№ | Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Личностные |
1 | 2 | 5 | 6 |
| 8 |
|
1 | Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Друг на друга посмотрели И спокойно тихо сели. Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? (слайд 1) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! |
|
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности |
2 | Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя. Устный счет. Повторение пройденного на прошлом уроке. Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает учащимся наводящие вопросы. Историческая справка. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах) (слайды 2-3). Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара. У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке. 1) 153 увеличить на 7; 2) 100 вычесть 6; 3) 90 разделить на 90; 4) 15 умножить на 3; 5) 284 увеличить на 6; 6) 17 увеличить в 3 раза; 7) 200 уменьшить на 10; 8) 238 увеличить на 3; 9) 80 уменьшить в 4 раза; 10) 40 уменьшить на 17; 11) 18 увеличить в 4 раза. Какие числа остались открытыми? Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА) Какое действие мы будем сегодня повторять? 2. Мотивация С какими числами вы работали на предыдущих уроках? Так что мы будем сегодня делать на уроке? Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства. Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа? Может это вам как-то пригодиться в жизни? | Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. Сложение.
2. – С натуральными числами.
Складывать натуральные числа.
Отвечают на вопрос.
| 1 Учащиеся решают примеры устно. 12 С | 1 З | 13 М | 20 Н | 160 П | 21 У | 241 О | 23 Т | 48 М | 290 Е | 51 Ь | 336 А | 94 Р | 45 И | 190 Е | 72 Р |
- 153 + 7 = 160;
- 100 – 6 = 94;
- 90 : 90 = 1;
- 284 + 6 = 290;
- 15 · 3 = 45;
- 238 + 3 = 241;
- 17 · 3 = 51;
- 200 – 10 = 190;
- 80 : 4 = 20;
- 40 – 17 = 23;
- 18 · 4 = 72.
Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.
| Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного |
3 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся Цель: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Вместе с учениками определяет цель урока. Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?
| Определяют цель урока. Слушают рассказ учителя.
| 1. Немного из истории (слайд 5) В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия. Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. |
4 | Первичное усвоение новых знаний Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства. | Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. 1. Работа по учебнику. Стр.33-34 - Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (слайд 6)- Как называются компоненты действия сложения? (слайд 7) 2. На доске: 563; 300; 3; 312; 464. (слайд 8) -Прочитайте числа. - Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом (563 + 464 = 1000) - Прочитайте пример всеми возможными способами. - Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение. - Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. (слайд 9) - Что значит прибавить 4 ? - В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка? - Определяем координату точки, в которую мы попали. Назовите результат. - Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2. - Что получилось? Какой вывод можно сделать? Как называется это свойство? - Изобразите сложение на одном координатном луче (слайд 13) 1 + 2 = 3 3 + 4 = 7 Сколько чисел мы прибавили к 1. Как эту сумму записать по- другому? Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4 - Какой можно сделать вывод? (слайд 14)
- Как называется это свойство? -Найдите результат сложения 9 + 0; 0 + 9 - Какой вывод можно сделать? - Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни? | Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел. |
- Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1.
- Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми.
563 + 464 = 1000. -Сумма 563 и 464 равна 1000; -563 прибавить 464 равно 1000; - 563 плюс 464 равно 1000. Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000. Придумывают задачу.
- Это значит к числу 1 четыре раза прибавить 1. - В правую сторону.
- 2 + 4 = 6 - 4+2 = 6
- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. - Переместительное свойство сложения.
- Два числа . - 1 + ( 2 + 4) = 7
- Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое. - Сочетательное свойство сложения.
- Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.
- Свойства нужно знать, чтобы проще считать | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. | Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог: Регулятивные: планирование, прогнозирование |
5 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! |
|
|
6 | Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Направляет работу учащихся. Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. (слайд 20)
| Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос.
Вариант 1. | Вариант 2. | 1. Как называется результат сложения? | 1. Как называются числа, которые складывают? | 2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462? | 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368? | 3. Чему равна сумма 5432 и 0? | 3. Чему равна сумма 0 и 2538? | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373 |
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. I вариант II вариант. 1. сумма; 1.слагаемые 2. 6000; 2.10000 3. 5432; 3.2538 4. 1548. 4.1021
| Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
6 | Первичное закрепление Цель: установление правильности и осознанности изучения темы. | Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания. Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?. | Учащиеся выполняют в группах творческое задание. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.
|
| Личностные: Профессиональное самоопределение, Смыслообразование. Коммуникативные: умение интегрироваться в группу; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
7 | Подведение итогов урока Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке |
|
| Личностные: жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает дозированное домашнее задание. Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 239. 238. (слайд 21) А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание (слайд 22) Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | Учащиеся внимательно слушают. 1) Всем: п 18, с 108, выучить формулы. По желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты. |
| Личностные: нравственно-этическая ориентация Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
9. | Рефлексия. Цель: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением
вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. |
|
| Регулятивные: оценка своей деятельности и других людей |