Урок "Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, её особенности".
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

(учебник:  «Биология. Человек. 8 класс», авторы: Н.И. Сонин.,  М.Р. Сапин.)

Тема: Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, её особенности.

 Цель урока:Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gumoralnaya_regulyaciya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

(учебник:  «Биология. Человек. 8 класс», авторы: Н.И. Сонин.,  М.Р. Сапин.)

Тема: Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, его особенности.

 Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.

Задачи:                                                                                                                                                   Образовательные:                                                                                                                                                         – закрепить знания о строении тканей, органов и систем органов;                                                                                                             - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;                                                       - познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции;                                                                   - раскрыть сущность и свойства гормонов;                                                                                                           - подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;                                                                                                                             - расширить кругозор учащихся.                                                                                                              Развивающие:                                                                                                                                                                  - развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;                                                    -  эмоциональную сферу: уверенность в себе;                                                                                                               -  мотивационную сферу: стремление добиться успехов;                                                                                                 -  коммуникативную сферу: навыки работы в паре.                                                                                  Воспитательные:                                                                                                                                                                 - воспитывать целостное восприятие мира;                                                                                                                - формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: таблицы с изображением схемы строения кожи человека, желёз внутренней секреции, пищеварительной системы, мочевыделительной системы, головного мозга.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

 А) Задание 21 в рабочей тетради.                                                                                                                          Дайте определение понятий:                                                                                                                                     Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.                                         Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию.                                                                             Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.

Б) Задание 22 в рабочей тетради.                                                                                                          Рассмотрите рисунок. Напишите название систем органов и органов, их составляющих. Дыхательная система = носовая полость + гортань + трахея + бронхи + лёгкие.                         Кровеносная система = сердце + сосуды.                                                                                                  Нервная система = головной мозг + спинной мозг + нервы.                                                        Пищеварительная система = ротовая полость с её органами + глотка + пищевод + желудок + кишечник + печень + поджелудочная железа.

  1. Изучение нового материала

Для осуществления регуляции физиологических процессов протекающих в организме используются два механизма: гуморальный и нервный.

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

С помощью химических веществ

С помощью нервных импульсов

Древняя

Новая

Осуществляется медленно

Осуществляется быстро

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы.  Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. А их совокупность составляет эндокринную систему.

 Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты  и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции.

Железы внешней секреции

(Экзокринные)

Железы внутренней секреции

(Эндокринные)

Железы смешанной секреции

Имеют протоки, по которым секреты выделяются в полость тела или во внешнюю среду

Не имеют протоков. Выделяют секреты в кровь.

Часть железы работает как железа внешней секреции, а часть – как внутренней секреции

Слюнные железы

Желудочные железы

Сальные железы

Потовые железы

Эпифиз

Гипофиз

Щитовидная железа

Околощитовидные железы

Вилочковая железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

Половые железы

Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.                                                           Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.

Свойства гормонов:  

  • Высокая биологическая активность  (1 г. адреналина  достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)
  • Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)
  • Действуют только на живые клетки
  • Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез.

Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции.

 Строение и функционирование эндокринной системы. (Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу)

Железа внутренней секреции

Место расположения в организме

Секретируемые гормоны

Регулируемые процессы жизнедеятельности

Гипофиз

В полости черепа под промежуточным мозгом. Состоит из трёх долей.

Соматотропин  (гормон роста);

Гормоны, влияющие на работу других желёз;

 Пролактин;

Меланотропный гормон;

Окситоцин;

Вазопрессин (антидиуретический гормон).

Регуляция роста, стимуляция белкового синтеза;

Регуляция деятельности щитовидной, половых желёз, надпочечников;

Регуляция развития молочных желёз и секреции молока;

Регуляция пигментации;

Регуляция маточной активности;

Регуляция интенсивности мочевыделения.

Эпифиз

В полости черепа над средним мозгом.

Гормоны, влияющие на биологические ритмы и половое созревание.

Регуляция активности физиологических и психических процессов.

