Применение технологии проектного обучения в преподавании математики
статья по алгебре (9, 10, 11 класс) на тему

Блюм Ольга Юрьевна

Данная статья рассматривает возможности использования технологии проектного обучения на уроках математики, значимость метода проектов для современного преподавания. Содержит практические рекомендации и примеры из опыта работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Применение технологии проектного обучения в преподавании математики».

Учитель математики Блюм Ольга Юрьевна

Место работы: ГБОУ школа № 362 г. Санкт-Петербурга

      Современная школа – это школа развития, гарантирующая обучение на уровне стандартов, школа, в которой обучение выполняет развивающую функцию, формирующую навыки самообразования.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов.

     В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как общеобразовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

     Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

     Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, представляет собой целостную последовательность дидактических приёмов и материалов.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей.

На практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов. В ходе работы над учебным проектом лучше вести дневник, в который заносятся все встречи, занятия, консультации, планы, отчёты, сбор материалов, рекомендации, итоги, обобщения, сроки, исполнители.

Метод проектов можно применять на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.

     В своей педагогической работе к методу проектирования я обратилась, работая над темами “Дифференцированный подход в обучении” и “Развитие познавательного интереса при обучении математике”, когда необходимо было активизировать деятельность самих учащихся, увлечь их новыми исследованиями и творчеством.

     Сейчас совместно с учителем информатики ведется работа по составлению учащимися мини-презентаций с использованием анимационных эффектов.

    Уже в течение 10 лет я использую на своих уроках элементы метода проектов. Так во втором полугодии 5-го класса при изучении тем “Обыкновенные дроби”, “Десятичные дроби”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичных дробей” уроки проводила циклично.

      И одним из уроков был урок, который я назвала “урок-фантазия”. К этому уроку мы готовились заранее и очень тщательно. В самом начале изучения темы 5-классники по своему желанию выбирали себе творческое задание, которое покажут, продемонстрируют, прочитают на этом уроке. Это могло быть сочинение, сообщение на историческую тему, книжка-малышка, лото, задача-сказка и т. д. Особенно полюбилось ребятам придумывать задачи о животных, со сказочным содержанием и оформлять их в виде книжек-малышек. Так начался процесс творчества, в ходе которого надо выбрать математическое содержание задач, придать задачам литературную основу, записать и решить их, подготовить иллюстрации. Результатом этого проекта стал набор книжек-малышек, который я использую как дидактический материал и сборник задач, куда мы заносим лучшие из лучших придуманные ребятами задачи.

      В дальнейшем одна из участниц этого проекта по окончании 9-го класса выполнила индивидуальный проект по теме “Текстовые задачи за курс основной школы”.

      Классификация задач позволила утвердить не только общие принципы в методах решения этих задач, но и выявить некоторые специфические особенности, характерные для той или иной группы. Это давало возможность выбирать нужный способ краткой записи текста и самого решения задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка).

       Создан альбом задач, который очень удобно теперь использовать при изучении или повторении этого школьного материала.

    В 11-м классе на элективном курсе альбом был дополнен страницей “Задачи на сложные проценты в материалах ЕГЭ”.

     Очень эффективен с моей точки зрения метод проектов при проведении обобщающих уроков после изучения крупного раздела или главы.

       Проект “Многогранники” очень заинтересовывает старшеклассников, которые работают по двум направлениям – “Правильные многогранники” и “Кристаллы”. Модели правильных многогранников, изготовленные руками самих ребят, отлично иллюстрируют собранный ими материал по истории развития математики в Древней Греции. Модели кристаллов (правильных многогранников) наглядно показывают связь геометрии с жизнью.

       Метод проектов является одним из самых эффективных методов, применяемых для организации обучения на элективных курсах. Рассмотрим в качестве примера проект “Тригонометрия”, осуществляемый в рамках элективного курса “Подготовка к ЕГЭ по математике”. Класс разделился на 5 групп. Первая группа занималась сбором материалов по истории тригонометрии. Вторая группа подбирала тригонометрические выражения, уравнения и неравенства, классифицировала по методам решения, освещала их представление в материалах ЕГЭ. Третья группа занималась изготовлением опорных конспектов для запоминания таблицы значений тригонометрических функций, “правила приведения” и таблиц с формулами. Четвёртая группа составляла итоговый тест в форме ЕГЭ для проверки знаний учащихся. Пятая группа осуществляла компьютерный вариант представления проекта – презентацию. В защите проекта принимали участие все ученики.

       Аналогичные проекты созданы по темам “Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения”, “Рациональные неравенства”.

       Как видим, применение проектов способствует активизации, повышению информационной и коммуникативной культуры учащихся, созданию положительной мотивации обучению математике на профильном уровне.

    Ещё Л. Н. Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.

Думаю, эти условия выполнимы при применении метода проектов в  нашей работе.

Список использованной литературы и источников:

  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2004.
  3. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2004.
  5. Чечель И.Д. и др. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе. – М.: Академия, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Применение технологии проекного обучения в преподавании математики.

Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики, необходимо  строить обучение на  активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с...

Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса

Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...

Индивидуальная образовательная программа Применение технологий группового обучения в преподавании физики

В рамках курсов повышения квалификации «Основы тьюторского сопровожденияв учреждениях общего образования» мною была составлена индивидуальная образовательная программа сроком реализац...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...