Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_biologii_v_8_klasse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

Зоология

Тип Членистоногие

Класс Насекомые

Тема урока: Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе

                     и жизни человека.

Цель урока: Обобщение знаний о насекомых.

Задачи.

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с многообразием насекомых и их значением в природе и жизни человека.
  2. Формировать у школьников умение работать с учебником и дополнительной литературой.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к предмету через дополнительные источники знаний.
  1. Развивать логическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию чувства ответственности перед одноклассниками в групповой работе.

Оборудование:

  1. Таблицы по зоологии;
  2. Рисунки учащихся.

Форма проведения урока:  урок – соревнование.

Ход урока.

  1. Организационная часть

  1. Актуализация знаний.

     Вступительное слово учителя.

         «Насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается 1018 особей, 3 млн. видов, 75 % от всех животных.  Их  больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих, бегающих, прыгающих, плавающих, летающих насекомых). Вот о них сегодня и пойдет речь на уроке.

  1. Информация учителя о форме проведения урока (урок – соревнование, в котором участвуют 3 команды, итоги соревнования подводит жюри, состоящее из учащихся класса. Определяется порядок проведения соревнования)

  1. Представление команд.

        А. Название (по отряду насекомых)

        Б. Информация о признаках отряда, представителях и их значение.

  1. Вручение конвертов с заданиями. Распределение заданий между членами команды.

(В ходе урока каждый член команды выполняет одно задание из конверта).

  1. Основная часть.

  1. Игра «Парад жуков»:
  1. Учитель: Хотите побывать на параде самой необычной армии, какую только можно себе представить? Сейчас начнется парад армии жуков – самого многочисленного отряда животных на Земле. Сейчас известно не менее 200 тысяч различных видов. Жуки подобно древним рыцарям, одеты в крепкие хитиновые латы: на голове шлем, на груди прочные доспехи, а на ногах и на брюшке – словно стальные кольца. Обратите внимание, панцири у них совершенно разные: у одних – цвета стали, у других – золотистые, у третьих – алые, у четвертых – радужные, а у некоторых доспехи переливаются, словно драгоценные камни. Итак, парад начинается.

  1. Члены команд делают сообщения о жуках:  

Жужелица                        Скарабей                        Жук – олень        

Плавунец                        Мертвоед                         Ломехуза

                                

  1. Конкурс вопросов:

К-1        1. Каковы особенности строения рабочей пчелы.

                2. Каков состав пчелиной семьи, обязанности пчел?

                3. Как пчелы передают информацию о том, куда

                   лететь за нектаром?

                4. Назовите стадии развития с неполным превращением.

К-2        1. Как отличить комара-пискуна от малярийного комара?

                2. Чем объяснить, что у комаров кровососущими являются

                   только самки?

                3. Где расположены органы вкуса у бабочек и мух?

                4. У мухи есть жужжальца. Что это за орган?

                  Из чего он образовался?

К-3        1. Почему надо бороться с мухами?

                2. Назовите стадии развития с полным превращением.

                3. Почему муравьев называют санитарами леса?

                4. Кто такие наездники? Каково их значение?

  1. Конкурс – загадка «Назовите жука».

  1. Учитель: у жуков есть и артиллерийские войска. Вот один из артиллеристов. Он может ошеломить врага внезапными залпами. Заметив опасность, жук останавливается и мгновенно выпускает «дымовую завесу» из конца брюшка – быстро испаряющуюся жидкость, она то и образует клубы «дыма». За эту особенность называют его … А как называют, вы сами сейчас скажете.

        На доску вывешиваются таблички с изображением слов: ИЗБА, БОР,

         ДОМИК, ВРЕМЯ, ДАР. Из букв, составляющих эти слова, можно

         составить название жука.

          Первая буква его есть и в 1 и 2 словах, вторая – во 2 и 3, третья – в 3 и

          4, четвертая – в 1 и 2, 5 – в 1 и 5, 6 – во 2 и 5, 7 – в 3 и 5, 8-в 1 и 3, 9 – в

          4 и 5.

        Отвечает команда, первой угадавшая название жука (БОМБАРДИР).

  1. Конкурс «Бабочка» (найди ошибку в стихах Фета А.)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

… Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот дышу…

(Отвечает команда, первой нашедшая ошибку).

  1. Конкурс «Перепутаница»

«Вести с урока в школьной газете»

Учитель: Однажды молодой журналист присутствовал на конференции энтомологов, а затем в местной газете напечатал небольшую заметку. Руководитель конференции, прочитав заметку, пришел в ужас: столько там было ошибок! Попробуйте и вы найти эти ошибки.

(Текст заметки получает каждая команда, а учитель зачитывает ее вслух. Члены команд отвечают на вопрос).

        «На уроках биологии я много узнал о насекомых, например, о жуках, бабочках, клещах, пчелах. Особенно мне понравился отряд жуков, которых называют чешуекрылыми. Я узнал, что майский жук приносит пользу, что надо охранять божью коровку, жужелицу, слепней. Но среди насекомых есть и вредные: это листоеды, могильщики, мертвоеды, блохи, вши. А по телевизору я слышал, что уже несколько сотен человек умерли от чумы. Оказывается, распространителем этой болезни является вошь. Сейчас часто встречается заболевание у людей – чесотка. Возбудитель чесотки – насекомое чесоточный клещ. Чтобы не заболеть чесоткой, надо чаще мыть руки».

  1. Конкурс – диктант.

        Вставь недостающие термины.

  1. Насекомые имеют ___________ покров.
  2. У насекомых_____________пары крыльев.
  3. Отделы тела: _________________________________.
  4. У большинства насекомых глаза _______________________.
  5. Развитие происходит _________________________.
  6. Имеют ___________ усиков.
  7. Кровеносная система _____________________.
  8. Насекомые – вредители______________________________________.
  9. Полезные насекомые________________________________________.
  1. Члены команд сдают решенные задачи и кроссворды.

  1. Заключительная часть.

        Подведение итогов. Выступление жюри. Заключительное слово учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Значение насекомых в природе и жизни человека

Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса...

Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"

урок с применением технологии развития критического мышленния...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»

Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых;  на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»

Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...