Рабочая программа по астрономии 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Распутина Анна Александровна

 Рабочая программа по астрономии для 11 класса по УМК В.М. Чаругин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya_11b_klass_rasputina_a.a._19-20.docx259.56 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

C:\Users\RasputinaAA\Desktop\Титульные листы 19-20\Сканы\Сканы титульных листов 2019-2020\астрономия 11 а.jpg

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного курса астрономии для 11 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»;

Данная рабочая программа соответствует примерной программе (Астрономия. Базовый уровень.10-11 классы. М.: Просвещение, 2017, под редакцией В.М. Чаругина), утвержденной Министерством образования РФ, 2017    года, и учебнику: Астрономия. 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / В.М. Чаругин – М.: Просвещение, 2018.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение базового курса астрономии в 11 классе (базовый уровень) 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

Цели изучения учебного предмета

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Астрономия» в 11 классе

        Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

В личностном направлении:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В метапредметном направлении:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование средств знаково-символических представлений информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств   для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «астрономия»
  12. Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «астрономия».

В предметном направлении:  

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  •  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; •
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

  1. Содержание изучаемого курса

  1. Введение в астрономию (1 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.  

  1. Астрометрия (5 ч)

Вид звездного неба, разбиение его на созвездия. Интересные объекты в созвездиях и мифология созвездий. Развитие астрономии в античные времена. Видимое движение Солнца, Луны и планет. Лунные затмения. Время и календарь.

  1. Небесная механика (3 ч)

Развитие представлений о строении Солнечной системы. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном. Космические скорости и межпланетные перелеты.

  1. Строение Солнечной системы (7 ч)

Строение солнечной системы. Физическая природа Земли и Луны, явления приливов и прецессии. Физические особенности строения планет земной группы, планет – гигантов и планет – карликов. Особенности природы и движения астероидов, комет, метеоров и метеоритов. Развитие взглядов на происхождение Солнечной системы, современные представления о её происхождении.

  1. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Методы и результаты наблюдений Солнца, его характеристики. Проявление солнечной активности и связанные с не процессы на Земле и в биосфере. Внутреннее строение Солнца. Характеристики звёзд, их внутреннее строение. Природа белых карликов, нейтронных звёзд, пульсаров и чёрных дыр. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд.

  1. Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)

Наша Галактика – Млечный Путь. Объекты, составляющие нашу Галактику. Распределение газа и пыли в ней. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Спиральная структура нашей Галактики. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики.

  1. Галактики (3 ч)

Различные типы галактик, их классификация. Определение расстояний до них. Закон Хаббла. Вращение галактик. Тёмная масса. Активные галактики и квазары. Физические процессы, протекающие в них. Распределение галактик и их скопление во Вселенной.

  1. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Эволюция Вселенной. Основы современной космологии. Расширяющаяся Вселенная. Большой взрыв. Реликтовое излучение.

  1. Современные проблемы астрономии (4 ч)

Ускоренное расширение Вселенной. Тёмная энергия и сила всемирного отталкивания. Экзопланеты. Поиск жизни и разума во Вселенной.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом 

  1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

I

Введение в астрономию (1 ч)

Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения.

Формировать умения постановки целей деятельности. Планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей.

Развивать способности ясно и точно излагать свои мысли.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук.

Воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с    физикой и математикой.

Характеризовать особенности методов познания астрономии.

Овладеть научными подходами к решению различных задач.

II

Астрометрия (5 ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске сборе информации для ее решения.

Регулятивные: уметь выделять и оценивать качество усвоения материала.

Познавательные: уметь анализировать и систематизировать знания, выводить следствия.

Воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и   кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время).

Объяснять необходимость введения високосных лет и нового    календарного стиля.

Объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца.

Применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Овладеть научными подходами к решению различных задач. Научиться объяснять природу солнечных и лунных затмений.

III

Небесная механика (3 ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске сборе информации для ее решения.

Регулятивные: уметь выделять и оценивать качество усвоения материала.

Познавательные: уметь анализировать и систематизировать знания, выводить следствия.

Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира.

Формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера.

Описывать особенности движения тел Солнечной системы под    действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом.

Характеризовать особенности движения и маневров космических   аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Приобрести опыт, проводить наблюдения

IV

Строение Солнечной системы (7 ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, и устойчивого интереса к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самоконтроля.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.

