Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Слесаренко Ирина Михайловна

Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc40 КБ
Microsoft Office document icon opornyy_list_k_uroku.doc51 КБ
Office presentation icon znachenie_fizicheskoy_aktivnosti.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Значение физической активности. Закаливание организма»

Цель урока: развитие мотивации на укрепление и сохранение здоровья.

Задачи урока:

1) Образовательные: сформировать представление о видах закаливания. Продолжить освоение знаний о профилактике простудных заболеваний.

2) Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности, продолжить прививать интерес к здоровому образу жизни.

3) Развивающие: продолжить развитие потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, планировать здоровое будущее.

4) Коррекционные: коррекция слухового восприятия на основе узнавания, запоминания, восприятия, коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, шарики, большие колбы, опорные листы.

                                       Ход урока.

1 Организационный момент. СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Егодня поговорим  с вами о значении физической активности и закаливании.        И начнём мы  с проверки домашнего задания. У вас на столах лежат опорные конспекты в них кроссворд. Ваше задание – разгадать его.

(Работа с блоком №1 опорного конспекта)

Какое получилось ключевое слово? (Движение)

2 Постановка проблемы. СЛАЙД 2

Движение- питает сосуд здоровья. А чем же каждый из вас питает сосуд своего здоровья? Дайте ответ на вопрос «Что я делаю для сохранения своего здоровья?»

(При ответе бросают белые шарики в «Сосуд здоровья»)

А теперь наполним сосуд нездоровья и ответим на вопрос «Чем я наношу вред своему здоровью?»

(При ответе бросают шарики в «сосуд болезней», сравнить количество шариков в обоих сосудах)

Почему несмотря на то, что здоровье дорого каждому человеку, вы наносите ему вред?

До урока был проведён опрос  по теме занятий спортом и физкультурой. А ведь физические нагрузки играют очень важную роль для организма.     СЛАЙД 3             

3. Изучение нового материала.

Было выяснено, что только один человек в классе занимается спортом. Предлагаю послушать его рассказ.

План рассказа.

1 Как называется вид спорта?

2 Какие тренажёры используются?

3 Какие мышцы развиваются?

4 Сколько раз в неделю тренировки?

5 Обращался ли к врачу перед началом занятий?

7 Какие цели ставишь перед собой?

8 Каких результатов достиг:?

9 Как отражаются занятия спортом на физической форме и настроении, на состоянии здоровья?

- Большое спасибо, а сейчас хочу познакомить вас с основными признаками оздоровительных физических нагрузок . СЛАЙД 4

               

- А теперь ваше мнение, какие принципы удаётся соблюдать вашему однокласснику? (Работа с блоком №2 опорного конспекта)

- Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физическая культура ещё не получила широкого распространения. Препятствием является отсутствие желания заниматься физической культурой, недопонимание значения физической активности.А мы можем и па уроке уделить внимание своему физическому здоровью . (Физкультминутка. Упражнение для глаз)

     СЛАЙД 5 , 6  

- А сейчас я хочу рассказать вам питчу. «В древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика скифа. На старике была только одна набедренная повязка. «Как  ты , старик не мёрзнешь в такую погоду?»- спросил юноша.»Но ты же не закрываешь лицо?- вместо ответа заметил старик.  «Но то же лицо , оно привыкло»- воскликнул юноша. «Так представь, что я весь лицо. Лицо привыкло к холоду, так же должно привыкнуть и всё тело.» СЛАЙД 7

-Что произошло с организмом старика?

(Заслушивание ответов)

-Послушав мой рассказ с использованием слайда обьясните почему закаливание называют «тренировкой сосудов»? СЛАЙД 8

Кожа- это орган , функция которого регулирование температуры тела. Однако кожа гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. Вот почему даже лёгкий сквозняк может вызвать простуду. Необходима тренировка тела к воздействию холода. Наше тело своеобразное «общежитие» для микробов. Если наш организм переохладился, защитные силы ослабеваюти микробы вызывают заболевание прстуду. При закаливании сосуды тренируются быстрее сокращаться от холода. Закалённый человек реагирут на холод следующим образом.1) сосуды сужаются только в том месте, которое подверглось воздействию холода

2) в охлаждённом месте наблюдается «игра сосудов». Сосуды, то сужаются , то расширяются и  переохлаждения не происходит.

3)теплопродукция становиться более мощной, повышается уровень обмена веществ.

Итак, вернёмся к вопросу: почему закаливание называется тренировкой сосудов?

(ответы учащихся)

-Молодцы, а сейчас игра «Что? Где? Когда?» СЛАЙД 8,9

Ученик  нашей школы прислал вам видеовопрос. (Демонстрируется видеозапись с видеовопросом)

(Ответ на видеовопрос –солнце.)

А теперь второй вопрос. СЛАЙД 10

О чём Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Планета людей» сказал следующее:

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всём существе разливаются блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца»

(Вода)

Внимание, третий вопрос.

Отгадайте загадку: «Всю жизнь с ним живём, а ни разу не видели»

( Воздух)

Итак, солнце, воздух и вода. Какое отношение эти объекты неживой природы имеют к теме нашего урока?

  (Ответы учащихся и работа с блоком №3 опорного конспекта)

- Но эти факторы использовать для закаливания нужно по определённым правилам. Дома вы подготовили сообщения о правилах  закаливания.

  (Сообщения учащихся по темам:

1 Правила закаливания солнцем СЛАЙД 11

2 Правила закаливания водой. СЛАЙД 12

№ Правила закаливания воздухом. СЛАЙД 13

-В блоке № 4 опорного листа имеется текст, где перечислены принципы закаливания. Давайте почитаем самостоятельно текст и заполните блок №4 опорного листа.

