательности этапов проектирования  УМК,  существенно  помогает  успешно  решить  одну  из проблем —  реализацию  системного  подхода  к  организации  работ  по разработке электронного учебника.

    Качественно разработанный электронный УМК включает в себя комплекс разнообразных  дидактических  материалов  и  образовательных  ресурсов (учебных, учебно-методических и вспомогательных информационно-справочных  материалов,  представленных  в  разных  формах).  Такой  УМК должен быть ориентирован в первую очередь на пользователя, изучающего предмет самостоятельно, и отличаться особым способом подачи материала (диалоговая  интерактивная  форма  с достаточным  количеством  вопросов  и  заданий для самоконтроля).

    По  мнению  психологов  и  методистов,  качественно  подготовленный дидактический  материал  для  электронного  УМК,  предназначенный  для самостоятельного изучения, вызывает у обучаемых соответствующий интерес, мотивацию к самостоятельной работе не только потому, что курс представлен в электронной форме с элементами компьютерной графики и мультимедиа. При работе с таким электронным УМК активизируется  психическая деятельность обучаемого: усиливается концентрация и интенсивность внимания, обостряется чувствительность и наблюдательность,  повышается готовность памяти к восприятию учебного материала.

    По мнению специалистов в области дидактики и педагогики, при работе над созданием электронного учебника надо отталкиваться от дидактических и познавательных целей и задач, качества и полноты подготовленных дидактических материалов для электронных учебных пособий, так как средства информационно-образовательных и телекоммуникационных технологий являются средством реализации дидактических задач обучения.

    Другая проблема, возникающая перед разработчиками УМК, как показал опыт, обусловлена характером, спецификой, многообразием и трудоемкостью  работ,  связанных  с  наличием  соответствующих  умений  и навыков  у разработчиков  электронных  пособий,  УМК,  а  также  наличие необходимых  знаний  из  различных  предметных  областей,  например, психологии,  педагогики,  новых  информационных  и  коммуникационных технологий и др. Сложность использования разноплановых знаний и учета  соответствующих  требований  вызывали  на  соответствующих  этапах проектирования УМК определенные трудности у учителей при разработке электронных пособий.

    Важным этапом работы с учебной информацией является выбор шрифтов, палитры цвета для фона и текста, выравнивание и выбор межстрочных интервалов и др., т.е. форматирование текста, а также графическое  оформление. Следует также использовать и другие приемы, учитывающие психолого-физические особенности восприятия ребенком текстовой информации с экрана монитора, которые могли бы существенно улучшить дизайн-эргономику текста. Необходимо разбивать учебный текст на небольшие смысловые фрагменты со своими заголовками, например, параграфы и подпараграфы, пункты и подпункты. Кроме  того,  опосредовано  на восприятие влияют даже формулировки названий параграфов, выбор оптимального объема параграфа и др. Часто традиционные печатные учебники, как и электронные, опубликованные в сети  Интернет  или  размещенные на CD  и DVD, представляют  собой сплошной  массив  текста,  который  труден  для  чтения, восприятия и усвоения.

    Один из принципов создания электронных учебников — это принцип реализации структуры гипертекста.  Учебные  тексты  должны  представлять собой особым образом организованный многоуровневый гипертекст, позволяющий  осуществлять изучение предмета с  установлением  разных логико-семантических  отношений,  компенсировать  дидактические  потери вследствие отсутствия аудиторной обучающей среды (реализация переходов на различные дополнительные, информационные и графические объекты по ссылкам).

    Хорошим признаком качества и полноты УМК является наличие в тексте системы гиперссылок на образовательные сайты Интернета по соответствующей предметной области.

    Главный структурный компонент, входящий в формат темы (раздела)   УМК, — это наличие блока контрольно-практических мероприятий — тестов и разнообразных заданий. Известно, что тщательно структурированные задания являются эффективным способом контроля усвоения материала. Характер и рамки заданий должны отражать учебный уровень задач. Письменные задания являются наиболее популярным способом контроля знаний. Они способствуют общению между учеником и преподавателем,  при  котором  ученики  получают  живую обратную  связь или электронную на базе использования телекоммуникационных средств  общения.  

    Ключевая роль в создании дидактических материалов УМК, конечно, принадлежит авторам курсов, они же несут всю ответственность за их качество. Подготовка и разработка качественных учебных, учебно-методических, дополнительных и информационно-справочных материалов в конечном итоге и  определяет  качество  электронной  формы  представления УМК. Качество разрабатываемых УМК во многом определяются педагогическими знаниями разработчика, тем, насколько они владеют методикой обучения, навыками  системного  подхода  при  проектировании дидактических материалов для электронных учебников, умением пользоваться некоторыми средствами информационных технологий и т.д.

    Учет  и  решение  перечисленных проблем  может  обеспечить качественную подготовку и разработку дидактических учебно-методических материалов для создания электронных УМК и других образовательных электронных изданий поддержки обучения в системе дистанционного образования.

    ЛИТЕРАТУРА

     [1]. Григорьев С.Г., Краснова Г.А., Роберт И.В. и др. Разработка концепции образовательных  электронных  изданий  и  ресурсов //  Открытое  и дистанционное образование. — 2002. — № 3 (7).

     [2]. Демкин  В.П.,  Вымятин  В.М.  Принципы  и  технологии  создания электронных учебников. — Томск, 2002.

     [3]. Краснова  Г.А.,  Беляев  М.И.,  Соловов  А.В.  Технологии  создания

    электронных средств. — М.: МГИУ, 2001.

     [4]. Андреев  А.А.,  Солдаткин  В.И.,  Лупанов  К.Ю.  Проблемы  разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования //  Применение  новых  технологий  в  образовании.  Материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 3—5 июня 1998 г.). — М.: АТИСО, 1998.

     [5]. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. — М.: Изд-во РУДН, 2003.

    Вот пример учебной презентации, созданной для школьников:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

    Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в обучении математике.

    Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенц...

    Использование самостоятельно созданных электронных образовательных ресурсов при дистанционном обучении

    Материал представляет собой презентации к курсу "Цивилизация Франции" 10-11....

    Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

    Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОО

    Статья рассказывает о значении и преимуществах использования электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках химии. Публикация знакомит с разнообразием модулей и их оптимальным применением...

    Статья "Электронные образовательные ресурсы в дистанционном обучении английскому языку"

    В настоящее время дистанционное обучение стало   глобальным явлением  образовательной и информационной культуры. Актуальность дистанционного обучения заключается в том, что оно открывае...