Познавательные: объяснять физические явления, процессы, связи и отношения.

Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого   облака.

Определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты).

Описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли.

Перечислять существенные различия природы двух групп планет и   объяснять причины их возникновения.

Проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу   поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений   природы этих планет.

Описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их   спутников и колец.

Характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять   причины их значительных различий.

Приобрести опыт, формирование умений построения и реализации новых знаний, проведении фронтального эксперимента

V

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование устойчивой мотивации и самосовершенствованию

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук.

Определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год).

Характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники   их энергии.

Описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности.

Объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен.

Вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу.

Называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость».

Описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых звёзд.

Описывать этапы формирования и эволюции звезды.

Характеризовать физические особенности объектов, возникающих на   конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных   дыр

Овладеть научными подходами к решению различных задач.

VI        

Млечный Путь – наша Галактика (3ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самоконтроля.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.

Познавательные: объяснять физические явления, процессы, связи и отношения.

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение.

Характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика).

Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость».

Овладеть научными подходами к решению различных задач.

VII

Галактики (3ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, и устойчивого интереса к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске сборе информации для ее решения.

Регулятивные: уметь выделять и оценивать качество усвоения материала.

Познавательные: уметь анализировать и систематизировать знания, выводить следствия.

Распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные).

Формулировать закон Хаббла.

Определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла.

Оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла.

Формирование представлений о возможности познания окружающего мира

VIII

Строение и эволюция Вселенной

(2 ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование устойчивой мотивации и самосовершенствованию

Коммуникативные: уметь выявить проблему, инициативно сотрудничать в поиске сборе информации для ее решения.

Регулятивные: уметь выделять и оценивать качество усвоения материала.

Познавательные: уметь анализировать и систематизировать знания, выводить следствия.

интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной.

Классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва.

Интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Формирование представлений о возможности познания окружающего мира

IX

Современные проблемы астрономии (4 ч)

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); фронтальная беседа, работа с презентацией, составление конспекта на основе презентации учителя; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование оценок.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, и устойчивого интереса к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук.

Систематизировать знания о методах исследования и со временном - состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Формирование представлений о возможности познания окружающего мира

Календарно–тематический план. Астрономия. 11 класс.

№ урока

Название раздела, тема урока 

Программное содержание

Кол – во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

 I.

        Введение в астрономию

1

1.1

Введение в астрономию.

Астрономия - наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной.

1

Уметь приводить примеры: роль астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии. Характеризовать особенности методов познания астрономии. Знать принцип действия оптического телескопа.

 II.

Астрометрия

5

2.1

Звездное небо.

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария.

1

Знать что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, α,δ- каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере.

Уметь использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач.

3.2

Небесные координаты.

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная и экваториальная система координат.

1

4.3

Видимое движение планет и Солнца.

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике.

1

5.4

Движение Луны и затмения.

Синодический месяц, узлы

лунной орбиты, почему

происходят затмения, Сарос и

предсказания затмений.

1

6.5

Время и календарь

Солнечное и звёздное время,

лунный и солнечный календарь,

юлианский и григорианский

календарь.

1

III

Небесная механика

3

7.1

Система мира.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Объяснение петлеобразного

движения планет. Доказательства движения Земли вокруг Солнца. Годичный параллакс.

1

Знать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система. синодический период; звёздный период; годичный параллакс.

8.2

Законы движения планет.

Обобщённые законы Кеплера и

определение масс небесных тел.

Применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов.

Решать задачи на расчёт расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

9.3

Космические скорости

и межпланетные перелёты.

Первая и вторая космические

скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете.

Знать понятия: первая и вторая космическая скорость.

Уметь рассчитывать параметры орбиты и время полёта к планете.

IV

Строение Солнечной системы

7

10.1

Современные представления о Солнечной системе. Планета Земля.

Отличия планет земной группы и планет-гигантов; планеты-карлики; малые тела Солнечной системы. Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли.

1

Знать происхождение Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы.

Уметь пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звезд.

Знать основные движения Земли; форму Земли.

11.2

Контрольная работа за I полугодие

Формулы в решении задач.