(Самостоятельная работа учащихся и заполнение схемы. После окончания работы организуется проверка.)

4 Закрепление изученного.

-Одним из ключевых слов нашего урока является слово «закаливание». Предлагаю составить синквейн к этому слову. Правила составления синквейна есть в блоке №5 опорного листа СЛАЙД 14

 (Составление синквейна и зачитывание).

-А теперь решим задачи. СЛАЙД 15

1 Вы регулярно занимаетесь закаливанием холодом. Значит ли это, что наряду с устойчивостью к холоду вы также способны без труда выдерживать высокую температуру?

2 Можно ли использовать осеннее похолодание как закаливающий фактор?

5 Подведение итогов и рефлексия.  СЛАЙД 16

-Итак, все задачи решены, на вопросы получены ответы . Предлагаю опустошить «сосуд нездоровья». Берём из него о одному шарику и заканчиваем одно из предложений:

1 Сегодня на уроке я узнал……

2 Я думаю,что….……….

3 Мне понравилось…….

4 Мне не понравилось……..

( Незаконченные предложения даны на слайде и в опорных листах)

Сосуд нездоровья  опустошён, конечно, в жизни не всё так просто. Сохранение здоровья требует большого труда. Но как известно, кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет, тот ищет причины. Я вам желаю всю жизнь искать и находить возможности. Спасибо за урок! СЛАЙД 17



Предварительный просмотр:

Значение двигательной активности. Закаливание.

Блок №1

Разгадать кроссворд.

1Показатель работы сердца

2 Средство индивидуальной защиты.

3 Меры по предупреждению попадания микробов в рану.

4 Приспособление для остановки кровотечения.

5 Нарушение целостности кости.

6 Повреждение кожи и нижележащих тканей.

7 Приспособления для иммобилизации конечности при переломе.

8 Сосуд, несущий кровь к сердцу.

Блок №2

Оцени друга.

Принципы оздоровительных физических нагрузок.

«+» или  «-»

  • Принцип контроля

  • Принцип дозировки и оптимальности

  • Принцип постепенности

  • Принцип радости

  • Принцип систематичности

  • Принцип полноценного отдыха.

Гиподинамия- снижение двигательной активности

Блок№3

Факторы закаливания.

 

Блок №4

Принципы закаливания.

Закаливание, как система специально осуществляемых оздоровительных процедур, дает ожидаемый эффект лишь при соблюдении следующих основных принципов: оно должно быть, во-первых, постепенным; во-вторых, систематическим; в-третьих, комплексным; в-четвертых, проводиться с учетом индивидуальных особенностей организма (главным образом с учетом имеющегося на момент начала закаливания уровня его закаленности, а также быстроты приобретения этого состояния).

Блок №5

Сосавить сиквейн.

Правила составления синквейна

Синквейн к слову «Закаливание»

1 Термин

2 Два слова определения предмета

3 Три глагола

4 Предложение из четырёх слов.

5 Слово определяющее вашу эмоцию.

Блок №6

Решить задачи.

1 Вы занимаетесь регулярно закаливанием холодом. Значит ли это, что наряду с устойчивостью к холоду вы также способны без труда выдерживать высокую температуру.

2 Можно ли использовать осеннее похолодание как фактор закаливания?

Блок №7

Закончить предложение.

1 На уроке я узнал, что ………

2Я думаю, что…..

3 Мне понравилось……….

4 Мне не  понравилось…………

Блок №8

Домашнее задание.

1 подготовить сообщение по теме «Физическая активность в жизни великих людей»

2 Составить рекламу физической активности.

3 Сочинить стихотворение по теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение физической активности. Закаливание.

Слайд 2

1 Что я делаю для сохранения своего здоровья? 2 Чем я наношу вред своему здоровью?

Слайд 3

Влияние физической активности на организм человека. Развивает все системы организма. Улучшает функциональные показатели организма. Обеспечивает меньшую подверженность стрессам. Повышает работоспособность. Улучшает состояние здоровья.

Слайд 4

Принципы оздоровительных физических нагрузок. Принцип контроля Дозировки и оптимальности Постепенности Радости Систематичности Полноценного отдыха.

Слайд 5

назад начать

Слайд 6

гиподинамия

Слайд 7

Притча «Старик и юноша».

Слайд 8

Физиологический механизм закаливания.

Слайд 9

«Что? Где? Когда?»

Слайд 12

Составление синквейна.

Слайд 13

Решение задач.

Слайд 14

На уроке я узнал… Я думаю, что… Мне понравилось… Мне не понравилось…

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Методическая разработка урока по теме "Обменные процессы в организме". 8 класс

На данном  уроке    обучающиеся знакомятся  с видами обмена веществ: пластическим обменом и энергетическим обменом; со стадиями обмена и превращением в организме одних соединений в...

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗАВИСИМОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ»

РАЗРАБОТКА УРОКАНА ТЕМУ «ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗАВИСИМОСТИ ОРГАНИЗМОВ  ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ» ...

Разработка урока биологии в 10 кл "Размножение организмов"

Данная разработка  содержит материал по основныи формам размноженя организмов, обитающим на планете Земля. В программу урока входят как лекционный материал,так и различные задания для обучающихся...

урок по профилактике Физические процессы в организме человека

Данный урок можно использовать на уроках физики в конце учебного года, в форме повторения  с целью профилактики перед летними каникулами.На уроке  будут использованы индивидуальные и г...