Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
статья по теме

В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и смыслы должны пронизывать весь образовательный процесс школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_chteniya.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики

в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Л.Б.Аюпова. учитель математики МБОУ СОШ №8  г.Нижневартовска.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности.

И сегодня актуальны слова Васи́лия Алекса́ндровича Сухомли́нского: «Мир   вступает в век Человека. Больше, чем когда-либо мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека».  

       В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и смыслы должны пронизывать весь образовательный процесс школы.  

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.[1] 

Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его духовных ориентиров. Учебный предмет «Математика» является существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. 

Существует множество способов, приемов и методов реализации воспитательного направления при изучении математики.

 Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок, формирующий  у обучающихся нравственные качества личности. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».

   Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание  осуществляю посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;
  • через методы и формы обучения;
  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
  • через личность самого учителя.

С точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач, включающих исторические сведения, и сами исторические сведения. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков.  

Прекрасным материалом  для развития чувства патриотизма являются сведения из истории  развития математики и математического образования в России.   В соответствии с требованиям ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, анализируя программу и учебники, я попыталась наполнить содержание образования элементами истории, систематизировав материал по классам и темам, фрагмент которого представлен в таблице, применительно к 5 классу:

№ п/п

Тема урока

Введение элементов истории

Персоналии

Примеры исторических задач из учебника

1

Ряд натуральных чисел

Как люди научились считать. Из истории происхождения чисел.

Л.Ф.Магницкий

2

Отрезок. Длина отрезка.

Метрическая система мер. Палата мер и весов. Системы мер различных народов.

Д.И.Менделеев.

3

Сложение натуральных чисел. Законы сложения.

Из истории происхождения математических знаков.

Рене Декарт

Герон Александрийский

№137

4

Уравнение

Диофант

К.Ф.Гаусс

Франсуа Виет

5

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

6

Степень числа

Н.П.  Богданов-Бельский

С.А. Рачинский

7

Площадь.Площадь прямоугольника.

Возникновение мер площадей. Меры площадей русского народа.

8

Понятие обыкновенной дроби

«Попасть в дроби»

Аликвотные дроби.

Фибоначчи

9

Правильные и неправильные дроби

Происхождение дробей.

Л.Н.Толстой

№688-690

10

Десятичные дроби

Появление десятичных дробей

Симон Стевин

№882

11

Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

Происхождение

Петр I

№1077

№1118

№1119

 Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится как  на различных этапах урока, так и  в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, конкурсам.

Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания.

Например: при изучении  темы  «Правильные и неправильные дроби» (5 класс):

      Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.          (Л.Н. Толстой)    

Эпиграф  можно  прочитать его в начале урока, а затем вернуться к нему на этапе рефлексии. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах.

В ходе устного счета либо при изучении темы: «Степень числа» использую задачу, пришедшую к нам с картины Николая Петровича  Богданова-Бельского 

 «Устный счет». Художник изобразил на этой картине  учеников и учителя сельской

школы 19 века. Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365.

И далее я рассказываю детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование. А считать просто:

http://festival.1september.ru/articles/571201/3.gif

   

 

  Еще А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». В 5 классе при изучении темы «Отрезок. Длина отрезка» невозможно не рассказать о Дмитрии Ивановиче Менделееве, нашем земляке, который родился в 1834 году в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училища Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой. В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий Иванович скажет: «…Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами..., больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору. Вы, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас Вашу память почитаю».

Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре? На уроке геометрии я рассказываю детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них:

  • Статую красит вид, а человека – деяние его.
  • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
  • Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

Формируются гражданские качества личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Приведу примеры задач, направленных на воспитание нравственных качеств личности, патриотизма и осознания значимости своего края. Задачи можно использовать при изучении числовых множеств в 5-6 классах.

1) Самая длинная река Тюменской области – Иртыш, она на 598 км длиннее Оби. Общая длина обеих рек 7898 км. Определите длину рек Иртыша и Оби.

2) Территория Софийского двора Тобольского Кремля на виде сверху напоминает геометрическую фигуру – трапецию. Найдите площадь Софийского двора, если его размеры составляют: основания – 64 и 72м, высота – 89 м.

3) Ученый общественного значения Александр Александрович Дунин-Горкавич много лет отдал изучению Тобольского Севера и оставил после себя около 70 научных работ, посвященных самым разнообразным вопросам жизни и развития этого богатейшего и интереснейшего края! Определите, сколько лет посвятил Дунин-Горкавич изучению Тобольского Севера  [3]?

Рис. 1. Схема для решения задачи

 Знакомя ребят с историей своего края, я стараюсь привить любовь и чувство гордости к тому месту, где он родился и вырос.

Воспитание творческой самостоятельности, нравственности, патриотизма можно осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  Я со своими учениками стараюсь постоянно участвовать в различных конкурсах и конференциях.

В 2016-2017 учебном году мои ученики Нургалеев Денис, Васильев Вячеслав стали призерами межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира», слета НОУ образовательных организаций общего и дополнительного образования

города Нижневартовска, победителями VIII международного конкурса исследовательских работ «Открываю мир».

Урок математики -  это 40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все -  вместе. А вот вызвать и поддержать такое желание – это задача трудная и интересная и в каждом классе приходится ее решать заново, находя новые средства и методы.  

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009.

2. Демисенова С.В., Шебанова Л.П. Использование педагогических технологий обучения во внеклассной работе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. – 2013. – С. 31-32.

3. Корощенко Н.А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского региона. Флора и фауна. Сборник задач для 5-6 классов. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. – 140 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...