1

Знать формулы. Уметь применять полученные знания при решении задач

12.3

Луна и её влияние на Землю.

Луна и её влияние на астероиды и метеориты; их линейные и угловые размеры. Природа приливов и отливов. процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия.

1

Иметь представление о системе Земля-Луна. Знать природу Луны.

13.4

Планеты земной группы.

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры. Исследования планет земной группы космическими аппаратами.

1

Знать общую характеристику планет земной группы (атмосфера, поверхность).

14.5

Планеты-гиганты. Планеты-карлики.

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики.

1

Знать общую характеристику планет- гигантов (атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет- гигантов.

15.6

Малые тела Солнечной системы.

Физическая природа астероидов и комет; природа метеоров и метеоритов.

1

Знать астероиды и метеориты; пояс астероидов;

кометы и метеоры.

16.7

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

1

Знать о возникновении Солнечной системы; какие физические процессы привели к пространственному разделению на планеты земной группы и планеты-гиганты; где сформировались ядра комет.

V

Астрофизика и звёздная астрономия

7

17.1

Методы астрофизических исследований.

Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры.

1

Знать устройство и назначение

телескопа; устройство и назначение рефрактров и рефлекторов.

18.2

Солнце.

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли.

1

Знать основные физические характеристики Солнца (масса, размеры, температура); схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю.

19.3

Внутреннее строение и источник энергии Солнца.

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино.

1

Знать температуру в центре Солнца; источник энергии и строение Солнца; что такое солнечные нейтрино.

20.4

Основные характеристики звёзд.

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр- светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики

1

Знать основные характеристики звезд; спектральную классификацию звёзд; диаграмму «Спектральный класс – светимость звёзд»; какова связь между массой и светимостью звёзд.

21.5

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды.

Особенности строения белых карликов; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры. Наблюдения двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды; цефеиды.

1

Знать, как устроены звёзды главной последовательности, красные гиганты и сверхгиганты, белые карлики и нейтронные звезды; что представляет собой черная дыра.

22.6

Новые и сверхновые звёзды.

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд.

1

Знать, как и почему вспыхивают новые звёзды; как взрываются сверхновые звёзды.

23.7

Эволюция звёзд.

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр-светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений.

1

Знать, как рождаются, живут и умирают звезды.

VI

Млечный Путь – наша Галактика

3

24.1

Газ и пыль в Галактике.

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики.

1

Знать понятие туманности; основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике.

25.2

Рассеянные и    шаровые звёздные   скопления.

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике.

1

Знать, как устроены рассеянные звёздные и шаровые скопления; как распределены скопления в Галактике.

26.3

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути.

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд

1

Знать как обнаружили сверхмассивную чёрную дыру; в каких объектах образуются космические лучи. Оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

VII

Галактики

3

27.1

Классификация галактик.

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них.

1

Знать основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла.

28.2

Активные галактики и квазары.

Природа активности галактик; природа квазаров.

1

Знать, что такое активные галактики. Описывать модель квазара.

29.3

Скопления галактик.

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной.

1

Знать природу скопления галактик; роль чёрной материи; природу рентгеновского излучения скопления галактик; ячеистую структуру распределения галактик.

VIII

Строение и эволюция Вселенной

2

30.1

Конечность и бесконечность Вселенной.

Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной.

1

Знать связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной.

31.2

Расширяющаяся Вселенная.

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной.

1

Знать понятие «горячая Вселенная»; крупномасштабная структура Вселенной; что такое метагалактика; космологические модели Вселенной.

IX

Современные проблемы астрономии

4

32.1

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.

 

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания.

1

Знать понятия: тёмная материя и тёмная энергия.

33.2

Обнаружение планет около других звёзд.

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни.

1

Знать методы обнаружения экзопланет.

34.3

Поиск жизни и разума во Вселенной.

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им.

1

Знать об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; проблемы поиска внеземных цивилизаций; формулу Дрейка.

35.4

Итоговая контрольная работа.

Формулы в решении задач.

1

Знать формулы. Уметь применять полученные знания при решении задач

Приложение к программе:

Сведения о контроле

Содержание контроля

Кол – во часов

Кол – во контрольных

1

Контрольная работа за I полугодие.

1

1

2

Итоговая контрольная работа.

1

1

Итого:

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...