Регуляция полового созревания.

Щитовидная железа

Прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи.

Тироксин;

Трийодтиронин.

Регуляция интенсивности обмена веществ, частоты сердечных сокращений, возбудимости нервной системы, роста, физического и умственного развития.

Околощитовидные (паращитовидные) железы

На задней поверхности и под щитовидной железой.

Паратгормон

Регуляция обмена кальция в организме.

Надпочечники

На верхних полюсах почек.

Мозговой слой: адреналин, норадреналин

Корковый слой: глюкокортикоиды, половые гормоны

Повышение частоты и силы сокращения сердца, ускорение обмена веществ, сужение сосудов (кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц), замедление пищеварения.

Регуляция обмена белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей; уменьшение воспалительных реакций;

Поджелудочная железа

(островкиЛангерганса)

В изгибе двенадцатипёрстной кишки.

Инсулин

Регуляция обмена углеводов

Половые железы

Семенники (мужские)

Яичники (женские)

Андрогены

Эстрогены

Регуляция обмена веществ, роста, развития половых органов, появления вторичных половых признаков.

Таким образом, эндокринная система является специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост,  развитие, поведение. Регуляцию активности многих эндокринных желёз осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизма прямой и обратной связи. Гипоталамус  является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу. Гипофиз, в свою очередь, путём секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

  1. Закрепление знаний

  1. Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь?

А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых  регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела».

          Б) « Крупная парная железа, находится в брюшной полости. Состоит из двух слоёв: наружный корковый вырабатывает гормоны-кортикоиды, регулирующие обмен органических и минеральных веществ, а также в небольшом количестве половые гормоны. Внутренний – мозговой слой, где образуется гормон адреналин, его действие на организм многообразно».

2.  Решите, правильно или неправильно, то или иное суждение.

1. Железы внутренней секреции не имеют протоков.

2. Секрет желёз внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.

3. Железы внешней секреции выделяют гормоны.

4. Секрет желёз внешней секреции выделяется в полости.

5. Секрет желёз внутренней секреции выделяется непрерывно.

6. Железы желудка относятся к железам внутренней секреции.

7. Сальные железы относят к железам внешней секреции.

8. Гормоны – это биологически активные вещества.

9. Половые железы – это железы внешней секреции.

10. Инсулин – это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

3.  Работа в группах над заданием рубрики учебника «Рассмотрите рисунок» на стр. 48-49.

     Назовите изображенные на нём железы внутренней секреции. Какие функции эти железы выполняют?

  1. Надпочечники
  2. Поджелудочная железа
  3. Щитовидная железа.
  4. Гипофиз.

  1. Подведение итогов
  2. Задание на дом: изучить текст учебника на стр. 44-47;                                                                                           выполнить в рабочей тетради задания 24-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе по теме "Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, ее особенности"

Представлен конспект урока с презентацией. Рассмотрены основные формы регуляции жизнедеятельности организмов, типы желез организма человека, эндокринные железы....

Лекция "Эндокринная система человека"

В данной лекции говорится о железах внутренней секреции, какие гармоны они выделяют и о влиянии гармонов на организм человека....

Эндокринная система человека

В презентации рассмотрены вопросы гормональной деятельности эндокринной системы человека: историческая справка, заболевания, возникающие у людей вследствие недостаточной и избыточной гормональной деят...

Разработка интергрированного урока по биологии-летиратуре в 8 классе на тему: "Эндокринная система человека"

Данный учебный материал позволяет не только закрепить основные понятия и закономерности работы эндокринной системы, но и повысить читательский интерес у школьников благодаря использованию отрывков из ...

Эндокринная система человека тест по биологии для 8 класса

тест по теме"Эндокринная система человека 2 варианта....

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА...

Эндокринная система человека

Данная презентация используется при изучении нового материала в курсе биологии 8 класса, а так же для повторения материала при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого этот материал удобен при самостоятель...